Люди и тигры Мстислава Запашного

Юрий Хозяинов
                Ирина Запашная, жена Мстислава, мама его детей и тигрят, ведущая программы и его помощница, рассказывая об особенностях характера мужа как дрессировщика, сказала: «Это каким сильным характером надо обладать, чтобы войдя в клетку к хищникам, поставить себя среди них главным!»
Наблюдая за Мстиславом Запашным на репетиции, перед представлением, во время представления, я подумал: «Это какой должен быть характер у человека, чтобы и выйдя из клетки к людям, чувствовать себя главным! И где сложнее быть главным – среди тигров или среди людей?»
Для Запашного это не вопрос – он действительно главный и среди тигров, и среди людей. На официальном сайте артиста я увидел фотографию Мстислава за рулем тяжелого грузовика.
– Это так, для форса? – спросил я.
– Нет, -- у меня профессиональные водительские права. Я сам веду головную машину во время переездов.
«Как и подобает главному», – подумалось мне.
– Так я отдыхаю от обязанностей директора, – улыбается он,-- хотя за мной идет еще 6 машин. Управляю всеми по рации – ответственность колоссальная.
Родился Слава, как шутя говорят о цирковых детях, «в опилках» на манеже и представляет 4-е поколение славной и многочисленной цирковой династии Запашных, начало которой положил в 1882 году клоун и музыкант-экцентрик  Карл Томпсон. Первый раз Слава принял участие в цирковом представлении в трехлетнем возрасте, с тринадцати лет он профессиональный артист-акробат.
– Начинал я, – рассказывает Мстислав, – с самого низа, с самого нуля – с  рабочего по уходу за животными, с униформиста. Готовил сцену к выступлениям, убирал после. Ни одной ступени не пропустил, всего добивался сам. Дрессура животных – высший уровень цирковой работы, я к ней подходил постепенно. Честно, без блата отслужил в армии.
После армии сосредоточился на дрессуре лошадей, тигров, слонов. Работал в сенсационном аттракционе отца – народного артиста СССР Мстислава Михайловича Запашного «Слоны и тигры».
– Это был уникальный аттракцион – вспоминает Мстислав-младший, – слоны пролазили под тиграми, тигры хватали слонов за хвосты, ездили на слонах, причем слоны были накрыты только текстильными попонами. Но однажды, лет 20 назад  папа позвал меня к себе. Ему приснились тигры на шарах. Что это будет, как это будет, никто не знал. Лепили шары из папье-маше, катали их по арене, смотрели, как будут выглядеть на них тигры. Потом в Омске на экспериментальном заводе объединения имени Королева эти шары разрабатывали настоящие ученые и специалисты – целых пять лет! Это не просто круглые металлические болванки. Это сложные электронные устройства. Такие цирковые «луноходы».
Впервые показали аттракцион зрителям десять лет назад. Получили массу наград, в том числе три гран-при международных цирковых конкурсов – все честно.  Но для меня главной наградой является признание отца: «Сын! Я горжусь тобой!».
Рассказывает Ирина:
– Для тигров мы создаем самые комфортные условия. Приезжая на новое место, мы выбирает лучшее помещение для тигров, строим вольеры побольше, чтобы было  где гулять. Если лето, то вольеры ставим на улице, чтобы тигры дышали свежим воздухом. За ними постоянно наблюдают ветеринары. Кормим по диете, в зависимости от возраста и здоровья, вычесываем шерстку. Когда сидят люди в зале, тигр  ведет себя совсем по-другому. Как атлет, может поиграть мышцами. Может остановиться и пристально посмотреть на кого-нибудь в зале. Актерское мастерство в нем врожденное! Всем своим видом показывает, что он хищник, что он здесь главный. Но при этом выполняет все команды дрессировщика. А как он все это выполняет, с каким выражением лица – его не назвать мордой! Выражение лица меняется, как у людей – по настроению. В программе выполняется номер, когда дрессировщик и один из тигров поднимаются на шаре под купол. С каким выражением остальные сморят на них, наблюдать одно удовольствие! Читаешь по глазам, что у них в голове. Один думает: «Ха! Дурачина полез! Так тебе и надо!» Кто-то следит с интересом: «А что он там делает вообще?» Выражение глаз, лица, в какие стороны повернуты уши – очень интересно наблюдать. Животных надо любить, если работать с ними. Если не будешь вкладывать в них свою любовь, свои эмоции и чувства, ничего не получится.
