Сказки, сказы, сказания, былины, были

Раиса Лебедева
                Изучая Святые Писания, вдруг замечаешь, что мир, воспринимаемый нами с материалистической точки зрения, отличен от понимания духовного невидимого мира. Даже самые привычные слова – добродушный, великодушный вдруг открывают иное понимание…

        Сказки, сказы, сказания, былины, были…

Все больше тянет к размышлениям о сказках. Я их забыла. Хочется найти сборник сказок волшебных и перечитать сказки. Спящая красавица просыпается от поцелуя возлюбленного (душа?). Заколдованное государство, где всех людей сковал сон в том положении, в каком их застал. Оживают в сказках всегда от любви, от добрых дел.
И пришло вдруг желание: «Господи, научи меня писать продолжение сказок. Все обо всех добродетелях написано. Брань закончилась победою. Змей-Горыныч побежден; Иванушка-дурачок получает в жены царевну и царство в придачу. А как живет он в этом царстве, чем занимается? Что прекрасного он делает? Как любовь свою дарит всем? Какой плод Любви своей взращивает? Мы сказки знаем до победного конца. Потом они мед-пиво пили, в реках с молочными берегами купались. А что Любовь их творила? Какие подвиги после победы были?
Сейчас, познав кое-что о добродетелях, я как бы встала перед глухой стеной – а дальше как жить с добродетелями в миру? Ведь миряне обязательно должны жить по добродетелям. Продолжения сказок я не могу увидеть…  Господь помог мне почувствовать предисловие к продолжению сказок, но как жить дальше? Я не вижу продолжения…
А предисловие вот:
…Давным-давно на белом свете происходили те события, о которых мы пишем, но и доныне живо то царство-государство, и царь, и дочь его премудрая, добродетельная.
Все изменилось в этом государстве дивным образом. Змей-Горыныч побежден, радость великая пришла в государство. Плач великий о дочерях своих, отдаваемых в дань Змею-Горынычу сменился радостию несказанною. Ликует земля, ликуют люди, солнце улыбается им и дарит дары свои щедрые. Прямо с неба, по лучам, как по горочкам, съезжают вниз, к веселым счастливым людям повозки с дарами. Чего тут только не было! И скатерти-самобранки, и сапоги-скороходы, и всякого приданого  дочерям-невестам видимо-невидимо. И стали свадьбы справлять своим дочерям пышные. На тройках лошадиных свадебные кортежи устремлялись ввысь и неслись по небу, как по земле. Солнце им лучи свои расстилало дорогою.
Открывались в небе ворота чудесные, из золота чистого выкованные! Узоры на них красоты неописуемой, глазом на земле не виданной. Выходил на встречу к ним Царь Великий того государства. Он показывал им царство свое, невиданное доныне. Там источник живой воды и мертвой; там жар-птица на дереве сверкает в солнечном свете; там волшебное дерево с наливными яблочками; там наливное яблочко на блюдечке с золотой каемочкой и всякое диво несказАнное. Там добрый сказочник улыбнулся им и подарил свои сказки. Вот они, слушайте…

А дальше? Как новобрачные жить будут? Я все перед той же стеной стою. Ничего не вижу впереди…

