Питер - Тбилиси - Питер

Ирина Брагинская
     Самолёт из Нью Йорка в Москву был забит под завязку. Мне выпало сидеть в ряду из трёх кресел с двумя(пожилая пара из Москвы), не менее габаритными , чем я людьми. Получился весьма плотный контакт, от чего было жарко и поспать не представлялось возможным. Хорошо, что они оказались приятными ребятами с хорошим чувством юмора. Пересадка в Москве прошла без особенных эксцессов.
   И вот, я в радужном настроении смотрю в иллюминатор на приближающиеся окраины Питера и и думаю
  - Как здорово! Сейчас выйду из самолёта, доеду на автобусе до здания аэровокзала, пройду внутрь, прямо в толпу встречающих и увижу среди них моего соскучившегося мужа с цветами и радостной улыбкой. Мы ведь так давно не виделись...
  В толпе встречающих не оказалось ни одного знакомого лица... Я решила позвонить - может в пробке застрял. Оказалось, что моя старая симкарта не работает... Тут я испугалалась и расстроилась - моё больное воображение начало рисовать картины, одну ужаснее другой. Взяв себя в руки,я пошла получать багаж.
С огромным трудом взвалив свои тяжеленные сумки на тележку, я вернулась в зал, где толпились встречающие. Там я обнаружила стойку по продаже симкарт и решила купить одну, благо у меня были рубли. Тут оказалось, что по заграничному паспорту симку мне не продадут. Я уже собиралась поваляться в ногах у продавщицы, чтобы она хотя-бы разрешила мне позвонить, как появился мой муж. Оказывается, он ждал меня не доезжая до аэропорта, в машине, высматривая, когда приземлится мой самолёт, чтобы не платить за парковку 100рублей(3доллара)... А с цветами, я вообще, погорячилась в своих фантазиях. У него даже не хватило ума соврать мне, что застрял в трафике. А что особенного? Подумаешь ждала полчаса и сумки неподъёмные больными руками грузила - ерунда! Если бы у меня была возможность тут же улететь обратно - я бы так и поступила - улетела бы назад тем же рейсом в НьюЙорк. На душе у меня стало гадостно от того, что я не стою даже трёх долларов...
   Из аэропорта мы поехали домой к Юре с Галей. Ребята мне искренне обрадовались. Специально для меня был приготовлен ужин и куплены любимые мною(запрещённые мне)пирожные корзиночки и я немного отошла, но с мужем мне по-прежнему совсем не хотелось разговаривать.
   Следующий день начался с поездки в Вирки, где расположен наш дом, восстанавливаемый после пожара. Конечно, там была проведена огромная работа, но создавалось ощущение, что там ещё непочатый край отделочных работ. Дом стал просторнее, изменилась планировка. Он, действительно, стал походить на гостиницу,  появилась некая казённость. Впрочем, это не важно - мне там не жить.
   Ранним утром следующего дня, мы вылетели в Тбилиси. Вернее, сначала в Киев, а уже потом в Тбилиси, потому, что из России нет прямых рейсов в Грузию. Тбилиси встретил нас тридцатиградусной жарой... Я предполагала, что там теплее, чем в Питере, но чтобы настолько! Хорошо, что я переоделась в босоножки в Киеве... Гостиница оказалась в самом центре старого города. Побросав вещички, мы бросились смотреть достопримечательности. Надо сказать, что ходить пешком с горы в гору в жару - не самое большое удовольствие... Тбилиси необычайно красивый город, но я не буду описывать все достопримечательности - всё есть в интернете, просто опишу свои впечатления.
