Концепция лидерства, которая работает

Фурта Станислав
Интервью с международным бизнес-тренером, ведущим преподавателем курса "Онтологическая модель лидерства" Джеффом Ивансом (США). Опубликовано в журнале "Инициативы XXI века" (www.ini21.ru), №2, 2013 г.

*  *  *

...Термин «Лидерство» прочно вошёл в современный управленческий словарь. Этот термин является одним из наиболее общеупотребительных в обиходной речи современных менеджеров. К слову сказать, если по общему поисковому запросу «Менеджмент» yandex.ru  выдаёт 27 млн. ссылок, то по запросу «Лидерство» всего (!) в 9 раз меньше – 3 млн. И вместе с тем многие скептики относят слово «лидерство» к разряду так называемых «корпоразмов», т.е. часто произносимых выражений, за которыми произносящие их люди не чувствуют реального содержания. Дело в том, что, несмотря на огромное количество литературы на тему лидерства, начиная с увесистой монографии Ричарда Дафта, и заканчивая небольшой весьма практически ориентированной книги известного российского бизнес-тренера Михаила Молоканова, само понятие лидерства чётко не определено. А раз неизвестно «что», следовательно, не понятно и «как», что означает «неисповедимость» путей становления лидера. Наконец, а кто сказал, что быть лидером – это «хорошо»? Не приводят ли лидерские навыки к определённым негативным деформациям личности? Увы, такое явление также имеет место. На Западе появился даже специальный термин «dark side of leadership – тёмная сторона лидерства». Всё это привело к тому, что в менеджерском сообществе, особенно в России, по поводу концепции лидерства возникает всё больше и больше скепсиса. В частности, как признался в интервью порталу Международного сообщества менеджеров www.e-xecutive.ru Генеральный директор издательства «Манн, Иванов и Фербер» Михаил Иванов «…Очень плохо идут издания по лидерству. Видимо, люди считают, что это такие темы, где ты не сможешь получить практические навыки: прочитав книгу по лидерству, ты не станешь лидером»
И вот на этом общем негативном фоне отношения к лидерству возникает новая концепция «Ontological Leadership Model – Онтологическая модель лидерства», завоевавшая огромную популярность на Западе и постепенно внедряющаяся в умы русскоязычных управленцев. Что это? Очередная мода на новую теорию или серьёзный прорыв в учении о лидерстве? Об этом член редакционной коллегии журнала «Инициативы XXI века», профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Станислав Дмитриевич Фурта беседует с Джеффом Ивансом, международным бизнес-тренером, ведущим преподавателем курса «Онтологическая модель лидерства» (США)

Джефф Иванс…

1968 - 1971 работал в лаборатории  фармацевтической компании Mallinckrod and Monsanto, параллельно получая степень бакалавра в Химическом колледже. 

1972 – 1978 работал продавцом в фармацевтической компании Roche Labs and Astra-Zeneca. В свободное время помогал реставрировать исторические объекты - квартиры и резиденции.

В 1979 открыл собственный успешный бизнес Central Contracting Inc. - строительную компанию, существующую по сей день, специализирующуюся на реставрационных работах.

1981 - 1985 начал участвовать в курсах  по развитию человеческого потенциала в рамках направления, которое позднее стало известно как Landmark Education.

1990 - 1994 работал исполнительным директором в округе St. Louis по работе с молодежью, относящейся к группам риска.

1991 поступил в Washington University in St. Louis’ George Warren Brown School of Social Work. Посещал практические семинары Центра помощи молодежи «Терапевтические стратегии помощи пациентам». Работал над вопросами предотвращения самоубийств в рамках семейной и клинической психотерапии.

С 1995 по 2011 проводил для сотрудников  Landmark Education курс «Доступ к Мастерству».
2012- 2013  работал консультантом в компании First Circle Consulting. Разработал тренинговую программу Integrity для руководителей высшего звена телекоммуникационной компании, что позволило этой компании увеличить производительность от 100% до 500%.