И вот читаю о нашем современнике двадцатого века, святителе Иоанне Кронштадтском. Свт. Иоанна Кронштадтского  посещало в Кронштадтском Андреевском соборе до 5-6 тысяч молящихся. Ежегодно Кронштадт посещало более 20 тысяч паломников, а позднее до 80 тысяч. На одной первой неделе Великого поста собиралось до 10 тысяч человек.
Отец Иоанн не ждал, когда предоставится возможность явить свою добродетель. «Будь смел и решителен, - наставляет отец Иоанн, - во всяком добром деле, особенно на слово ласки, нежности, участия, тем более в деле сострадания и взаимной помощи, считай недопустимым уныние, отчаяние в каком бы то ни было добром деле. Все могу, - говори, - в укрепляющем меня Иисусе, хотя я первый из грешников, но все возможно верующему».
Читаю свт. Иоанна с замиранием духа. Какую могучую благотворительную деятельность смог провести о. Иоанн, целительную, пастырскую, воспитательную.
        Отец Иоанн был глубоким мыслителем, великим духовным пастырем и учителем Церкви. Его творения составляют около 4,5 тысяч печатных страниц.
Вера отца Иоанна была живой, деятельной; Она влекла к бедному, нуждающемуся люду, побуждала его помогать бедным не только словом молитвенного и нравственного ободрения, но и материальными средствами. Горя любовью к Богу и ближним, он с самого начала своего священства служил делу благотворения – сначала в малой степени, без определенной системы, давая все, что имел. Он не разбирал, что привело человека к нищете и падению, а подавал потому, что человек нуждался.
Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить нуждающихся, и бессильна в борьбе с общей бедностью. Поэтому в 1874 году он основал при Андреевской церкви православное христианское братство «Попечительство святого апостола Андрея Первозванного.
В 1872 году в «Кронштадтском вестнике» были напечатаны два воззвания к жителям Кронштадта. Отец Иоанн просил помочь бесприютным беднякам: «Подкрепим их нравственно и материально; не откажемся от солидарности с ними как с людьми и нашими братьями и докажем, что человеколюбие еще живо в нас и эгоизм еще нас не погубил. Как было хорошо, если бы ради всех этих причин мы создали Дом трудолюбия. Тогда многие из бедных могли бы обращаться в этот дом с просьбой дать им определенную работу за вознаграждение, которое давало бы им средства для пропитания. И тогда наши бедняки трудились бы, жили мирно, благодарили бы Бога и своих благодетелей».
Люди приняли это воззвание, и с радушием, деятельно откликнулись на просьбу своего пастыря. Так отец Иоанн положил начало организованной благотворительности: в Доме трудолюбия нуждающийся отвлекался от тунеядства, получал помощь по труду. До конца дней своих щедрой рукою отец Иоанн оказывал помощь всем, и каждому в отдельности просившему бедняку. Отец Иоанн всех любил, на всех у него хватало нравственной и материальной помощи, никому не было тесно в его сердце.
По одному могущественному слову и примеру отца Иоанна, а нередко и без всякого его слова почитатели его несли, посылали ему денежные средства, создавали благотворительные учреждения. По примеру отца Иоанна помогали бедным, учреждали стипендии в учебных и благотворительных заведениях, строили храмы, богадельни, школы, приюты.
В 1882 году открылся Дом трудолюбия – в 4 этажа, прекрасно оборудованный, с домовой церковью во имя святого Александра Невского. Здесь были устроены мастерские, в которых работали в течении года до 25 тысяч человек, школа на 300 детей, детский сад, загородный летний дом для детей, сиротский приют, бесплатное призрение бедных женщин, народная столовая с небольшой платой и благотворительными обедами в праздники, огороды для снабжения живущих и работающих, библиотека, бесплатная лечебница, воскресная школа и многое другое. 1888 году заботами и трудами отца Иоанна был построен ночлежный дом, а в 1891 году странноприимный дом. Помощь оказывалась всем нуждающимся, независимо от их социальной и религиозной принадлежности. Дом трудолюбия в Кронштадте стал образцом для учреждения таких же домов в столице и во многих провинциальных городах.
        Читаю о великомученице Ирине. Боже, я попала в продолжение сказки! Брань внутренняя окончена и начинается подвиг, брань за души других людей. Только это о монашествующей, невесте Божией. Но нашла продолжение сказки и о мирском святом, живущем семьей. Это – Александр Невский. Думаю и Соломон царь из такой же серии продолжения сказок. Нет, сами святые – не сказка. Сказка – их жизненный подвиг в добродетелях со Христом – их несение креста.
И в Ветхом Завете про всех царей одинаковое описание: если царь нарушает Закон Божий, к нему приходит пророк и передает слово Божие о наказании. Царь разрывает свои одежды, посыпает голову пеплом и с плачем идет в дом Господень, взывает к Богу о милости. Так жили богобоязненные, на которых снизошла благодать Божия.
Жизнь с Богом и в Боге – это продолжение сказки…   
Мы давно знакомы с описанием таких сюжетов, название им – былины. Это и Илья Муромец, и многие-многие богатыри, защитники своих земель, защитники обездоленных, это и жития святых.
А среди наших современников? Единичные случаи среди молитвенников. Среди власть имущих – точно не найдутся в нашем веке такие, но в прошлом веке было достаточно. Такой сказкой можно назвать жизнь Державина.

Моя страна зовется Русью,
Я русская не телом, сутью.
Руги, роги, росы, русы –
Все суть одна для всех на веки,
Что это Божьи человеки.
В себе душа имеет Бога.
Поэт, политик наш, Гаврил,
Самою сутью был Державин,
Он душу с Богом содержал:
«Во мне Себя изображаешь,
А я перед Тобой ничто.
Ничто – Но Ты во мне сияешь.
Ты есь – и я уж не ничто!»
             2004г.