Железная дорога на Берлин

Александр Соханский
Пояснения к иллюстрациям в тексте.


      

Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н Ы М   В О Й С К А М   П О С В Я Щ А Ю



П И С Ь М А   С   Ф Р О Н Т А

       Семейный архив. Старые письма и почтовые открытки, фотографии, различные удостоверения, свидетельства, справки, грамоты и дипломы, обветшавшие вырезки из газет, выписки из приказов… Для постороннего человека – это простые исписанные клочки бумаги. Но для меня за ними судьбы близких людей и порой эти бумаги говорят о гораздо большем, чем в них написано.

       С фронтов Великой Отечественной войны от отца шестьдесят восемь писем, семьдесят восемь открыток и лишь четыре фотографии. Письма на случайных листках из амбарных книг, тетрадей и блокнотов, оборотных сторонах телеграмм и различных бланков. Многие из них написаны красивыми цветными чернилами, которые фронтовики ухитрялись делать из пороха ракет. Самые насыщенные чернила получались из красных.
       Письма из Берлина пошли на колоритных линогравюрах с пышными розами, на цветной бумаге с золотистыми кружевами.
       Все открытки яркие, глянцевые. С роскошными цветами, живописными пейзажами, видами зарубежных городов, сказочными персонажами, а новогодние и поздравительные - с золотым тиснением.

       После кропотливой работы военную летопись отца, перетасованную временем, удалось поставить в строгий хронологический ряд. Большинство фронтовых писем и открыток, к счастью, было педантично датировано. Отправления без дат пришлось «ставить на место» по почерку, по цвету «ракетных» чернил, по характеру и образцу бумаги для письма и, наконец, по анализу содержания и логической связи с другими письмами. Многие затёртые и выцветшие детали на старых бумагах удавалось разглядеть только с использованием увеличительного стекла.
       Преимущественную часть переписки занимают, разумеется, вопросы семьи, жизненные советы, личные отношения, воспоминания, но нередко в повествование врывается война глазами очевидца.
       Хороший русский язык писем позволил практически из цитат составить связное повествование о тяжелом ратном труде советских воинов-железнодорожников на пути к победе.
 
       Воевал Михаил Николаевич Соханский  в составе войск 1-го Белорусского фронта. Раскусив его нехитрые «противоцензурные» уловки в письмах («наш хороший знакомый, самый симпатичный парень Михаил едет куда-то на Познань, через Варшаву»), удалось поставить хотя бы редкие вехи на его пути к Берлину.
       Общие сведения о военных действиях 1-го Белорусского фронта в местах дислокации воинской части 70648, в которой воевал Михаил Николаевич, были получены из военных мемуаров маршала Г.К.Жукова, генералов А.С.Жадова, М.Х.Калашника, Ф.Е.Бокова, руководивших наступательными операциями на этом фронте.

       В 1928 году Михаил закончил семилетку и начал самостоятельную жизнь, поступив подручным электромонтёра электросети города Киева. С тех пор Михаил навсегда связал свою жизнь с электричеством.
       В 1930 году, после окончании спецкурсов, перешёл на работу сборщика рентгеновской аппаратуры на киевском рентгензаводе. Работая на заводе, без отрыва от производства закончил два курса Киевского электрокомбината, отдел слабых токов, и в 1932 году был откомандирован в распоряжение управления связи Свердловской области, где телефонизировал Н.Тавдинский район Свердловской области, занимая должность заместителя начальника райотдела связи.
       В 1933 году Михаил был призван на действительную службу в РККА и служил в Тюменском отдельном батальоне связи.
       Демобилизовался Михаил в 1935 году в звании младшего командира. За время службы, в 1935 году, с разрешения командира батальона, сдал экзамен экстерном в Свердловском техникуме связи, а также окончил окружные курсы начальников телефонно-телеграфных станций при штабе УралВО.

       После демобилизации Михаил остался в Тюмени, женился, устроился работать на станцию Тюмень.
 
       Газета политотдела 6-го эксплуатационного отделения Пермской железной дороги «На новом пути» от 24 февраля 1936 года писала о нём:
       ...«Поступив электромехаником на ст.Тюмень, он с боевой энергией взялся за работу. Организует соревнования среди связистов 12-й дистанции на лучшие производственные показатели, с помощью комитета ВЛКСМ создаёт музыкальный и драматический кружки, руководит ими. Кто бы к нему не пришёл, каждому помогает в работе и учёбе.
       - У меня такое правило, - говорит Михаил, - ночи не посплю, не поем вовремя, но если уж за что взялся, так обязательно доведу дело до конца».[1]

       Михаил испытывал чувство безмерного уважения к аппаратуре связи и постоянно стремился к совершенствованию знаний в этой области. Так в 1937 году ему выдано удостоверение № ЦШБ/176 об «окончании им 10 августа двухмесячных курсов при московском техникуме имени А.А.Андреева по изучению аппаратуры для многократного телефонирования токами высокой частоты с оценкой ОТЛИЧНО. Тов.Соханский может быть допущен к монтажу и обслуживанию аппаратуры для многократного телефонирования токами высокой частоты».

       Не имея профессионального музыкального образования, Михаил самостоятельно освоил практически все струнные музыкальные инструменты. Он прекрасно играл на скрипке, гитаре, мандолине, балалайке, домре, банджо. Он даже изобрёл, сумел изготовить и получил отзыв специалистов на оригинальный музыкальный инструмент под названием «фенола», напоминающий скрипку с граммофонным раструбом. На его счету немало грамот и дипломов за лучшее конкурсное исполнение музыкальных произведений на самодеятельной сцене.
 

Н  А  Ч  А  Л  О    В   О   Й   Н   Ы

       22 июня 1941 года гитлеровская Германия грубо нарушила пакт о ненападении и вероломно, неожиданно напала на Советский Союз.
       Из выступления И.В.Сталина по радио 3 июля 1941 года:
       ...«Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага...
       ...Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу, обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше винтовок, орудий, патронов, снарядов, самолётов»...

