глава15 Жемчужина серебряного века. Дягилев

Татьяна Минаева-Антонова
      По  Большой  Морской  декабрьским  вечером  1905 года  вихрем  несется  карета. Разыгравшаяся  метель  набрасывается  неистово  на  нее  и  седока. Молодой  полноватый  мужчина  в  роскошной  бобровой  шубе, развалившись  в  карете, как  ленивый  барин, взволнованно  теребит  свои  маленькие  усики  над  яркими  губами, вспоминая  разговор  с  Нувелем. Валечка  непринужденно  сообщил  ему: «Дима  поступает  со  мной  не  по-дружески. Он  заинтересовался  моим  другом  Вики, поставив  целью  завести  с  ним  отношения, не  обращая  внимания  на  меня». Дягилев  побагровел, не  давая  Нувелю  опомниться, он  уже  был  в  передней, и  Василий  одевал  ему  шубу.
  «Как  он  может? Чем  приглянулся  ему  этот  тощий  студент? Он  собирался  в  ресторан. Я  найду  его»,- нервно  перебирает  в  голове  Дягилев, мысли  путаются, раздражение  накапливается. Карета  останавливается  у  дома  №8, и  Дягилев  просто  выскакивает  из  нее  и  бросается  к  двери. Швейцар  успевает  отойти, с  любопытством  глядя  вслед.
  - Где  Философов?- быстро  спрашивает  он  у  лакея.
  - В  отдельном  кабинете,- показывает  тот.
  Он  влетает  к  мирно  беседующему  и  ужинающему  Философову  с  Зинаидой. Та  удивленно  смотрит  на  бесцеремонного  Дягилева: «Где  его  хваленная  шарм-полуулыбка? Где  его  обычная  мягкость  и  теплота?» Он  лишь  мельком  кивает  ей, приветствуя, и  сразу  обращается  к  Философову:
  - Как  ты  смеешь  со  мной  так  поступать?! Если  тебе  нравится  этот  поляк-студентишка, ты  бы  мог  хотя  бы  предупредить  на  правах  нашей  многолетней  дружбы! Я  от  тебя  такой  подлости  не  ожидал…. Скажи, что  это  не  так.
  - Я  не  считаю  нужным  и  обязательным  говорить  с  тобой  о  своих  симпатиях, это  мое  личное  дело. Попрошу  тебя  не  шуметь  и  не  мешать  нашему  разговору.
Это  бесит  Дягилева  еще  больше, он  привык  к  покорности  друга.
  - Знаешь, ты  ставишь  под  удар  нашу  15-летнюю  дружбу  из-за  своего  мимолетного  романа  с  Вики. Я  требую  объяснений.
  - Оставь  нас, на  нас  обратил  внимание  уже  весь  ресторан. Я  не  желаю  больше  продолжать  ненужный  разговор.
  Дягилев  смотрит  на  Зинаиду  и  видит  в  ее  зеленых  глазах  торжествующий  огонек, презрительно  усмешку, ее  победная  осанка  и  улыбка  немного  отрезвляет  его. Он  снова  становится  надменным  и  немного  презирающим  всех  людей, не  разделяющих  его  мнение. Быстрым  шагом  идет  к  выходу, сопровождаемый  любопытными  взглядами  выскочивших  лакеев, но  ему  уже  все  равно, так  кипит  в  нем  возмущение.
  Они  молчат. Зинаида  тоже  немного  смущена  и, глядя  на  подавленного  Философова, начинает  говорить, чтобы  скрасить  неловкость  положения  ее  друга:
  - Какой  скандал! Дима, пожалуйста, успокойся. Ты  должен  был  быть  готов  к  такому  повороту  событий, зная  темперамент  и  эгоизм  Сережи. Он  очень  самолюбив  и  тебе  этого  увлечения  не  простит.
  - Мне  все  равно. Я  ему  этого  публичного  оскорбления  тоже  не  прощу.
  Зинаида  очень  довольна, Дягилев  сам  помог  ей  получить  Диму  под  ее  влияние, их  многолетняя  борьба  за  Диму  решилась  в  ее  пользу. Теперь  он  не  будет  стоять  на  ее  пути  и  уводить  принадлежащего  ей  Диму. Она  влюблена  и  теперь  у  нее  появляется  надежда: «Он  станет  моим, я  люблю  его  еще  сильнее». Под  ее  обволакивающим  нежным  взглядом  Философов  успокаивается  и  продолжает  прерванную  беседу.