Мстислав:
– У тигров свое восприятие жизни. Поставьте себя на их место, поменяйтесь ролями. Поймем ли мы тогда их, что они говорят на своем языке? Скорее всего, нет. Мы надеемся, что они нас понимают, видим это в работе. К сожалению никто не научился говорить на языке животных, а было бы интересно знать, что они думают о нас. На самом деле это рефлексы – условные и безусловные. Дрессура – это целая наука. К животным не может быть жестокости. Я им объясняю, прошу – они выполняют. Если капризничают – я их могу шепнуть по носу, не больно, но обидно, чтобы помнили – «так делать нельзя». Тигры – умнейшие животные, работать с ними одно удовольствие. Каждый раз они смотрят на меня по-разному. Я захожу в клетку, а тигр, к примеру, фыркает. Почему? То ли он здоровается, то ли «подкалывает» меня. Каждый день по-разному. У меня еще не было ни одного одинакового представления.
И хотя я видел всего два представления, они заметно отличались друг от друга – прежде всего разной «игрой» тигров. Тигры. На арене их пять особей. Разного возраста, характера и темперамента.  На втором представлении один из тигров замешкался и упал с шара. Он явно расстроился, «спрятался» за шары, и не хотел продолжать выступление. Запашный словами, жестами подбодрил «неудачника» – и тигр вернулся на шар и «доиграл» номер. Этот момент не остался незамеченный зрителями и вызвал шквал аплодисментов.
Я наблюдал аттракцион, стоя в центральном проходе. Порою подходя вплотную к барьеру, следил за дрессировщиком и за тиграми, и у меня возникало и крепло убеждение, что тигры играют сами для своего удовольствия, без принуждения со стороны человека. Они - сценические партнеры! Вот Запашный вперед спиной катится на шаре по арене. На пути его – шар с тигром. Но тигр сам откатывает свой шар в сторону, чтобы не помешать работать «шефу». Вот животные на шарах, окружив человека, вдруг почти одновременно садятся на задние лапы, складывая передние в некое подобие «балетных» поз. Вот тигры заслышав музыку вальса кружатся на шарах, как бы танцуя. Музыка, сопровождающая аттракцион, из золотого фонда русской классики – Мусоргский, Глинка. . Апофеоз номера – под музыку Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Чайковского на земном шаре, поднявшемся под купол цирка, идут рядом двое – человек и тигр – как равные, как партнеры! И буря, и шквал аплодисментов сотрясают наш цирк.
Разговариваю с Мстиславом Запашным.
– Какая у вас мечта?
– Я мечтаю о продолжении династии, мечтаю, чтобы мои дети, а у меня их восемь человек продолжили наше дело. Но мои сыновья, придя в цирк, просто обязаны стать лучше меня. Я мечтаю гордиться своими детьми.
– Что такое для вас цирк?
– Место моей работы. Я получаю колоссальное удовольствие от всего того, что я делаю в цирке. Иначе бы я здесь не работал.
– А что такое цирк для зрителей?
– Здесь человек отдыхает от своих проблем, здесь их окружают смех, доброта, тепло людей. Это самое живое искусство! Здесь зрители сидят по кругу все видят, их невозможно обмануть. Это самое семейное искусство: сюда приходят очень юные зрители – от трех лет с родителями, бабушками, прадедушками. И на арене артисты также выступают семьями. Приходите в цирк!