***

Гала Фед-Прим Федяева
                Галина  Федяева

           ДОВЕЗУ  ДО  МЕТРО … БЕСПЛАТНО
               
                П Ь Е С А

                Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е   Л И Ц А:

          Ж о р а   -        таксист,  42  лет. 

          Н и к а  -         молодая девушка,  18 лет.   

          Н а д е ж д а -  пассажирка,  55   лет.       

          В а т а н  -       студент,  20   лет.

          С т а р и к  -    80   лет.

          М а р ь я м  -   мать Ватана,  40 лет

          Т о л я н  -       таксист,  35 лет.

          С в я щ е н н и к   -  пассажир самолёта из Одессы, 40 лет.

           Группа  пассажиров.   

          Время действия   -  24 января 2011 года.
          Место действия   -  Москва - Домодедово.   
   
                Д Е Й С Т В И Е    П Е Р В О Е

                КАРТИНА ПЕРВАЯ

 На заднем плане  вид улицы московского  микрорайона. Январь. Полдень. По аллее идёт модно одетая  девушка Ника  – разговаривает по мобильному телефону.  У тротуара стоит такси. Водитель, приоткрыв дверцу автомобиля,  громко кричит в трубку.
               
        Ж о р а (раздражённо).  Девушка! А сколько можно ждать?  У меня клиент плачет,
ждёт –  у окна мечется, страдает. А вы меня вызвали и где?  За моё время ожидания,
предупреждаю – платить будете вы…Алло…алло…(дует в микрофон мобильного телефона,  сердито бросает его в карман.) Что за день?!

 Ника  подходит к машине со стороны водителя, явно демонстрирую  свою  внешность. В её облике читается  независимость и вызов. Она аккуратно закрывает  свой телефон и укладывает его в сумочку. Приветливо смотрит на водителя. Суровое выражение лица  Жоры сменяет маска умиления.

       Н и к а.  А вот и я! Что ж вас так плющит?  Чего искритесь? Не пульсируйте! Времени предостаточно. Я же всё рассчитала и вас заранее заказала! Я ж не лохиня надеяться на «авось»! Считайте, с клиенткой    вам сегодня подвезло!

2.

Ника обходит такси и плюхается на пассажирское  место рядом с водителем. Таксист всё
                время наблюдает за клиенткой молча.

      Н и к а.  Трогайте!

                Жор а  качает головой и криво усмехается. Вид  у него  довольный.
      
      Ж о р а (весело). Кого?

       Н и к а(недоумевает).  Что «кого»?

       Ж о р а.  Кого трогать?

       Н и к а.  Я имела в виду  «тронулись»?

       Ж о р а (игриво). Только сели в машину и тут же выдаёте мне диагноз. Признаюсь, бывают такие пассажиры, что можно сразу мозгами тронуться…

       Н и к а (раздражённо). А мне без разницы, что вы мозгами тронулись, мне важно, чтобы ваша машина тронулась с места и летела пулей в Домодедово. Уяснили? У меня нет других требований, потому и сказала, что вам повезло.

       Ж о р а.  Повезло, так повезло, но только исключительно мне. А вот тебе, милая, придётся потесниться, мы ещё одну пассажирку возьмём.

       Н и к а( возмущённо).  С какого перепоя? А мои права потребителя? Я ж не из
болота вылезла, чтоб  меня «макали»?!

      Ж о р а. Вот молодняк пошёл отвязный. Я ж пытаюсь объяснить. Дело в том, 
что  срочный вызов и попутчице твоей  тоже экстренно в аэропорт надо. Чем же она тебе помешает?  Это ж скорее мне не сподручно.  Ясен же день, приятнее молоденькую красотку везти, чем  ещё  невесть кого!  Сама посуди!
               
      Н и к а (категорично). Мы на брудершафт не пили, и не предвидится… Так что без «ты» обойдёмся.  Я – заказчик, вы – исполнитель: работайте, а то без места хлебного можете остаться!
Я законы знаю!

     Ж о р а (иронично).  Ясен день, если б не за рулём, так в ноги б поклонился. Звиняйте, конечно, а если серьёзно, то  виноват. Молодёжь ныне не понять: то  раскрепощённые,
аж, до разврата, а то великосветские – не подойти, слова не скажи. Никак не угадаешь, какого пассажира  придётся  взять! Закон законом, а человеком тоже нужно быть. А если бы вы  на рейс  опаздывали?               
               
                Девушка надменно дёрнула головой. Задумалась. Пауза.

      Ж о р а (мягко). Вот и ладненько!  Не может такая красота быть бездушной!

      Н и к а (презрительно).  Попрошу без этой  мути. Мне ваши комплименты… Не нуждаюсь. И если можно, то обойдёмся без вашего трёпа?
3

       Ж о р а. Так за разговором и  дорога короче… да и веселее…

       Н и к а (перебивает). Ваше понятие веселья и моё – две большие разницы!

       Ж о р а (весело).  А забыли сказать!

       Н и к а.  Чего ещё?

       Ж о р а (озорно). «Как говорят в Одессе!» Я имею ввиду, что как говорят
 в Одессе: «Это две большие разницы»!  Поняли?

Девушка искоса смотрит на водителя и отворачивается. Тут же с интересом   показывает вперёд. На тротуаре стоит строго одетая элегантная женщина. Смотрит на часы. Внимательно  всматривается в машину, сверяет номер на листке бумаги в её руке.

     Н и к а (с любопытством). Эта ваша клиентка?  Глазами номер вашей машины аж высверлила! И не старуха по виду, а по сути  замшелость!

      Ж о р а.  Похоже, что она. Вот повезло вам – всё ж не сельская баба с оклунками…

       Н и к а (брезгливо).  С чем…чем?

      Ж о р а.  А… не поймёте, долго объяснять.  Так раньше говорили.

      Н и к а ( с пониманием кивает).  Ясно – архаизмами  выражаетесь!

      Ж о р а.  Ничем я не выражаюсь, и попрошу в моей машине тоже ахенизмами не
ругаться! Русский язык нужно знать! От молодняк отвязный!
 
                Девушка округлила глаза и прыснула от смеха.

    Ж о р а(нравоучительно).  Чем смеяться, лучше бы место уступила, а то ж старушку укачает!

    Н а д е ж д а.  День добрый! Не беспокойтесь, мне и здесь будет весьма удобно!

    Ж о р а (обращается  услужливо).   Располагайтесь, как  дома. Солнца нет, так усаживайтесь за  мной – здесь безопаснее! Ясен день! (Смотрит холодным взглядом на Нику  и говорит категорично.) А вам, девушка, необходимо пристегнуться!  Вы же знаете законы? Так соблюдайте правила! 
 
      Н и к а.  Ой, только не изображайте из себя праведника московских дорог!

      Ж о р а.   А пока не пристегнётесь, я с места не тронусь – так и будем стоять!
 
                Женщина за спиной таксиста нервно смотрит на девушку, затем на
                водителя – еле заметно качает головой. Молчит.

      Н и к а (сердито).  Ну, прям  пастор от ГИБДД!  Ну, хорошо! Вот пристегнулась! Поезжайте уже, опоздаем! Точно опоздаем!               
  4.

             Таксист  смотрит в наружное зеркало, довольно крякает и заводит машину.
                Слышен звук  заводящегося мотора.   

     Ж о р а (озорно). Ну, вот и ладненько! Едем!(привычно.) Может,  познакомимся?
( Пауза.)  Начну с себя – меня можно называть Жора!