       В начальный период войны Михаил Николаевич Соханский получил предписание Тюменского горвоенкомата о назначении его командиром роты учебного пункта военкомата и был обязан проводить обучение без отрыва от производства граждан мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет, не имеющих военной подготовки, по 110-часовой программе военного обучения. Предписание завершалось грозным предупреждением, созвучным событиям того времени: «За невыполнение возложенных на Вас обязанностей будете привлекаться к ответственности по Уголовному кодексу. Тюменский городской военный комиссар-интендант 3 ранга Гребень. Подпись. Печать».

       Имея специальное техническое образование, Михаил Николаевич обучал курсантов не строевому уставу, а работе с аппаратурой проводной связи и связи ВЧ, передавая им свои знания, полученные в Красной Армии, на железной дороге и на различных курсах обучения. Это станет очевидным из развития последующих событий.


О  П  Е  Р  А  Ц  И  Я    « Б  А  Г  Р  А  Т  И  О  Н »

       «В конце апреля (1944 г. – прим. А.С.) Верховное Главнокомандование приняло окончательное решение о проведении летней кампании, в том числе и Белорусской операции. А.И.Антонову (генерал армии, член Ставки Верховного Главнокомандования – А.С.) было дано указание организовать разработку планов фронтовых операций и начать сосредоточение войск и материальных запасов фронтов» (Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления»).[2]
       Это была Белорусская наступательная операция «Багратион» — крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня — 29 августа 1944 года. Названа она так в честь российского полководца, получившего известность в ходе Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиона. Одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества.

       Главной артерией, обеспечивавшей создание базы ресурсов для наступления, в данном случае была железная дорога.

       Враг к тому времени отчётливо осознавал, что ему уже не суждено вернуться на нашу территорию, поэтому при отступлении безжалостно уничтожал железные дороги и их оборудование. (фото 1)
 
       Только один пример. В зоне действия 1-го Белорусского фронта на участке белорусской железной дороги Калинковичи – Лунинец – Янов-Полесский противник на 152 километрах подорвал рельсы в стыках и посередине, вывез 106 километров рельсошпальной решетки, разрушил «крюком» 142 километра колеи. Из 158 малых искусственных сооружений 123 уничтожены. Вместо них зияли бреши длиной до 20 метров. Разрушены пять больших и восемь средних мостов, станционные пути. Только в Жлобине противник разрушил и вывез 95 станционных путей и 306 стрелочных переводов.[3]
       Практически полностью уничтожались фашистами при отступлении системы сигнализации и связи, пункты водоснабжения паровозов. Для устранения этих разрушений на железных дорогах создавались специальные ремонтно-эксплуатационные железнодорожные войсковые части НКПС.
 
       Как железнодорожник Михаил Николаевич имел бронь от призыва на фронт. Но, как сказано выше, летом 1944 года Красная Армия готовилась перейти в решительное наступление. Было необходимо экстренно восстанавливать рельсовые пути, мосты, сигнализацию и связь на железных дорогах, уничтожаемых противником при отступлении. Железной дороге отводилась решающая роль в снабжении наступающей советской армии техникой, боеприпасами, продовольствием и живой силой.
       Обучение специалистов-железнодорожников сигнализации и связи в глубоком тылу становилось нецелесообразным. 10 мая 1944 года вместе с очередным набором курсантов Михаил Соханский был мобилизован на фронт в состав формирующегося железнодорожного ремонтно-эксплуатационного полка в/ч 70648 под командованием подполковника Исаака Евстафьевича Голянского.
 
       К июлю 1944 года И.Е.Голянский сумел наладить высокую воинскую дисциплину, подготовку и слаженность во всех подразделениях полка, созданных преимущественно из призванных в армию малоопытных ещё железнодорожников.

       Формирование и обучение подразделения, которому предстояло осуществлять сложные восстановительные работы систем СЦБ, происходило под командованием лейтенанта М.Н.Соханского в одном из освобождённых городов Белоруссии.
       «Город полуразрушен. Все хорошие, красивые здания взорваны проклятыми варварами-немцами. Жители понемногу возвращаются домой. Уже слышу гудки заводов по утрам. Жизнь налаживается, но мы заняты своим делом и в гражданскую жизнь не вникаем. Я лично большую часть суток нахожусь среди подчинённых, учу своих будущих работников» (из письма Михаила жене от 18 июня 1944 г., далее по тексту – только дата письма).
 
       «Сегодня воскресенье. Выходной день, вернее, относительно выходной. Занятий нет, но всё равно я на месте, среди моей новой семьи, беспокойной, можно сказать. У каждого из них есть такие же близкие люди, как у меня. Каждый из них нуждается в разрешении ряда вопросов. Тому письмо домой напишешь, тому скажешь несколько ласковых слов, похлопочешь об одежде и прочее» (25 июня 1944 г.).

       «В настоящее время мои люди проходят практику на ж.д.станции. Ходить приходится очень далеко: утром туда, а вечером обратно. На работе меньше всего приходится думать об отдыхе. Людей много, а я один. Надо всюду быть и всё видеть. Устаю чертовски. Практика продлится несколько дней. Вообще здесь жильё неосновательное. Возможно, в этом месяце уеду на новое место» (6 июля 1944 г.).

       Бойцов подразделения Соханского готовили не для штыковых атак. Их учили восстанавливать и обслуживать комплекс технических средств железнодорожной автоматики, который принято называть устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), где сигнализация – единая система сигналов и технических средств для передачи приказов; централизация – комплекс технических средств для управления стрелками и сигналами на станциях или участках из центра управления; блокировка (путевая) – система автоматики, обеспечивающая разграничение поездов при движении на железнодорожном участке. Пропускную способность железной дороги невозможно обеспечить на требуемом максимальном уровне военного времени без чётко действующей системы СЦБ.
       Так начинался боевой путь из Белоруссии на Берлин вновь созданной воинской части 70648 под командованием подполковника И.Е.Голянского.
 