В настоящий момент работает над проектом «Онтологическая Модель Лидерства» в области подготовки специалистов в русскоговорящих странах.


С.Ф.: Г-н Иванс, расскажите нам об истории создания Онтологической модели лидерства? В чём её особенность?

Дж.И.: Прежде всего хочу отметить, что «Онтологическая модель лидерства» - это не только академическое учение, теоретические и понятийные основы которого разрабатываются разными исследователями с 1971 года. Это живая тренинговая программа, в создании которой в последние годы принимают участие Вернер Эрхард (независимый бизнес-тренер, коуч и консультант, основатель компании Werner Erhard & Associates International Inc.), Кари Грейнджер (профессор, Air Force Academy, USA), Стивен Заффрон (Генеральный директор, Landmark Education, Vanto Group), Майкл Дженсен (профессор, Harward Business School) и Уайли Суба (профессор, Geisel School of Medicine at Dartmouth College)
В основе программы лежит восьмилетняя работа по созданию курса «Становление лидера и эффективные лидерские навыки: онтологическая модель» в Бизнес-школе имени Уильяма Саймона в Университете Рочестера. Сейчас этот курс преподают в Военно-воздушной академии США, его читали в Университете имени Эразма Роттердамского в Роттердаме (2009),в  бизнес-школе Лори Мэйса Университета А&М (штат Техас, США).(2010 г.) и в Панчгани (Индия) под эгидой «Центра инициативы перемен для руководства» (IC Centre for Governance) (2010 г.). Помимо этого, более 40 человек прошли обучение по проведению этого курса в рабочей группе в Военно-воздушной академии США в 2010 году, и представители 55 международных консалтинговых компаний были обучены навыкам преподавания этого курса своим клиентам. «Онтологический курс лидерства» (сокращённое название учебной программы) даёт слушателям возможность формирования и демонстрации лидерских качеств естественным путём, за счёт взаимного обогащения лидера и членов группы, а не в результате силового воздействия, доминирования или манипулирования. «Онтологический курс лидерства» пробуждает наши мечты созидать и делать мир лучше. В человеке раскрывается дух участия в окружающих его жизненных процессах.

С.Ф.: В чем отличие данной программы от других курсов по лидерству?

Дж.И.: Мне не хотелось бы сейчас делать обзор существующих концепций лидерства и учебных курсов по лидерству. Но обычно при обучении лидерству сначала изучали характеры, стили поведения и манеру действий известных лидеров, а затем учили подражать им. После этого обучаемые старались запомнить и понять, каким образом можно ситуативно применять выученные паттерны лидерского поведения. Краеугольным камнем Онтологической модели лидерства является аутентичность лидерского поведения для каждого конкретного индивида. То есть с самого начала постулируется, что никакой универсальной лидерской таблетки не существует.

Далее, изучая истории жизни разных людей, которых мы по тем или иным причинам относим к общепризнанным лидерам, мы можем увидеть, что в большинстве случаев их путь к вершине лежал через определённое переживание, если не сказать травму. Наш курс позволяет участнику сформировать лидерские навыки в безопасных нетравматичных условиях внутригруппового взаимодействия.

Наш курс лидерства нацелен на обеспечение участникам доступа к ресурсам, помогающих овладеть способностью быть лидером и эффективному осуществлению лидерского поведения как основного принципа бытия, чтобы это поведение реально осуществлялось и переживалось повседневно, ежечасно, если хотите ежеминутно. Именно это и означает термин «онтологический» в названии курса. К концу обучения участники действительно «становятся лидерами и эффективно осуществляют лидерство в качестве естественного самовыражения». Мы это обещаем.

С.Ф.: Как Вы определяете понятие «лидерство»?

