Я верю в свою звезду

Кристина Заяц
       Ирина Васильевна посвятила свою жизнь работе. Ей семьдесят. Она  была практикующим юристом, сейчас преподаёт гражданское право на юридическом факультете в Университете. Своё дело Ирина Васильевна любит, и вкладывает в него всю душу и силы. Это не значит, что в ее жизни нет других интересов. У неё замечательный, любящий муж, множество увлечений, но работа всегда была на первом месте. Она из тех редких людей, для кого профессия – это призвание. Преподавать – это искусство, и наша героиня владеет им в совершенстве. Она хорошо знает не только свой предмет, но и саму жизнь. К студентам относится с теплотой и неподдельным интересом. Ни один из них не оставляет её равнодушной. Она учит не только гражданскому праву, а и многому другому, необходимому и важному в жизни.
Я имела честь быть её студенткой.
Когда Ирина Васильевна, в начале семестра, вошла в аудиторию, мы увидели пожилую женщину с зелёными, невероятно молодыми и озорными глазами. Эти глаза отвлекали внимание от всех атрибутов старости. Мы, конечно уже были наслышаны о том, что она строга,  требовательна и смотрели на неё недоверчиво и с опаской.
Мы познакомились с Ириной Васильевной в тяжелое для неё время. Она неожиданно для себя узнала о том, что её отстранили от чтения лекций. И даже не предупредили об этом. Когда наша героиня смотрела расписание, она увидела, что лекции вместо неё будет читать молодая, ещё неопытная преподаватель. Это был стресс. Ирина Васильевна привыкла к большому уважению в профессиональных кругах. Её фамилия была известна и о многом говорила. Но власти меняются, новое поколение преподавателей наступает на пятки, и возраст неумолимо растёт. Как наша героиня любила читать лекции! Сколько сил прикладывала к тому, чтобы они были интересными, доступными и небанальными! Несмотря на то, что Ирина Васильевна преподавала много лет, и знала более чем достаточно, она продолжала учиться и профессионально расти. И этим летом провела большую работу над материалом, чтобы внести разнообразие в лекции. Ирина Васильевна чувствовала в себе силы, вдохновение и порыв, чтобы продолжать читать их. То, что она сегодня узнала стало приговором, оскорблением и ударом. В самых расстроенных чувствах наша героиня шла на семинар. На глаза наворачивались слёзы, сердце громко стучало, ноги не слушались.
И, лишь войдя в аудиторию, увидев своих новых студентов, она взбодрилась и взяла себя в руки. Её посетило вдохновение, теперь она будет отдавать всю душу семинарам. Перед ней стояли юные второкурсники. Большинству из них лет восемнадцать. Прекрасный возраст. Юность, перспективы, влюблённость в жизнь. Уже с первого взгляда Ирина Васильевна может многое сказать о каждом из них. Годы работы с людьми и богатый жизненный опыт дают возможность хорошо разбираться в людях.
- Здравствуйте! Вы можете садиться. Меня зовут Ирина Васильевна. Я буду проводить у вас семинары по гражданскому праву. 
Мы переглядываемся, смотрим на преподавателя, и пытаемся понять, действительно ли она так строга, как нам рассказывали старшекурсники. А Ирина Васильевна продолжает:
- С чего мы начнём знакомство с предметом?
Она берёт в руки синюю книжечку, и показывает её нам.
- Что это? – спрашивает преподаватель.
- Гражданский кодекс, - отвечает кто-то из студентов.
- Правильно. А что он из себя представляет? Сегодня для вас это собрание сложных, непонятных и неинтересных статей. Если же вы будете добросовестно заниматься, нормы кодекса станут вам понятны, и интересны. Когда же вы будете применять их в работе, они словно оживут, и вы будете их чувствовать и хорошо знать. Это касается и норм других законодательных актов. Их комплексное изучение вместе с практикой сделают вас специалистами права. Если вы этого хотите, вас ждёт интересная и довольно сложная работа. В том, случае, если у вас нет такой задачи, вы просто теряете время. Так что  рекомендую поскорее определиться, поставить перед собой цель и идти к ней. Я же желаю вам удачи и постараюсь поделиться с вами знаниями, которыми владею.
Это вступление произвело на меня впечатление, я задумалась над сказанным, и впервые почувствовала желание изучать отрасли права не только для того, чтобы сдать экзамены, а и для того, чтобы стать хорошим специалистом.
Ирина Васильевна увидела эмоциональный отклик в глазах многих из нас и почувствовала себя в своей стихии. Но предательское отчаяние вдруг  накатило с новой силой. Она пытается отвлечься, но неожиданно для самой себя начинает рассказывать студентам о случившемся.
