Одесские рассказики. Как мне слоны помогали

Сергей Моргульцев
       Двенадцать лет – глупый возраст. Его надо просто пережить, как одну из детских болезней.  Гормоны играют свою уже почти недетскую игру, и вроде  бы хочется заняться каким-то серьёзным делом... Начал с одноклассником ходить на «Динамо» к тренеру  заниматься пятиборьем…  Записался в кружок японского языка и выучил катакану… Девочка Света, которая мне нравилась в шестом классе, начала петь в хоре?  Я  тоже стал петь в хоре.  "У синего моря высокий утёс, стоит на утёсе гранитный матрос"…  И нет конца всем этим начинаниям.    
       Но все эти увлечения – это чтобы занять тело и голову. А в душе, кроме  прочего - ежедневная тревога от опасности. Она может подстеречь где угодно.  Страх - вот главное настроение одинокого подростка двенадцати лет на улицах Одессы. Во всяком случае, так было в 70-х годах прошлого века. На улице не защитит ни тренер по лёгкой атлетике, ни хор одноклассников.
       Улицы, переулки и тропинка к дому из школы череваты встречами с пацанвой, которая хочет над тобой поглумиться, как бы в шутку, и срубить с тебя пару копеек, а то и поставить на счётчик. 
       - Эй, малый, а ну стой. Дай пару копеек. Чё нету, чё нету, а если найду?!
       И ножичек летает перед моим носом, переносясь наборной ручкой то в одну, то в другую ладонь владельца. Конечно, приходилось отдавать свои денежки.   
       Надо как-то было справляться с ситуацией. Или  всё время трусить? Обходить точки вероятной опасности дальней дорогой? Дожидаться каких-нибудь пожилых попутчиков и "прилипать" к ним, как бы родственник, как бы вместе идём?
       ...Одноклассник Муля  (Мулерман, однофамилец известного тогда певца) всегда делал вид, что он свой в бандитском мире.  Такой уверенный в себе  гопник, которому еще пока не поручили ничего серьёзного, но вот завтра…  На переменах и даже на уроках он то и дело щеголял кличками разных «ребят» - бандюганов, с которыми, казалось, только что расстался.
       - … Ты только не путай Слона с Черноморки со Слоном из парка Шевченко, - убеждённо твердил Муля однокласснику Виталику в раздевалке перед физкультурой, - Этот молодой, а тот, из парка, сидел уже два раза. Запомнил? Пригодится!
        Эти слова врезались в мою память. Мир бандитской Одессы представал передо мной чуть ли не в лицах.
        Вскоре я провожал Свету после хоровой репетиции домой. Идти надо было сначала с ней на ту сторону улицы Космонавтов, где магазин "Диета", а потом уже одному пилить обратно, к себе на улицу Гайдара. И всё это в ноябрьской темноте.
       На обратном пути, уже метрах в пятидесяти от своего дома, я повстречал троицу весёлых с виду пацанов, которые преградили мне дорогу и потребовали пару копеек.
       - А ты Слона знаешь? – по-свойски, как-то устало спросил я самого высокого, глядя прямо в глаза. Как будто я спросил его о том, застраховал ли он свою дешёвую жизнь. А душа моя в этот момент ушла, да что там ушла - убежала, метнулась в пятки. Ноги сковало судорогой ужаса. Но я насильно улыбнулся, глаза в глаза.
       - Прости, кореш, не признали своего, - хрипло ответил рослый и примирительно, как-то осторожно, почти ласково похлолпал меня по плечу.
       Я медленно развернулся и пошёл к своему дому, через улицу. И зарёкся впредь не рисковать таким макаром. Мало ли кто попадётся  на дороге! Или скажет: ну, знаю, и чё? Или еще лучше: ну, я Слон. А ты кто?
       Но увы, пришлось использовать этот приём еще пару раз. В одной из этих ситуаций, задав свой каверзный "коронный" вопрос, я даже попросил закурить у этих начинающих гопников, которым было на самую малость, на чуть-чуть больше лет, чем мне. И случилось долгожданное чудо! Они испугались! Они просто зассали! Больше, чем я! У одного из них так затряслась рука в кармане, что он никак не мог вытащить ладонь, которой, вероятно, обхватил пачку сигарет.
       Так и не дождавшись сигареты, я добавил пару слов из лексикона одноклассника Мули:
       - А вы на чьей земле пасётесь, кореша? Про общак не забываете?
       Кулак маленького гопника заходил ходуном у него в кармане, передавая колебания всему телу. Скорее всего, он и слыхом не слыхивал о каких-либо конкретных бандитах, и на дело-то вышел в первый раз, за компанию с такими же чудиками. А тут по ходу подкатила маза отвечать за базар и всё такое. Вдруг тишину улицы нарушила длинная звонкая подвывающая трель, вырвавшаяся наружу из чрева трясущегося мальчугана, которого я спросил про общак.
       Поняв, что выиграл ситуацию как минимум по очкам, я на прощанье бросил им через плечо:
       - Штаны ему смените!
       В тот день мне было уже тринадцать лет и пара недель. Страх лишиться денег или жизни за двадцать копеек с той поры пошёл во мне на убыль. Жить стало легче и веселей.