Дж. И. Прежде всего, мне бы хотелось уйти от обсуждения лидерства как бизнес-категории. Я воспринимаю лидерство как вдохновение людей и наделение их возможностью предпринимать эффективные действия по важным для них вопросам. Это могут быть действия, осуществляемые как совместно, так и в одиночку. Но лучше я процитирую выдержку из речи одного из создателей программы Стивена Заффрона, произнесённой 28 февраля 2013 г.:

Лидерство — осуществление возможностей, превосходящих нас. Лидерство не обретается с рождения и не даётся занимаемой должностью. Лидерство связано с будущим, которое мы собираемся созидать. Это желаемое будущее может не соответствовать существующей сегодня реальности. Путь, по которому можно прийти к этому будущему, может быть неочевиден. Но оно является результатом той жизненной позиции, которую лидер занимает для того, чтобы это желаемое будущее наступило.

Лидерство – это нечто, что каждый из нас может привнести в то дело, которым занимается – в нашу повседневную жизнь, в наши семьи, в наши сообщества, в наши страны. Лидеры – это обычные мужчины и женщины, которые осмеливаются связать себя с возможностями, превосходящими их сегодня, которых привлекает будущий мир, который открылся им в результате их видения и их преданности делу.

Предположить, что лидеры просто с самого начала пути были исключительными – значит не заметить всего, что произошло с ними в процессе их деятельности. В девяти случаях из десяти лидеры сталкиваются с колоссальными препятствиями и часто думают, что они не в состоянии справиться со стоящей перед ними  задачей. Принятие позиции относительно будущего, когда это будущее лишь возможность, - это чисто экзистенциальное действие, которое сегодня существует только в наших словах. Реальность, условия, обстоятельства будущего не существуют в виде «фактов». Они существуют пока только в виде результата наших мыслей и разговоров - что превращает язык и общение в самый важный и основополагающий инструмент осуществления того, что возможно, и того, что имеет значение для индивида.

С.Ф.: Как Вы познакомились с Онтологической моделью лидерства?

Дж. И.: Начиная с 1981 года моя деятельность связана с проектами, я бы сказал с движением в области образования, которое в широком смысле можно назвать образованием для жизни. Я принимал участие в годичном курсе компании Landmark Education под названием «Сила и вклад», содержавшем некоторые положения Онтологической модели лидерства, главные из которых – осуществление проектов, превосходящих на данный момент собственные возможности, и отношение к данному себе и другим слову. Кстати сказать, концепция закона целостности личности (Law of Integrity), в которую входит, в частности, высокая значимость данного слова – действительно важнейшая компонента Онтологической модели.
В 2008 г. я начал осуществлять проекты, связанные с распространением в русскоговорящих странах образовательных программ для жизни. Я взялся за это вначале просто в качестве эксперимента. Затем какие-то события стали происходить как по волшебству. Я случайно узнал об Онтологическом курсе лидерства и понял, что он может быть основой для воплощения моих проектов.

С.Ф.: Изменило ли знакомство с Онтологической моделью лидерства Вашу личную жизнь и жизнь людей вокруг Вас?

Дж. И.: Как я уже сказал, поле моей деятельности значительно расширилось. Я имею возможность работать с ведущими специалистами в области образования из Восточной Европы. Удивительным образом расширилась моя способность устанавливать личный контакт с людьми. От моих родных и друзей сегодня я получаю больше понимания и любви, чем мог представить возможным ранее. Раньше я плавал в ручейке и думал, что это и есть весь мир. А теперь я плаваю в океане. У меня на Украине сформировалась команда единомышленников, у которых за это время произошло много настоящих побед на профессиональном поприще.

С.Ф.: Какое влияние Онтологическая модель лидерства может оказать на организации и их сотрудников?

Дж.И.: «Эффективное осуществление лидерства в качестве естественного самовыражения» - это ещё и исключительная преданность делу. Представьте себе, каких результатов могли бы добиться люди, истинно преданные своим организациям? Люди с нетравмированным сознанием. Вообразите, что сотрудникам вашей организации будут удаваться любые проекты, за которые они будут браться. Чего смогло бы достичь наше общество? Мы могли бы победить голод, мы могли бы победить бедность, мы могли бы справиться с терроризмом. Какими бы тогда стали наши страны лет эдак через 20? В истории нашей планеты был один Махатма Ганди, одна Мать Тереза, один Альберт Эйнштейн. А мы могли бы иметь десятки, нет, сотни и даже тысячи лидеров, подобных Ганди, Эйнштейну и Матери Терезе.