С  Т  А  Л  Ь  Н  О  Й    П  У  Т  Ь    Н  А    Б  Е  Р  Л  И  Н

       Железнодорожный транспорт в обеспечении Победы над фашистскими агрессорами сыграл исключительно важную роль. Громадные пространства, на которых развертывались сражения, возросшая потребность в массовых перевозках, в том числе крупных стратегических грузов, превратили железные дороги в военный фактор первостепенного значения.
       На стальные магистрали СССР в 1941-1945 гг. пришлась подавляющая часть грузооборота в стране — свыше 80 процентов, в том числе до 70,5 процента выполненных воинских перевозок.

       Война потребовала огромных усилий по восстановлению железных дорог. На территории СССР гитлеровцы вывели из строя 26 из 54 железных дорог довоенной сети и частично повредили 8 магистралей, разрушив 65 000 км пути, 13 тысяч мостов общей протяженностью около 300 км, 4100 станций, 2436 вокзалов, 317 паровозных депо и много других железнодорожных объектов и устройств.

       В ходе наступления войск 1-го Белорусского фронта, в состав которого входил железнодорожный ремонтно-эксплуатационный полк в/ч 70648,  его главными железнодорожными коммуникациями были линии Калинковичи – Лунинец – Брест, Калинковичи – Жлобин, Жлобин – Осиповичи – Брест и Ковель – Брест.

       При ведении работ первой очереди железнодорожные части сталкивались с большими трудностями при восстановлении линейной связи, устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), водоснабжения. Восстановление устройств связи и объектов водоснабжения первоначально предполагалось возложить на специальные ремонтные формирования НКПС — связьремы и водремы. Однако они оказались не в состоянии полностью справиться с этими задачами. Поэтому в каждой бригаде в течение года дополнительно формируется сначала рота, затем вместо нее — батальон восстановления связи.

       Общая численность типовой железнодорожной бригады после всех изменений составляла свыше 6000 человек. Это было мощное соединение, способное организовать и вести с помощью спецформирований НКПС восстановительные работы на отдельном железнодорожном направлении (на фото 3 - командный состав ремонтно-эксплуатационного полка в/ч 70648, в центре - командир подполковник Голянский Исаак Евстафьевич).
       Каждому восстановительному батальону отводился для восстановления пути и малых мостов свой участок. Мостовые батальоны с мостопоездами восстанавливали большие и средние мосты, в случае необходимости им придавались и подразделения путевых батальонов. Связь и водоснабжение восстанавливались батальонами связи и ротами водоснабжения совместно со связьремами и водремами (обзор интернет-информации).


Н  А  С  Т  У  П  Л  Е  Н  И  Е

       Б Е Л О Р У С С И Я:
       «Ты только посмотри, какие чудеса показывает наша славная Красная Армия... Каждый её шаг вперёд отмечается в нашем сердце. Каждый её шаг приближает нашему народу-воину мир и счастье, а вместе с ним – и нам с тобой. Кстати поздравляю тебя с освобождением твоей родины г.Орша.
       …Не сердись на меня, мой друг, не сердись, что редко пишу. Ты помнишь, как я всегда был занят дома? Сейчас я занят втрое или вчетверо больше и в этой, рассчитанной на минуты работе, я всегда нахожу время поговорить с тобой и этим будто побывать дома» (из письма Михаила Соханского жене от 29 июня 1944 г.).

       «Только ты не думай о том, что я веду такой образ жизни, какой ведут те, кто ходит по глубокому тылу, кичится формой и живёт праздной жизнью. Прежде всего, я не имею ни малейших условий и по роду работы и по  образу жизни. Два дня тому назад узнал название улицы, на которой живу. Ходить подчас небезопасно. Иногда прилетают «гости» с гостинцами или так, с целью посмотреть, как живёт бывшая резиденция» (из письма от 6 июля 1944 г.).

       П О Л Ь Ш А:
       В середине августа 1944 года подразделение Михаила Николаевича передислоцировалось в Польшу. «Жизнь здесь такая: поляки живут единолично. Каждый имеет 1-2, а то и больше коров. Каждый имеет лошадей. Мужчины почти все дома, женщин очень мало. Почти всех угнали немцы. Нам они очень рады, но в силу национальных особенностей несколько сторонятся. Тут возможно также и незнание языка. Я, например, очень плохо их понимаю и поскольку не рассчитываю здесь жить, то не ломаю свой язык. Ради любопытства однажды был на базаре. Цены жуткие: яблоки 1 кг – 40 руб., молоко – 30, масло – 150, хлеб – 15 руб. (в частных пекарнях). Но всего этого мало. Базары маленькие. Ихний злотый равняют к нашему рублю и поэтому получается смешение: одинаково ценят и те и другие деньги» (из письма от 16 августа 1944 г.).

       «Наши тыловые железнодорожные и грунтовые дороги теперь проходили по территории Польши, где, кроме настоящих друзей и лояльных к нам жителей, имелась и вражеская агентура» (Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления»).

       За всё время пребывания на фронтах Михаил Николаевич прислал лишь четыре фотографии, хотя сам был неплохим фотографом. На одной из них молодой интересный офицер и подпись на обороте: «Любимой семье из города Б. 21.08.44 г.». Барановичи? Брест? Белосток, Бобруйск? Военная тайна.

       Подразделение, руководимое Михаилом Николаевичем, обеспечивая непрерывную и своевременную транспортировку войскам боевой техники, достигает в работе немаловажных успехов, но каких конкретно в письме даже не намекнёшь. Цензура.
       «Ты от меня давно писем не получаешь. Прости, золотая, за столь нетактичное поведение. С головой ушёл в праздничный подарок (по работе - прим. А.С). Много мыслей, много дела и в результате этого с половины октября и до 7 ноября, если спал 2-3 часа ночью, то это много. Но зато дал новое. Оно большое. Приятно видеть, когда группа людей получает возможность лучше и удобнее действовать. При встрече расскажу. Вот потому-то и получился перерыв в нашей переписке» (12 ноября 1944 г.).

