Цветок Магрипура

Людмила Мила Михайлова
Рассказ занял 3 место на конкурсе соавторов.
Размещается с согласия Александра Тэмлейна
Тема конкурса "Всегда говори "да"




       Тускло блеснул камень в перстне «потомственной ведьмы». По ногам потянуло холодом. Колыхнулось пламя свечей. Я поёжилась.
       Далёкая пра-правнучка самой Саломеи жила в захолустье. Подъезд я с трудом нашла со двора. Дверь была массивной, стальной, а сама квартира – бедной, и нисколько не походила на жилище известной гадалки. Единственное, что в ней  показалось необычным – стойкий запах жасмина.
       Гадалка вздохнула и смешала карты.
— Ты зря пришла, я не смогу тебе помочь. Тут вмешались чужие боги, я бессильна.

       Вопреки общепринятым представлениям, Эдже была молодой. Сколько ей лет? Шестнадцать? Семнадцать? Тонкие брови вразлёт, полные губы, восточный разрез тёмных глаз. Я невольно восхищалась её красотой, представляя, как бы здорово она смотрелась в «Битве экстрасенсов». И только потом до меня дошёл смысл её слов.
— Чужие боги? — нахмурившись, переспросила я.
       Уловив недоверие в моём тоне, гадалка улыбнулась.
— Да, именно так. За твоими бедами стоят силы, которыми мне не дано повелевать.
       В первый момент я разозлилась. Столько времени потратила! Тащилась в такую даль! От разочарования комок подкатился к горлу, готовый выплеснуться обидными словами. А затем внутри что-то оборвалось. Все последние дни я жила отчаянной, безрассудной надеждой на чудо. Но теперь она исчезла. Губы пересохли, сердце колотилось, в голове было пусто и звонко.
— А что же мне делать? — спросила неожиданно для себя. — Неужели всё… пропало?
Я лихорадочно вытерла мгновенно вспотевшие ладони о платье. В горле стоял ком, слёзы подступали к глазам.
       Эдже посмотрела на меня спокойно и уверенно. Её глаза странно блеснули.
— Боги никогда не оставляют нуждающихся. Держи своё сердце открытым, и он пошлют тебе знак.
       Как очутилась на улице, я не помню. Перед глазами всё плыло. Запах жасмина  преследовал меня, словно я пропиталась им, пока сидела у гадалки. «Ой, такая чудесная специалистка, – припомнила воркотню Лерки. – У меня была проблема, такая проблема, а она…» Да уж! Специалистка! Молоденькая вертихвостка с пафосом библейской колдуньи!   
        В отчаянии я шла сама не знаю куда. Ноги несли меня по грязным, извилистым улочкам пригорода. Знак? Какой ещё к чёрту знак! Как слепая, натыкалась на прохожих.
— Девушка, внимательнее надо быть! — сказала пожилая женщина, проходя мимо.
           Я кивнула, забыв извиниться. Голоса прохожих, смех, шум машин сливались в навязчивую какофонию. Мир сжался до величины английской булавки, перестал меня интересовать. Мимо прошла девушка, обдав ароматом жасмина.

        И тут я внезапно вспомнила. Знак?!
        Последнее время меня мучает сон. Один и тот же, каждую ночь. Я словно парю над землёй, а затем – вижу храм. Точно знаю, что это храм – и старый, очень старый. Статуи богов  растрескавшиеся, камень крошится. И все они осыпаны жасмином, словно их припорошил первый снег. Поднимаюсь по каменным ступеням на террасу. Подхожу к вратам... И просыпаюсь. Это звучит глупо, но так и есть. 
          Словно кто-то невидимый толкнул меня в спину. Я подняла голову и увидела, что стою возле Интернет-кафе. Не раздумывая, открыла дверь. Парень-администратор проводил меня к столу. Забыв про чай, я одержимо искала хоть какую-то зацепку. О боги, если вы существуете, то пусть что-то случится, хоть что-то случится! На экране мелькали фотографии, статьи, путевые заметки. «Магрипур – прекрасная страна! Для посещения не требуется виза», – прочитала я отзыв туриста… и моё сердце внезапно остановилась. А затем забилось бестолково, попуская удары. Это был он! Храм из моего сна. Единственная фотография и подпись: «Храм Камешвари – Богини любви». Мне казалось – за спиной выросли крылья. Непрошенные слёзы потекли по щекам. Птицей-фениксом ожила надежда, похороненная у гадалки.