     Н и к а (тихо  усмехается). …Можно Гоша, можно Гога, можно…  (Смех.)

     Ж о р а (хмуро). Что смешного?

     Н а д е ж д а.  Не сердитесь на девочку, она  ж популярный фильм вспомнила, ну, поняли? (Выговаривает нараспев.) « Мо-о-о-с-ква сле-зам не-е…»

      Ж о р а.  А- аааааа, ну  да, точно.(Поясняет.)  Родители назвали Георгием – звучно?
Георгий – Победоносец - покровитель Руси! Красиво? Да!   Но  длинно, да и в таксопарке
посмеивались бы, а Жора и звучно, и запоминающее, и… (Жора  запнулся в поисках нужного слова.)

      Н и к а (лениво).  А я Ника!

      Ж о р а (язвительно).  Можно Нака, можно Ники, можно Ноки…Нуки…

      Н и к а (не замечая иронии).   Вероникой меня зовут, а коротко - Ника!

      Ж о р а.  Так Верой проще бы было!

      Н и к а (зло). Своих дочек по-деревенски Верами называйте, а я Вероника или
Ника! Ясно?

      Ж о р а.  Ясен  день, дошло и до меня. Видно веры  в России не осталось!
               
      Н и к а (ехидно).  Вот вы и старайтесь, возвращайте веру, а мне победы нужны!

     Ж о р а (к Надежде, глядя в зеркало). А вас, милая дама?

      Н а д е ж д а (просто).  А я рада своему имени. Меня зовут Надеждой Григорьевной.
Имя Надежда  соответствует моему мироощущению
 
      Ж о р а.  Красиво и по нашим временам достаточно редко, сейчас девочек
так не называют.

      Н и к а (назидательно, в тон  Георгию).  Надежды в России не осталось, вот и перестали называть!

      Н а д е ж д а.  По крайнеё мере, я живу в гармонии со своим именем. Я думаю,
что сейчас действительно надежды  не хватает.

      Ж о р а (печально).  Думаю, что веры тоже не достаёт, да не все о ней думают.


5

      Н а д е ж д  а.  Не имею привычки обсуждать кого-то в заголи…               

      Ж о р а.  Ясен день, ну тогда давайте определимся, кто на какой рейс и
по времени, чтобы рассчитать время в пути!
               
      Н а д е ж д а.   Мне к 17 часам …на Телль-Авив!

      Н и к а (мечтательно).  А мои друзья в 16 из Вены должны прилететь

                Девушка  углубилась  в чтение смски.
               
       Ж о р а (деловито).  Вот и ладненько. Всё путём – можно не дёргаться! Нервы сбережём! Не рейс, а удовольствие – ни мешков, ни чемоданов величиной с комод!

Ника немного опустила кресло, и упёрлась взглядом в экран  мобильник.  Надежда   откинулась  на спинку кресла, положила сумку  рядом. Водитель включил  радио.

      Ж о р а.  Музыка не помешает? Всё ж веселее!

      Н и к а (сердито).  Жаль, что наушники забыла! ( Смотрит на экран мобильного.)

      Ж о р а.  Согласитесь, когда вы погружаетесь в мобильник или компьютер, то вы вокруг ничего не слышите?

                Ника  отрывает взгляд от экрана телефона и смотрит с вопросом.

       Н и к а (скороговоркой, недовольно). Вы мне? Что? Что? Что-то ещё?

       Ж о р а (радостно).  Во, видели? Она меня не слышала, а переживает за наушники.

       Н и к а(зло).  Я думала, что что-то важное? Ну,  ускоряйте свой хлам, только по-тихому!

       Ж о р а (жалуется Надежде). Не знаю, как ваши, а мои  дети, когда углубляются в свою технику, то до них не докричишься, не дозовешься! Ага! Этот Интернет и мобильники съели души наших детей. Я точно говорю! Они скорее с  жизнью расстанутся, чем с мобильником!  У  них вместо души мобильник! Попробуйте у них отнять телефон, они вас убьют! А если нужно будет за него продать душу, то они не задумываясь сделают это. Уткнутся в  экран  и всё…они в другом мире! И  я не знаю каком, но не с нами. А она нам про наушники… ( Смотрит в зеркало на Надежду.) Ну что, вы – то в этом мире! Не против  радио?

      Н а д е ж д а (отстранённо). Только, чтобы  слух не оскорбляло, если можно?

       Ж о р а (добродушно).  Я ж с пониманием, в столицах даже бомбилы понимают, что с женщинами  необходимо деликатное обхождение. Ваш мозг «Централом» не буду   парить…нейтральное поищем.



6

Жора  нажимает на кнопки радио – ищет волну.. Слышно как одна радиоволна сменяет другую. Джаз сменяет голос диктора: «,,,  журнала «Искусство кино» определили  имена  победителей…», … другая волна - неизвестный  певец заунывно напевает простенькую 
                песенку…

     Ж о р а (сердито).  Вот развелось этих певцов! Похожи друг на друга – близнецы-братья!  Как молодняк  их различает? А то вообще моду  взяли всякую хрень  под музыку рассказывать – ни рифмы, ни голоса, про музыку в молчу… А дочь моя говорит: «Это же рэп! Прикольно, правда?» В следующий раз такая же муть, а она: « Это же Арабы! Класс!» Я ей говорю, что на арабов не сильно похоже, хотя как сейчас разберёшь!

      Н и к а ( лениво, презрительно, не отрываясь от экрана телефона).  Аренби! Каменный век! Что может быть проще? Аренби!

      Ж о р а(радостно). О! О! Слышали? Вы поняли, что она сказала? Нет? И я нет. А я ведь сказал не правильно, а  она ( Кивает головой на Нику.) поняла, хоть услышала краем уха. Времена- а-а ! Скоро ж язык родной забудут!

      Н и к а(недовольно). Ну, ответьте, что за «маничка» у пожилых  людей «нудизмом» заниматься – день и ночь нудить? Своих детей учат, это куда ни шло, а  чего ж к чужим цепляться?

     Ж о р а (оправдываясь) . Кто ж вас  чепляет? Просто  вы живёте как не в этом мире? От того и проблем с вами выше крыши!

     Н и к а (снисходительно). А может просто у вас не та «крыша»?  Возможно, она вместе с вашей молодостью вам рукой помахала, а вы не поняли?  Вы  всё видите другими глазами, а обвиняете молодёжь.

     Ж о р а (завзято).  Так нет, это вы - молодняк без крыши живёте!  Её  у вас сносит  вместе с головой, как только…

     Н и к а (раздражённо).  Думаете, что, если я девушка, то промолчу? Я тоже умею задавать направление…( Машет ребром ладони в сторону лобового стекла.) Проще, послать могу, да только вы  уже давно оттуда вернулись! А опыта… так и не набрались! И где логика? Старый человек, а не хватает житейской мудрости, чтобы не нарываться…

      Ж о р а (угрюмо). Ясен день,  клиент  всегда  прав!  Да только…

                Звонок.   Звонит   мобильный телефон водителя. Жора  вынимает телефон.
               
       Ж о р а (в трубку). На связи!  Скучаешь? Неужто, клиенты закончились? Что? (Эмоционально.) Где? И как? Он на месте? Лох? Грузи его по полной! И что? Страховики? Не разъехаться?  Не … тода  ментов жди! Я не могу! А сколько? У меня вулкан! Горячевато… но попробую. Буду минут через пару – тройку… Да не  истери, впервой что-ли?  Ладно…не кипиши…еду!

                Слышна музыка. Водитель выключает радио и обращается к клиенткам.