       «Я живу по-прежнему. Идут большие, напряжённые дни. Проламываются стены звериной берлоги и ярко горит на небосклоне звезда победы. Тоска по Родине, за вами - нашими родными и любимыми, ненависть к врагу – делают своё дело. И скоро радио разнесёт по всему миру радостную весть. Эту радость делаем мы – не щадя дней и ночей, здоровья и сил. Между этими большими делами каждый из нас с нежностью вспоминает о своих близких: жиночках, сынах, дочерях…» (15 декабря 1944 г.).

       Перед наступлением Красной армии на Варшаву 12 января 1945 года «было решено непосредственно перед генеральной атакой, провести сильную боевую разведку, поддержав её мощным тридцатиминутным артиллерийским огнём. Разведка боем, кроме артиллерии поддерживалась ударами авиации. Атаку разведывательных батальонов противник не выдержал и начал отходить от переднего края в глубину. Тогда, открыв более мощный огонь всей артиллерии и бросив основную массу авиации по дальним целям обороны, армии начали атаку всеми силами первых армейских эшелонов» (Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления»).

       Сотни тысяч тонн боевой техники и боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продовольствия в район разгрома варшавско-радомо-лодзинской группировки фашистов и захвата Варшавы прошли по железнодорожным путям, восстановленным и обслуживаемым  войсковой частью 70648, в состав которой входило подразделение СЦБ техника-лейтенанта Михаила Соханского.
 
       «Ты, конечно, слушала 14 января приказ 1 Белорусскому фронту. Он и ко мне относится. Если бы ты только видела, что было… Ни один в мире поэт и писатель, театр и кино не сумеет никогда в жизни передать эту величественную и страшную картину смерти и торжества. Тысячи орудий 25 минут сокрушали «неприступную» оборону врага. За это время правый берег р.Вислы и ещё дальше от плацдармов на том же берегу был буквально перепахан на глубину до 1,5 метра. Помню, как мы в детстве бегали по молодому льду. Он прогибался и бежал под ногами волной. Так прогибалась земля от залпов и торжественный гул бога войны был слышен, по крайней мере, на 100 км вокруг.
       А как мы ждали этого. Сейчас все ходят как именинники, рожи весёлые.
       Моя родная, в этом победном марше есть и мои шаги. В приказах вождя, возможно одна миллионная часть благодарности относится и ко мне. Всё, что надо было от меня в подготовке к этому наступлению я сделал, не жалея ни сил, ни здоровья.
       Вот почему, лапушка, такое приподнятое настроение, вот почему так хочется жить, но уже новой жизнью и забыть все горести прошлого.
       В каком же месяце этого года мы встретимся? Эх, жиночка! Вот радости-то будет. Понимаешь? Мне кажется, что не смогу поездом ехать, а буду бежать бегом или вцеплюсь в хвост попутного самолёта.
       Хорошо мечтать, а пока вперёд и вперёд. Жди меня и я вернусь» (18 января 1945 г.).

       «Иду и иду вперёд, лапушка. Польшу почти прошёл и нахожусь где-то близко от логова. Странная чужая страна. Здесь всё не так, как у нас – и обычаи, и речь, и жизнь. Начинает надоедать. Это преддверие Европы, где ходят в старомодной одежде с обручальными кольцами на руках, аккуратно посещают костёл, целуют руки женщинам и пересыпают свою речь вставками «proshe pane». У нас лучше, много раз проще – по-русски. Правда интересного много и даже есть чему поучиться, но вообще-то полякам надо очень много и долго расти, чтобы догнать нас.
       Быстро, очень быстро идёт война и поэтому среди нас, воинов, большой подъём, хорошее настроение. Жди домой, моя милая голубка» (15 февраля 1945 г.).

       «За участие в героическом штурме и освобождение Варшавы Соханский Михаил Николаевич указом Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За освобождение Варшавы» (удостоверение № А251568).

       В семисотстраничной книге военных мемуаров маршала Георгия Константиновича Жукова всего несколько строк отведено титаническому труду сотен тысяч путейцев, мостовиков, специалистов связи и сигнализации железных дорог, которые способствовали пополнению фронта техникой, боеприпасами, горючим, продовольствием и живой силой. Восстановление разрушенных противником мостов, железнодорожных путей, линий сигнализации и связи, оборудования станций и разъездов зачастую проходило в непосредственной близости от линии фронта под регулярным обстрелом артиллерии противника и налётами вражеской авиации.[2]

       «Через всю Польшу двигалось множество эшелонов с артиллерийскими, миномётными, танковыми частями.
       …Пустые эшелоны возвращались на восток, а вместо них появлялась всё новые и новые с боевой техникой. Так на пополнение фронта прибыло большое количество тяжёлых орудий, миномётов и артиллерийских тягачей…
       …Железнодорожное полотно было перешито на русскую колею и боеприпасы провозились почти до самого Одера.
       …Чтобы представить масштаб всех этих перевозок, достаточно сказать, что если бы выстроить по прямой поезда с грузами, отправленными для этой операции, они растянулись бы более, чем на 1200 километров».[2]

       Г Е Р М А Н И Я:
       «Ты слушаешь радио? Подумай только, что творится! Это же чудеса. История ещё не знает таких наступлений, какое сейчас ведёт Красная Армия. Ещё вчера мы были под Вислой, а сегодня уже почти под Берлином. Может быть, это письмо придет в тот день, когда мы окончательно сломаем хребет немецкой гадине. А наказать, Милочка, немца надо. Обязательно.
       Ты можешь не верить, но, честное слово, отправленные с фронта немцы идут на станции для посадки в поезда сами, без конвоя. Вот до чего довоевались, гады. Я, знаешь, даже удивился.
       Если бы ты знала, моя крошка, как радует это поистине великое наступление и сколько пришлось поработать, чтобы обеспечить его. Много. Очень много.Потрудились мы не зря, ибо святым духом наступать нельзя. Вот и обеспечили, вот и наступаем.
       Слушай, моя золотая, приказы войскам фронтов и когда услышишь приказ 1 Белорусскому фронту, то знай, что маленькая, очень маленькая частица благодарности Великого Сталина относится и ко мне.
       Ты не представляешь, какой подъём от этих успехов. Вот когда восторжествовала наша правда. Веселее на душе и ты, и сыновья, и семья стали ещё ближе» (25 января 1945 г.).