С.Ф.: Правильно ли я понимаю Вашу мысль, что Онтологический курс лидерства следует включать в школьные и университетские программы обучения?

Дж. И.: Да и ещё раз да, если мы хотим создать мир, который будет существовать для всех. Мы хорошо умеем обучать базовым навыкам, таким как чтение, письмо, арифметика и т.д. Но это, скорее, навыки выживания, а не навыки развития. Сегодня появилась новая область знания, позволяющая наделить человека новыми возможностями. Так почему же не сделать это знание всеобщим? Стоит ли сажать тенистое дерево, если не каждый прохожий сможет укрыться в его тени?

С.Ф.: Почему вы начали реализовывать свои проекты именно в русскоговорящих странах?

Дж. И.: Во многом благодаря Его Величеству Случаю. Я занимался с группой из десяти студентов украинских университетов, приехавших в США по программе обмена. По счастливой случайности мой добрый приятель женился на украинке. Она – замечательный добрый и внимательный человек. Мой портной и мой врач  – выходцы с Украины. И вот так получилось, что я оказался в окружении славянской культуры. Я начал брать уроки русского и украинского языка. И в определённый момент я решил расширить свой образовательный проект, распространив его сперва на Украину, затем на Россию, и, Бог даст, на всё евразийское пространство. Иногда я думаю: «Кто я такой, чтобы замахиваться на такую задачу?» К сожалению, люди любят мыслить в рамках причинно-следственных связей и линейной логики. Это реальность бильярдных шаров. Мысли типа «сделай А и получишь В» ограничивают нас в реализации проектов, превосходящих на данный момент наши возможности. Но в том то и заключается отличительная черта лидеров, воспитанных в рамках Онтологической модели – умение выполнять проекты, превосходящие их возможности. Это так называемая задача расширяющегося или перемещающегося контекста.

С.Ф. Одна из важнейших концепций Онтологической модели лидерства – расширяющийся контекст, буквально «контекст, который использует тебя – Context that Uses You. Это довольно сложная для понимания концепция. Не могли бы Вы пояснить на простом примере, что это такое?

Дж. И.: В условиях расширяющегося контекста нет знаний, которые можно использовать, нет правил, которые можно вспомнить, и на которые можно опереться. Я опишу одно упражнение из своего курса. Я приглашаю добровольца из группы, который боится публичных выступлений. Я задаю вопрос, чего на самом деле боится человек и выясняется, что все его опасения сугубо личного свойства, боязнь, что человек не так выглядит, боязнь негативной оценки аудитории и т.д. Заметим, что все эти фобии просыпаются до выступления. То есть мы имеем дело с само-озабоченностью. Потом я прошу испытуемого посмотреть на аудиторию и оценить её состояние. Что происходит со всеми этими людьми? Да в большинстве своём они безмерно счастливы от того, что это он (она) находится перед ними, а не наоборот. Происходит присоединение, само-озабоченность перестаёт быть проблемой. И вскоре наш «оратор» уже не захочет садиться, продолжая общаться с аудиторией, он (она) влюбляется в аудиторию, и вся комната оживает, наполняясь позитивной энергией. Произошло перемещение (расширение) контекста от связи с собой к связи с аудиторией. Ведь даже многие профессиональные ораторы выступают, находясь в состоянии постоянного преодоления своего страха, что делает их куда менее эффективными, чем моего ученика (ученицу).

Кстати, мне неоднократно задавали вопросы о возможности использования Онтологической модели лидерства в дурных целях. Если бы вы прошли этот курс, то поняли бы, что это просто невозможно. Перемещение контекста от «я» к «мы» исключает выработку набора инструментов для получения контроля над людьми и подавления их воли. Я знаю, что в это трудно поверить, поскольку большинство людей мыслит алгоритмически, как говорят у Вас в России «делай-раз, делай-два».