  Изрядно пропотев и проголодавшись, мы оказались около района серных бань. К сожалению, баня, где когда-то мылся Пушкин, оказалась закрыта на реставрацию.  Мы зашли в соседнюю баню, заказали номер на четверых(недорого совсем) и пошли искать едальню. Администратор бани порекомендовала нам место, где вкусно готовят. Оно оказалось забегаловкой, но еда была выше всяких похвал. Мы, с голодухи, поназаказали(цены можно было тоже похвалить) огромное количество разнообразных блюд и даже почти всё съели. Усилием воли донесли себя до бани и упали в вонючую, но прозрачную и горячую воду. Впрочем, минут через пять запах перестаёт ощущаться. Это несравненное удовольствие - отмачивать усталое, измучанное тело в горячем бассейне, потом выйти и вылить на себя ведро ледяной воды. Мы с Галей заказали себе скраб-массаж. Когда мы изрядно отмокли, пришла дюжая тётка, выгнала мужиков в предбанник и приступила к массажу. Она тёрла меня сначала жёсткой шерстяной варежкой, а потом мочалкой с мылом, с таким нажимом, что моя тушка скользила по мраморному топчану, легко, как кусок мыла. Кожа сползала мелкими (и не очень) колбасками. После снятия кожи, тётка пару раз окатила меня горячей водой и процедура подошла к концу. Такой гладкой, шелковистой, нежной кожи у меня не было с детства. По ощущеням, кожа напоминала попку младенца. Уговорить мужчин на массаж не удалось - им же хуже. Мы ещё немного поплавали в бассейне и поплелись на выход. Я сказала, что в гостиницу, пешком  в гору, я ни за что не пойду, а поеду на такси, сколько бы это ни стоило. Оказалось, что это очень даже недорого - порядка трёх долларов. Я сказала, что теперь буду беречь ноги и по таким ценам передвигаться исключительно на такси. Кроме того, каждый водитель, в меру сил, старался рассказать о всех, встречающихся на пути следования достопримечательностях. Надо саказать, что в Грузии народ очень гостеприимный и дружелюбный. Если на улице спросить дорогу, то собирается толпа желающих объснить тебе порядок следования со всеми деталями и даже проводить тебя до места. Грузинские мужчины необыкновенно хороши. У всех отличная осанка - спина прямая, голова высоко поднята. Почему-то принято считать, что они черноволосы и темноглазы, но это не совсем так. Волосы от тёмных вплоть до рыжих и русых, а глаза как правило светлые, ясные. Если добавить к этому живой взгляд и радушную  искреннюю улыку, то получится целая толпа обаятельных разновозрастных красавцев. Грузинские женщины величественны, строги и неприступны. они горды своей значимостью и ведут себя на улице несколько церемонно. Особая статья - это торговля. В Тбилиси много небольших рыночков и уличных торговцев. Продают, в основном, овощи, фрукты, зелень, чурчхеллы и специи. Любят торговаться и выторговав малую толику денег, потом вознаграждают покупателя щедрой добавкой. Так, каждый вечер мы покупали клубнику(как раз в сезон попали) торговец сначала отвешивал, сколько попросили, а потом добавлял полную горсть в подарок. Для них очень важно подарить и получить от этого удовольствие(наверное, во мне всё же есть пара капель грузинской крови), без этого - какая торговля...
   На следующий день поехали на пол дня за город, чтобы осмотреть пару церквей, название которых я уже благополучно забыла. Кстати, народ там очень набожный. Видела подростков, которые проходя мимо церкви кланялись и крестились на купола. Мы наняли водителя, который привёз нас из аэропорта и он уже ждал возле гостиницы. Кстати завтрак, включённый в стоимость номеров - это отдельная история. Например, в первый день нам подали макароны перемешанные с кусочками сыра, йогурт, и обычные - хлеб, сыр, колбасу. Я была во многих странах, но нигде не видела макарон на завтрак. Это меня так поразило, что я нахулиганила и съела немного(или много...).
  Мы сели в машину и наш водитель, Миша, повёз нас за город, по дороге рассказывая о жизни в Грузии и отвечая на наши разнообразные вопросы. Миша, наш ровесник,  говорил по русски с лёгким акцентом, почти правильно. Он служил когда то под Рязанью и ездил в Москву на заработки. У него был дом с большим виноградником в часе езды от Тбилиси. Большую часть винограда он продавал, а из оставшегося делал вино исключительно для своих нужд. В доме управлялась его жена и старший сын, а он сам подрабатывал извозом, живя в своей столичной квартире. В каждом Мишином слове чувствовалась любовь к родной стране. Он равно, с придыханием, рассказывал как о древних памятниках архитектуры, так и о своей жене. Глядя куда то в пространство своими лучистыми голубыми глазами он изрекал
 - У меня жена красавица! Он такой большая , медленный! Готовит -пальчики оближешь! Гостеприимный очень!
