Авось

Зулкар Хасанов
                Зулкар Хасанов
                А В О С Ь
      
 Василий Иванович Рудаков - cпортивный, худощавый сорокалетний мужчина - работал водителем еврофуры. Человек он не простой,  тороплив и строптив, как мотогонщик на гаревой дорожке. Пыль с камушками летит в зрителей с невероятной скоростью. Люди отпрянут в испуге, а Вася доволен!
Он не может предугадать отношение к себе других людей, иногда принимает до конца необдуманные рискованные решения, борется за правое дело, как настоящий революционер. Может, к примеру, броситься выяснять отношения хоть с кем, будь это полицейский или вооруженный бандит.  Чужие недостатки вызывают в нем гнев, а в своем глазу и бревна не замечает. Если не спится, то Вася может вас разбудить в три и в четыре часа ночи, чтобы решить ерундовый вопрос. 
Он объездил всю страну, бывал и за рубежом, повидал на своем жизненном пути всякое. Начальник автоколонны его уважает, потому что премии, причем немаленькие, получает он благодаря и  таким работникам, как Василий.  Он ставит его в пример, а при встрече обычно спрашивает: «Василий Иванович, как жизнь-то?». Василий Иванович отвечал: «Живем в трудах, грехах, все стараемся делать для родной компании. Спасибо, товарищ начальник, за тревогу и заботу».
Вася зарабатывал хорошие деньги, но дома приходилось бывать редко.
Его жена, Галина Камилевна, предусмотрительная и осторожная, как лиса перед добычей, сложная, чувственная женщина. Однако, может держать все свои думы и страдания под контролем. Несмотря на глубокие переживания, она умеет быть женственной. Галина не суетиться, изучает свою среду обитания, будь это дома или на работе, всегда ищет целесообразность своих поступков. Она щепетильна, у нее изысканный вкус, всегда покупает хорошие вещи. В последнее время подолгу оставалась без мужа и об этом откровенно и с обидой сказала мужу перед очередной поездкой.
   - Василий, дорогой мой человек, я придерживаюсь правила: душа на месте, когда вся семья вместе. Мне надоело одиночество, я постоянно одна, словно я вдова. Дети меня спрашивают, где же так долго папа пребывает? Ты бороздишь просторы Европы и России, а я прозябаю в ожидании тебя. А детям нужна мужская рука. Ты даже не знаешь, чем они занимаются, чем увлекаются, тебя влечет муза дальних странствий, города, отели, мотели, метели. Я не чувствую мужского влияния на детей. Да и я могу тоже позабыть, что я замужем. Я хотела бы быть женой настоящего джентльмена, а не пришельца, который является раз в год по обещанию.
     -  Галя, ты меня обижаешь. Я разве не для Вас стараюсь заработать на хлеб насущный. Да, езжу я в пургу, в метель и в пору грозовых ливней. Разве это не требует ко мне уважения со стоны всего семейства и жены? Я могу быть с тобой рядом, я даже этого хочу. Но, а с деньгами как? Я же здесь столько не заработаю, как  бы не старался. Ведь поговорка гласит: «Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына, горюют».
      - Вася, пойми у нас двое детей, за ними, я думаю, нужен глаз да глаз. Они повзрослели, не всегда меня слушаются. Ты, наверно, не забыл, Игорь учится в 11-ом классе, а Анита - в 10-м. У детей переходный возраст. Оба занимаются в спортивной школе, но в последнее время у Игоря появился  дружок - Юра. Дал бы бог ноги, от него бежать надо, а Игорь с ним подружился. Игорь часто пропускает занятия в спортивной школе, то же самое происходит с Анитой.
       - Галя, я с пониманием отношусь к твоей просьбе. Я думаю, что наша разлука только украшает нашу новую встречу. Только как говорится: давай сядем рядком да поговорим с ладком, как удачно устроить нашу жизнь.
         Вечерело… Галя, насупившись, смотрела в окно, не глядя на мужа.  Она всплакнула от того, что муж нисколько ей не сочувствует. Родня для него - только фура, груз и дорога. Василий подошел, молча обнял Галю и крепко прижал к себе. Галя стояла, пригорюнившись, а Василий целовал и поправлял непослушные пряди волос.