*********************
         На следующее утро я ворвалась в кабинет бухгалтерии, где работала подруга Лерка. Она была одна и, пользуясь возможностью, снова висела на сайте знакомств. 
— Лерка, я уезжаю на неделю В Магрипур. Шеф уже подписал заявление, — с порога сказала я.
— Куда-куда?! — оторвалась Лерка от экрана.
— Я нашла храм, который мне снится.
— В этом Магрипуре? Лёша поедет с тобой? Я и страны-то такой не знаю! Значит, Лёша
уже в курсе? Ты ему всё-таки рассказала? – засыпала она меня вопросами.
— Да ты что! Он меня на смех поднимет. Мистический сон, мифическая страна. Нет! Я скажу, что еду в командировку в Дели.
— Дура! — безапелляционно выдала Лерка. — Тебе надо с ним, наконец, поговорить.
— Не буду! — тряхнула я головой. — Он весь такой рациональный, у него даже слово «гадалка» вызывает улыбку.
— Ты всё-таки была у нее? — она нетерпеливо тронула меня за руку. — И что?
— Сказала, что там, где вмешались чужие боги, она бессильна.
— Так и сказала?! — ужаснулась подруга, прижав пальцы к подбородку. — И даже не погадала?
— Нет. Свечи ароматические пожгла и всё.
— Ужасы-то какие! — Лерка преувеличенно округлила глаза. — Эх! Отговаривать тебя, как я понимаю, бесполезно. Это, конечно, твоё дело, но ты поговорила бы с Лёшей. Он же нормальный мужик, любит тебя. Должен понять, что ты это делаешь для вас обоих. Вы уже три года женаты. Такие вещи друг от друга скрывать нельзя!
Вот ведь болтушка! Своих проблем нет, так вечно лезет в чужие. Хотя… Интуиция подсказывала мне, что она права. Но, вспомнив Лёшу, упрямое выражение широкоскулого лица, карие глаза, насмешливо блеснувшие при слове «гадалка», я отрицательно покачала головой.
— Я потом ему всё расскажу, — пообещала я и быстро вышла из кабинета, пока подруга не опомнилась.
          Весь день меня переполняло состояние радостного ожидания. Даже вечером, дома, не могла его скрыть. Леша, наоборот, был сдержан, посматривал пытливо, словно догадывался, что я задумала какую-то авантюру.
— Куда едешь? — взгляд мужа стал заинтересованным, когда я рассказала о командировке.
— В Дели.
— Надолго?
— На неделю.
        В ожидании бурного размахивания руками, уговоров никуда не ездить, напряглась. Но Лёша отреагировал так спокойно, словно я собиралась сходить за хлебом в соседний магазин. Сильные  руки легли на плечи, губы коснулись моих губ. И шёпот, похожий на вздох:
— Я люблю тебя. Береги там себя.
        Лёша улыбался, но по его глазам поняла – он знает, что я бессовестно ему соврала.