        Ж о р а (елейно).  Милые  женщины, вынужден вас огорчить, но форс-мажорные
6

обстоятельства  вынуждают  взять ещё двух пассажиров. Не судьба с ветерком в вашем
прекрасном  обществе доехать – придётся потесниться.

       Н и к а (нервно).   Ну, это уже ни в какие рамки! (Плаксиво.) Мы же опоздаем! Это уже ни на  что не похоже! Да вы просто сговорились…

       Ж о р а (спокойно)  Вот подъедем и посмотрите. Или вы думаете, я с каскадёрами
в паре работаю?

Надежда посмотрела на часы и ладонью закрыла глаза. Качает  головой.  Пауза.
               
        Ж о р а(успокаивающе). Да вы ж не переживайте, это недалеко. Мы не отклоняемся от курса.  Люди тоже в  аэропорт… А я  ближе других и у нас есть свободное место. Всего то два человечка на душанбинский рейс опаздывают, а тут авария.

         Н и к а (нервно). Да впились они нам!  Ещё здесь гастарбайтеров  не хватало! Я в шоке! (Бьёт ладошками по сумке.) В шоке!

         Ж о р а ( Нике). То вы против Надежды были, а теперь вам азиаты не угодили!
Или они не люди? А может вы, барышня, как–то по особенному устроены? Так вам нужно
в лимузинах ездить! Хотите по высшему разряду, платите двойной тариф!

       Н и к а (категорично). А карманы не порвутся?  Если друзья прилетят сами без родоков, то я вместе с ними и уеду.

      Ж о р а (спокойно).  Даже, если не прилетят, вы со мной не поедете! У  меня свои планы  на аэропорт!

       Н и к а (нервно).  И не мечтайте, если я не попадаю в машину друзей, то отдам ключи от их машины и   поеду с вами.  Я предусмотрела этот вариант и сообщила вашей службе заказов.
               
       Ж о р а (зло).   Что? Чёрт … (Скороговоркой бормочет.)

       Н и к а.  Именно, оплата по возвращении в город. Так что молитесь, чтобы мои друзья
приехали одни, тогда мы с вами там и расстанемся.

      Ж о р а (рассудительно).   Ясен  день, чего ж не понять. Хорошо живёте, чтобы ключи на такси возить, а как же они машину ставили перед отлётом? Без ключей!
               
      Н и к а (нервно).  Не ваше дело!

      Ж о р а.  Ясен день, и в Венах  есть воры! Или  друзья настолько безалаберные, что по дурости  посеяли  ключи на горнолыжном курорте в каком-нибудь Куршавеле? Деньги есть, чего ж, можно! Когда сами не зарабатывают, то даже  нужно тратить и терять. Как вы там говорите? Прикольно!  Вот если бы трудились …
               
     Н и к а (ехидно).  Вас только и забыли спросить! Но в следующий раз перед
отъездом обязательно к вам подъедут, чтобы проконсультироваться, как им жить
и куда ездить. Не забудьте мне свой мобильный оставить. А то без вас ну никак…
 7

     Ж о р а (серьёзно) И то верно, обязательно помогу! Звоните в любое время – я всегда   
на связи. Буду ждать. А что ж они вам заранее не сообщили, когда и с кем едут!

      Н и к а (серьёзно). Да билеты с открытой датой, а тут срочно нужно вылететь – всё  спонтанно. Со связью проблемы –  мне им звонить и объясняться, сплошной расход: и мне и друзьям  в копейку станет…

       Ж о р а (примиряюще).   Ну, вот объяснила по-людски и, всё стало ясно. А то весь разговор на понтах. Я этого не  люблю! Ясен день. А мобильники, оказывается, не все ваши проблемы решают?  А вот и они! ( Показывает рукой вперёд.)

                Жора заглушает мотор. К такси подходит мужчина . Его лицо и руки в крови. Жора достает  аптечку и перевязывает  руку и голову мужчины. В это время к такси
подходит молодой  парень, одетый в элегантное пальто, под которым просматривается костюм,   чёрная  рубашка с галстуком. Рядом с ним старик в странной шапке с седой  бородой  и  в пальто длиною до земли, больше  схожее  с рясой. Мужчины стоят чуть
                поодаль от машины.

      Ж о р а (мужчинам). Устраивайтесь  в машине и побыстрее, а то  мои  клиентки начинают нервничать… И то понятно, кто ж хочет опоздать? Поторапливайтесь, а то
оставлю здесь!

 Пассажиры  размещаются    в салоне  такси. Жора собирает аптечку и тут же
                садится в машину. Звук мотора.

     С т а р и к. Слава Всевышнему!  Спасибо люди добрые! Спасибо!

     Ж о р а.   Отец, ты поосторожнее  своего  Всевышнего упоминай, а то
у тебя неприятности могут быть! Молись лучше про себя! Тихонько…

      С т а р и к (добродушно). Бог  един! Един  Бог!
               
       Н и к а.  Как же един, если  одни убивают других, потому что у них  другая вера!?
      
       Н а д е ж д а.  Ты не права. Во время терактов гибнут и христиане, и мусульмане, и буддисты, иудеи… не перечислишь. Это слишком сложно, чтобы вот так просто понять.

      С т а р и к (простодушно). Убивать  нельзя! Бог – это любовь и… только…любовь!
             
      Ж о р а (поучающее). Ты, отец, наслушался проповедников, а жизни вокруг не видишь!

      С т а р и к.   Душа у каждого есть!  А в душе  Всевышний!

      Ж о р а (нервно).   Ну что ж ты заладил? Я ж советую, чтобы ничего не случилось.
Есть такие, кто услышит и…  не пожалеют твою старость, дед!

      Н а д е ж д а (строго).   Да что вы пристали к человеку? Он говорит так, как понимает
этот мир и свою жизнь. Я знаю мусульман. В их семьях воспитывают добрых,
гостеприимных, хлебосольных детей. В их домах царит  любовь  и понимание.
Я там встретила очень мудрых стариков! И такие старцы– это душа семьи и дома.


   Ж о р а (насмешливо). Вам, мадам,  и по возрасту на молодых лучше не заглядываться, но и старики не по теме… пока ещё…               

     Н а д е ж д а (оскорблено).  В вашей оценке не нуждаюсь… да и старик обойдётся без советов посторонних!
               
     С т а р и к (качает головой, соглашается).  Да…да…Душа… мир…душа!

     Н а д е ж д а (неожиданно для себя).  Кстати, «душа» в переводе  имеет значение «эмбрион»! Я сейчас вспомнила и просто прозрела! Наверное, так глубоко не задумывалась?

     Ж о р а (озадаченно смотрит в зеркало на Надежду).   У вас странные  мысли, далёкие от  нашей действительности.  Неужели и вам , милая дама, нужно объяснять, что понятно всем. (Обращается к молодому человеку.) Парень, ну, хоть бы ты объяснил своему деду,  что дома в Душанбе пусть себе рассуждает на религиозную тематику, а здесь нужно помалкивать, а то нарвётесь… Я ж по доброте душевной.

      В а т а н (испуганно).  Я не имею права  старика  учить. Он про душу лучше молодых
знает. Я не могу ему сказать, не имею права.