   Скоро новогодний праздник, а Рудакову опять в дорогу. Надо  срочно отвезти новогодний груз. Вася - человек исполнительный, да и надо заработать денег.
Поэтому чуть свет, Вася опять засобирался. Жена понимающе отнеслась к просьбе Васи, как - никак просил его о поездке сам начальник. Собрала ему всё необходимое для дальней дороги.
Только выехал из города, тут как тут пурга. Ах ты мать честная!
Зимняя дорога: пурга, метель, заносы, недаром поговорка гласит: «Месяц январь – зимы государь». Путь далёкий: ехал домой из Москвы в город N долго: дороги не успевают расчищать, стали образовываться пробки, холод, горячей еды на трассе днем с огнем не отыщешь. Словом намаялся, вместо одних суток ехал до дома более 3-х. Но, однако, добрался. После долгой разлуки светились улыбки на лицах Василия и Галины. Но Галя всё же решила всерьез  поговорить с мужем после возвращения из командировки.
-  Вася, - сказала жена твердым и настойчивым голосом, не предвещающим ничего хорошего - надо бы тебе поговорить с детьми. Я чую, что в дом может прийти беда.
       -  Галя, ты пойми, у них сейчас переходный возраст, хотят больше самостоятельности. Придет время, всё станет на свое место, разве, Галя,  мы не такими были?
       -  Недавно к нам приходил товарищ Игоря,  Юра Воронцов, - продолжает  Галя. - Ты знаешь этого мальчика? Он всегда с нашим сыном общается, используя жаргон. Я слышала их тихий разговор в комнате Игоря. Воронцов спрашивает Игоря:
        -   Ну, что испытатель, на Новый Год твои шнурки будут дома? - А Игорь отвечает:
       -   Святые сосиски! Да они свалят.
       -  Вот это, малина! – Восклицает Юра Воронцов. Надо сказать моей матильде.
Галя с удивлением, широко раскрыв глаза, уставилась на Василия, как будто эти слова из его лексикона.      
 - Я приоткрыла дверь комнаты Игоря, а он весь покраснел и заколебался: «Мама, ты что хотела?». Я говорю, ничего не хотела, но слышу, какой-то непонятный для меня разговор.
         - Мама, мы это между собой говорим на молодежном сленге.
         - Я спрашиваю, что это - секретный разговор? Он говорит: «Ну, что ты, мама, нет, несекретный, но так принято разговаривать в молодежной среде». Я вышла, дверь комнаты Игоря закрылась. Юра продолжил: «Вчера у Рудольфа  потусовались в тамбуре, гоняли порожняк, сушили зубы, несли всякую шнягу, шароболили насчет  японской гитары, но у нас пока не хватает капусты».
        - Вася, я думаю, что они серьезное что-то задумали, а? Не дай, Бог, совершат какое-нибудь преступление. Я боюсь, больше  тебя в дальние поездки не отпущу. Пойми, Вася, за детьми теперь нужен, глаз, да глаз! Посадят на цугундер!
        -  Я ему покажу «испытателя! - Закипел Вася.  Галя, знаешь, кого зовут «испытателем» на молодежном сленге? Кто первым выпивает во время застолья. Ах, наглец, я работаю денно - нощно ради хлеба насущного, а он догулялся до того, что его зовут «испытателем». Ну и дела! Мы, родители, Галя, оказываемся «шнурками», потому что путаемся под ногами, мешая их  замыслам, вот до чего мы дожили! По их понятиям,  высшая ступень интеллекта - это знание молодежного сленга и воровского жаргона, которые делают их образованными и изысканными в своей среде. Вот, дескать, мы нечета Вам, старикам, можем такое завернуть. А вы же, дураки,  даже не поймете, о чем мы говорим.
     -  Воспитали! – Всхлипнула Галя. - Между прочим, наша дочь Анита тоже ходит тусоваться вместе со своим братцем. Какое коленце она может выкинуть, даже трудно предположить.