       «Вступление на территорию фашистской Германии (бывшую исконно польскую землю) вызвало огромное воодушевление в войсках армии. Наконец-то! Советские солдаты шли по земле врага, ломая его сопротивление. Пришла к фашистам долгожданная для каждого из нас расплата за содеянные на советской земле злодеяния. Мы много пережили и много выстрадали, и тем радостнее было, что выстояли, закалились и дошли туда, откуда выползала коричневая чума…
       Интересно, что на этой территории было совсем безлюдно. Очень редко мы встречали мирных граждан, преимущественно поляков. Гитлеровцы пугали своё население Красной Армией и согнали его за Одер. Во дворах только скот да домашняя птица, брошенные на произвол судьбы без воды и корма.
       Следует подчеркнуть, что наши воины хорошо понимали свою роль освободителей. Они воевали только с теми, кто оказывал сопротивление с оружием в руках. А ведь перед их глазами стояли картины фашистских зверств на советской земле, от которых стыла кровь в жилах» (генерал армии А.С.Жадов «Четыре года войны»).

       «Скоро праздник. Праздник нашей Красной Армии. И все мы, сколько нас есть на фронтах, в этот  день ещё сильнее будем чувствовать отсутствие любимых и ещё яростнее будем лупить проклятого врага. Вот ведь гад! Бьём, руки-ноги отсекаем, Берлин превратили в груду хлама, а он огрызается» (20 февраля 1945 г.).

       «Выдан нагрудный знак «Отличный связист» техн.л-ту ЧС-12 Соханскому Михаилу Николаевичу за образцовое выполнение задания по восстановлению связи в трудных фронтовых условиях».
       Пом. УПК ЦУПВССО Красной Армии подполковник Желоховцев. Подпись, гербовая печать (удостоверение от 23 февраля 1945 г.).

       Железнодорожные объекты являлись одной из главных целей диверсионных групп противника и поэтому хорошо охранялись. Работникам, обслуживающим эти объекты, выдавались специальные удостоверения о допуске на территорию и на право пользования железнодорожным транспортом при следовании к месту работы:
       «Настоящее удостоверение выдано инженеру дистанции связи техн.лейтенанту в/части 70648 Соханскому Михаилу Николаевичу в том, что ему разрешён проезд в товарных поездах всех наименований и на паровозах, хождение по путям и посещение всех железнодорожных объектов в пределах железнодорожного участка Лович-Кутно-Вжесня-Познань.
       Действительно по 15-е апреля 1945 г.
       Начальник жел.дор. участка Лович-Познань, командир в/части 70648 подполковник Голянский. Подпись, гербовая печать «Войсковая часть. Полевая 70648 почта» (удостоверение от 21 февраля 1945 г. № 396).

       «Мои дни мчатся в работе и заботе так же, как и у всех моих товарищей по оружию. Быт и условия различны и разнообразны, как сама жизнь. Порой в землянке, а иной раз и в доме, на полу или на кровати. Бывает так, что шинель на голову, да в угол воткнёшься и спишь, хоть бы хны. Трудно, знаешь, описать все переплёты, ибо это походная жизнь. Обстановка меняется чуть ли не каждый день. Тебя очень интересует вопрос: где и в каких условиях я нахожусь. Ответ таков: спроси любого фронтовика и он объяснит, ибо обстановка здесь одна для всех. Вот такие-то дела, моя хорошая» (8 марта 1945 г.).


П  А  Д  Е  Н  И  Е    Б  Е  Р  Л  И  Н  А

       «По-прежнему топчу омерзительную землю врага. Ни на минуту не стихает напряжённая работа. Втянулись мы в эту, до сих пор нам неизвестную, жизнь и только письма из дому напоминают нам о другой, красивой жизни, о наших близких и родных, которые ждут нас домой.
       Здесь в этом проклятом крае, весна в полном разгаре, распускается зелень и цветы неопределённой разновидности. Беззаботно  заливаются в небе жаворонки и поют свою вечно молодую и всегда новую песню. Мир живёт своей жизнью и нуждами.
       Среди всего этого часто появляются и другие более металлические «птички», тогда небо и земля заполняются другими, менее приятными звуками, а через несколько времени снова стрекочут кузнечики и заливаются жаворонки. Это, милая, жизнь.
       Часто сваливаются с неба  и «птички» без крыльев, но все попадают в соответствующую клетку и, скорее всего, их душонки улетают к распорядителю ада.
       Беспрерывной мощной лавиной идёт на фронт техника и пополнение. Глядя на всё это, невольно проникаешься чувством уважения к Родине, к нашим людям.
       Ты часто читаешь газеты, особенно боевые очерки. Они сильно написаны, но это одна миллионная часть того, что есть на самом деле и, чтобы всё описать, надо к каждому из нас приставить писателя и поэта.
       Каждый час насыщен ярким и необыкновенным. Не впервые нам, русским, брать Берлин. Мы и теперь его возьмём и это будет дорогая победа. Он должен пасть теперь.
       Много труда вложил я в штурм Варшавы, ещё больше вкладываю его в штурм Берлина. Этот труд мал и ничтожен, но наш общий труд и пот – громадная сила, и эта сила как стальной таран бьет немцев. Сейчас этот таран уже занесён над проклятым гнездом и, когда ты услышишь приказ о взятии, вспомни и меня. Это мы опустили таран на голову гада. Так будет.
       Немцы, сидящие на взятой территории, обескуражены. Они работают на нас – прозревают от безумия, которое им вселил главный бандит. Восточных рабов уже нет. Есть восточные хозяева. Работают, гады, и улыбаются, но в глазах с животным страхом блестит злоба.
       Весна. Последняя весна разбойничьей Германии. Поют жаворонки, а над ними летят наши жаворонки «Петляковы» и другие. Оживает природа и, оглашая зелень лесов и полей звонкими гудками, мчатся на запад наши поезда. Это динамика и все мы тянемся на запад, только вперёд, к желанной победе и встрече с вами» (18 апреля 1945 г.).

