Часть 1. 15 Заочницы

Кора Крылова
Фото с сайта www.vishime.ru - старые письма

ХВЕДАР ЖЫЧКА "ДЕНЬ БУДЕТ ЯСНЫМ"


Повесть


Перевод на русский язык, сделанный по украинскому переводу с белорусского языка


ЧАСТЬ 1
МЫС УГОРЬ


15.  ЗАОЧНИЦЫ

    У нас — свой номер полевой почты, свой штемпель. Газеты и письма боцман привозит раз в неделю — по вторникам, когда ездит в порт за продуктами. Себе в помощники боцман берёт ещё одного матроса. Раньше это был Петька. Теперь Петька несёт вахту оператора, ездить ему нет времени. Тут как раз и пригодился Остап Потап. Сегодня боцман с Потапом привезли богатую почту — по два-три письма каждому. Не только из дома. Из дома что? Всё ясно: живы, здоровы. Больше интересуют нас письма от девушек-заочниц. Адреса их берём из газет, в основном из «Комсомольской правды».
    У Башкирова есть целый альбом образцов писем для заочного знакомства. И набор фотографий моряков. С орденами и медалями на груди.
    Фото посылается со вторым письмом, по просьбе. Отсылая свою фотографию, конечно, просишь фото и у девушки. Пришлёт — на этом обычно и обрывается переписка.
    Зачем нам те фото, кто его знает. Но у каждого уже по две, а то и больше фотографий.
    Первое письмо — самое культурное, жалостливое. Дескать, прочитал в газете про ваши успехи, радуюсь, что мои землячки так хорошо работают. Скоро буду увольняться в запас, не знаю, куда ехать. Девушка, которую любил, предала, вышла замуж за офицера. Если у вас есть избранник, и вы не желаете переписываться, не смейтесь с моего предложения, не отвечайте. Конечно, мне приятнее было бы получить позитивный ответ. Поймите человека, который почти за три года не получил ни одного письма, не слышит тёплого слова.
    Незнакомая девушка, конечно, принимает твою брехню за чистую правду. Сочувствует. Утешает: переписываться я согласна, а там увидим. Пришлите, пожалуйста, свою фотографию.
    Это лучший вариант ответа.
    Хуже, когда у девушки есть избранник, который также вот-вот увольняется в запас. Зато у её подруги никого нет. Она тебе и ответит немного позднее.
    Здесь жди обмана. Где-то в далёкой Туле или Вологде девушки так же, как и мы, вместе пишут ответ, смеются, выдумывают биографию, подбирают смешную фамилию и имя, вырезают из старой заводской стенгазеты фото самой красивой девушки.
    Есть у Башкирова образцы писем девушке-ударнице, чей портрет помещён в газете, девушке-звеньевой, награждённой орденом, десятикласснице-отличнице, студентке и т. д. Переписка ведётся на полном серьёзе. Башкиров записывает, какое письмо и куда послал каждый из нас, по очереди выдаёт фото.
    «Волки» так же пишут заочницам. Правда, они уже выбрали себе по одной и пишут им, надеясь после увольнения устроиться попервах, как говорит Генералов.
    - Обманывать не буду, - говорит он. - Зоя моя простая ткачиха, живёт небогато. Но у неё есть квартирка. Мне как раз по дороге та Шуя. Заеду, посмотрю. Не понравится — скажу сразу, голову морочить не стану.
    Только Богданов никому не пишет.
    - Глупости всё, - кривит он губы и сплёвывает. - Настоящий моряк должен знакомиться сходу. Понравилась — бери на абордаж. Вот я ездил прошлый год в отпуск. Захожу в купе. Конечно, по форме три. Брюки — стрелочками. Бляха горит...
    - Медали звенят, - подсказывает Петька и смеётся: - Ги-ги-ги!
    - Болван ты, - без злости говорит Богданов. - И потравить не даёшь.
    - Трави, чего же. Только не повторяйся.
    - Как раз сегодня я хотел новое выдать на гора.
    - Ну-ну, - подходит ближе Петька.
    - Нет, - Богданов несогласно крутит головой. - Испортил настроение.
    Насколько Богданов и Башкиров одинаковы в своих увлечениях, настолько Петька неисчерпаем в выдумках. Вот и сегодня, услышав про богатую почту, сразу прибежал в кубрик.
    - Кому прислали? - спрашивает. А глаза так и горят. Видно, что-то новое затевает. - Читайте по очереди. Начинай, Лявон.
    Мне ответила Люба — студентка лесотехникума. Пишет, что она не против того, чтобы переписываться, но просит, чтобы я детально рассказал про свою матросскую жизнь, вспомнил интересные эпизоды, описал, за что получил благодарности, правительственные награды.
    - Нормально, - одобряет Петька. - Девушка интересная. Трави безбожно. Ну, а тебе, Юхименко, что пишет Маруся?
    - Того-этого... Не Маруся...
    - Нюрка?
    - Да нет! Эта... Надя из Тамбова.
    - Ух ты, куда добрался! - притворно удивляется Петька.
    - А ты думал! - довольно улыбается Юхименко и демонстративно надрывает самодельный конверт. - Слушайте. «Привет, лопух...» Того-этого, что-то не то... Угу, а... - читает он дальше глазами.
    - Нет! - выхватил Петька письмо. - Так не пойдёт. Я сам почитаю. «Привет, лопух! Прочитала твоё письмо и не поверила своим глазам. Не думала, что таких дураков берут на флот. Верно, тебя мало там учили. Да и можно ли такого, как ты, научить? Правду говорят: горбатого могила исправит, а тебя уже никто не научит, когда до этого времени ума не набрался. Быстрый какой! Подушки ему готовь, да ещё и мягкие. Есть у меня подушки, да не тебе на них спать. И не вздумай приезжать, не то выскочишь, как чип из пивной бочки, и покатишься до самого вокзала. Аминь. Надя». О-хо-хо-хо-хо! Весёлый разговор! Что же ты, салага, написал ей?
    - Да это вот... Да я... — Юхименко покраснел, смешно хлопает глазами. — Ей-богу, ничего. У Башкирова переписал, того-этого... для ударницы.
    - Трави! Для ударницы про подушки не упоминается.
    - Да не писал я про подушки! Это что-то... не того...
    - И заехать не обещал?
    Юхименко виновато облизывает губы:
    - Заехать обещал. Это самое... для полноты счастья.
    - Га-га-га!
    - Ги-ги-ги, — хохочем мы.
    А Петька берётся за живот:
    - Ой, помру! Полноты счастья! Какое же ты ей счастье пообещал?
    - Не ей, а, того-этого... себе, — исправляется Юхименко.
    - Себе? - Петька аж присел.
    - А то тебе? — Юхименко понял, что самое страшное миновало и теперь надо завершать своё «того-этого» полной капитуляцией. — Ну, посмейтесь! Думаешь, если бы тебе прислали такое, то я не смеялся бы? Ещё как! А если поймался я — смейтесь! Я, того-этого, не похудею. Ги-ги-ги! До лампочки мне.
    - А всё потому, — Башкиров кладёт ладонь на плечо Юхименко, — что ты отсебятину городишь. В моих образцах писем всё, брат, предусмотрено. Комар носа не подточит. Ударнице писать надо...
    - А ну её! — Юхименко перебивает Башкирова. — Она, видно, такая ударница, как я, того-этого... фронтовик.
    А Петька довольно хохочет. Видно, это он отчебучил — подглядел адрес и написал Юхименко письмо от имени тамбовской Нади.