С.Ф.: Вы упомянули закон целостности личности (Law of Integrity) или, другими словами закон порядочности, в рамках которого особое значение приобретает данное человеком слово. Вы взялись за очень сложный проект. Вам не страшно нарушить Law of Integrity?

Дж. И.: Конечно, перед запуском такого проекта, мне необходимо было повысить свой уровень Integrity, что может быть переведено и как целостность личности, и порядочность, и надёжность. Как это ни банально звучит, эта подготовка заключалась в весьма рутинной организационной работе: во вступлении в необходимые организации, сборе соответствующих дипломов и сертификатов, во множестве публичных выступлений. И, что немаловажно, в создании прочной финансовой платформы. И потом, успех проекта – категория не абстрактная. Она требует чёткой оценки.

С.Ф.: И какую метрику для оценки успеха Вашего проекта Вы выбрали?

Дж. И.: Одни из главных врагов эффективности любого дела – цинизм и покорность судьбе. «Я буду поступать заведомо неправильно, потому что так выгодно, потому что все так делают». Или: «Я буду поступать заведомо неправильно, потому что другого выхода нет». Я знаю, что Онтологическая модель лидерства – хорошая прививка против цинизма и покорности. Цинизм и покорность в крайних формах выражаются в случаях суицида. Проведя исследования в Интернете, я обнаружил, что Россия, Украина и Литва входят в десятку стран с наибольшим процентом случаев самоубийств на 1000 населения. Давайте считать мой проект успешным, если в результате моей просветительской деятельности и деятельности моей команды в этих странах этот процент хотя бы немного снизится. Хотя это очень опосредованная метрика. Мне меньше всего хотелось бы, чтобы наша программа позиционировалась как инструмент борьбы с суицидом.

С.Ф.: Так как Вы собираетесь расширять (перемещать) контекст для целой страны?

Дж.И.: Знаете, а одном курсе Landmark Education под названием «Безграничная мудрость» ставится задача внести веселье, игру и легкость в наши проекты. И я постоянно ставлю такую задачу, проводя образовательные программы в русскоязычных странах. Тут меньше всего нужна еще одна страдающая душа!

Затем я попросил перевести на русский язык для своих курсов две статьи об Integrity. Ничего не получается без надёжности или порядочности, когда  нет основы для доверия. А без доверия можно получать лишь очень заурядные результаты. Я подумал, что это понятие должно стать ключевым моментом для моего проекта. Когда я начал знакомство с материалами Онтологического курса лидерства, посвятив этому несколько месяцев, то обнаружил, что эти две статьи входят в набор материалов для обязательного ознакомления перед началом курса. Я считаю, что внедрение в умы концепции Law of Integrity чрезвычайно важно для русскоязычного пространства.

Я попросил Вернера Эрхарда, одного из создателей курсов Landmark Education дать разрешение использовать его материалы в университетских программах в этих странах, и такое разрешение я получил. Я понял, что если я получу возможность прочитать свой курс в большинстве университетов Украины и России, которые ежегодно будут выпускать тысячи студентов, не заражённых бациллой цинизма и покорности судьбе, эти тысячи бывших студентов будут работать над десятками и сотнями тысяч социально значимых для своих стран проектов. Извините, но повторюсь. В том числе и над проектами по снижению числа самоубийств.

С.Ф.: Каковы Ваши успехи на сегодняшний день?

