о штампах в поэзии и природе чувств

Тамара Барышева
Начата тема П. Самсоновым полушутя – о штампах и конкретно – о штампах «ароматов». Меня зацепило, поскольку частенько и с давних времён задумываюсь о человеческих органах чувств, подозревая, что ощущения наши различны, т.е. каждый по-своему воспринимает мир (наглядны примеры зрения - в одной картине каждый замечает различные детали), но объединяют наши восприятия обозначенные словами качества предметов, явлений. Сегодня почувствовала, что подтолкнули разговором к разгадке... Потихоньку, чтоб не спугнуть созревающее, не очень откликаясь на шутки, не отвлекаясь на побочные темки, гну свою линию.

Сейчас можно сократить путь. Восприятие зрительного и осязательного в поэзии легко обходится без штампа – какие слова не используй, образ возникает, и нет ощущения вторичности (говорю, конечно, о настоящей поэзии). Например, автор обозначает: растёт дерево, плывут облака, идёт человек, и по своему усмотрению раскрашивает картинку нужными ему красками/словами, при этом старается обойтись без штампа, что при определённых индивидуальных качествах удаётся. Результат - прямая дорожка от авторского замысла к читательскому восприятию картинки: согласие, отрицание, удивление (это ж надо, я тоже смотрел, да не видел), восторг (я тоже видел, но не знал, как сказать, а он смог!). Градация читательской реакции велика и непредсказуема, главное – она так же, как авторская легко находит словесный эквивалент чувству.

Со слухом, вкусом и обонянием дела обстоят иначе. Там, в ветке, я сочинила четверостишье «без штампа» и предложила вопрос: о чём речь?

я жую, и так сладко во рту,
 что, пожалуй, и ту сковырну
 да и съем, а потом ещё ту.
 фу, нажрался. Рыгачкой верну.

Вкус обозначен точно, штампа нет, но и картинка не складывается, несмотря на дополнительную информацию (съедобное, на чём-то расположено, не в единственном числе, может вызвать переедание). Любитель загадок попросит: подскажи хоть, на что похоже, или добавь информацию о цвете, форме, откуда сковыриваешь? Нетерпеливый потребует: назови, что конкретно съел! И как только я открываю рот (не важно – первому или второму отвечаю): ягода – девушка – булочка на противене – розочка на тортике – штамп неминуем! Разве что улитка на стебельке и ещё какая-нибудь экзотика на сегодняшний день не окажется штампом, но завтра найдутся последователи, и никто никогда не узнает «где могилка моя», т.е. и первоначальное вольётся в категорию штампа.

Есть вопросы: была это дева
Или вишенка на бланманже?
Или дыня – бахчи королева?
Нет! Улитки рядком на уже.

(сочинено позже, но поскольку там к теме не вернусь, пусть висит здесь). А в общем, напрашивается вывод: вкус, обоняние и слух для «отклика в читательском сердце» нуждаются в знакомых читателю деталях. Увидеть и почувствовать наощупь без штампа позволяют множественные комбинации различных средств - цвет, фактура, объём, температура, влажность и проч. Средства вкуса, обоняния и слуха слишком ограничены и достаточно индивидуальны. Автор вынужден давать читателю наводку: "скрип песка под зубом или стали по стеклу"(с) - классический штамп моментально воссоздаёт нужный звук. На этом останавливаюсь. Пока.