Уйдет ли князь Дундук

Петр Лебедев
Знаю лично очень достойных и заслуженных академиков РАН, физиков и химиков, которые внесли огромный вклад в науку и помогли десяткам толковых людей в научной карьере, заступаясь, а зачастую и спасая их от гибели в науке; знаю и других, карьеристов, которые попали в академию, видимо, за иного рода заслуги.

Когда-то академики были для меня небожителями. Теперь это далеко не так: девальвация в последние 20-25 лет коснулась не только рубля. Я лично видел, что за высоким титулом и накаченным индексом Хирша может скрываться невежественная личность имитатора, дельца и самодура, навязавшая свое соавторство и руководство бессловесным трудягам, привыкнув безнаказанно переступать через судьбы беззащитных перед титулом "бессмертного", окружив себя кучкой подельщиков и прихлебателей, присвоив доходы с собственности, громя неугодных завлабов и отнимая тематики по личному произволу.

Может ли академия сама освободиться от этих латифундистов и Дундуков, говоря словами из эпиграммы Пушкина? Наверное, есть и всегда был ресурс самоочищения, особенно если простые сотрудники будут смелее отстаивать свои права. На этот ресурс я всегда рассчитывал.

Хорошая сторона предлагаемой реформы - робкие сотрудники могут осмелеть в отстаивании своих прав, увидев, что земля закачалась под ногами "бессмертных" кащеев, и они уже стали такими же простыми смертными. Дать латифундисту по шапке и поставить под контроль ученого совета или органа опеки - дело хорошее.

Но есть и соблазн - сведение счетов, перевороты типа "кто был ничем, тот станет всем". Нет ничего хуже, чем мстящий вчерашний раб, ставший новым господином - вряд ли это то, что мы хотим. Поэтому есть основания с большой настороженностью относиться к затеваемой реформе сверху из опасения провокаций и игр в либеральные революции известного сорта. Это испытание для нашего мужества и нашей интеллигентности.