       Галина огорчилась и рассердилась. В общем, Галину занесло. Все «помои» она вылила на мужа и сказала: «Или я и семья или твоя фура, решай Вася! Если не поменяешь режим,  то уходи на все четыре стороны. 
 Вася тоже занервничал, он ходил по комнате и рубил рукой воздух:
      -  Галя, ты пойми, я не для себя стараюсь, а добываю деньги на содержание семьи, на обучение детей в будущем. Понимаешь ли ты, голова садовая!
     -  Пойми, Вася, если мы упустим детей, твоя «добыча»     ни  к чему. Ты пойми, что они разболтались, нужен для них мужской разговор и мужской контроль. А потом, ведь для тебя я не чужая, все глаза проглядела, когда же ты, наконец, будешь каждый день с семьей? А?
        - Дура, у меня больше никого нет, пойми, я тебя люблю, - сказал настойчиво и назидательно Василий Гале. Он стоял напротив окна и, словно вглядывался во тьму, надеясь обнаружить там свет.
Галя не рассердилась на «дуру», потому что было сказано искренне и с любовью.
        - Хорошо, Галя, завтра пойду в управление коммунальной службы города, может быть, возьмут меня водителем большой вакуумной автомашины, которая вывозит при авариях  канализационные стоки. Буду чистильщиком канализации. Я не чистюля, не боюсь грязи. Прежде всего, я мужчина, муж и отец своих детей. Всем вам желаю только добра, - горячился Василий. - Если возьмут, куда деваться, к тому же я слышал, что  там неплохо платят.
     Солнце заливает улицу, приближается весна. Вот во дворе на  березах уже распускаются почки.
Кому весна и романтика, а Васе заботы одни.
Он приехал в Управление коммунальной службы. Из кабинета директора то и дело выходят покрасневшие от общения с директором начальники отделов коммунальных служб. Оглядев оценивающе с ног до головы новоявленного работника, секретарша приглашает войти. Директор сидит, словно петух поклеванный,  тоже покрасневший от общения с подчиненными.
       - Товарищ директор, - обращается Рудаков, - я хотел бы работать у вас водителем.
       - Нам просто водители не нужны, у нас специальные машины для обслуживания водопроводных сетей и канализации. Сейчас нам нужен водитель для работы на вакуумной автомашине, время торопит, городская канализация старая,  часто выходит из строя.  Беда, да и только. Кроме того, мы обслуживаем частный сектор по удалению ассенизационных отходов, а иногда приходится ездить на нефтебазу для очистки колодцев от нефтепродуктов. Будете управлять не только автомобилем, но и вакуумным устройством. Там сложного ничего нет, наш механик покажет, как и что.   Платим мы за эту работу хорошо, так что не обидим.   
      -  Ну, что же наши потребности совпадают, - заявил Василий. Я тоже хочу работать на вакуумной машине,  слышал, что Вы  прилично платите. Мне это важно, у меня взрослые дети, у которых потребности большие. Сами пока ничего не зарабатывают, оканчивают среднюю школу.   
      Долго вертел в руках начальник коммунальной службы трудовую книгу Рудакова, а там одни благодарности и денежные поощрения. Начальника однако смутило, что Василий меняет такую работу на ассенизационную машину. Но вердикт оказался положительным, он сказал, как отрезал:
- Устраивайтесь. Сейчас я приглашу механика, он покажет  вам будущее рабочее место – автомобиль на котором вы будете работать.
Пришел механик, раскрасневшийся, как рак: всегда вызывал его главный инженер, а сегодня сам начальник. Он разволновался, с порога доложил: «Слушаю Вас, товарищ директор». «Сергеев, - слушай меня, - к нам пришел, еще раз посмотрел на трудовую книжку  и  продолжил, - новый водитель товарищ Рудаков. Пожалуйста, будь добр, покажи ему вакуумную автомашину, на которой нет у тебя водителя. Посопровождай его на место аварии, покажи, как и что». «Будет сделано, товарищ директор», - доложил механик.
     Механик и Вася удалились. Механик показал Рудакову автомашину. Она понравилась Рудакову. Автомашина почти новая, прям с иголочки.