     С т а р и к ( качает головой).  ДА…да … душа… мира…душа! Хорошо… душа…

      Н а д е ж д а.  О душе на Востоке знают  немало. Мне сейчас вспомнилось…я читала - один человек вывел свой закон о душе. Он  утверждал, что душа человека при рождении очень тяжёлая, а потому часть его души несут его близкие, любящие люди, а позднее  друзья. Затем, когда человек взрослеет и крепнет, то  он берёт на себя ношу части души своих любимых и друзей. Согласно этому закону, каждый человек несёт частичку души других людей, которые  становятся частью его собственной, а значит, он не может быть равнодушным к другим…

      Ж  о р а ( с любопытством).  А вы, Надежда Георгиевна, значит, мусульман тоже знаете? (Иронично.)  Это не в Палестине  ли вы с ними знакомились?

      Н а д е ж д а( строго).  Если можно, то Григорьевна. Я же не говорила только о мусульманах, я о человеке вообще…Просто мне понравился  этот  закон, так как я посчитала, что он  лучший из всех тех,  которые мне пришлось узнать в своей жизни.  А в Палестине не была. И в Израиле я не живу, а  только в гости езжу. Но мусульман знаю, как мне кажется, не плохо, но только тех, кто верит по-настоящему в Аллаха… классических мусульман, а не тех, о ком вы здесь говорите. Уверена,  тот, кто   верит  по-настоящему , тот не может быть преступником... Категорию веры сложно оценить… судить… не нам судить!

     Ж о р а (ехидно).  По вашему рассказу, азиаты просто ангелы! Вы о них говорите, разве, что не стихами… Ну, очень уж  красиво у вас получается. И что они все такие?

     Н а д е ж д а (растерянно). Да нет , конечно. Они, как и мы очень разные. Но я не люблю, когда о людях плохо говорят в их отсутствии или, когда они не могут за себя постоять…

  9

                Надежда смутилась и отвернулась к окну. 
               
      Ж о р а (оправдываясь).  Так я ж  лишь предупреждаю, что их могут принять
не за тех…я же вижу. Я ж по доброте душевной.  Мы, таксисты, людей по лицам распознаём: взгляд, одежда, поведение, разговор… Я сразу чувствую…

      Н  и к а (насмешливо). Вы хороший  физиономист оказывается, а может даже  уже и психолог?

     Ж о р а (хвастливо).  А вот и не смейтесь, физиагномии  я  распознаю на раз. И про каждого, ну, конечно, через какое-то время пути  могу его подноготную  рассказать.

     Н и к а (иронично).  Прямо таки?! Вы нам ещё  расскажите, что экстрасенс…
Трёп у  вас, точно, стал  профессией? Подайтесь в юмористы!

.    Ж  о р а( озорно).  Могу! Могу! Вот только нужно чтобы кто-то текст писал,
подсобишь?

      Н  и к а (надменно). Жизнь поможет!  Клиенты   подсобят! Дерзайте! Слушаю
ваш бред – в кино ходить не надо! Меня уже  плющит! 

      Ж о р а (озорно).  А что, ясендень, соглашусь, в жизни бывает круче, чем в кино! И никакой   киношник свой мозг не сможет так  вывернуть.  Жизнь порой тебя скрутит так,
что сам не веришь – со мной ли это? Люди с опытом не дадут соврать.

    Н и к а.  У меня опыту тьма, не меньше  вашего – в клубах такого насмотришься. Да и вы сам -  театр ходячий! Мне  уже весело!

Неожиданно  машину  бросает в сторону, резко   дёргает. Слышен звук    тормозов.    Пассажиры резко наклоняются  вперёд.  Женщины вскрикнули. Водитель невнятно
                ругнулся.

      Ж о р а(  Нике, назидательно). Хорошо, что пристёгнута, а то  оставила бы меня без лобового... потом ещё и кровь отмывать. Кто сегодня с утра нагрешил? (Ухмыляясь косится на Нику.) Могу догадаться!

                Водитель выходит из машины, осматривает, наклоняется над задним колесом.

      Н и к а. Вот урод!  Не о людях, а о стекле думает,! Мозги  все пропил! Ищет виноватых!  Водилы  ночью пьют, а утром  за руль…( Говорит  Надежде, глядя на неё в зеркало заднего вида.)  Вы видели его глаза? Красные! А потом ищут  виноватых…  Стекло ему жалко!

              Остальные пассажиры молчат. Пауза. Подходит водитель и распахивает   дверцу.

      Ж о р а ( Обращаясь ко всем пассажирам).   Приехали! Прошу всех к выходу Освободите машину.

      Н и к а (растеряно). Как? А куда ж мы? Что вы такое…               

10.

      Ж о р а (тускло) Чем дольше вы будете кричать, чем позже мы поедем. Успокойтесь. Успеем. Я ж себе не враг! Запаску поставлю и  как раз ко времени  подъедем.
               

                КАРТИНА   ВТОРАЯ

 Загородное шоссе.  Лесопосадка.  На обочине дороги  стоит дерево, накренённое к земле. За обочиной снежные насыпи . Пассажиры располагаются возле дерева. Ника ходит из стороны в сторону - нервно курит и смотрит  на часы. Старик садится на кривое дерево . Ватан остановился  неподалёку от старика – что-то ищет в мобильном телефоне. Старик беззвучно шевелит губами. Звучит музыка – дудук! Слышны слова молитвы оптинских старцев. Надежда последняя выходит из машины. Отходит от группы пассажиров чуть
дальше – смотрит вдаль, словно собирается поймать другую машину.  Водитель возится у заднего  колеса. Надежда  возвращается к попутчикам, чуть наклоняется над стариком.

     Н а д еж д а (обращается к старику).  Чхель? Нагз ми? Дуруст ми?

     В а т а н (отвечает машинально). Нагз…Ба забони фарси фамиди?(Отрывает взгляд от экрана мобильного телефона, поднимает голову, переводит своё внимание на Надежду, удивлённо смотрит.)
               
     Н а д е ж д а.  Кам-кам! Чуть-чуть. Почти уже не помню…так отдельные
слова – язык забывается быстро без практики.

      В а т а н.  А я в русском делаю много ошибков , а  мои папа и мама… родители говорят
очень хорошо.

      Н и к а (язвительно).  Жить  и работать прётесь в Россию, а язык выучить лень?

            Ватан краснеет. Пауза. Вместо Ватана в разговор вступает  Надежда Григорьевна.
    
      Н а д е ж д а (озадаченно).  А старичок -то меня не понял! Значит, он или  не из Азии или глух? (Ватану.)  А может… вы не вместе?

      В а т а н (оправдываясь). Конечно, нет. Мы попутчики. Когда я сел в такси, он уже там был.

      Н а д е ж д а (рассматривает старика и рассуждает вслух).  Но он не кавказец, а может из Татарии  или Башкирии? Ну, раз он Всевышнего вспомнил? Как же он один-то?

                Старик сидит чуть прикрыв веки. Смотрит в пространство.

      С т а р и к(просто).  У Всевышнего нет национальности, его только люди по-разному
 называют.

      Н а д е ж д а (уважительно).  Вы правы, это только люди всё делят!
 
 Жора вынимает из багажника домкрат, возится с колесом. Понимает голову и обращается
                к  пассажирам.

11               

      Ж о р а.  Когда есть что делить, чего ж не поделить – однозначно! Вы ж в Израиле
всё пытаетесь отделить и оттяпать!
 
     Н а д е ж д а (Нике ).  Позволите сигаретку! Своих нет – уже век не курила.
 Сплошные нервы, так и не грешно нарушить обет запрета…(Озорно.) Похулиганю – закурю!

              Ника протягивает Надежде Григорьевне  пачку сигарет  и зажигалку.
                Надежда  закуривает.