                В рассветный вечер окно открою
                Навстречу росам и ветру  мглистому.
                Мое страдание, вдвоем с тобою
                Молиться  будем  рассвету  чистому.
 
                Я знаю: сила и созидание
                В последней  тайне,- в ее раскрытии.
                Теперь мы двое, мое страдание,
                Но  будем  Два мы,- в одном соитии.

  Дома  она  возбужденно  передает  Дмитрию  их  разговор  с  Дягилевым. Он  слушает  с  большим  интересом, довольно  потирая  руки.
  - Как  ты  думаешь, Зина, Дягилев  не  будет  больше  мешать  нашему  воссоединению? Или  он  будет  бороться  за  него?
  - Надеюсь, что  не  будет. Надо  молиться  за  это.
  Она  не  спрашивает  его  о  дальнейших  отношениях  с  Дягилевым, пока  он  сам  не  заговаривает, несколько  смущаясь:
  - Ты  знаешь, Сережа  написал  письмо  маме  после  случая  в  ресторане.
  - Интересно, что  он  может  написать  после  такой  наглой  выходки?
  - Он  просит  прощения  за  то, что  не  будет  больше  появляться  у  нас.
  - Он  объяснил  почему?
  - Конечно, из-за  меня. Только  он  все  считает  личными  причинами, а  не  принципиальными  разногласиями, на  которых  я  давно  настаиваю.
  - И  все?
  - Не  будет  же  он  говорить  ей  о  той  грязной  истории, из-за  которой  он  прерывает  наши  отношения  окончательно. Это  для  меня  просто  житейская  грязь, а  для  него  она  оказалась  серьезным  поводом  для  прекращения  нашего  с  ним  общения. Так  что  непрочной  оказалась  наша  связь, если  ее  так  легко  можно  порвать  из-за  ерунды.
  - Не  переживай  из-за  этого.
  - Он  мне  не  чужой  человек, хотя  принципиально  мы  чужие  давно.
  - Как  Анна  Павловна  реагирует  на  ваш  разрыв?
  - Она  к  Сереже  очень  сердечно  относится. Да, она  сегодня  утром  обронила, как  будто  случайно, что  хотела  бы  поехать  к  сестрам  в  Швейцарию, отказавшись  от  квартиры.
  - Вот  это  новость!
  - Только  при  условии, если  ей  Чигаев  разрешит, она  хочет  посоветоваться  с  доктором, все-таки  возраст…
  - Конечно, это  обязательно  надо  сделать.
  - Заговорила  о  поездке  она  первая, значит, эта  мысль  ее  давно  не  отпускает. Так  что  скоро  нам  можно  будет  собираться.
  - Да  мы  уже  полгода  собираемся, нас  держит  Пирожков.
  - Он  ведь  обещает  заплатить?
  - Обещает, но  когда?
  Зинаиде  радостно  от  мысли, что  Анна  Павловна  собирается  за  границу, теперь  Диме  не  останется  повода  отказаться  от  поездки  в  Париж.
 