И пошла для Васи жизнь – совсем другой коленкор.   
 Рудаков теперь работает на новом месте, хорошо зарабатывает, жена довольна. Дети стали более усердно учиться, не пропускают занятия в спортивной школе. Под жестким и неусыпным родительским контролем дети стали исправляться, потому что Рудаков побывал в школе, в том числе и в спортивной. Поинтересовался там, поговорил с наставником. Дети к голосу отца прислушались.  А куда деваться? Рудаков каждый день вечером дома, как штык.
      Правда, работа грязновата, но ведь и ее кому-то надо делать. С большим усердием он устранял аварии, получал благодарности и премии за свою работу. Грязь - она не липнет, если работать аккуратно. Она смывается, проходит как печаль, когда её выскажут. Да и автомашина - большая, выглядит солидно. Она вся разукрашена, словно девица озорница. Похожа на космическую технику. На машину нацеплены шланги, толстые, тонкие, ручки управления и много всяких штучек, непонятных простому обывательскому глазу. Сразу видно, что перед тобой серьезная техника. А потом ведь жители ждут, когда устранят аварию и заработает водопровод, канализация. Так что Рудаков почувствовал свою нужность людям. Дети вернулись в спортзал, учатся хорошо, а  Юра и вовсе исчез.
     Галина  была на седьмом небе от счастья, не могла не  нарадоваться. Вот только, если видела в городе, как работают аварийщики, то она начинала волноваться. Василий ведь тоже выполняет такую работу.
Да что там? Теперь и в театр и на другие общественные мероприятия сходить можно. Галина расцвела, как майский цвет. 
  Но вот однажды в выходной в одном из районов жилого поселка произошла серьезная авария в канализационных сетях. Вскрыли экскаватором канализационную трубу, откачали несколько цистерн нечистот из колодца  засорившейся канализационной трубы. Слесаря уже заканчивали уже работу, а Рудакову  оставалась сделать последний рейс, отсосать остатки канализационных стоков из колодца. Он подустал, и как-то так неудачно подъехал к колодцу,  что траншея канализации во мгновение ока обрушилась и потащила за собой автомобиль. Автомобиль сильно накренился, ударился днищем цистерны о металлический забор сквера. Днище получило довольно глубокую вмятину, к тому же порвался неведомым образом всасывающий шланг.
    Мастер вызвал автокран, который быстро приехал, вытащил автомашину из траншеи. Раздосадованный Рудаков уехал с места аварии с разрешения мастера, так как порвал всасывающий шланг.  Для откачки оставшихся стоков пришлось вызывать другую машину. Рудаков огорчился, но духом пал не сильно, ведь сама автомашина исправна.
На другой день произошла серьезная авария в районе детского сада. Канализационные стоки заполонили округу возле детского сада.
Но Рудакова голыми руками не возьмешь, он уже втянулся в эту работу, и даже гордился, что он - работник аварийной службы, очень нужный человек, а не прощелыга. Поэтому ехал спокойно, глядя через стекло кабины вперед на мириады автомобилей, на красоту окружающего мира.
Цвела сирень, во дворах буйные травы рвались к солнцу, красота, да и только. Самое главное наладились отношения в семье. Это его очень радовало. Погода хороша, солнце бьет в лицо, то и дело солнечные блики  на переднем стекле автомобиля ласково омывают его лицо. Работа привычная, никаких неожиданностей не должно быть.
