Учителя славянские

Крюкан Иваныч
http://www.famous-scientists.ru/818/
Славяне или русичи нередко и небескорыстно оказывали военную помощь византийским императорам, так как уже в 866 году в Киеве было много людей, принявших христианство от просветителей Кирилла и Мефодия.
Хотя на заре Киевской Руси считали, что просвещение славянам принёс божественный глашатай апостол Павел: «…Словеньскому языкоу оучитель есть Павел. От него же языка и мы есми роусь. Тем же и нам роуси учиитель есть Павел, понеже оучил есть язык словеск и поставил есть епископа и намесника в себе Андроника словенскому языкоу. А словенскии язык и роускыи, одно есть», надо понимать, апостол Павел под именем Андроник имеет в виду Андрея Первозванного, уполномоченного по обучению словенскому языку.
Интересно, как же выглядел апостол Павел - по описанию Иоанна Малалы: «Бе же Святый Павел телом низок, плешив, проседь главою и брадою, добрым носом, изекр и бровист, чистою плотию, румяным лицем, добробрад, речист, сладок от Святого Духа беседуя и исцеляя».
Перекликается с ним в передаче истории просвещения славянских народов и Суздальская летопись: «Темже первый оучитель быс языкоу Словенскоу Апостол Андроник. В Моравы бо ходил и Павел Апостол оучил туда. То бо есть Илирик, его же доходил Апостол Павел. От него же языка и мы есмы Русь. Темже и нам Роуси Оучитель есть Павел; понеже оучил тоу и поставил отходя наместника в себе место Андроника. А словенеск язык и Русскии язык един. Поляне же Киане прозвашася, понеже в поли седяхоу; а язык Словенскыи и Роускыи един есть». Ясно, что летопись составлена не позднее XV века, когда Киевом управляли литовские князья.
Обратимся к апостольскому посланию Павла к римлянам, где он якобы в 59 году продиктовал то самое обращение переписчику Тертию в доме христианина Гая. Здесь он не говорит того, о чём сообщает Суздальская летопись: «То бо есть Илирик, его же доходил Апостол Павел». Поясним, Илирик это восточная Адриатика и на библейских картах его присутствия в эти землях нет. А может быть, ранее было?
Прочтём маленький фрагмент о выполнении задачи: «...так как он возвестил Евангелие от Иерусалима - на востоке до Илирика - на западе». О каком Евангелии можно было возвещать, если его ещё не написали?
Ностальгия по единению славян проходящая в летописи красной нитью через весь текст, отсутствует в Евангелии. К тому же жидовствующих не устраивала теория павликианства, вернее Шаулянства, которая не вписывалась в общую христианскую теорию.
Настоящее имя апостола Павла — Саулос Деян.ап. гл.7;58, перед побиванием камнями Стефана: «свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,» далее гл. 8;1-3: «Савл же одобрил убиение его, В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, разсеялись по разным местам Иудеи и Самариили, Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плачь по нём, А Савл терзал церковь, входя в домы, и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу».
Савл участвуя в убиении и истязании последователей Христа, тем не менее стал одним из тех кто видел Иисуса, вот как об этом рассказывает Евангелие в Деян. ап. гл.22;6-8: «Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне. Савл! Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь». Савл-Павел потерял даже зрение и обрёл его вновь только при встрече с благочестивым жителем Дамаска Ананией произнёсшим: прозри. Главное Павел говорит нам, те, кто был рядом с ним, видели яркий свет, а вот голос свыше, кроме него ни кто не слышал, наверное, у человека галюны появились на нервной почве. Бывает.
Таким образом, через зрение и слух Павел воспринял Иисуса гл. 22;18: «и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима...» потому, что иудеи не принимали учения Иисуса, слишком велика была утрата во избиении 63 тысяч младенцев, да только Иисус тут не причём.