********************

            Столица Магрипура – Джаярваяма – напомнила мне Дели, где с Лёшей мы провели свадебное путешествие. Это был другой город, но не менее древний и потрясающе сказочный.  Уютный и тихий, наполненный восточными ароматами и звуками. Не было столпотворения на улицах и пробок на дорогах. Ощущение нереальности дарило покой.
          Отель «Плаза Давирама» напоминал небольшой дворец. Поднявшись по ступеням, я вошла в прохладный холл. Пока администратор оформлял документы, огляделась. Здесь было изысканно. Пол выложен синей плиткой. Роспись потолка пестрила палитрой всевозможных оттенков. Мягкий свет, казалось, струился отовсюду.
— Как найти Храм Камешвари? — по-английски спросила я администратора.
— Не знаю, — ответил он.
— А кто мне может помочь? — продолжала я допытываться.
— Бог, — пожал он плечами.
           Портье отнес мой чемодан и, отказавшись от чаевых, с поклоном закрыл дверь. Уютная комната оказалась обычным гостиничным номером, без налета восточного колорита. Я разочарованно вздохнула, подошла к окну. Внизу простирался сад с фонтаном и кустами, усыпанными белыми цветами. Распахнув створки, впустила поток свежего воздуха – сладкого, наполненного тонким ароматом. Жасмин! В этом городе он был повсюду.
          От долгого пути и пережитых волнений глаза слипались. Я легла на подушки и открыла буклет, прихваченный из салона самолёта. Магрипур! Всё казалось знакомым: запахи, звуки, дома, улицы, люди на слонах, которых я видела по дороге из аэропорта. Только одно мне было не понятно.
Где искать Храм Камешвари?
          Проснулась я, когда солнце стояло ещё высоко. Отдохнувшая, полная сил и неимоверно голодная. Вспомнив о ресторане на первом этаже, решила перекусить.
За большой стеклянной дверью был зал, наполненный запахом пряностей. Зелень густо оплетала массивные колоны. Во весь потолок – бордовый балдахин, со спрятанными в складках светильниками. На столах скатерти, расшитые золотой нитью. Уютно и загадочно, как в шатре Шахерезады. Осмотревшись, я присела на стул, заказала легкий салат и чай. И отчаянно пожалела, что рядом не было мужа. Лёша остался там, в другом мире, но я чувствовала его присутствие во всём: в порыве ветра, погладившего руки, в аромате тмина, коснувшегося губ легким поцелуем. 
           Когда подошел официант, расплатилась и спросила:
— Как найти Храм Камешвари?
— Не знаю, — ответил он.
— Я знаю! — вдруг услышала я за спиной звонкий детский голос.
          Девочка лет восьми, одетая в яркие одежды, весело смотрела на меня. Мой взгляд остановился на её босых ногах с массивными браслетами.
— Ты? — удивиться я не успела. Девочка кивнула, взяла меня за руку и повела в сад.
— Не бойся, — лукаво улыбнулась она. — Я помогу.
— А кто ты?
          Она покачала головой:
— Имена нужны мёртвым. Тому, кто всё ещё жив, не нужны имена. Но мои родители звали меня Йярамой.
— Звали? — переспросила я, но она не ответила.
          Мы прошли по древним камням мостовой, мимо магазинчиков и кафе, через сад, засаженный цветущей акацией, пока не остановились у громадного слона. Он был старым и белым. Его морщинистая кожа казалась присыпанной мукой. На спине – цветная попона, кончики бивней украшали золочёные шары. Девочка нежно погладила бок слона.
— Нас повезёт он. Ганеши. Ты не бойся, он добрый.
          Слон послушно согнул колени и улёгся на булыжники, ожидая, пока мы заберемся ему на спину.

***********************

           Небо было чистым-чистым и синим-синим. Птицы хлопали крыльями, обезьяны визгливо перекрикивались в ветвях. Древесные исполины вставали вокруг, словно колонны. Лианы свисали плетями чудовищной паутины.
— Но откуда ты знаешь, о храме Камешвари?
           Девочка рассмеялась, и голос её был тоненький-тоненький, словно колокольчик.
—  Недавно меня приняли в девадаси, — сказала она. — А ещё я прислуживала госпоже Янели.
— Храмовые танцовщицы? — удивилась я. — Но ты ещё такая кроха!
— Мне уже восемь лет, — важно сказала девочка и снова рассмеялась.
— И тебе позволяют брать слона?
— Ганеши старый и добрый, — ласково сказал девочка. — Он сам знает, куда идти.
          И мы шли. Огромные деревья расступались, пропуская нас под колоссальными арками. Мох укутывал их стволы в изумрудное покрывало. Изредка с ветвей срывались капельки росы и падали крохотными бриллиантами.
— Кто такая Янели? — спросила я.
          Девочка улыбнулась и ничего не сказала. Спустя мгновение она вытянула руку.
— Вот он, Храм Камешвари!
          Я подняла глаза – и ахнула.
          Как-то разом, внезапно, джунгли кончились.  Мы вышли на небольшое плато, окруженное цветущим гибискусом. Впереди синели горы – громадные, непредставимо далёкие, одетые в белокипенные шапки. Они таяли на горизонте, словно привидения. Храм лежал прямо перед нами. Он был возведён из серовато-сизого камня. Титаническое сооружение напоминало рукотворную гору. Каменные террасы поднимались в воздух. Причудливые барельефы, башни и пузатые колонны. Статуи слонов с четырьмя бивнями и обезьян. Джунгли оплетали их, словно макраме, нежно обвивали лианами, будто страстные любовники.
          Да, это был тот самый храм, что виделся мне во сне. О, боже!
          Я обернулась, чтобы поделиться радостью с девочкой, но она исчезла. Лишь лепестки жасмина лежали на попоне. Но во мне не было места удивлению. Медленно, торжественно ступил старый слон в развалины храма. Мы прошли под растрескавшейся аркой, по поросшим травою плитам. «Агрх! Аргх!» — кричали неведомые мне птицы.
Стая макак облюбовала вершину храма. Они резко перекрикивались между собой. Громадные лики неведомых богов венчали здания. Они смотрели вперёд, будто в вечность. Древние и потрескавшиеся, но всё ещё величественные и прекрасные.
Слон согнул колени, и я впервые ступила на плиты моего сновидения.
— Ну, вот и ты, — тихо сказала я вслух. — Храм богини.