                *    *   *               
  Анна  Павловна  получает  письмо  от  дочери  Зины, где  та  сообщает  о  ее  болезни  и  твердо  говорит  сыну:
  - Дима, отъезд  больше  откладывать  нельзя, я  должна  ехать. Если  Мережковские  тебя  задерживают, я  поеду  одна.
  - Успокойся, мамочка. Я  переговорю  сегодня  же  с  ними. Но  ты  потихоньку  собирайся.
  Вернувшись  от  них, он  наклоняется  и  целует  мать.
  - Все, мамочка, едем. Я  провожу  тебя  до  девочек, а  Мережковские  приедут  позже.
  Анна  Павловна  сразу  же  начинает  радостно  суетиться  и  напевать, что  Дима  смеется, глядя  на  повеселевшую  мать. К  отъезду  все  готово: договор  об  аренде  квартиры  расторгнут, Карташев  будет  работать  вместо  Димы  в  Публичной  библиотеке, вещи  упакованы. В  день  отъезда  утром  приносят  записку  от  Зинаиды: «Радость  моя, деточка  милая, уезжай  с  благословением  Божьим. Я  буду  следовать  за  тобой  любовью. Христос  утвердит  ее, чудесную, укрепив  и  утвердив  тебя. Он  Сам  с  тобой. Он  Сам  сохранит  тебя  для  Себя, для  меня  и  для  нас».
Анна  Павловна  улыбается:
  - То  Зиночки  напутствие?
  - Да, мама. Пора  на  вокзал. А  вот  и  Николай  Александрович  явился.
  В  комнату  входит  высокий  чернокудрый  Бердяев, он  едет  их  провожать.
  - Времени  до  отхода  поезда  еще  достаточно.
  - Лучше  посидеть  на  вокзале,- хлопотливо  говорит  Анна  Павловна,- чем  бояться  опоздать, да  и  не  сидится  уже  дома. Присядем  на  дорожку.
  Бердяев  смотрит  на  суетящуюся  полную  Анну  Павловну  с  сосредоточенным  выражением  на  красивом  лице  и  присаживается. После  короткого  молчания, Философов  поднимается.
  - Ну, с  Богом!
  На  улице  солнечно  и  морозно, снег  искриться  в  лучах  солнца  и  скрипит  под  санями. На  вокзале  они  садятся  и  неторопливо  беседуют. В  зал  ожидания  влетает  грузный  господин  в  длинном  пальто  и  цилиндре  с  тростью  в  руке. Он  лихорадочно  ищет  глазами  знакомых, сохраняя  надменное  выражение  и  постукивая  тростью  по  руке. Заметив  их, Дягилев  подходит  и  наклоняется  к  руке  Анны  Павловны.
  - Я  только  что  с  Николаевского  вокзала, где  встретил  Сашу  Ратькова-Рожнова, и  он  мне  сказал  о  вашем  отъезде. Прямо  с  поезда  я – сюда.
  Философов  меняется  в  лице  при  его  появлении, сидевший  до  этого  с  грустным  лицом  и  как  будто  ожидающий  его  приезда. Анна  Павловна  смахивает  появившиеся  слезы, зная, как  они  дороги  друг  другу.
  - Надолго  за  границу?
  - Как  получится, Сережа. Планирую  пожить  в  Париже, а  сейчас  провожаю  маму  к  сестрам.
  Уже  у  вагона  они  крепко  целуются.
  - Сережа, мне  тяжело  с  тобой  расставаться, поверь  мне, но  так  надо.
  - Кому  надо? Мережковским? Но  не  тебе. Ты  явно  представляешь, что  тебя  там  ждет?
  - Ты  прав. Мне  страшно  и  жутко  из-за  неизвестности, но  Мережковские – мои  братья. Мы  столько  пережили  с  ними  глубоких, несказанных  мечтаний, столько  настрадались  в  искании  Бога, что  вряд  ли  когда  сможем  при  жизни  разойтись.
  - Смотри, Дима, ты  сделал  свой  выбор, а  я  сделал  все  возможное, чтобы  быть  с  тобой.
  Отъезжая  медленно  от  вокзала, Философов  смотрит  на  стоящего  на  перроне  Дягилева, и  с  болью  говорит:
  - Мама, жалость  переполняет  меня.
  - Ты  сам  этого  хотел, Дима.
  Еле  сдерживая  гнев, Дягилев  оставляет  на  перроне  Бердяева,  садится  в  карету, закрыв  лицо  руками, и  рыдает  от  сознания  окончательного  разрыва  с  Димой. «Пусть  Мережковские  меня  победили  и  не  оставили  мне  никакой  надежды»,- думает  он, продолжая  рыдать  громче. В  закрытой  карете  ему  никто  не  мешает.
  Это  прощание  передает  Бердяев  Зинаиде  в  их  гостиной,  ее  выражение  лица  резко  меняется  от  его  слов. Ей  вдруг  становится  невыразимо  скучно, а  ведь  она  написала  сестре  Димы: «Дима  уехал  сегодня, уехал  светлый, сильный, с  великим  праведным  страданием  за  страдающих, но  с  крепкой  верой  и  надеждой». И  вот  она  узнает  совсем  об  обратном  настроении  при  отъезде  и  ей  становится  скучно, но  скука  через  день  сменяется  страхом: «А  вдруг  Дягилев  бы  все  испортил? Как  я  об  этом  сразу  не  подумала?» И  ей  захотелось, чтобы  он  скорее  добрался  до  Парижа.