  Как я уже упоминала, на улицах города и вдоль дорог очень много торговцев, разложивших свой товар на складных столиках или просто на ящиках. Я накупила всяких грузинских специй, особенно хмели-сунели, необходимый для приготовления, горячо любимого моим мужем, харчо. Хотя я уже бывала в Тбилиси, в этот раз я впервые попробовала свежеприготовленную чурчхеллу. Это чисто грузинский деликатес - сильно уваренный виноградный сок смешивают с кукурузной мукой и пару раз макают в эту смесь, нанизанные на нитку орехи, чаще всего грецкие. Потом подвешивают, получившуюся колбаски, сушиться на воздухе в тени. С чурчхеллой я познакомилась в детстве, когда это лакомство привозили или присылали папины грузинские родственники. Обычно чурчхеллы были просушены до резинистой консистенции, потому что свежие чурчхеллы транспортировке не подлежат(в чём я лично убедилась, попытавшись привезти парочку дочке). Вкус необыкновенный! Особенно мне нравятся те, что сделаны из винограда сорта Изабелла.
   Следущий день мы снова гуляли по городу.  Случайно попали на местную барахолку, но  там не было ничего особенно интересного для меня, в основном "антикварная" посуда, и я присела на лавочку в соседнем сквере. Надо сказать, что в Тбилиси много небольших сквериков со скамейками и фонтанами, а так же, обязательно, с фонтанчиками для питьевой воды. Всё для людей! Жара была неимоверная, я быстро скисла и запросилась в отель отдохнуть и переждать жару. Вечером был запланирован подъём на фуникулёре к памятнику "Матери-Грузии". Игорь, который боится высоты, нервничал с утра. В кабине фуникулёра он спрятался мне куда-то под мышку и, кажется, не дышал все пять минут подъёма. Вид сверху там потрясающий! Мы провели на вершине пару часов, дождавшись полной темноты. Ночной Тбилиси мерцал разноцветными огнями в ладонях гор, будто горсть драгоценных камней. Только ради этого зрелища стоит туда съездить.
   Следующий день был снова загородным. Мы уехали из города на целый день, потому что только до древнего монастыря, расположенного в горных пещерах было два с половиной часа пути. Дорога, из обычного шоссе, перетекла в грунтовку не самого вышего качества. Пейзаж становился скучным - только горы и зелёные луга с пасущимися стадами. Заметив стоящую на обочине машину, Миша остановился и заговорил с водителем. Оказывается, по неписаному закону гор, полагается спрашивать не нужна ли помощь, поскольку места там безлюдные и следующая машина  может появиться  только через пару часов. После парочки монастырей, мы заглянули ещё в небольшой городишко, с площади которого был удивительно красивый вид на снежные вершины гор. На обратном пути, Миша завёз нас в забегаловку для водителей. Место было совершенно не туристское - обшарпанные столы на улице, в тени деревьев, простые стулья и туалет ещё тот. Зато еда и вино было выше всяких похвал. Шашлыки таяли во рту, закуски были чуть острыми(для меня - очень острыми) и очень ароматными, а домашнее белое вино, мутноватое и непрезентабельное на вид, было удивительно ароматным. После обеда мы еле доползли до машины и всю обратную дорогу клевали носом от усталости и обжорства.
  Следующий день был последним . Мы с Игорем улетали в середине дня, а ребята следующим утром. С утра прогулялись по старому городу ещё раз - посидели в кафе с видом на Куру. До свидания, Тбилиси! Надеюсь, ещё увидимся!
  В Питере было прохладно, сыро и светло, несмотря на позднее время. Оставшиеся три дня отпуска пролетели молниеносно, но всё же удалось ещё повидаться с друзьями и поесть жареной корюшки. Какая же весна в Питере без корюшки?