***************************

          Главное святилище возвышалось впереди. Громадный баньян вторгся ветвями и корнями в древние камни. Внутри было сумрачно и прохладно. Яркие солнечные клинки врывались внутрь через проломы в массивном камне. Лепестки жасмина лежали на полу. Осторожно ступая по ним, я вошла в храм.
           Чем дальше я проходила, тем темнее и тише становилось внутри. Не слышны были более крики птиц. Огромные колонны вставали зыбкими привидениями. Тьма сгущалась. Я шла на ощупь. Камень под пальцами был холодным и ноздреватым.
Вдруг ладонь коснулась чего-то гладкого. Благоговейный ужас внезапно охватил меня, словно я совершила нечто дурное, и ныне мне придётся расплачиваться за свои грехи.
И поняла, что пришла.
           Я достигла середины Храма. И стояла перед статуей Камешвари.
Сердце забилось, словно птица, пойманная в силки. Охваченная смятением, я опустилась на колени. И тогда, внезапно, в святилище разгорелся свет. Призрачное сияние поднималось у самых моих ног. Один за другим золотисто-розовые лепестки громадного лотоса запылали во тьме. Он сверкал в середине зала колдовским костром. На нём восседала статуя – прекрасная юная дева с улыбкой богини, у которой было четыре руки и три глаза. И все её глаза со смесью гнева и нежности взирали на меня.
Вдруг яркая вспышка осветила меня, и я потеряла сознание.

********************************

  Порыв теплого воздуха, наполненного ароматами цветов, привёл меня в чувство. Кажется, меня на мгновение накрыла волна дурноты. Что ж, кто не волнуется перед церемонией? Я стою в своих личных покоях, и служанки украшают меня. Особенно старается одна, маленькая девочка по имени Йярама, недавно принятая в храмовые танцовщицы.
         Моё свадебное платье – из нежнейшего шёлка, словно сотканного из воздуха. Красный муслин струится по телу, точно огонь. Золотом расшита ткань, и золото сверкает на моих запястьях, но нет счастья в сердце моём.
«Когда приходит ко мне возлюбленный мой, я превращаю моё тело в храм», – подбирая  драгоценности к наряду, поют служанки. Сколь пусты и ничтожны слова! Я не люблю того, кому богами суждено снять с меня сари.
        Северный варвар, чужак, дикарь!
        Янгыр Чан.
        Один из полководцев Великого Эрлик-хана, что покорил земли от Запретного Города до земель Пандавов. И если моё тело не будет отдано ему, он возьмёт куда большее – войдёт в города и храмы Магрипура с клинком в руке. Дети, старики и женщины будут рыдать, и кровь прольётся на статуи Шивы.   
— Клянусь Таримом! — рычит он, отталкивая служанок и священнослужительниц, вырываясь в мои покои, подобно тигру. — Пусть проклянут меня боги, но я хочу увидеть свою невесту!
И вот он видит меня, в узорчатом красном платье цвета алой крови. На его скуластом лице застыло каменное упрямство.
— Янели, — говорит он. — Моя принцесса, подобная цветку жасмина.
Я поднимаю глаза, и взгляды наши встречаются – подобно молнии бога Индры, меня пронзает насмешливый блеск карих глаз. И вижу я, как смягчаются черты его лица, словно он увидел во мне нечто большее, нежели подневольную рабыню покорённых земель.
И что-то странное разливается в груди, и ноги подгибаются, будто слеплены они из глины. Но охваченная праведным гневом, преисполненная гордыни и отваги, не могу сдержать горячего сердца своего.
— Ты желаешь проклятия богов?! — восклицаю я. — Да будет так, о сияющий и блистательный! Ты получил всё – и земли народа, что растил меня, и рабынь, и драгоценных камней без счёта. Сама принцесса Магрипура встанет на колени перед тобой. Но одного никогда не получишь ты – не выйдет ребёнка из чрева моего и не продолжит он твой род,  да услышат меня Кали и Вритру! 
           И словно демоны вошли в моё сердце, и говорили моими устами.
— И в последующих рождениях, где богам будет угодно соединить нас священными узами брака, не подарю я тебе детей. Да услышит меня Камешвари, богиня любви и материнства! И да свершится по слову моему! 
Опустил голову Янгыр Чан, заходили желваки на его скулах, и вышел он из моих покоев. Суетятся, причитают служанки, заплетая мне косу и украшая её драгоценными камнями. Маленькая Йярама испуганно жмётся в углу, утирая слезы. Я же стою, подобно изваянию, и жаром заливает мои щёки.