- Меня даже не предупредили о том, что я больше не буду читать лекции…
Не думаю, что кто-то из студентов смог осознать весь драматизм сказанного, но Ирине Васильевне стало легче, и она снова взяла себя в руки.
- Вернёмся к гражданскому законодательству. Мы уже упоминали о Гражданском Кодексе. Какие другие акты гражданского законодательства Украины вы можете назвать?
Один из студентов поднял руку.
- Прошу Вас, отвечайте.
Это был очень высокий, полноватый, серьёзный молодой человек.
- Конституция Украины, законы, акты Президента, постановления Кабинета Министров, международные договора.
- Верно.
Ирина Васильевна довольна ответом студента. Её всегда радуют хорошие знания и активная позиция в начале семестра. Большинство учащихся оживают ближе к сессии. Исключение составляет небольшое количество студентов, которые уже на первых семинарах выделяются на общем фоне группы.
- Что ещё, помимо законодательных актов, регулирует гражданские отношения?
Несколько студентов подняли руки, Ирина Васильевна указала на девушку, сидевшую за первой партой. Собранная, целеустремлённая, грамотная. Всё это бросается в глаза Ирине Васильевне.
- Особое место в урегулировании гражданских отношений занимает Договор.
- Верно. Дальше мы с вами будем подробно изучать договорные отношения, и вы хорошо поймёте, что из себя представляет договор. Когда же вы будете работать на практике с договорами, вы узнаете все нюансы и правила, регулирующие отдельные виды договорных отношений. Поверьте мне, это интересно. И чем добросовестнее вы сейчас будете учиться, тем легче и интереснее будет вам работать.
Ирина Васильевна начинает всматриваться в лица студентов и наблюдать за их поведением. Кто-то собран и внимателен, кто-то спит на задней парте, кому-то интересно, кому-то невыносимо скучно, и он с нетерпением ждёт конца занятия. Преподаватель хочет достучаться до каждого студента, и до спящего, и до скучающего. Она должна всех заставить выучить и понять. Это задача нелёгкая, но Ирина Васильевна с азартом и искренним интересом относится к ней.
И так, за последней партой сидит небольшая компания студентов, явно скучающих и спящих. Преподаватель вызывает одного из них.
- Повторите пожалуйста, акты гражданского законодательства, которые были названы.
Студент смотрит на преподавателя тупыми глазами, изображает мыслительную деятельность, издаёт мычащие звуки. Кто-то из одногрупников подсказывает ему, он вслушивается изо всех сил, но ничего не может разобрать, от этого его вид становится ещё глупее.
- Назовите Вашу фамилию.
- Губицкий.
- Я ставлю Вам два. На следующем семинаре, я зада вопрос о гражданском законодательстве ещё раз. Потрудитесь выучить.
Студент лениво садится. На его лице написано, что ему всё безразлично. Два, так два.
Нельзя сказать, что Ирине Васильевне интересны и симпатичны только отличники. Нет, порой добросовестные заучки ей не нравятся, а некоторые лоботрясы вызывают симпатию.
- Мы с вами не зря начали знакомство с предметом с законодательства. Я повторюсь и скажу, что вы должны отнестись к нему с вниманием и интересом. Не ленитесь, досконально изучайте законодательство при каждой возможности. Чем лучше вы будете ориентироваться в законодательстве, тем лучшими специалистами вы станете. Следующее занятие мы посвятим участникам гражданских отношений. Прошу вас изучить положения о физических лицах. Наше занятие подходит к концу, и я бы хотела поставить оценки тем, кто сегодня отвечал.
Преподаватель спрашивает фамилии отвечавших студентов, ставит им пять, и говорит:
- Вы можете быть свободны.
Какой бы не был интересный семинар, а перемена всегда радость для студентов. Мне хочется кофе. Я спешу в буфет, покупаю Маккофе, и с разовым стаканчиком в руках выхожу во двор. Студенты, как весенние воробьи щебечут и радуются жизни. Какое место среди их интересов сегодня занимает законодательство Украины? У всех по разному, но боюсь, что у большинства – не первое. Хочется любить, хочется веселиться, хочется жить. Голова кружится от этих желаний. Среди них нужно найти место для учёбы. Именно об этом хотела сегодня нам сказать Ирина Васильевна. Для неё, в отличие от студентов перемена не стала радостью. Снова накатили тяжелые чувства и печальные мысли. Когда она шла по шумному коридору, её впервые посетило ощущение, что она чужая на этом празднике жизни. Всё то, что наша героиня так любила теперь кажется чужим и зловещим. Выйдя из корпуса, Ирина Васильевна глубоко вдыхает свежий сентябрьский воздух, смотрит по сторонам и осознаёт, что жизнь продолжается. Всю дорогу домой наша героиня напряженно думала о том, как скрыть от мужа переполняющие её эмоции. Это сложная задача, ведь так хочется пожаловаться, но почему то стыдно. Это гордость, глупость или желание держаться достойно? Ирина Васильевна принимает решение зайти в магазин и купить торт. Когда Владимир Иванович, так зовут мужа нашей героини, пришел с работы домой, был накрыт стол. Жена была одета нарядно и как-то странно улыбалась.