Но вот все ремонтники в сборе. Приехала аварийная команда коммунальной службы, в том числе и Рудаков на своем «лайнере», как он называл свою автомашину. Приехать-то приехал, но сделал одно упущение: не испытал автомашину в работе после полученной вмятины. Ему казалось, что всё нормально, открытых трещин на месте вмятины не видно. Первым делом его вакуумная автомашина стала на откачку нечистот из колодца, бурлящего грязным потоком. Двигатель автомашины работает  на полную мощность, а откачки нет, только воздух заходит со свистом в цистерну через образовавшуюся трещину в сварном шве на месте вмятины.  Рудаков, горячая голова, попросил сварщика Авдеева, который находился со своим сварочным агрегатом на сварке трубопровода, заварить свищ. Сварщик Авдеев, совсем молодой человек, рыжеватый с веснушками, совсем юноша. Он немного был растерян от такой просьбы, так как никогда ему не приходилось заваривать цистерны. Рудаков настоятельно просил заварить свищ, говоря, что страшного не случится, он возит в цистерне только грязную воду, забыв, что не раз откачивал из колодцев нефтебазы разлитые при ремонте нефтепродукты. И сварщик согласился. «Минутное дело сейчас заварю», - сказал он. Приступил к сварке образовавшейся трещины. Днище цистерны начало пучится, сварщик приостановил работу. «Ничего, ничего, - говорит Рудаков осталось совсем немного, давай заваривай до конца, осталось совсем чуть-чуть, авось, всё будет нормально.
Только Вася сказал эти слова, тут же раздался мощнейший взрыв, днище вырвало взрывом, ударив этим днищем одновременно сварщика Авдеева и Рудакова, которые пали замертво на другой стороне траншеи, политые остатками грязи из взорвавшейся автомашины.
Так бесславно закончилась эпопея сварки цистерны вакуумной машины, которая была начинена газами канализационных стоков и остатков нефтепродуктов. Дети водителя и сварщика остались без отцов.
Хуже не бывает.
    Беда пришла в семьи. Да и бригадир-мастер, руководитель работ, ходил мрачнее тучи, никак не понимая, как это случилось, он весь скукожился и побледнел.
На место трагедии приехал директор коммунального хозяйства города, а также следственная бригада. Расследование с участием эксперта показало, что произошло элементарное нарушение правил техники безопасности при сварке сосудов, перевозящих отходы нефтепродуктов и содержимое канализационных отходов.
Вася – голова бедовая – забыл о том, что внутри цистерны находилась гремучая смесь, а сварка только ускорила эту трагедию. Известно каждому шалопаю, что при нагреве быстро увеличился объем газов, а когда еще и воздух поступает, то это создает критическую взрывоопасную среду. Даже в инструкции по технике безопасности прописано: «чтобы провести сварку внутри таких сосудов следует обязательно  промыть цистерну, провентилировать и проверить газоанализатором загазованность, что не было сделано, обычная русская «авось».
    Но кто читает инструкции в России, кроме сочиняющих их?   Директор, сидя в кресле, ломал голову: « Как же могли допустить такое Рудаков и Авдеев? Куда они торопились? С их стороны было принято совершенно необдуманное решение».
Но теперь что волосы рвать на голове?! Надо помочь семьям Рудакова и газоэлектросварщика Николая Авдеева. Авдеев -  молодой семьянин - пострадал из-за своей доверчивости. Не хватило опыта отказать водителю, вечно торопливому и спешившему.  Ребенку Авдеева всего 6 месяцев, теперь надо жене идти работать. Директор обещал устроить  ребенка Авдеева  в ясли, Надежду Ивановну принять к себе на работу в оранжерею.
    Жена Рудакова,   Галина Камилевна, находилась также в глубоком трансе. Не могла до конца осознать потерю кормильца. Это она во всем виновата, думала она, сорвала его с места работы. Она теперь сожалела и бичевала себя, что её глупая настойчивость привела к такой трагедии. Она сникла, прежняя деловитость во всем отошла на второй план. Нужно вновь выстраивать пошатнувшуюся жизнь, а кто теперь за детьми присмотрит, кто с них спросит строго. Да, что теперь говорить? В общем «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
     Дети,  Игорь с Анитой, особенно сильно переживали смерть отца, стыдно было за  «святые сосиски» - этот  восторженный возглас Игоря по поводу отсутствия родителей. Теперь вот нет отца, но как бы они были рады, если бы он вернулся. Малыш сварщика Авдеева пока не понимал, что уже теперь он безотцовщина, а Надежда Ивановна крепкая, как вся Русь, она все выдержит и вынесет. Только вот немного похудела, легли неглубокие морщинки на лбу и вокруг  глаз.
Эх, долюшка женская!