**************************

Янгыр Чан ждал меня на месте свадебного обряда, украшенного богатыми тканями и листьями пальм. И был зажжён священный жертвенный огонь – свидетель брачного союза. Я вышла к жениху с цветочной гирляндой в руках. Стоял Янгыр Чан передо мной, высокий, красивый, сильный, и сумрачно было лицо его, но глаза сверкали. И когда он смотрел на меня, словно острым копьём  пронзало сердце моё. Мы обменялись гирляндами, приняв друг друга, как муж и жена. Соединил наши руки мой плачущий отец. И сыпала я рис в огонь, моля богов даровать супругу долгую жизнь, счастье, здоровье и процветание. Нанёс Янгыр Чан на мой пробор в волосах синдур и подарил золотое ожерелье. По завершению обряда и празднеств, увел он меня в опочивальню, расплёл косу и снял моё сари.
И настал в Магрипуре мир и покой. И радовались люди, прославляя свою принцессу.
Был мой муж смел и отважен, как тигр, правил мудро. Одаривал меня дорогими камнями и золотом, осыпал тело моё диковинными цветами. И поняла я однажды, что люблю его. Но не дано мне было родить ему.
Я ходила в Храм Камешвари, моля богиню о снисхождении и прощении. Но  оставалась она холодной, не согревалась статуя теплом, не сыпались с каменных уст лепестки жасмина.
Изо дня в день я просила богиню даровать мне возможность родить ребенка от любимого Янгыр Чана. И однажды услышала шёпот, словно порыв ветра коснулся моих волос.
— Трижды попросишь ты у мужа прощение за проклятие, произнесённое тобой. И только тогда познаешь счастье материнства.
Вернулась я во дворец, бросилась в ноги любимого мужа. И простил меня великий Янгыр Чан. И были дети у него от наложниц, но не от меня. И пусты оставались покои дворца, не наполнял их звонкий детский смех. Не было наследника у Великого, и бездетной оставалась принцесса Магрипура.
Я приходила в Храм снова и снова, молясь о чуде. Но вновь моя душа маленькой птичкой гомунх уносилась порывом холодного ветра отчаяния.

************************

         Просыпалась я медленно. Что это было? Обморок? Сон? Трепетал, щекоча ресницы, лепесток жасмина, запутавшийся в волосах. Границы между явью и вымыслом стирались. Удивленно глядя на служащих отеля, поняла, что не слышу их голосов. Всё тот же потолок, та же роспись на стенах. Я всё ещё в Магрипуре? Мне помогли подняться и отвели в комнату, где я без сил рухнула на кровать.
         Призрачное путешествие совсем истощило меня. Два дня я чувствовала себя настолько слабой, что боялась покидать номер. Только любовалась с балкона на небо – прозрачное, глубокое, оно стелилось ярко-синим шёлком. Служащие отеля приносили мне еду и напитки. И только на третий день я вышла в сад, чтобы насладиться красотой Джаярваямы в последний раз. Позвонила Лёше, предупредив о своём возвращении. В его голосе я услышала улыбку:
— Ну, слава богу! А то я совсем тут без тебя одичал.
         Вечером я улетела домой. И душа моя пела под мягкие звуки ситара.

************************

Лёша встретил меня на машине и отвез домой. Нас ждал накрытый стол, украшенный свечами и белыми орхидеями. Я удивленно посмотрела на мужа:
— Вот уж не знала, что ты у меня романтик!
— Да я тут как-то… соскучился, — виновато развёл руками он.
А потом была упоительная ночь.
— Знаешь, — прошептала я ему на ухо после жарких объятий, — моя интуиция мне подсказывает, что теперь у нас с тобой всё будет хорошо.
— Своей интуиции всегда нужно говорить «да», – улыбнулся Лёша, склоняясь к моим губам.   

***********************

Однажды на работе я позвала Лерку и раскрыла ноутбук. Улыбаясь, набрала в поисковике «Магрипур». Нажала «ввод». Долго изумлённо смотрела на монитор, отказываясь верить глазам. «Искомая комбинация слов нигде не встречается», – сообщил мне Yandex.