Из записных книжек 207. Учись всему

Владимир Васильевский
     Мать была против моего второго брака.
     Нас никто не учит выбирать жен. Первый брак не выдержал испытаний временем. Одиннадцать лет взаимных мучений ... И мы разошлись.
     Остался шестилетний сын. Общались. Помогал в учебе. Благо, бывшей жене не приходило в голову препятствовать.
     И вот женился во второй раз.
     Некоторое время спустя представилась возможность познакомить жену с родителями. Мы жили в Питере, а родители - в дачном поселке, под Комсомольском-на-Амуре.
     Мне казалось - познакомлю, и мать примет мой второй брак.
     Сыну уже девять лет. Он тоже изъявил желание слетать к дедушке с бабушкой. И вот мы втроем в Комсомольске-на-Амуре.
     Дачный поселок от города не далеко. С кольца городского трамвая нужно пройти по берегу одной из проток Амура километра три. Но мы заблудились...
 
     Когда-то сокурсник Толя Войкусов дал совет: Учись всему, чему подвернется случай. Вот увидишь - когда-нибудь да пригодится.
     Совет оказался дельным. Не раз убеждался в его справедливости. Более того. Иногда может пригодиться даже какое-нибудь незначительное наблюдение.
     В детстве у меня был щенок крупной породы. Мне нравилось с ним возиться. И он с удовольствием боролся со мной. Однажды моя правая кисть случайно попала в пасть ладонью вниз, и я крепко сжал его нижнюю челюсть. Щенок взвизгнул и на секунду обмяк. Отключился!
     Оказалось - у собак это слабое место. В дальнейшем не раз пользовался в наших шуточных схватках этим запрещенным приемом. Правда, больше не давил так сильно. Чтобы не обижать друга.
      И вот это маленькое открытие, спустя много лет, спасло мне жизнь.
      Мы заблудились.
      Оставил жену и сына на опушке под деревом, а сам пошел спросить дорогу. На улице никого не было. Решил зайти к кому-нибудь во двор. Толкнул первую попавшуюся калитку. Она оказалась не заперта. Вошел. Тропинка вела к дому. Направился к крыльцу.
      И не сразу заметил, что над головой вдоль тропинки, также к дому, протянута толстая проволока. Увидел ее только поднимаясь на крыльцо. Сразу - холодок под ложечкой. Проволока означала только одно: по ней на цепи бегает собака, натасканная на непрошенных гостей.
      Заглянул в сени - и встретился глазами со здоровенным рыжим псом. Он лежал на полу. Возможно пес и слышал мое приближение к дому, и подъем на крыльцо, но принял за своего.
      А когда увидел чужака, на доли секунды растерялся: не известно чего от меня ждать. Но когда я попятился, он вскочил на ноги и ринулся на меня.       
      Однако, его короткое замешательство дало мне время спрыгнуть с крыльца. Все так же,- пятясь, и двинуться к калитке. Повернись я к противнику спиной, мне бы - конец.
      Кобель выскочил на крыльцо и прямо с него, сильно толкнувшись задними ногами с ревом полетел на меня.
      Тут-то я и выставил руки вперед.
      Все произошло, как и рассчитывал, - обе кисти ладонями вниз оказались в его пасти. Обхватил нижнюю челюсть и сдавил, что было сил. Он взвыл. Я еще - пинком  между задних ног. И отпустил челюсть. Кобель рухнул на землю. А я отлетел спиной на грядку.
      Быстро вскочил и - вон за калитку. Пес очнулся и ринулся снова. Но - поздно. Я уже был недосягаем.
      Взглянул на руки. С пальцев, тут и там, капала кровь. Больно! Но кости, кажется, целы.

     Так и заявился к родителям, с окровавленными руками.
     Жена и сын были уже здесь. Им указали дорогу другие соседи.
     Но как сразу не заладилось, так и дальше пошло.
     Сын, плавая по протоке на плоту, свалился с него. И едва спасли. За день до нашего отъезда, мать и жена так поссорились, что хватило на всю оставшуюся жизнь...
     План мой полностью провалился. Все это произошло в восемьдесят седьмом году. Больше мне не случилось увидеть ни мать, ни отца.
     В девяносто первом произошла очередная революция. Затем пресловутые девяностые. Потеря работы. Выживание. Ушли из жизни один за другим отец и мать.
     Единственное светлое событие - рождение в девяностом сына от второго брака.
     Кстати о втором браке. Как ни старался учиться на первом, второй тоже не удался. Правда, длился существенно дольше.
     А может быть и напрасно ропщу на судьбу. Брак, по определению, - дело временное. Союз. Для рождения и воспитания детей.
     А так ... Рождаемся по одиночке. И из жизни уходим по одиночке. Да и вообще, хорошее дело браком не назовут.
     Первая жена подарила сына. Вторая - еще одного. Оба состоялись. Наверное, это главная цена моим бракам. Пожалуй,- и жизни.
     За сыновей простил женам все обиды.
     Надеюсь,.. и сам буду прощен.      

  - посмотрите еще вот это http://youtu.be/fCbTavr7MKM    
  -  присутствую и на стихи.ру