Если говорить точнее о имени апостола, то оно должно звучать-Шауль (Schaul). Его еврейское имя, Шауль, заменили на латинское Паулюс Paulus, в переводе с латинского означает малый, незначительный, а в греческом Paylos. О своём происхождении и месте рождения он сообщает на родном еврейском языке, так как Павел был самым чистокровным евреем. Деян. ап. гл.22;3: «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила (фарисейский учитель-авт.), тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.» Это часть юго-восточной области Малой Азии.
В «Иерусалимской Библии начинается стих несколько иначе: «Я — Иисус Назарянин, и ты преследовал меня.» В большинстве греческих манускриптов Иисуса называют - Назарянин. Получается не правильно, когда мы говорим на английский манер: Иисус из Назарета.
Впрочем, св. Иероним полагает, что Шауль назвался так в честь проконсула Сергия Павла, Деян.гл. 13;7,9: «Семья Шауля была родом из галилейской Гишалы, происходящим от колена Бинйамина.»
Отец Павла был удостоен звания римского гражданина, которое унаследовал и сам свидетель Божий Павел, Деян. 22;25-28: «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? ... этот человек римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подошед к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да.»
Весь живший в ту пору род Павла принадлежал к секте фарисеев. Считается, что не римлянам могли предоставить римское гражданское право, преимущественно эта инициатива исходила от полководцев за военный или политический вклад.
Откопали и наконец-то расшифровали в 1934 году надпись из Родоса, рассказавшей о политики Октавиана и о гражданской процедуре в эпоху триумвирата по отношению к некоему капитану Селевку из Родоса: «Гай Юлий Цезарь, император, триумвир, по закону Мунация и Эмилия предоставил гражданское право и освобождение от налогов на все имущество следующими словами: Так как Селевк, сын Феодота из Родоса, был с нами в походе в войне против,.. под нашим командованием ради нас взял на себя большие трудности и опасности, совершенно не щадя себя переносил нужду и показал свою преданность государству, связал свою судьбу с нашим благополучием, готов был принести любую жертву для государства римского народа, мы даруем ему и его родителям, детям и жене, которая у него будет, и его внукам гражданское право и освобождение от налогов на его имущество, как и на имущество членов его семьи, которые по высшему закону и праву являются гражданами и освобожденными от налогов, и они освобождаются от военной службы и от всех общественных бесплатных работ».
За какие заслуги получил римское гражданство отец Савла, не понятно. Вот штрихи к портрету апостола, помимо таких дополнений как: крючковатый нос, лысина, невысок. Его хотели прибить в Иудее и даже 40 человек объявили голодовку до тех пор пока не дождутся его смерти.
Понимая всю сложность обстановки с гражданином римской империи Клавдий Лисий отправляет апостола в сопровождении 470 воинов в Кесарию. Лисий не издевается над апостолом, и почтительно повелевает посадить Павла на осла, а как же ещё можно поступить с доказавшим римское гражданство, иначе нельзя. Замечу, о конях ни слова. Ослы-да.
Что-то не чувствуется славянских порывов у Павла, а как бы хотелось их получить создателям русских летописей.
Другое дело, если этих славянистов никогда не было на Руси, то поведение русских князей могло носить иной характер по отношению к колыбели христианства - Константинополю. Хотя чему тут удивляться, если брат на родного брата, не моргнув, поднимал оружие ещё со времён Авеля и Каина, а их прообразами стали потомки св. Владимира.
В своё время к княжне Ольге прибыли послы, передав просьбу императора о посылке войск на защиту границ Византии. На что Ольга отвечала, мол, пускай послы потомятся в ожидании приёма в Почайне столько, сколько её вынуждали ожидать императорского приёма в Константинополе.
Владимир Красное Солнышко также какое-то время со своей дружиной, числом около шести тысяч человек, был наёмником у ромеев.
Чтобы отвлечь силы наступающих на Византию персов, император Роман всячески задабривал и подстрекал русского князя ударить в тыл врагу через Каспийское море, тем самым открыть с северными соседями «второй фронт».
Ради спасения империи на всё пойдёшь!
Ну, да ладно, смотрим далее.