     Н а д е ж д а.  В Израиле бываю лишь в гостях, а живу…( С  наслаждением выдыхает дым.) в Европе и то…. лишь потому, что ни  России, ни Украине не подошла…

     Н и к а (простодушно). Как это не подошла? Вы что платье? Это только одежда может подходить или нет!
 
 Жора откатывает колесо за дерево и сбрасывает. Снегом вытирает  руки и
                останавливается  рядом  с пассажирами.

     Н а д е ж д а (обречённо).  Вот я почувствовала  себя неподходящей вещью, только параметры были другими. Мы молодыми уехали из родных мест.   После института нас с мужем судьба закинула в Азию –  раньше  же было обязательное распределение после ВУЗа. Так прошло  почти двадцать лет. Постепенно  прижились  в тех местах. Друзей масса, перспективы в работе, уважение. Казалось, всё так и будет  до почтенной  старости. Ан нет. Попали в войну и… потеряли всё. После   военных действий долго восстанавливали документы. Когда   вернулись в Россию  в возрасте  за сорок и начались новые  мытарства. Конечно, для кого-то  мелочи, но однажды в России мне сказали, что чувствуется, что я не русская.Всё дело оказалось в том, что   уж  слишком чисто говорю по-русски: ни «акаю», ни «окаю», ни «шекаю». А в Украине я кацапка! А что делать человеку, у которого и украинская, и русская, и польская кровь…(Нервно выдохнула.) Это я про себя! А если глубже копнуть историю, то Мамай с Батыем  хорошо внедрились в кровь славян. Потому  нечего корни искать у других, в своих бы родовых  перипетиях каждому  россиянину и украинцу  разобраться.

     Ж о р а (хитро).  А Израиль  примирил вас?  Ясен день! Там евреи всех национальностей собрались! Интернационал! Вот где ленинская мечта сбылась!
(Смеётся.) И в этом деле здесь без самых мудрых не обошлось!

     Н а д е ж д а (нервно) Ну до смешного доходит, да в Германии я живу и муж у меня немец- полукровка : папа немец, а мама татарка! Вот и весь интернационал. Проще не
 придумать.

     Н и к а (заинтересованно, наивно). Ну, прямо фэнтези! Как  «принц-полукровка»! Ну, у Гарри Потера! Одна из серий так называется. Неужели не знаете? Ну, хоть слышали?

     Н а д е ж д а (по житейски). А это жизнь, девочка! Сказки нет, а полукровки есть!
               
    Ж о р а (язвительно).  Знакомая история, хорошо, что в Израиле никто не
не стесняется своей национальности и в Германии, и в США… Вот только

12

у нас здесь сплошные легенды… Раньше – то били пяткой в грудь – доказывали, что они не евреи, а теперь аж от гордости заходятся.

       Н  а д е ж д а (убедительно).   Так оно и есть, но с точностью наоборот. Когда жили в Союзе, то моего мужа не по имени-то звали, исключительно «немец»,  подружку Верочку– еврейкой, хоть папа у неё был украинцем. Но национальность определили по маме, как полагается - таковой и была.  А  теперь её в Израиле,   а моего мужа в Германии зовут «русскими». Смешно, если не сказать горько – на их  исторической родине их считают иноземцами. У меня есть друзья, которые  уже 30 лет прожили в Германии, а всё
равно считаются  русскими. Я как-то одну  девочку, коренную немку, спросила: «Вот твой одноклассник  Азим - турок, а родился он в Германии, значит, надо думать,  что он немец?
А твоя мама , если родит во время отпуске в Египте, то твой брат будет араб?» Она аж в ступор вошла от возмущения, но, наконец-то, задумалась…Одна из немногих!  А  остальным   , подобным вам, Георгий, даже не интересно это знать.

       Ж о р а.  Ну, таким, как вы, не угодить – везде вам плохо. Одни мы здесь 
в России всем должны быть довольны. О, кстати, чего это я колесо в сугроб спрятал? Вы ж у меня сегодня безбагажные! Заговорили меня своими сказочными проблемами, я аж добро своё чуть не выкинул, вместо  вулканизации на мороз. Заразился вашими мыслями. Почудилась, что и я в таких-то волшебных проблемах живу, а не выживаю в своих. Пойду  притащу обратно.

                Водитель удаляется  за  насыпь  за колесом.

   Н а д е ж д а.  Колесо – это действительно проблема! Дай-то Бог , чтобы оно таковой и было! Смотрю вокруг – дивлюсь. Люди в центре России живут и думают, что война где-то…, вроде как не на этой земле, и их не коснется, а потому даже не напрягаются. А ведь она всегда рядом. Вопрос времени… Если  совесть…душа ваша спит ..или если есть она…

                Водитель подкатывает колесо к дереву.

      Ж о р а (сердито)  Вы увлеклись, мадам. или  навоевались? Чем вам наша Россия не угодила?  И чего вы  свои  личные обиды списываете на всех!  И в СНГ  вам плохо, и Германия не ублажила! ( Кладёт на землю колесо и присаживается.)

      Н а д е ж д а (убедительно). Ошибаетесь! Нет обид! Я счастлива, что жила  среди людей самых различных национальностей и мне в их кругу всегда было хорошо и уютно. Когда в разгар войны нам чудом удалось вырваться, и мы оказались в родном городе моего мужа и обратились в горисполком, чтобы нам хоть посоветовали или порекомендовали, что теперь делать нам в состоянии беженцев. Ведь это государство отправляло так далеко по распределению, и в те времена не могли предугадать, что возможны  будут  войны… И нам там сказали: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» Вот в родном городе мы почувствовали себя чужими. (Задумалась, вспоминая.) Так мы остались зимой с детьми практически на улице. Благо друзья юности приютили. И как только появилась возможность вернуться в Азию, мы уехали. И не мы одни так возвращались снова в Азию и там себя чувствовали уютнее. Выбрали жизнь в войне, чем родной России. Так прожили в войне, которая то затухала, то начинались новые действия, белее 7 лет. (Пауза.)  И теперь я вспоминаю те времена тепло, хоть и бывали ужасные моменты. Так то война!  Я  уважаю азиатов, и их уклад жизни, их
13

верования! Возможно, мы выжили не вопреки войне, а благодаря  душевной доброте людей – мусульман, кстати! Я столько света  впитала…

      С т а р и к (отрешённо). Каждая вера – это луч Бога!
               
      Н а д е ж д а (радостно). Абсолютна согласна! И каждый человек волен выбирать
свою религию, свой путь, а не навязанный кем-то. В этом  деле неправых нет!

     С т а р и к.  Религии разные, а вера одна! Религиозный не значит, что верующий!               

      Н и к а.  Масло масляное - это же практически синонимы, ну, одно и то же!

      С т а р и к.  Религиозный человек ищет доказательств, а верующему этого
не нужно! Вера  даёт знание, а знание  укрепляет нашу веру…

       Н а д е ж д а.   Вера – это неосознанное знание, я так думаю!

      С т а р и к (твёрдо). Люди приходят в храмы за верой, а значит за знанием, которое их укрепляет, утешает, даёт радость….

      Жо р а (перебил раздражённо).   …изрёк  радетель за слово Божие. Глупо верить в то, что знаешь!

       Н и к а. И, правда. Каждому и так известно, что сейчас взойдёт солнце и оно действительно солнце или, что в твоей груди бьётся сердце. Если ты знаешь, что они есть, то и вера в это не нужна. Если бы вы, действительно верили в Бога, то не  уверяли бы нас в этом! Ведь, вы не станете убеждать, что у  вас есть сердце? Или его всё же нет?