Дж.И.: Получилось так, что мой проект в некотором смысле опирается на явление crowd-sourcing. Всё началось с того, что я поделился этими идеями со своей учительницей русского языка Ириной. Она живёт в Одессе и занимается со мной русским языком по скайпу 5 часов в неделю. Она поделилась моими идеями с другом Владимиром. Тот позвонил в несколько университетов, и в результате я поехал на три недели на Украину в Одессу и Киев, чтобы понять, есть ли там интерес к моему образовательному проекту. Я смог презентовать идею проекта и некоторые материалы курса ректорам, деканам, профессорам, студентам. Результаты были ошеломляющими. Меня пригласили на радио- и телешоу, а также дали возможность поработать с руководящим составом нескольких университетов. Когда я вернулся в США, мой энтузиазм немного поугас. Слишком мало было времени для конструктивного диалога. Теперь я планирую более долгосрочные поездки. И начинает казаться, что мой «невозможный» проект находится теперь в области возможного. Успех начала своего проекта я связываю с тем, что руководители и профессорско-преподавательский состав университетов – мои естественные партнёры. Они жизни свои положили на то, чтобы их ученики чего-то достигали. Достигали в высшем смысле этого слова, а не просто стали богатыми, гламурными или гиперсексуальными. Уверен, что если бы я привёз на Украину курс под названием «Как стать миллиардером», поддержки мне бы никто не оказал.

С.Ф.: Какие основные трудности Вы видите на своем пути?

Дж. И.: Как очень часто бывает, основная трудность – ресурсная. Если бы у меня было больше средств, я бы мог подольше оставаться в Евразии. Мне хотелось бы провести Онтологический курс лидерства в формате семестра, а не в виде недельного тренинга. В этом случае слушатели имели бы возможность для осмысления материала и постановки экспериментов в перерывах между сессиями.

Я прекрасно понимаю, что для осуществления своих амбициозных целей я большую часть времени должен проводить на Украине, в России и других странах Евразии. Поэтому я уже подумываю о том, чтобы продать свой дом в США и переселиться поближе.

С.Ф.: И Вам не страшно? Ведь чем дальше Вы будете продвигаться к своей цели, тем круче будет меняться привычный для Вас ход вещей.

Дж. И.: Курс лидерства высвечивает онтологическую ограниченность людей, которая отодвигает и тормозит осуществление бесчисленных мечтаний и проектов. Люди углубляются в повседневные заботы и забывают о том, каковы их истинные цели в жизни. Но пройдя определённый путь в соответствии с Онтологической моделью лидерства, они меняются, и их уже невозможно остановить. И я не исключение.

С.Ф.: Г-н Иванс, в самом начале вы сказали, что хотели бы уйти от трактовки понятия лидерства в контексте ведения бизнеса. Но ведь существуют же такие устойчивые словосочетания как лидеры рынка, лидеры бизнеса. Что всё-таки может дать Онтологическая модель лидерства бизнес-сообществу?

Дж. И.: Я боюсь, что представители украинских и российских компаний будут рассматривать Онтологическую модель исключительно в качестве технологии извлечения прибыли. И, скорее всего, разочаруются. Хотя это также возможно, но наш материал наименее полезен в вопросах выживания, конкурентной борьбы, доминирования на рынке и т.д. Становление лидера в соответствии с Онтологической моделью не даст сиюминутных результатов, имеющих денежное выражение. Но если компания готова пойти на риск принятия проектов, предлагаемых её сотрудниками, которые сегодня кажутся невозможными, то обучение персонала по программе Онтологического курса лидерства может оказаться удачной долгосрочной инвестицией. Мудрой инвестицией, которая приведёт к кардинальному изменению положения компании на рынке.

С.Ф.: Какую роль играет этот проект для Вас, как для личности?

Дж. И. Огромную. Людям свойственно желать сдвинуть горы. Им по сути дела нужно только, чтобы кто-то вышел к ним и сказал, что они в состоянии это сделать. Я несу людям эту благую весть, а они являются источником моего вдохновения. Я бы мог посвятить остаток своей жизни дальнейшему накоплению денег, покупке новых домов, приобретению винтажных автомобилей, коллекционированию редких книг и другим приманкам «хорошей жизни». Но мне приятно думать, что в какой-то момент я смогу оглянуться назад и сказать, что имел отношение к изменению качества жизни в мире.

Некоторые материалы курса «Становление лидера и эффективные лидерские навыки: онтологическая модель» доступны в Интернет по URL-ссылкам:
 http://ssrn.com/abstract=1978219 и http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1263835 .