       «Я взглянул на часы: было ровно пять утра. И тотчас от выстрелов многих тысяч орудий, миномётов и наших легендарных «катюш» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов снарядов, мин, авиационных бомб. В воздухе нарастал несмолкаемый гул бомбардировщиков.
       Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько пулемётных очередей, а затем всё стихло. Казалось на стороне врага не осталось живого существа. После 30-минутного мощного артиллерийского обстрела, в течение которого противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве систем обороны, было решено начать общую атаку.
       В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки  для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения…
       На первый день было запланировано только для одной артиллерии миллион 197 тысяч выстрелов, фактически было произведено миллион 236 тысяч выстрелов. 2450 вагонов снарядов, то есть почти 98 тысяч тонн металла обрушилось на голову врага» (описание штурма Берлина, Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления»).[2]

       «Войска 1-го Белорусского фронта при содействии войск 1-го Украинского фронта после упорных уличных боёв завершили разгром берлинской группы немецких войск и сегодня, 1 мая, полностью овладели столицей Германии городом Берлином – центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии» (из приказа Верховного Главнокомандующего).[2]

       «Вот и война закончилась. Остаётся только домой приехать, к семье, к своей жиночке и золотым сыночкам.. Сейчас нахожусь в Берлине. Моя милая, это груда мусора, отдалённо напоминающая город. Сплошной хлам, но дела много. Надо привести немцев к общему знаменателю. Вот и приводим. Очевидно, долго здесь не задержимся, ибо ждут дом, семья и дела в родной стране.
       За последнее время жизнь и служба стали сложными. Достаточно тебе сказать, что сегодня побрился впервые за 15 дней. Не волнуйся за меня моя любимая, милая жиночка. Приеду скоро и таким же, каким уехал. Очень скучаю по тебе и семье. Сейчас мы близки, несмотря на такое расстояние. Кстати, здесь не прописывают, т.к. нет улиц и домов. Значит, домой надо ехать, к жиночке» (17 мая 1945 г.).
      
       «В настоящее время занят тем, чем заняты мы все, находящиеся здесь. Продолжаем приводить к порядку немцев! Как дорого обходится им «Блицкриг»! Десятое поколение помнить будет!» (23 мая 1945 г.).


В О С С Т А Н О В Л Е Н И Е   Б Е Р Л И Н С К О Г О   Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н О Г О   У З Л А

       К сожалению, «приведение немца к общему знаменателю» затягивалось на неопределённые сроки и не зависело от стремлений рядовых тружеников войны.
 
       Маршал Г.К.Жуков вспоминает: «В Берлине и его окрестностях ещё шли бои, а советское командование на основании решений ЦК партии и Советского правительства уже приступило к организации нормальных жизненных условий для населения Берлина.
       …Центральная военная комендатура создала во всех двадцати районах Берлина районные военные комендатуры, которые были укомплектованы нашими офицерами и, в первую очередь, специалистами-хозяйственниками и инженерно-техническим персоналом. С первых же шагов своей работы советским военным комендатурам пришлось в весьма сложной обстановке решать многие трудные задачи.
       В результате боёв в Берлине из 250 тысяч зданий города около 30 тысяч было совершенно разрушено, более 20 тысяч находилось в полуразрушенном состоянии, более 150 тысяч зданий имело средние повреждения.
       Городской транспорт не работал. Более трети станций метро было затоплено, 225 мостов подорвано немецко-фашистскими войсками. Вагонный парк и силовая сеть городского трамвая почти целиком были выведены из строя. Вся система коммунального хозяйства прекратила свою работу (электростанции, водокачки, газовые заводы, канализация)» (Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления»).

       Нетрудно представить, в каком состоянии находились берлинские железные дороги, жизненно требующиеся для восстановления разрушенного города.
 
       Войсковой части 70648 поставили задачу по воссозданию железнодорожного сообщения в пределах участка Берлин-окружная, этого сложнейшего клубка стальных рельсов (берлинский железнодорожный узел - схема 2).
       Подразделению Михаила Соханского предстояло одновременно заняться восстановлением сетей железнодорожной сигнализации и связи на этом участке (на фото 4 Михаил Николаевич с командирами взводов).
       «Взамен командировочного предписания. Удостоверение выдано настоящее инженеру дистанции роты связи в/ч п.п. 70648 техн.лейтенанту Соханскому М.Н. в том, что ему разрешён проезд в товарных поездах всех наименований и на паровозах, хождение по путям и посещение всех железнодорожных объектов, в пределах железнодорожного участка Берлин окружная.
       Действительно по 1-е июля 1945 года.
       Начальник жел.дор.участка Берлин окружная командир в/ч 70648 подполковник Голянский. Подпись. Гербовая печать в/ч 70648.»

