Старый дом

Григорьева Любовь Григорьевна
Когда я училась в десятом классе, моей семье дали ордер на получение новой двухкомнатной квартиры. Моя семья, а это я, мама, бабушка и старший брат, долгое время жили в коммунальное квартире.  А что такое коммунальная квартира, не стоит рассказывать. У всех свои истории, воспоминания. Хорошие или не хорошие... У меня воспоминания о коммунальное квартире хорошие. Может потому, что там прошло моё детство... Но... Всё-таки лучше жить в отдельной квартире и ни с нем не делить газовую плиту, ванную, туалет... Для нас получением новой квартиры было счастьем. Нам многие завидывали. Ещё бы. Целая двухкомнатная квартира и нигде-нибудь на окраине города, а в центре. Да, нам повезло. Мы жили в центре города и получили новую квартиру в центре города в новом, двенадцатиэтажном шестиподъездном доме. 

Не буду рассказывать, как мы переезжали, как обживали новую квартиру, как сделали первый ремонт... Это сейчас квартиры получают, как полуфабрикат. А раньше квартиры давали уже готовые для проживания. Обои на стенах, плитка в ванной комнате, сантехника, газовая плита - всё, как полагается. И не важно, в твоём ли это всё вкусе или нет, но так раньше строители сдавали свои дома. Это потом, года через два-три, хозяева могут сделать первый ремонт и уже по-своему вкусу выбрать обои, плитку, сантехнику.

А хочу я рассказать об одном старом доме...

Недалеко от нашего нового дома, возле школы, стоял четырехэтажный дом из тёмно-красного кирпича, двухподъездный и с аркой посередине. Дом этот всегда привлекал моё внимание - на фоне новых, только что отстроенных домов, он казался старинной неприступной крепостью. Я тогда не знала историю этого дома. А узнала её только десять лет спустя после переезда на новую квартиру.

Дело было зимой. Я пошла в магазин и, не доходя до него метров десять, увидела лежащую прямо на дороге девушку. Девушка была пьяна. Пальто задралось и видны были её голые ноги, вплоть до трусиков. Возле неё стояли двое мужчин с нездоровой внешностью и с любопытством разглядывали эти голые ноги... Почему-то люди шли мимо. Только головами качали. А некоторые, как всегда бывает, громко осуждали, но... на ходу, по их движению в магазин и из магазина домой. Но никак не для помощи. Я подошла к этой девушке и увидела, что она лежит с закрытыми глазами. Я попыталась её растормошить, начала трясти её за плечо. В ответ я услышала только какое-то невнятное бормотание. Я приподняла её и усадила в сидячее положение и только тогда она открыла глаза. Я спросила, где она живёт. Она, глядя на меня мутными глазами, вдруг чётко назвала свой домашний адрес. Я ещё тогда подумала - так детей учат, чтобы назубок знать свой домашний адрес. И вот пригодилось...

Узнав адрес, я поняла, что это совсем рядом и решила отвести её домой. А жила она в этом доме, про который я и хочу рассказать.

Войдя в подъезд, я удивилась, широкий, тёмный и лестница с очень крутыми ступеньками, а потолки... казалось, что их не видно вообще. Девушка жила на втором этаже. Я нажала на дверной замок... Тишина. Я нажала ещё раз... Тишина. Никого не было дома. Но тут, на моё счастье, дверь открыла соседка этой девушки. Очень милая старушка в чистеньком байковом халате. Она предложила мне девушку к ней занести... Нет я не оговорилась, именно занести, так как эта девушка уже полностью отключилась и я, даже сама себе удивляясь, держала её на своих хрупких плечах. И надо сказать, что я с этим справилась.
Вместе со старушкой-соседкой мы девушку раздели, кое-как умыли и уложили спать. Я уже хотела уйти, но старушка меня остановила и предложила чайку с пирожками, которые она сама испекла. Я согласилась.

Вот за чаем с пирожками я и узнала историю этого дома.

Построен он был ещё до революции купцом, имени я не помню, который сдавал квартиры этого дома для интимных встреч состоятельным господам и дамам. После революции этот дом облюбовали не простые партийные работники со своими семьями. А в сталинские времена хозяева квартир менялись "как перчатки". Бесконечные доносы делали своё дело. Чёрный воронок почти каждый день приезжал к этому дому... Сегодня за тем, на кого написали донос, а завтра за тем, кто написал донос... Тот, кто написал донос, написал его из зависти или чтобы улучшить свои жилищные условия. Но... ему ведь тоже кто-то позавидывал... Много горя видел этот дом, много несправидливости, не говоря уже о том, с чего начиналась жизнь этого дома. Видимо стены его настолько пропитались этой негативной энергетикой, что он превратился в дом, в котором нельзя жить вообще. Все семьи, которые въезжали в него, получив ордера на квартиры и счастливые первое время, впоследствии распадались в лучшем случае. В худшем - пьянки, дебош, драки и поноживщина. Ни одной семьи в этом доме не было счастливой. Вот и эта девушка, которую я привела, а звали её Светой, как я потом узнала, стала пьющей, гулящей и нигде не работающей. А ведь, когда въехали в этот дом, семья их была дружная, любящая и совсем не пьющая. Родители Светы уже давно не интересовались жизнью дочери, да и сами они тоже пили и нигде не работали. А на что они жили? Остаётся только гадать...

Узнав историю этого дома, я уже старалась обходить его стороной. Он уже не привлекал моё внимание. Наоборот, мне он был неприятен. И, действительно, от него исходило что-то зловещее, плохопахнущее.

Прошло ещё несколько лет и мы все были свидетелями, как его ломали... Ломали очень долго. Не один день и не два. Целый месяц его ломали. Потихоньку, потихоньку, можно сказать "по кирпичику". Дом настолько был крепкий, что никак не поддавался. У строителей много есть способов, как сломать строение. Но здесь был особый случай. Поэтому выбрали этот - потихоньку "по кирпичику". Вскоре дошли и до фундамента... А вот здесь им пришлось повозиться. Пришлось взрывать и взрывать ночью. Правда, нас всех предупредили, чтобы мы не волновались.

Сейчас на этом месте стоит тоже кирпичное жилое здание. Плохого я уже ничего не слышала. Видимо, тот негатив, который нес в себе старый дом, исчез вместе с ним, когда его полностью сломали и место это расчистили  для новой, хорошей и счастливой жизни.

Вот и закончила я свой рассказ. Правда до сих пор у меня остался один вопрос без ответа - а какова была жизнь этой старушки-соседки? Ведь она всех жильцов этого дома знала и помнила даже как кого зовут... Все куда-то исчезли... А она как жила в этом доме, так и жила... И насколько я знаю, перед тем, как сломать этот дом, ей дали ордер на получение однокомнатной квартиры.