     С т а р и к (скорбно).  Мы сами себе причиняем боль, когда сомневаемся, но отец мне всегда говорил: « Прощай поступки людей, если уж не ради них, так хотя бы ради самого себя…»  и в этом действительно истина… в прощении…большое дело – прощение!

      Н и к а (капризно). Крыша едет! (Закатывает глаза.) Тут запутаешься – одни говорят нужно ходить в церковь, другие утверждают, что нет необходимости. Сами говорите о Боге, и сами  же выступаете против религии.  Что же религия уже теперь тоже не очень хорошо…
               
      С т а ри к.  И в церкви верующие есть…есть… много есть…

     Н и к а.  Как это есть? А кто ж кроме них?  Конечно, туда только верующие ходят, а неверующим что зря время тратить? Дикость!

     Н а д е ж д а.  По правде говоря, в храм зачастую ходят,  чтобы ритуал какой  справить: свечку поставить во здравие,   покрестить, помянуть, обвенчаться … И чаще  набегу, не задумываясь… Верно ведь именно  ритуал справить?(Озадачено.) Забежать, как вроде, отчитаться… или отметится, и обратно по делам, которые важнее всего
               
      Н и к а.   Но где же людям молиться? И дел много! Вот и бегут!

     С т а р и к.  Молитва – это правильно! Это разговор с Создателем!
14

      Н а д е ж д а.  Да кто ж сейчас молится, чтобы говорить с Богом?...

     Ж о р а (перебил Надежду). Сейчас не Богу, а боблу молятся!

      Н а д е ж д а (сделала вид, что его не слышала). Я в храме видела объявление, что молитва скороговоркой не является таковой, то есть она уже не молитва. Да кто ж читает  то, что написано на стене храма. Зачастую, мы не разговариваем с Господом, а только просим: «Дай,..дай…, дай… и даже не благодарим!

     Ж о р а (шутя). Допроситься не можем, вот и не благодарим! На одно надеемся, что в храмах  места намоленные  усердными старушками, а значит и Бог нас лучше слышит там. Ещё из страха ходим, а вдруг всё же Бог есть?
   
     Ст а р и к. Страх – это неверие! …Недоверие! Когда Бог в душе,  страха нет!

      Ж о р а (заинтересовано) Так если ж душа есть, а то ж только предположения!
Я слышал по радио, шо  учёные , якобы, высчитали сколько весит душа. Это что, можно               
серьёзно воспринимать? Кабы  верили, то вряд ли шоу из этого делали! Душа! Её ж не увидишь, не пощупаешь! Так чего  языки чесать?

     С т а р и к.  Душа – есть поле битвы!

     Ж о р а.   Слышали? Ещё круче!  Кто о чём, а вот даже старик о войне!

      Н и к а (зло). Мы слышим, а  вот, если вы, Георгий, не продолжите работу, а мы опоздаем, то  вы точно будете биты! И эту войну  я вам  обещаю!

      Ж о р а. Мне ж передышка нужна? И сразу с распахнутой душой в бой!.               

      С т а р и к (убедительно).  Душа - поле битвы Добра и Зла!
 
      Ж о р а.   А это ты, отец, о  совести  видно говоришь?

      Н а д е ж д а (спохватилась) .  Ну, да, «свобода совести» , ведь и есть «свобода вероисповедания»!

.     Н и к а (смеясь). Прикольно слушать вас! Вы ж прямо бой устроили. Аж заходитесь!
Что можно здесь серьёзно принять? Надо мной посмеиваетесь, мол, сказками живу. Дедок  какие-то притчи рассказывает, а вы…на полном серьёзе думаете?…

     С т а р и к .  Мой дед рассказывал  о двух  весенних  ручьях. Оба спускались с высокой горы. Один весёлый и ласковый сбегал по горе и ласкал   каждый камешек и травинку поил. Второй был злой и  агрессивный – бурлил и всё на своём пути сметал. Первый ручей
спустился в долину чистым и незамутненным, а второй    грязным…

      Ж о р а ( подмигнул Нике). Заговаривается…

      Н и к а. Фантазирует!

      С т а р и к.  Так один человек жизнь долгую проживёт и чистым останется, а другой
15

всё хочет  взять от жизни любым путём… да взять всего не  сможет, только…  запачкается!

      Ж о р а.  Далёк ты от жизни, батя.  Я вот работаю как проклятый, а всё грязным хожу. Вроде для людей и семьи. Вот гляжу (Смотрит  на Ватана.) у нас гастарбайтеры уже одеваются, как  олигархи! Едут в нашу, для них чужую, страну и праздно здесь живут.  А мы, коренные москвичи, выглядим как гастарбайтеры

Юноша, не совсем понимая, что имеет ввиду таксист, но  по тону чувствует неприязнь
                к себе - покраснел и отвернулся.
               
      Ж о р а (поясняет мягче). Вот метаморфозы–то! Ника услышала, что вы из Душанбе,
так чуть не за руль хваталась, чтобы не брать попутчиков. А как увидела такого
франта в кашемире и с шёлковым галстуком, так теперь с интересом зыркает в сторону  этого «аристократа» из горного кишлака. Как это вы, восточные люди,
умеете  себя преподнести  женщинам… пустить пыль в глаза? Даже известные и богатые на вас западают….

                Надежда нервно смотрит в сторону Ватана.
               
      Н а д е ж д а (категорично).  Вам  лучше быстрее ремонтировать машину, нежели
оскорблять незнакомого человека…  Любой другой вам бы уже отвесил пару ласковых.
Негоже  обижать того, кто вам не может ответить в силу своего воспитания.
               
      Ж о р а. Ну, да, куда ж нам бескультурное  рыло совать! Они  же аристократами стали в России, а я – россиянин  - чернь! Червь!

                Ватан смотрит озадачено.

      В а т а н (растерян).  Я не всегда понимаю, когда быстро говорят. Мои родители
хорошо  могут по-русски…

       Н а д е ж д а (улыбаясь юноше).  Да,  во время Союза, многие азиаты так хорошо говорили и  шутили на русском. Меня это всегда удивляла, когда человек  может
шутить на неродном языке. И всегда восхищаюсь, когда  иностранцы говорят грамотнее
наших политиков.

        В а т а н (простодушно). Я мог бы учиться русскому языку у родителей, но я
занимался в турецком лицее Душанбе и дома бывал лишь в воскресение. Я тюркский знаю лучше, чем родной  фарси дари. Потом продолжил  учёбу в Стамбуле, а там  нас заставляли ходить строго в костюмах и пальто. Так привык, что теперь в университете приходится привыкать к свободному штилю одежды…

        Н а д е ж д а(успокаивающе).  Не  смущайтесь, вы прекрасно говорите и очень хорошо одеты!
 
        В а т а н (смущённо).  Спасибо. Это я маму встречаю, волнуюсь.

        Н а д е ж д а.   А где же вы теперь учитесь?

  16.

     В а т а н.   Учусь я в техническом университете …

       Н а д е ж д а.   Раньше так не называли, как  или имени кого ваш университет?

                Ника подошла ближе, заинтересованно прислушивается к  беседе
                и включилась  в  разговор.    

       Н и к а. Так  бауманка , наверное, да?  Раньше  высшим училищем называли,  а теперь…

        Н а д е ж д а.   Да я знаю, … и институты теперь университетами  да академиями
стали  называть…

       В а т а н (смущённо). Я учусь в техническом университете Манхайма…

                Таксист и Ника переглянулись. Надежда радостно всплеснула руками.
               