       Наглядной характеристикой ратных действий личного состава в/ч 70648 служит наградной лист к Ордену Отечественной войны II степени командира части подполковника И.Е.Голянского (на фото 3 Голянский отмечен крестиком):
       «В период подготовки Берлинской операции полк под командованием подполковника Голянского И.Е. эксплуатируя железнодорожный участок Познань-Франкфурт в условиях систематического воздействия вражеской авиации при недостаточном техническом оснащении участка задание Военного Совета на перевозки выполнил в срок и с высоким качеством. Благодаря умелому руководству личным составом полка, правильной организацией работы на участке за период с 10 по 23 апреля с.г. подведено и выгружено для нужд фронта 17250 вагонов, из них 7500 вагонов боеприпасов и вооружения и 963 цистерны горючего.
       Качественные измерители использования подвижного состава перевыполнены на 150-200%.
       Правильно организовав охрану и оборону участка, несмотря на активность диверсионных групп противника, возможные случаи диверсий успешно предупреждались – за этот период личным составом полка задержано 28 человек шпионов и диверсантов.
       Осуществляя железнодорожные перевозки и обеспечение боевых операций фронта на разных участках от Бреста до Берлина полк под командованием подполковника Голянского И.Е. постоянно выполнял задания в срок и с высоким качеством, систематически занимая первые места среди других железнодорожных спецформирований.
       Как наиболее организованному, сплочённому и неоднократно в трудных условиях зарекомендовавшему себя с положительной стороны в настоящее время полку поставлена задача по эксплуатации Берлинского железнодорожного узла и с этой задачей полк справляется хорошо».[5]
 
       «К концу мая в черте города частично вступили в строй основные железнодорожные станции и речные порты, обеспечивающие нормальное снабжение Берлина  топливом и продовольствием» (Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления»).[2]


П  А  Р  А  Д    П  О  Б  Е  Д  Ы

       В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне по приказу Верховного Главнокомандующего, Маршала Советского Союза И.В.Сталина 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади прошёл парад войск действующей Армии, Военно-Морского флота и Московского гарнизона – парад Победы. Парад Победы приняли Заместитель главнокомандующего Маршал Советского Союза Г.К.Жуков, командовал парадом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский.

       Тем временем закончился срок действия предыдущего удостоверения техн.лейтенанта Соханского М.Н. и подполковник в/ч 70648 Голянский выдал ему следующее на срок действия по 31 августа 1945 года.

       Парад Победы прошёл, а победители вынужденно продолжали оставаться на чужбине, вдали от Родины. Им казалось, что победа давала право на скорое возвращение домой, к родным и близким. Но страну, только что совершившую преступление против человечества, естественно, нельзя было оставлять без тотального надзора. Победители были обязаны установить требуемый порядок управления страной, не допустить рецидива возрождения фашизма, замаскировавшихся сторонников которого и после подписания договора о капитуляции было предостаточно. Для этого, в первую очередь, было необходимо наладить хозяйство проигравшей страны.
       Не следовало забывать и о бывших союзниках, которые были не прочь пересмотреть в свою пользу итоги войны. Свидетельством этому стал изданный СССР 23 июня 1945 г. закон о демобилизации,  которая длилась поэтапно почти четыре года с 5 июля 1945 года по 1948 год. В этот период армия и флот были сокращены с 11 миллионов человек до менее чем 3 миллионов.

       «Ни днём, ни ночью не покидают меня мысли о вас. Зверски тоскую. В последнее время даже прихварывать стал. Шалят нервы. Стараюсь работать до изнурения, но, ни черта это не помогает. До чего же обидная обстановка, чёрт возьми!
       И все из-за проклятых немцев, чтоб они подохли. Если бы ты знала, как я их ненавижу. Ведь они – виновники нашей разлуки.
       Последние три дня у меня работали немцы. Я их, проклятых, целый день гоняю, а рука так и тянется к кабуру. Если так мои нервы будут пошаливать, может что-нибудь случиться» (15 июля 1945 г.).

       «Сегодня день железнодорожников, Весь мой народ сейчас на гулянии. Гремит оркестр и люди, отдыхая, веселятся, кто как может. В этот день и я выполз на сцену, сыграл на скрипке пару вещей и, как говорят в прессе – «был восторженно принят зрителем» (5 августа 1945 г.).

       «Это письмо пишу в легковой машине возле одного учреждения в центре Берлина. Сейчас три часа дня. Только что закончил некоторые дипломатические переговоры с немцами (при помощи, конечно, переводчика). Легче кубометр дров распилить, чем с ними говорить. Всё это должно происходить спокойно и обдуманно. Чертовски устаю после такой дипломатии. Вот уже неделя, как я теряю время с ними. Надоели, черти.
       Мама! Разве ты когда-нибудь думала, что твой сын будет на авто по Берлину раскатывать. Невероятно, но факт. Да ещё хитрые разговоры вести со всякими бургомистрами. Весёлое дело. И ещё потому, что это и есть передача моих функций немцам. Пусть теперь работают сами. Хватит лодырничать, а контролировать их будут другие.
Одним словом, к дому всё ближе» (20 августа 1945 г.).

       Однако командование не разделяло надежд и стремлений Михаила Николаевича. Ему предоставляют более широкий диапазон полномочий и выдают очередное удостоверение № 1481 от 28 августа 1945 г. :
       «Пред’явитель сего техник-лейтенант Соханский М.Н. является представителем в/ч 70648 контролирующим работу участка ст. дирекция Берлин окружная по службе связи Берлинской жел.дор., которому разрешается проезд во всех поездах и отдельно идущих паровозах.
       Удостоверение действительно по пред’явлении удостоверения или красноармейской книжки на срок до 1 октября 1945 г.
Командир части 70648 подполковник Голянский. Подпись. Гербовая печать «Полевая почта Войсковая часть 70648»
 
       24 ноября 1945 года Михаила Николаевича в Берлине находит медаль «За взятие Берлина» за участие в героическом штурме и взятии столицы Рейха.

