Талант, обожжённый Жизнью

Ирина Вебстер
Памяти Александра Войлошникова.




Вертится в голове песня Розенбаума:" Мы уйдем потихоньку, себе и другим незаметно,..." И пустота, где нет кого-то, осуждающе, немым вопросом отвечает: " А разве так бывает?"...

 Несколько лет назад я получила удивительный подарок от жизни-соприкосновение с интересным Писателем- Александром Войлошниковым, которого невозможно  прочитать-"проглотить" одним махом, о чём, впрочем, Александр Васильевич сам резко предупреждает:" Читатель! То, что публикую я, написано не для просматривания и быстрочтения. Каждое моё произведение нужно читать думая, внимательно и не один раз. Если у вас нет ни желания, ни умения так читать, то, пожалуйста, -- вон отсюда!" Кстати о резкости... Это потом уже я поняла, что чувство" ощетиненности"-это инстинкт самоохраны Таланта, которым Господь щедро наградил Автора. От читателя требуется работа ума и сердца. И время.Моё первое ощущение после знакомства : забрела я на поляну в густом лесу. И стоит что-то неведомое- корабль пришельцев. И достаю я оттуда Фолиант, многослойно завёрнутый ... И я помню это  ощущение новизны, когда захватывает дух.

 А потом наступил момент, когда была закрыта последняя страница "Романа в репортажах Пятая Печать"...Было очень трудно читать. Не только потому, что огромный текст тяжело воспринимался на мониторе(я бы с гораздо большим удовольствием взяла в руки его книгу).... Я шла,как по огромному полю, по чужой судьбе. "Длина линии жизни от Бога, а ширина от человека" Это было широкое поле, перепаханное причудливой незнакомой Историей.Это было поле открытой глубокой раны, обнажённого нерва.Это была Любовь из переполненного Ненавистью детства... Это было благородство Графа Монте Кристо, с которым однажды не захотелось согласиться- "От всякой беды есть два лекарства-время и молчание"...Есть ситуации, когда эти два лекарства не помогают...

Словно обвалился картонный пышный фасад,за которым обнажилась другая действительность. Другая жизнь. Другая История. Я оказалась в другом измерении. И на каком-то скрытом генетическом уровне вдруг увидела другими глазами жизнь моей бабушки, которая рассказывала, как их, поволжских крестьян, раскулачивали. Отобрали новый пятистенок,корову и лошадь у многодетной семьи, в которой помимо 10 детей был слепой дедушка и ночью, не дав возможности собраться, увезли на станцию, поместили в товарный вагон и отправили в неизвестном направлении. Как потом выяснилось, -в Оренбургские степи... Я снимаю галстук Павлика Морозова и через годы непонимания, неверия говорю:"Прости бабушка! Я не успела сказать тебе так много при твоей тяжёлой жизни-выживании с соседями стукачами, твоими ночными страхами чёрного воронка, голода, войны..."

 Роман поразил  меня "безнадёжно искалеченного честностью" человека и своим пониманием Ответственности.Да, не может быть "хаты с краю". Каждый из нас лично ответственен перед Богом и потомками. И то, что Россия " во все века удивляла и удивляет весь мир роскошью дворцов и нищетой хижин" - на совести каждого из нас...И нет сомнения, что Бог выполнил обещание, данное при снятии Пятой печати и настигла живущих расплата-всё то, что сейчас происходит..."И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. ..." (Апокалипсис, 5: 9-11)
И всё-таки живущим остаётся вера, что «...настанет день, когда Господь отдёрнет перед человеком завесу будущего, вся человеческая мудрость будет заключена в двух словах: ждать и надеяться» Ждать и надеяться,что мы в состоянии что-то изменить, бо мы пришли на эту землю с определённой миссией. И хочется "чувствовать душой счастье, вроде набежавшего откуда-то тёплого ласкового ветерка, пахнувшего оттаявшей землёй и хлебушком..."

 Роман открывает глаза на многие вещи, с которыми  читатели могут соглашаться или нет, но Талант Александра Войлошникова подкупает Честностью и Искренностью!  Неслучайно, столько противоречивый мнений и острых дебатов вокруг всего творчества Войлошникова. Но основное мнение- " Гениальный роман! Написано мастерски! Снимаю шляпу, Маэстро!Честь и хвала! Это шедевр! Роман завораживает!Твёрдая литературная поступь профессионала! Самобытно! Неординарность! Нестандартность! Гениально и жизнеутверждающе! Редкое удовольствие!"... Да простят меня читатели, написавшие рецензии, которые я упомянула сейчас без имён... Читателей более 20000, голоса которых слышатся одним голосом Изумлённого Читателя!

 Читатель не перестаёт удивляться творчеству и жизни писателя. Ведь Александру Васильевичу уже 87... Нет, вернее сказать ещё... Ведь как говорит один из его друзей,которому скоро 90:"Бог свои подарки обратно не забирает.Если Он даёт молодость, то навсегда!" Как признаётся Александр Васильевич:
"А что такое старость? С женой прожил я 53 года. Есть и правнуки. И внуки мои ещё любят погулять. Но когда я попадаю в компанию современников моих внуков, я вижу, слышу и чувствую: какие же они старые по сравнению с моею женой! Нет в них главного - куража. Они так и родились старыми. "И не живут они, а всё примеряются, устраиваются и тратят на это всю жизнь" (Старуха Изергиль). А самочувствие - это внутренний настрой на жизнь. Я и жена не расстаёмся с рюкзаками, велосипедами. Обошли и объехали на велосипедных колёсах много стран, а в первую очередь - Россию. Недавно вернулись из путешествия... Впрочем, и мобильность - не показатель молодости. Я знаю людей моего возраста и старше, которые никогда не ходили с рюкзаком, но как с ними интересно и весело!! Какие они молодые!"

Завораживает не только молодость Войлошникова, но и особое трепетное отношение к женщине. Милый, романтичный, верный, преданный и любящий муж "За всю жизнь у нас не было ни одного отпуска, проведенного порознь, не было даже ни одной прогулки врозь! Мне никуда не интересно идти, тем более ехать, если рядом не будет моей жены. Мне скучно без неё! Что бы ни сделал я, что бы ни сказал, вызывает у неё восторг. Да, в ней я люблю себя, любуюсь собой, каждым своим словом. И это огромная каждодневная радость. А когда человек радуется каждый день -- это и есть счастье! Счастье -- это награда от Бога. И через женщину Он даёт человеку счастье..."
И самое главное, такое же трепетное, любящее отношение к СВОЕМУ Читателю. Те, кто получал рецензии от Александра Васильевича, надеюсь, согласятся со мной.

  Вот и закрыта последняя страница романа.Грустно, когда, что-то заканчивается... И радостно то, что, значит, начинается что-то новое...Новое осознание... Новое желание почитать Библию... Спасибо Вам, Александр Васильевич, большое за это!
Спасибо, за многие важные мысли, забытые в суете наших дней..
И за одно из необходимых напоминаний:

Человек за всё в ответе!

Строго будет спрошено Богом с человека за жизнь каждой, даже малой, твари!! Ибо
«нет твари сокровенной от Него, но всё обнажено и открыть перед очами Его: ЕМУ ДАДИМ ОТЧЁТ»! (Евр.4:13).
 
Уже можно было бы поставить ту точку, которую всегда трудно ставить в конце романа... Но осталось недосказанное главное. Александр Васильевич! Нам  будет не хватать Вашей жизнеутверждающей энергии, силы,честности, принципиальности, молодости, мудрости, иронии, романтизма и, главное, любви!