       Н а д е ж д а(удивлённо).  Это ж рядом !

        Ж о р а. Ничего  себе  близенько! Это ж где?

        Н а д е ж д а. Это рядом со мной. Я во Франкентале живу –  20 минут на машине!  В этом университете  работает друг нашей семьи. Он помощник профессора. Ну, ты вряд ли знаешь.

      В а т а н.  У нас в студенческом кафе работает одна очень добрая немка. Она  очень хорошо говорит по-русски. Мы знаем, что она нам, тем, кто из СНГ всегда порцию побольше даст и подарки к празднику делает…
               
      Н а д е ж д а.(по-детски радостно). Это Анна!  Правда, ведь?
             
       В а т а н.   Имени не знаю.  Её зовут  фрау…

       Н а д е ж д а.. ..Хёйслер?! Точно?

       В а т а н.  Правильно, а вы…

       Н а д е ж д а. Так это жена этого самого помощника профессора!

       В а т а н.  Он, думаю, не на моём  курсе…извините!

       Н а д е ж д а. Просто удивительно, как бывает. Значит, мы с тобой встретимся.
Если не улечу, то познакомлюсь с твоей мамой… обязательно… Обещаешь?

                Ватан смущённо  кивнул головой в знак согласия.

      Ж о р а.  Обрати внимание, кашемировый, тут вот ещё  и  гордая Ника созрела на знакомство с мамой…

                Ника нервно дёрнулась и подошла ближе к водителю
17.
 
     Н и к а(понижает голос, раздражённо).  Если вы сейчас же не прекратите свой трёп и не  прикрутите это… запасное колесо, то вы познакомитесь  с  моей  мамой, и , не дай Бог,  с моим  папой! И тогда не мы вам , а вы нам будете бабки платить.  Они  ваших шуточек слушать не станут  и я постараюсь…               

      Ж о р а.   Чего ж кипятиться, аж, до пара! Всё ж  склалось так хорошо!

      Н а д е ж д а.  Кому-кому, а мне даже радостно! Действительно, хорошо!

      С т а р и к.  Всё  всегда хорошо!

     Ж о р а.   Так не бывает! Мне сейчас не очень хорошо: опять все в
чистом, а я в грязи! А разве это правильно? Значит, не всё хорошо!
               
   С т а р и к.   Жил один царь и у него был близкий друг…

   Ж о р а (перебивает старика).  О, вот  и сказки пошли про старые времена!

      С т а р и к ( продолжает).  У того друга  была постоянная  присказка - «всё хорошо!».  Как-то раз выехали на охоту с группой придворных. Произошёл несчастный  случай – царю оторвало палец. Все ему сочувствуют, а его  друг всё повторяет ; «Всё хорошо…всё хорошо!» Царь сердитым стал и сказал, чтобы его друга отправили в зиндан - подземную тюрьму. Прошёл год и царь уехал в дальние  края на охоту и там попал в плен к людоедам.  Дикари  каждый день съедали по одному из охотников, что были  вместе с царём. Так он в ужасе прожил две недели, каждую секунду готовясь к  ужасному. И когда подошёл его черёд, то людоеды увидели, что царь беспалый и решили, что на нём проклятие и его мясо сделает и их несчастными. Отпустили его. Он вернулся домой и сразу освободил своего друга. Сказал: «Ты был прав! То увечье было пустяком   против того несчастья, которое могло случиться. Я виноват!» Друг только тихо сказал: «Всё хорошо!» « Да как же такое  можно говорить сейчас? - закричал царь, - Ты был год без света и среди крыс в подземелье!»  Но друг ответил: «А если бы я не был в тюрьме, то меня сейчас бы не было, меня бы съели дикари! Так что всё хорошо!»  Царь согласился, что тот прав и действительно – всё хорошо!               

                Во время рассказа старика тихо звучит дудук, дутар, тибетская чаша…!

       Н и к а.   Дед в нереале!

       Ж о р а.   Старика-то того … заносит!  Живёт в мире каких-то сказок!

                Жора  вынимает запасное  колесо и устанавливает.
 
       Н а д е ж д а.  Я уже затрудняюсь определить, кем  он может быть.(Внимательно рассматривает старца.) Он  вроде слышит и не слышит нас. А притчи у него очень на буддистские  похожа, хотя и в Библии, думаю и в Коране  их предостаточно. Да мы читаем не сильно вдумываясь, не  слышим многого, о чём нам говорят.

     С т а р и к. Слушать и слышать не совсем одно и тоже!


18.

      Ж о р а (с сарказмом).  И точно!  Нам всё говорят, что скоро будет всё хорошо! А я слышу: «Хорошо уже было! И не фиг ждать! Было! Быдлу, то есть нам – простому народу пора понять, что у нас хорошего не будет  в ближайшем и далёком будущем!»

      Н а д е ж д а.  Такая  уже затрепанная мысль! О новом нет желания узнать?

     Ж о р а. Соответствую  своей профессии!

     Н а д е ж д а.  Вот вы говорили, что пассажиров время спустя на раз определяете, а уже допустили столько ляпов.

   Ж о р а.  А вы думаете, что азиатов знаете и можете определить
какие они? Разве можно определить по этому кашемированому парню, что у него на уме?

     Н а  д е ж д а.   Да я себя толком –то не знаю, а определять кое-что могу
 и сейчас проверю, хотя ошибусь , конечно! (обращается к Ватану)  А вы, юноша,
памирец?  Или у вас мама европейка? Глаза голубые – это всё же редкость среди азиатов!

      Н и к а. Вы же сами говорили , что Мамай наследил! Если у меня
 карие, то я , по вашему,  монголка какая-то? У меня светлые волосы, а глаза тёмные! Какая связь?

      В а т а н.  Не надо спорить! Вы правы – я памирец!

       Н а д е ж д а.   Вот как славно всё разрешилось! А вы вот в Турции учились,
а у вас, милый мальчик, такая богатая  родовая история. И если у вас и мусульманское верование, но ваших предков зовут   и сейчас зороастрийцами. В ваших корнях прослеживается и буддистские верования…
               
      Н и к а (возмущённо). Я уже порядком устала – столбняк! О чём вы? В моих корнях тоже?

       Н а д е ж д а (мечтательно). Я в Азии видела  много всяких раскопок. Меня поразил один храм – там был «лежащий Будда», его позже увезли в Эрмитаж. Не знаю
что с ним теперь – он был из глины.
               
       Ж о р а.  Невидаль. У нас мало чего из глины понаделали!

. Жора со злостью хватает пробитое колесо и забрасывает в багажник, оставив               
                его открытым.

       Н а д е ж д а.  Да не в этом дело. Он был  длиною  метров 12-14, а высотой,
вероятно, 3-4 метра и из глины. Такая огромная скульптура и  из совершенно зыбкого материала. Вроде этим самым автор   говорил о зыбкости бытия… всё тленно и всё станет…

Жора подходит к пассажирам. У него в руках полотенце и пластиковая бутылка
                с водой.

        Ж о р а.  Глиной, как я!   Помогите кто-нибудь руки помыть!
19.

Ника отвернулась. Ватан сделал шаг, но Надежда остановила его.Подошла к таксисту и взяла из его рук  пластиковую бутылку с водой.  Ника присела на край ствола дерева и с   
                интересом осведомилась у Ватана.

      Н и к а ( с любопытством).   Значит, ты не таджик? Да ты и не похож!

