Записки Екатерины

Игорь Гарри Бондаренко
Записки Екатерины.
   Государственные  мужи России, цари, императоры своих мемуаров, как правило,не оставляли. Можно, конечно, вспомнить дневник Николая 11,но этот документ мало интересен,на мой взгляд. А вот «Записки императрицы Екатерины» достойны внимания.
   Начнем с того,что они не были опубликованы при жизни императрицы.Больше того, романовская фамилия «держала их под замком» около ста лет и дело было в общем не в том, что они  раскрывали  какие-то государственные тайны,нет! Они, если так можно выразиться, носят «частный характер»,то есть это записки женщины,живущей  в определенной среде, а не императрицы. Они и заканчиваются примерно тем  временем, когда она ,действительно, стала  императрицей после смерти мужа Петра 111.
    Екатерина , как известно, желала,чтобы трон наследовал не ее сын Павел, а внук Александр и составила завещание. Но ее скоропостижная кончина не позволила  осуществить этот ее замысел, Павел уничтожил завещание. Он же был также один из первых,кто  держал в руках мемуары матери-императрицы.
   Записки были написаны по-французски, они  неоднократно редактировались Екатериной, в них были и просто «листочки» с краткими  пометками,о чем еще следует написать, среди этих листков был и лист-записка Екатерине от Григория Орлова, покаянное письмо,где он сообщает, что не хотели они убивать Петра 111,но он «стал драться»...,что дало  Павлу право произнести слова: «Слава Богу, моя мать не убийца своего  мужа...»
    Об отношении Павла к матери и ее отношения к нему понятно уже из того факта,что она завещала трон не ему, а Александру, внуку.
   По официальной версии  Петр 111 ОТКАЗАЛСЯ от русского  трона и хотел  уехать в свою любимую Гольштинию,об этом пишет Екатерина в письме к Понятовскому. Вот строки из этого  письма:
    «Петр 111  совершенно потерял рассудок,которого и без того  у него было немного;он шел на пролом,хотел распустить  гвардию,вывести ее за город и заменить гольшинцами,хотел ввести иное  вероисповедание,жениться на Елизавете Воронцовой , а со мной развестись и посадить в тюрьму.
    В день празднования мира с прусским королем он оскорбил меня публично за обедом,а вечером приказал меня арестовать.
Мой дядя принц Георгий заставил его отменить этот приказ. Только с этого дня  я обратила  внимание на предложения, с которыми ко мне приступали еще со смерти императрицы Елизаветы. План был таков: захватить Петра 111  в его комнате и арестовать, как была арестована принцесса  Анна и ее дети..
   Петр  уехал в Ораниенбаум.За ним последовало много ротных командиров пазных полков...
   Орловы служили  в гвардии и были любимы  солдатами, я им многим обязана. Орловых  поддерживали многие  гвардейские офицеры и около десяти тысяч солдат...
   Я была в Петергофе, а Петр в Ораниенбауме, где пьянстовал с приближенными..
  Распространился слух, что я арестована. Это взволновало солдат. Орловы  явились ко мне и сказали,что не будут ждать возвращения Петра, а соберут гвардию и провозгласят меня  императрицей.Я  спросила его о подробностях,Он сказал, что Пассек  арестован.Я не мешкала более.Скоро оделась,не делая своего туалета,и поехла в его экипаже.Мы остановились в казармах Измайловского полка солдаты собираются, целуют мне ноги, руки, платье и называют их спасительницей.Двое из них ведут священника с крестом в руках  и начинают мне присягать.Когда это было кончено.Меня попросили сесть в карету.
    Мы  поехали в Семеновский полк..Здесь меня тоже встретили криками «Ура!»Потом мы поехали в Казанский собор, тут я вышла...Подошел Преображенский полк, говоря: «Виноваты! Пришли последними..Офицеры нас не пускали, за то четырех мы арестовали.Конная гвардия была в сборе с офицерами во главе...
    Я поехала в Зимний дворец, где собрался Сенат и Синод. На скоро написали манифест и присягу.
    Я сошла вниз и обошла войска,было более четырнадцати тысяч  человек-гвардии и полевые полки...
   Было решено,что я во главе войск пойду в Петергоф,где должен был в это время Петр 111 обедать.
   Отправивши всех наших курьеров и приняв меры предосторожности , я оделась в гвардейский мундир,так как была уже провозглашена полковником...Когда мы доехали до малого монастыря,вице-канцлер Голицын привез  мне любезное письмо Петра 111.После первого письма я получила другое, переданное мне Михаилом Измайловым...
   Петр 111 отказался от престола совершенно добровольно в Ораниенбауме, окруженный тысячу пятистами гольштинцев,
     Он ужасно много пил в тот день...Он просил у меня только свою любовницу, собаку, негра и скрипку. Но боясь пересуд и брожения умов, я разрешила ему взять только три  последние вещи..
  Я отправила низложенного императора  в сопровождении  четырех офицеров по главе с Орловым и смирными солдатами в уединенное место, в Ропшу,где он должен был находиться до отъезда...Но  Бог решил иначе: страх причинил ему понос, который  продолжался три дня и остановился на четвертый. Но потом геммороидальные колики возобновились,и в этом положении он находился еще два дня и скончался при лютеранском священнике....
    В «Записках Екатерины» еще  не мало  любопытного, возможно, мы еще к ним вернемся.