За спиной Жириновского

Фирюза Янчилина
В июне 2012 года учёный секретарь Института биохимии и физиологии микроорганизмов Татьяна Анатольевна Решетилова пригласила меня в качестве корреспондента в Госдуму. Мы с ней знакомы практически с первого года нашего «пущинского этапа». Я писала статьи про исследования учёных её научного учреждения. Тема, которая обсуждалась в Госдуме, должна была иметь серьёзный размах. Речь о массовом производстве отечественных секвенаторов – оборудования для расшифровки генома человека. Как ни странно, организатором круглого стола выступила фракция Либерально-демократической партии (сокращённо – ЛДПР). Пущинским учёным посоветовали обратиться именно в эту партию, как «заинтересованную в развитии российской науки».
И вот мы в Госдуме. Ведущий круглого стола – председатель Экспертного совета по актуальным социально-экономическим и научно-техническим проблемам фракции ЛДПР в Госдуме академик РАЕН Владимир Лисичкин. Судя по названию должности, этот человек наделён большими полномочиями и должен иметь широко-открытый взгляд на действительно актуальные, проблемные вопросы современности. Я к тому времени ясно понимала, что от большинства учёных, особенно занимающих всевозможные административные, чиновничьи, политиканские посты, ждать того самого «широко-открытого взгляда» слишком наивно. Тем не менее, всё же решила в конце круглого стола обратиться к Лисичкину. На такой шаг меня подтолкнули его же собственные слова. Привожу цитату из своей статьи о том мероприятии:
«По его словам (примечание автора – Лисичкина), с просьбой помочь решить возникающие проблемы к лидеру партии Владимиру Жириновскому постоянно обращаются представители различных научных и технических организаций, которых беспокоит, что мощный потенциал, наработанный нашей страной в течение многих десятилетий, разрушается и перетекает за рубеж. Понимая важность восстановления и развития интеллектуальных ценностей России, руководство партии решило создать систему специализированных круглых столов, которые собираются уже четыре года. Их цель – не просто побеседовать о проблемах науки. Эти встречи – своеобразный канал связи между авторами новейших разработок и высшими лицами государства. Раз в месяц, при встрече Президента России и премьера с представителями ведущих партий, Владимир Вольфович вручает руководителям страны письмо с предложениями экспертного совета, основанными на итогах работы круглых столов. Как заверил Владимир Лисичкин, результаты этого налицо: многие разработки получили государственную поддержку, нашлись инвесторы проектов. Причем от авторов не требуется членство в ЛДПР, политические взгляды вообще не обсуждаются».
Из такой речи можно сделать вывод, что ЛДПР – обнадёживающий луч света в российской науке. К тому же, Лисичкин добавил, что научные эксперты этой партии будут заниматься даже вопросами теорфизики. После такого заявления можно было воодушевиться, что ЛДПР обязательно проведёт эксперимент с часами и в мировой науке произойдёт революция.
Как только закончился круглый стол, я подошла к Лисичкину. Вкратце сказала ему, что есть человек, который сделал важное открытие, но из-за инертности и бюрократии в науке не может его донести до широкой публики. Перед этим, чтобы Лисичкин не считал меня человеком с улицы, случайно попавшим в Госдуму, назвалась научным корреспондентом. Наверно, это «примечание» всё же помогло. Лисичкин выглядел растерянным, но всё же, по моей просьбе, написал свой электронный адрес.
Вечером мы с Васей составили письмо и отправили его Владимиру Лисичкину, указав тему «Квантовая гравитация». Так как этот учёный представлял ЛДПР, лидер которой известен своими смелыми и эксцентричными заявлениями, мы решили составить текст «немного в духе Владимира Вольфовича», совсем немного. Привожу письмо, которое было отправлено 14 июня 2012 года:
«В современной астрофизике очень много усилий тратится на поиски черных дыр. Научные работы, где исследуются свойства этих объектов, имеют приоритет перед другими исследованиями. Тем не менее, пока не доказано существование хотя бы одной черной дыры.
Я знаю, какой эксперимент нужно провести, чтобы доказать, что в природе не существует черных дыр. Даже самые ярые их сторонники, такие как Стивен Хокинг, Кип Торн, Игорь Новиков, ознакомившись с результатами этого эксперимента, будут вынуждены признать: «Черные дыры не существуют, это всего лишь плод нашего воображения, сожалеем, что так долго вводили вас в заблуждение».
Эксперимент прост, однозначен в интерпретации и недорогой. Нужно только договориться об аренде необходимого оборудования на срок 2-3 месяца.
По понятным причинам ведущие ученые России, безоговорочно верящие в существование черных дыр и тратящие значительные средства на их поиски, не будут способствовать проведению эксперимента, подрывающего их научный авторитет.
Чтобы провести переворот в научном мировоззрении, мне нужен сильный союзник.
Я хотел бы встретиться с Вами, чтобы обсудить детали этого эксперимента. Предоставив имеющиеся у меня документы, постараюсь убедить Вас в серьезности задуманного мероприятия».
Через два дня, 16 июня, мы получили «пересылку письма» некоего Юрия Прохоцкого. Почему-то Лисичкин не прислал Васе поясняющего текста. Всё выглядело очень странно, тем более, для представителя такой «смелой на язык» Либерально-демократической партии России. Лисичкин самоустранился, «передав» Васю неизвестному Прохоцкому, не пояснив даже, что это за человек.
Вот его ответ:

«Володя!
Прочитав присланную тобой "Квантовую гравитацию", я расслышал "немой"  вопрос (можно и "не мой", т.к. я теорфизикой никогда серьезно не занимался). Могу лишь предложить тебе (как советуют мудрые люди) задать автору такие вопросы (чтоб изложил ответы, буквально, на одной странице!):
– Какое у него образование (когда и что окончил)?
– Кто был его научным руководителем (в частности,  диссертационной работы)?
– В каких, признаваемых научным сообществом, изданиях (специальных журналах, монографиях) опубликованы основные результаты его исследований и расчетов (пусть сообщит ссылки)? 
После получения письменного ответа от "автора" мы попробуем найти компетентных и доброжелательных "рецензентов". Вообще говоря, в столкновении концептуальных позиций люди с увесистыми администротивными возможностями – плохие помощники и союзники: тут все решают аргументы, факты и реальный профессиональный потенциал (в данном случае – конкретные "школа" и знания, которых у нас с тобой, похоже, нет, а, вот, у  достопочтенного Валентина Андреевича ...). С уважением,  Ю. Прохоцкий»

Под «Прочитав присланную тобой "Квантовую гравитацию"» Прохоцкий, видимо, имел в виду тему письма, которое мы выслали Лисичкину. Электронной версии книги или даже выдержек из неё Вася не отправлял. Как выяснилось позже, в этом и не было необходимости.
Далее переписку пришлось вести с Прохоцким. Выслали ему, согласно его требованиям, краткую научную биографию и отзывы некоторых учёных об исследованиях Васи. Конечно, в этом списке не было «специалистов по гравитации». Их и не могло быть, так как это все его противники. Тем не менее, Вася собрал отзывы тех, кто имел какие-то «научные регалии», пусть и не в области гравитации. Это Шноль, Марков, Полонников, Кузнецов, о которых я писала, а также одного британского профессора, который читал Васину книгу на английском и написал рецензию на неё по просьбе нашего однокурсника Олега Анцуткина из Швеции.
Мы долго ждали ответа, целый месяц. Но Прохоцкий не писал. Вася решил плюнуть на эту «затею с ЛДПР», но я, как человек более настойчивый, решила всё же узнать причину молчания. А что если Прохоцкий не получил Васиных отзывов и его биографии? Я убедила Васю написать письмо этому человеку. Но тот опять не ответил. Тогда Вася отправил письмо Лисичкину. Он, насколько можно было понять, снова переслал его Прохоцкому. И только в этом случае мы получили ответ от него (который, судя по письму, был адресован Лисичкину, а тот в который раз переслал Васе):
«Ребята, вы меня достали! Я понимаю, что не отвечать на письма это – "моветон", но Володя! Залезь в Интернет, загляни в Википедию... Посмотри на Шноль С.Э., Кузнецов В.В., Марков Ю.Г., Полонников Р.И., etc. ... Это же совсем не те специалисты, которые могли бы сделать авторитетные заявления по поднимаемой Вами тематике (хотя, люди они, по-видимому, хорошие и доброжелательные!), как и мы с тобой. И не надо браться за неподъемные тяжести: как минимум это будет не во благо. Потому что всегда можно спросить: а судьи – кто?! А обращался ли наш "ниспровергатель" к ученым – специалистам в области теоретической физики (а не к биологам, социологам, экологам, философам, "технарям"..)? И что они ему отвечали? Впрочем, это уже не имеет значения. Как и во всех случаях диалогов слепых с глухими" . В общем, я не хочу (да и объективно – не в состоянии!) пополнить восторженный хор "апологетов" квантовой гравитации и больше на эту тему рассуждать не стану: есть свои дела...    С уважением,  Ю. Прохоцкий».

После такого письма всё стало ясно. Мы больше не беспокоили ни Прохоцкого, ни Лисичкина, ни других представителей ЛДПР или их знакомых.
Я могла бы написать эту главу в «косвенной форме», излагая происходившее «своими словами». Но решила на этот раз отступить от выбранных мной правил и создать текст в «эпистолярном стиле». Эти письма не из частной переписки, а вполне официальной.
Поведение учёных в данной ситуации, а также их письма довольно типичны. Примерно так поступает большинство представителей российской науки, когда Вася обращается к ним с просьбой всего лишь выслушать его.  Но почему-то все, как один, вначале хотят услышать о его достижениях и получить отзывы «авторитетов» науки. Какой вывод из всего этого? Никуда больше не обращаться. Понимания нигде не будет. Мы в этом убедились за более чем десятилетний период. Сторонники открытий приходят сами.