      В а т а н (растерянно). Да…нет … я… я… таджик… Так в документе…паспорте…             

      Н и к а.  Не парься! У некоторых написано, что он человек, а на самом
 деле к мыслящим их отнести нельзя?

       В а т а н.  Я не…знаю… вы  правы… наверно…

       Н и к а.   Конечно, права. У меня опыт. Это  ты по заграницам  среди
людей живёшь, а я  в основном… Считай тебе повезло. Вот видишь, женщина пожила в наших землях и радуется, что уехала.  Только она не знает, у нас тоже  начались сдвиги к лучшему.

       В а т а н.   Здесь хорошо…мама любит Россию, даже стихи помнит… много…
               
       Н и к а.   А я стихов вообще мало учила. В учебниках отстой…хлам…

       В а т а н.  Что, простите?

       Н и к а.  Ну, раньше нормально писали, но нудно. Теперь сочиняют   так, что читать не хочется…

       В а т а н.  Вы лучше знаете… Я ничего не могу сказать…
               
       Н и к а (невольно переходит на «вы»).   Зато вам известно, как учиться заграницей! Ну и как?

       В а т а н.  Что именно?…не понял!

       Н и к а .  Ну, в Германии тяжелее учиться, чем  здесь?

       В а т а н.  Не знаю как здесь… я же здесь не учился!

       Н и к а. Ах, да!  Ну, я думаю, что очень дорого, так ведь?

       В а т а н. Не знаю по поводу платы учёбы.

       Н и к а.  Вот ты живёшь! Мне бы так! Даже не знаешь, сколько за тебя платят!
               
       В а т а н.  Нет, нет… вы не правильно поняли. Я в лицее учился бесплатно - это гуманитарная помощь детям, которые  хорошо учатся, но живут в бедной стране. Я хорошо  закончил и у меня было право учиться дальше… И вот я сдал всё хорошо и мне предложили учёбу в  Германии - там тоже есть программа…
 
       Н и к а (удивлённо). Прикольно! Вот это да!  А вот моим родителям оплата
моей  учёбы влетает в копеечку!
20.

       В а т а н. Вы учитесь за копейки? Это совсем немного! Хорошо!

       Н и к а (смеётся).  Только за очень большие копейки… Ну, большие бабки..
Проще говоря, у нас контрактная учёба стоит очень дорого. . .   Конечно, не так дорого, как за границей, но против того, что зарабатывают мои  предки, это очень дорого. Вам не  этого не понять.   

       Ж о р а (сердито). Ой, парень, у наших женщин всё  «копейки» Жена ворчит: «Зарабатываешь копейки!».  Дочка просит: «Па, купи курточку – это ж копейки!» И
заметь, это говорят не только москвички, но простушка их деревни «Хрюково»! И получается всё это  уже  дело не копеечное, а длинорублёвое, (Вытягивает полотенце во
всю длину) а проще «долларовое» или, чтоб тебе понятнее было «евровое»!  Теперь тебе понятно?

                Ника нервно дёрнула головой в сторону Жоры, но промолчала.

        В а т а н.  Да… нет…, извините, столько много слов я не знаю. Но понимаю образование - это всегда дорого. Мне папа это всегда говорил. Поэтому я очень много штудировал, чтобы можно было  учиться   дальше…

       Н и к а.  Хорошо, когда не динамят -  у нас и такое бывает…

        В а т а н. Я  такого не понимаю!

        Н и к а (обижено).   Здесь понимать нечего Проехали!  Мне тоже обещали
поездку на учёбу по обмену. Мои родители бабла кинули немеряно и в пролёте… Так что тебе повезло - хорошие люди попались
               
       В а т а н.   Мне часто добрые люди попадаются!

       С т а р и к. Каким мир видишь, таким он тебе и является!

       Н и к а.  Ничего себе расклад! Да я рада видеть всё в радужных красках, да только столько мерзости вокруг, что хорошего не разглядеть.

        С т а р и к.   Мир вокруг – это не совсем то, что мы о нём думаем! Он  не плохой и не хороший – у него таких оценок нет.  Каждый человек сам создаёт иллюзию вокруг себя и живёт в ней!
               
        Н а д е ж д а. Это вы,  наверное, говорите о причинно следственных  связях  каждого события. Да только , когда гибнет хороший человек, то невозможно понять причин…

       Н и к а(возмущённо).   Дед думает, что мы верим в мультяшных героев.  Я не крошка Енот, который, переходя через речку,   должен был улыбаться своему отражению, чтобы  не бояться.  Теперь, чтобы быть уверенным, нужно всем показывать зубы и кулаки.

      Ж о р а(жёстко). Современная молодёжь именно такая. Посмотрите вечернюю сводку происшествий – дети грабят и даже убивают родителе и сестёр ради денег!(Завязывает полотенце вокруг шеи и затягивает.) Не жалеют своих бабушек!

 21

     Н а д е ж д а.  Это проблема семьи, а не общества в  целом!

      Ж о р а.   А семья же ячейка общества?(Загадочно улыбается.) Нас ведь так учили?

      Н а д е ж д а (взволнованно). Мы не пчёлы и не партийцы –коммунисты, чтобы категориями  ячеек мыслить. А каждая семья – это свой мир, со своими законами! И это очень не просто, а судить легко, да ведь и Библия  просит не судить… (Сбивчиво.) И вот наш  попутчик… (Спохватывается.) А я вижу, как благополучные немцы отдают родителей в приюты и задумываюсь. В Азии беднейшие люди, не расстаются со своими престарелыми  дедушками и бабушками…

      Ж о р а (заговорщески).  Не сильно-то идеализируйте азиатов! Вот  среди нас один из них и что? (Кивает на Ватана.) Ваш хвалёный азиат разве поехал домой к родителям? (С  укором.) Нет к нам … в  Москву за развлечениями… впечатлениями… А мама, которая несётся сюда, чтобы увидеть своё чадо, в скором времени небось тоже в приют будет пристроена? И это ещё в лучшем случае!

                Ватан озадачено смотрит на  спорящих.

      Н а д е ж д а (оправдывает увлечённо). А может быть в Душанбе трудно добраться? Правда, Ватан? К вам же не летают самолёты?

      В а т а н (радостно). Что вы!  Конечно, летают! Есть такой рейс - Франкфурт – Душанбе!   

     Н а д е ж д а  наклоняет голову. Жора мягко забирает бутылку из её рук и усмехается.
 
     Н а д е ж д а (огорчённо).  Жаль! Ну, что ж и я не безгрешна – могу ошибиться!

     С т а р и к (качает головой).  Жаль! Очень жалко! Учись молиться!
 
     Н а д е ж д а (вежливо).  Обязательно буду стараться учиться!

     Н и к а(торжествующе).  Так я умею! Не верите? Я сейчас быстро…

     С т а р и к (степенно участливо).  Не надо, дочка, быстро не  надо! ( Пауза.) Молитва – это разговор с Богом! Твоя личная беседа, когда ты можешь ничего  не таить! Только перед этим нужно очень хорошо очиститься, а только  потом хорошо задуматься  и поговорить!

      Н и к а (возмущённо).  Сейчас и так мало времени, ничего не успеваешь. Это в вашем возрасте можно целый ритуал совершать.

     С т а р и к( искренне наставительно).   Ритуал –  пустое. Молитва –  священна! Ты можешь прямо здесь, в сторонке  поговорить… Он услышит!  Верь в это! Если от сердца скажешь – сразу услышит!

     Надежда (участливо).   Так оно и есть!  Сегодня  я точно важное услышала!