       «Трудно сейчас разобраться в моих мыслях. И это потому, что уходят бесследно золотые дни, а горизонт неясен. Жизнь бродячая, таскание с места на место и мысли, мысли без конца. Навязчивые, как бесконечная нитка. Тяжело. Начисто измучился, истосковался и, кажется, что нет во мне ни одной живой жилки.
       Вот посуди сама: в октябре собрался в отпуск и вдруг: «Погоди. Вот переедем и с нового места отпустим», а я тебе письмо трахнул о выезде. Началась работа, а я как долдон бубню одно: «Пора ехать» - «Погоди, вот наладим дело, тогда и поедешь…»
       Посчитаем месяцы. Их прошло три. Жду со дня на день, сижу верхом на чемодане, искры из глаз от злости сыпятся…
       Вызов тебе мог послать ещё в ноябре, но лучше приехать и самому всё устроить, рассказать тебе твои новые условия жизни, обсудить уйму вопросов.
       Вероятно, с этим письмом мы приедем вместе, но не написать, значит причинить тебе боль.
       Боже мой! Как же я по вам соскучился. Два года, целых два года. С ума можно сойти. Но нет. Всё. Война кончилась, надо жить» (из письма жене от 5 декабря 1945 г.).

       В 1945 году Михаил Соханский праздновать Новый год домой не приехал.


Ж  Е  Л  Е  З  Н  Ы  Е    Д  О  Р  О  Г  И    К  Е  Н  И  Г  С  Б  Е  Р  Г  А

       В письмах Михаила Николаевича постоянно звучат ликующие нотки о приказе по демобилизации, о передислокации на территорию нашей страны, затем о намерении приехать в отпуск, но стратегические планы высокого командования цепко держат его в сфере возрождения берлинской, а затем кенигсбергской железки. Даже после переезда в новообразованную Калининградскую область Михаила Николаевича продолжает награждать прежний командир железнодорожного полка подполковник Голянский.

       «За участие в Великой Отечественной войне техник лейтенант Соханский Михаил Николаевич указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г»
       От имени Президиума Верховного совета СССР медаль вручена 20 февраля 1946 г.
       Командир 12 экспл.жел.дор., ордена «Красной звезды», полка подполковник Голянский. Подпись. Гербовая печать – «12 Эксплуатационный Железнодорожный Полк».
 

П  О  С  Л  Е    В  О  Й  Н  Ы

       Не исключено, что отцу была уготована судьба так называемых военных «заскрёбышей», призванных в армию за год до окончания войны. После войны в стране четыре года шла демобилизация и не проводился призыв в армию. Поэтому многим из них пришлось "тянуть лямку" более пяти лет. Такая мысль невольно напрашивается после того, как командование воинской части дало согласие на перевод семьи к месту прохождения службы Михаила Николаевича.
 
       В апреле 1946 года семья переехала на местожительство в Черняховск (до 1946 г. Инстербург) Калининградской области. Но служить Михаилу Николаевичу оставалось недолго. Фронтовые невзгоды привели к тяжёлому заболеванию и его комиссовали из вооруженных сил.
       Спустя некоторое время Михаил Николаевич Соханский скончался на лечении в подмосковном Госпитале инвалидов Отечественной войны и был похоронен на Ковезинском кладбище города Пушкино. Было ему тридцать девять лет.

       Боевые заслуги отца были отмечены правительственными наградами «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», знаком «Отличный связист».
       О характере его фронтовой деятельности можно судить по краткому тексту удостоверения к нагрудному знаку «Отличный связист»: «...за образцовое выполнение задания по восстановлению связи в трудных фронтовых условиях».
       Какое задание было ему поручено, в каких условиях оно было реализовано и чем он рисковал информации не сохранилось, но этот знак отец ценил очень высоко.
 
       Свою роль маленького винтика в Великой Отечественной войне отец расценивал адекватно, но с достоинством. Напомню ещё раз его слова о взятии Берлина из письма жене: «…Как радует это поистине великое наступление и сколько пришлось поработать, чтобы обеспечить его. Много. Очень много. Потрудились мы не зря, ибо святым духом наступать нельзя. Вот и обеспечили, вот и наступаем. Слушай, моя золотая, приказы войскам фронтов и когда услышишь приказ 1 Белорусскому фронту, то знай, что маленькая, очень маленькая частица благодарности Великого Сталина относится и ко мне».

       Всего за годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований НКПС было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6 901 км, станционных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того было построено и восстановлено 2 720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи (что почти дважды вокруг земного шара! – прим. А.С.), 7 990 станций и разъездов, 2 345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений.[6]
       Эти цифры свидетельствуют о титаническом труде и небывалом героизме восстановителей железных дорог. И активным тружеником в этой огромной военной организации был мой отец — связист железнодорожных войск, техник-лейтенант Михаил Николаевич Соханский.



       В заключение книги воспоминаний и размышлений о Великой Отечественной войне маршал Советского Союза Г.К.Жуков отмечал: «Блестяще показали себя офицеры всех степеней - от младших лейтенантов до маршалов, пламенные патриоты своей Родины, опытные и бесстрашные организаторы боевых действий многомиллионных войск. Глубокую ошибку совершают те, кто разделяет советского солдата и офицера. По происхождению своему, образу мыслей и действиям они в равной степени преданные и верные сыны своей Родины»".[2]


 


       Александр Соханский
       Тюмень, 1991-2021 г.г.


П  Р  И  М  Е  Ч  А  Н  И  Я

       [1] «На новом пути», газета политотдела 6-го экспл. Отделения Перм. ж.д., № 24 от 24 февраля 1936 года
       [2] Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. Издательство агентства печати новости. Москва, 1971 год
       [3] Железнодорожники в Великой Отечественной войне, часть 10. Энциклопедия нашего транспорта https://wiki.nashtransport.ru/wiki
       [4] ОБД «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» https://pamyat-naroda.su/
       [5]  ЦАМО. Фонд 33. Опись 686196. Единица хранения 4395.
       [6] Железнодорожные войска Российской Федерации




        Продолжение темы: "План "Барбаросса" и иные меры против России", читать здесь:http://www.proza.ru/2014/03/11/53






*