- У нас праздник? – спросил удивлённый муж.
- В каком то роде, да.
Ирина Васильевна прикладывала массу усилий, чтобы казаться весёлой и беззаботной. И только в конце ужина наигранно спокойно сказала:
- А я больше не буду читать лекции.
- Как? Почему?
- Вместо меня поставили другого преподавателя.
- А ты?
- А я старая, - произнесла Ирина Васильевна и расхохоталась.
- Мне кажется, что ты выпила много шампанского.
- Нет, нет. Всего пару глотков.
На глаза навернулись слёзы, но наша героиня отвернулась, и поменяла тему разговора.
Я довольно поздно вернулась домой с романтического свидания. Уставшая и счастливая, я бы с удовольствием провалилась в сладкий сон. Но слова Ирины Васильевны произвели на меня впечатление, я беру учебник по гражданскому праву, Гражданский кодекс и изучаю положения о физических лицах. Впервые я стараюсь настроить себя так, чтобы мне было интересно. И, как ни странно, мне это удаётся. Благодаря такому настрою я более вдумчиво читаю, и лучше усваиваю материал. В какой то момент на меня наваливается сон, и я засыпаю с книгой в руках.
Следующий семинар по гражданскому праву начался с того, что Ирина Васильевна, как и обещала, вызвала Гурцкого Андрея.
- Какие акты гражданского законодательства Вы можете назвать?
Студент, так же как и на прошлом занятии молчит и изображает мыслительную деятельность. Глядя на него, создаётся впечатление, что ему лень не то что отвечать, а и стоять. Он упирается о парту руками и тупо, недовольно смотрит на преподавателя.
- Я ставлю Вам два и напоминаю, что двойки нужно отрабатывать. На следующем семинаре я снова задам Вам этот вопрос. Можете садиться.
Андрей садится с выражением претензии на лице. Ему по прежнему всё безразлично, два так два. Ирина Васильевна хорошо знает эту категорию студентов, они есть в каждой группе. Но она не может к этому привыкнуть, и остаться равнодушной. Как и в молодости, раздражается и злится. Для таких студентов связи работают против них. Они знают, что экзамен сдадут и с двойками, и без знаний. Теряют драгоценное время и думают, что так будет всегда. Есть студенты, которые не нуждаются в таком стимуле как страх перед плохой оценкой, переплывающий в страх быть выгнанным из ВУЗА. Их не нужно заставлять учиться, они добросовестно учатся сами по себе. Но таких студентов мало, большинство же нуждается в упомянутом стимуле. Я сама отношусь к этой категории учащихся.
Семинар проходит интересно и нестандартно. Преподаватель, помимо теоретических вопросов задаёт много практических. А так же многое объясняет и рассказывает. К концу занятия вся информация о физическом лице становится понятной и хорошо усваивается. В конце семинара Дина Васильевна ставит оценки. Мне повезло, я хорошо ответила на пару практических вопросов и получила пять.
- На следующий раз Вы изучаете положения о юридическом лице, как участнике гражданских отношений. Можете быть свободны.
Время летит стремительно и быстро. Скоро зимняя сессия. Нам предстоит пять экзаменов и зачёты. По гражданскому праву будет зачёт, а летом, - экзамен. Лично я большинство знаний получаю именно в этот период. Студенты оживают, и в страхе перед экзаменами начинают активно учиться и суетиться.
На последнем семинаре по гражданскому праву в этом семестре нас ждал сюрприз. В конце занятия Ирина Васильевна объявила:
- Я поставлю зачёт автоматом всей группе.
Мы ахнули от радости.
- Я была строга и требовательна к вам. Думаю, что вы заслужили зачёт.
Преподаватель не стала делать исключения для студентов, которые учились плохо. Она надеялась, что её великодушие затронет их, и простимулирует к учёбе.
