Построение здоровых отношений. Учимся смирению

Васюков Игорь
Построение здоровых отношений. Учимся смирению

Восстанавливаем здоровье

 

Построение здоровых отношений. Учимся смирению

 

Обратите внимание на то, что в описываемой концепции здоровых отношений предлагаются духовные понятия: любовь, вера, смирение, благодарность…Безусловно, я предлагаю вам путь духовного развития. Но духовное развитие не есть религиозные убеждения, ритуалы, причастность к церкви. Это – несущая конструкция целостного здоровья человека, без которой погибает и душа, и тело, и отношения с миром. В этой книге я даю расшифровку духовных ценностей как важных составляющих взаимоотношений с миром на светском языке.

 Что в этом случае означает смирение? Раньше, когда я считала себя атеистом, это слово вызывало у меня гнев, протест и сопротивление. Для меня оно было равным унижению, соглашение с позицией бесправного человека. Когда я слышала: «Смирись!» - это означало, что я должна подчиниться воле другого человека. Но корень этого слова – «мир». Смирение – означает обретение в душе своей мира. Посредством чего достигается это состояние души?

 

Если смирение в качестве духовного понятия трактуется как отказ от гордыни, (а на языке психологии, - эгоцентризма), то в предлагаемой модели отношений смирение означает отказ от позиции человека, знающего ВСЕ, попросту, всезнайки. Помните, родительское: «Я лучше знаю, что нужно, как нужно, когда нужно…»? Когда вы ловите себя на такой позиции, полезно у себя спросить:

- А с чего я взял, что лучше знаю, как надо?

 

И даже, если у вас есть основания думать, что так оно и есть на самом деле, дайте другому право сделать так, как он хочет, если его поведение не влияет напрямую на вашу жизнь: не наносит ущерб или, попросту говоря, не нарушает ваши личные права.

 

Вчера на берегу реки моя дочь строила из песка замок. Иногда она спрашивает, как лучше сделать, и я показываю. Но на этот раз мне почему-то показалось, что я лучше знаю, как нужно сделать, и хотела вмешаться в процесс, на что получила жесткий отпор:

- Нет, я сама справлюсь!

 

У меня было ясное представление о том, каким должен быть ЕЕ замок, и как его лучше сделать! Но у нее на этот счет было свое мнение. Моя дочь с момента своего рождения 24 часа в сутки учит меня смирению, вновь и вновь показывая мне то, что мое  убеждение: «Я знаю лучше» - это всего лишь иллюзия, живущая в узких рамках человеческого разума, зараженного негативным мышлением.

 

Смирение также дает человеку право совершать собственные ошибки, поскольку на чужих ошибках невозможно научиться. Это еще один миф из позиции: «Я знаю лучше!». Невозможно научиться на чужом опыте только потому, что он не ваш. Это другой человек, другая жизнь, другое отношение к миру, другой путь…

 

Еще вопросы, которые можно себе задать, это:

- Могу ли я что-либо изменить в этой ситуации? Что я могу изменить в этой ситуации?

 

Вспомните молитву о душевном покое и попросите у Высшей силы принятия этой ситуации и смирения.

 

А теперь ответьте на следующие вопросы:

1. Кто, при каких обстоятельствах, и как часто говорил вам в детстве о том, что вы не знаете, как нужно правильно делать, делаете не так, допускаете ошибки?

2. Как часто и по отношению к кому вы рассуждаете с позиции: «Я лучше знаю»?

3. Как вы проявляете смирение по отношению к своему ребенку или партнеру?

 

Учимся проявлять благодарность

 

Благодарность в системе отношений означает передачу позитивной обратной связи действиям партнера, с которым вы в диалоге. Что такое позитивная обратная связь и как ее давать?

 

Первым делом нужно различать привычную шаблонную похвалу от позитивной обратной связи. Дело в том, что когда мы просто хвалим ребенка или другого человека и говорим: «молодец», «умница» - это для него является мало информативным и  не мотивирует на другие достижения. Позитивная обратная связь – это развернутое высказывание по поводу какого-либо действия и последующего результата с положительной эмоциональной окраской.

 

Например, вы заметили, что сегодня ребенок или ваш партнер захотел вам помочь вытирать пыль. Если вы и впредь хотите, чтобы помогал вам по дому, не стоит отбирать у него тряпку из рук и говорить: «Дай сюда, не мешай, лучше я сделаю…» Не важно, что тряпка грязная или плохо отжатая и оставляет разводы. Главное, что у него есть готовность принимать участие в уборке дома. Поэтому его поведение обязательно следует отметить:

- Как здорово, что решил мне помочь! Это замечательная идея! Мне так это приятно! А дальше уже можно предложить научить отжимать тряпку или отработать другие навыки, задавая при этом вопрос: «Что можно сделать, чтобы выполнить эту работу еще лучше?»

 

Иногда, конечно, ребенок делает нечто, что дать позитивную обратную связь его действиям бывает довольно трудно. Но возможно. Например, со стола летят тарелки с едой:

- Как ты быстро справился с обедом! Такое оригинальное решение пришло тебе в голову! И пол никогда еще не был таким живописным!

 

Для чего нужно давать именно позитивную обратную связь? Дело в том, что ваша как негативная реакция на поведение другого человека, так и позитивная, - усиливают предыдущее поведение. Это означает, что если вы отругали ребенка за разбитую чашку, то в следующий раз он будет бить тарелки. Если вы сделали негативное замечание, что муж поздно вернулся домой, то в следующий раз он и вовсе может не прийти ночевать. На нежелательном поведении лучше вообще не акцентировать внимания. Если оно не будет подкрепляться, то у человека отпадет интерес к этим действиям. Если вы все же допускаете критические высказывания в адрес ребенка, то на два таких замечания за день должно приходиться семь позитивных высказываний!

 

Ответьте на вопросы:

    Получал ли я в детстве позитивную обратную связь от взрослых или дело ограничивалось похвалой? Что я чувствовал после этого?
    Как сегодня вы проявляете благодарность своим близким? Как часто? Что вы при этом говорите?

 

В заключении хочу отметить, что один из компонентов этой системы в отдельности не обладает целостностью и ни один из них не  может быть «изъят» без ущерба для системы  диалога в целом. Отсюда следует, что  любовь в диалоге может быть только партнерской (я тебя вижу, слышу и чувствую, потому что ты мне интересен, потому я что уважаю тебя и верю в тебя), а родительская любовь (я тебя люблю, а потому лучше знаю, что тебе надо) и любовь жертвы (я тебя люблю, а потому ты можешь делать со мною все, что угодно) исключены.

В этой системной модели отношений существует также и обратная связь от партнера по диалогу. Это означает, что если начинаю проявлять любовь к человеку, к животному или растению, к Богу, то через какое-то время, не сразу, я получаю обратную связь от него в виде любви. Обратная связь всегда идет с опозданием. В некоторых случаях отношения формировались годами, как, например, между родителями и ребенком, и для угасания его стереотипов вашего восприятия тоже требуется определенное количество времени.  Поэтому, если вы, как родитель, меняете свое отношение к ребенку, учитесь его уважать и соблюдать его права, верите в него через отказ от каких бы то ни было ожиданий на его счет, любите безусловно и перестаете манипулировать, то ваш ребенок рано или поздно начнет менять свое отношение к вам.