И так, зачёты сданы. Остались экзамены. Новый Год отравлен, так как четвёртого января первый экзамен. Уже первого числа пришлось сесть за книги. Зато сколько радости в душе студента, когда сессия успешно сдана. Чувство безграничной свободы и лёгкости переполняет душу. Группа разбивается на компании и празднует это событие. Каникулы проходят интересно и весело. Но увы, всё хорошее заканчивается быстро. И мы уже сидим за партами и слушаем лекции. Надо отметить, что лекции по гражданскому праву, в исполнении молодой преподавателя, скучны. Она читает их с листа монотонным голосом. Эти лекции можно прогуливать со спокойной совестью, так как всё тоже самое можно прочитать в учебнике. Лекций Ирины Васильевны мне так и не довелось услышать. Я думаю, что много потеряла.
Приближается лето, а вместе с ним летняя сессия. Как я уже говорила, нам предстоит экзамен по гражданскому праву. Принимать его будет лектор. Ирина Васильевна впервые не принимает экзамен. Она решает выставить нам итоговые оценки. Сообщает нам об этом преподаватель на последнем семинаре. Нас это известие взволновало, так как мы не знали чего ожидать. К моему большому удивлению мне поставили пять.
Что такое экзамен? Это прежде всего проверка знаний. Но как много здесь зависит от случая. Думаю, что очень мало студентов хорошо знают ответы на все вопросы. Какой попадётся билет, удастся ли вспомнить ответ, или достать шпаргалку, какое будет настроение у экзаменатора. Всё это и многое другое определит оценку.
Так получилось, что на экзамене по гражданскому праву я получила четыре. Меня это не расстроило и не возмутило. Я не отличница, и считаю, что четыре – это хорошая оценка. Более того, я действительно не ответила на какой то дополнительный вопрос преподавателя. Это был последний по счёту экзамен, и я уже была переполнена предвкушением летних каникул.
В начале следующего учебного года меня ожидало нечто удивительное. Когда я случайно встретилась в коридоре с Ириной Васильевной, она остановилась и заговорила со мной:
- Я смотрела оценки Вашей группы за экзамен, и видела, что Вам поставили четыре. Меня это возмутило, и я написала жалобу на имя заведующего кафедрой, в которой уточнила, что Вы знаете предмет на пять.
- Оценки – это не главное, - вот и всё, что я смогла ответить.
Преподаватель лукаво посмотрела на меня и произнесла:
- Да, но оценки тоже важны.
Я была тронута этим поступком до глубины души. Повторю, что я не считаю, что знаю предмет на пять, более того, четыре или пять – это не так то и принципиально. Но такое искреннее неравнодушие со стороны преподавателя поразило меня. Под этим впечатлением я приняла решение поздравить Ирину Васильевну с ближайшим праздником. Купила букет из мелких белых роз, коробочку конфет и преподнесла их преподавателю. Следующим своим поступком она поразила и смутила меня ещё сильнее, чем в первый раз. Через пару дней наша героиня нашла меня и преподнесла мне ответный подарок. Это были книга и коробка конфет. Так между нами завязалась дружба. Мы поздравляли друг друга с праздниками, общались и созванивались.
Со временем Ирина Васильевна смирилась с тем, что не читает лекции. Она успокоилась, и всё пошло своим чередом. Но жизнь нанесла ещё один удар. Нашу героиню уволили. Наверное, нет слов, которые могли бы передать весь драматизм случившегося. Я повторю, что Ирина Васильевна не просто любила свою работу, а посвятила ей всю свою жизнь. Рано или поздно нужно выходить на пенсию, но преподавтель об этом никогда не задумывалась. Она не представляла себя без работы. На это раз стресс был на столько сильным, что не выдержало и здоровье. Наша героиня перенесла инсульт, в результате которого у неё нарушилась дикция. Теперь ей надо учиться жить заново. Нужно найти новый смысл бытия.
Когда я узнала о случившемся, я позвонила ей. Она не жаловалась, не сетовала на судьбу и произнесла слова, которые мне запомнились на всю жизнь:
- Я верю в свою звезду.
Наша жизнь – это тоже Университет, со своими уроками, зачётами, экзаменами и каникулами. На закате лет Ирине Васильевне жизнь поставила сложную задачу. Нужно собрать все силы, и взывая к терпению и смирению решить её. Наша героиня человек сильный, волевой и достойный. И в сложившейся ситуации не изменяет себе.
Её жизнь изменила свои краски, скорость и вкус. Привыкшая к победам, Ирина Васильевна учится принимать поражение. А его достойное принятие, - это тоже победа. Победа, о которой никто не знает.
Со временем речь и общее здоровье героини восстанавливается. И она постепенно учится жить заново. Изменилось многое, но главное осталось неизменным, - это яркая индивидуальность и порядочность. Ирина Васильевна находит для себя много новых увлечений и интересов. Её глаза по прежнему молоды, душа красива и светла. Любовь и доброта переполняют сердце.
Дорогой читатель, берите пример с нашей героини, и, чтобы с Вами не случилось, верьте в свою звезду.