Путешествие в Китай 4. Трансфер с подзатыльниками

Барабанов Виктор
       Мы, прожившие большую часть жизни на просторах Советского Союзы, быстро избаловались, попробовав благ рыночной экономики, в  том смысле, что утратили универсальную бытовую неприхотливость строителей коммунизма. Помню,  как в семидесятые годы однажды улетал из Домодедово, нагруженный двумя тяжеленными сумками с дефицитными продуктами, от  банок со сгущенным молоком  до  венгерского гуся.
       Что-то случилось в плановой экономике,  то ли с погодой,  то ли с запасами керосина, но задержали много рейсов с формулировкой: «откладывается, информация через три часа». И так восемь раз подряд, каждые три часа.  Что творилось в аэропорту! Гражданская война. Не было только тифа, да  спекулянтов с излишками продуктов не расстреливали у шасси  Антея – самолета  установленного на площади Домодедово  в качестве памятника  надежности социалистического аэрофлота.
     И что? Да ничего. Улетел,  в конце - концов.  Гусь, правда,  слегка позеленел и запах, но матушка промыла  его  марганцовкой, разрубила на куски, отварила до полуготовности, а потом две недели готовила: лапшу, тушеную картошку и даже «курник» …   Про жирного гуся я вспоминаю  без всякого энтузиазма.  Кто из нормальных людей сегодня  питается гусятиной?  А вот   сутки сидения и даже валяния на каменном полу под лестницей зала ожидания, и  вояжи  в загаженный и подтопленный туалет,  с обрывающей руки кладью, вспоминаются почему-то как забавное приключение в пути.  Чтобы уяснить парадоксальность этого факта читателю нужно попробовать справить малую нужду, стоя  в луже мочи   с полными дорожными сумками в руках…  У меня же подобные вынужденные экзерсисы не отбили охоты к перемене мест, что не мешает, однако, выговаривать портье в гостинице  за недостатки в уборке номера. 
       В Шереметьево,  откуда мы  улетали в Китай, теперь ходит электричка-экспресс. С Белорусского вокзала. Часто. Стоит это много меньше такси, и вероятность опоздать, попав в пробку,   минимальная.   Это нанесло таксомоторной мафии смертельный удар. Добраться до аэропорта теперь можно  быстро, удобно и недорого.  Тем не менее, перед отъездом в аэропорт у меня стало портиться настроение. Хотя  видимых причин для этого не было. Шли вторые сутки, как мы с женой находились  в Москве. А всё,  что происходило вокруг нас, не очень-то подходило, к моему стереотипу   восприятия Москвы. В гостинице,  ресторанах, магазинах и транспорте  было точно так же, словно это в Барселона, Прага или Нью-Йорк. То есть всё было хорошо.  А настроение стало портиться.  Теперь я могу это объяснить тем, что называю  «феноменом недополучения   отрицательных эмоций».


                ***
      

       Впервые случилось это в  пионерлагере. Там был один гад, старше меня годами, который, когда нас приводили   в столовую, т.е. четыре раза в день, подкрадывался ко мне  и  давал подзатыльник.  Бил не сильно. Но видимо,  из-за унижения у меня перед едой стала болеть голова…
     Через несколько лет, я, ставший уже высоким и сильным парнем, снова приехал в тот же лагерь работать вожатым, но в столовой ел плохо. Как только приходил туда,  появлялась головная боль  и даже тошнота….
      Проблема решилась неожиданно. Однажды я сидел за обедом ,   вяло ковыряясь в тарелке, как  вдруг получил  подзатыльник.  Меня  словно подбросило пружиной. Вскакиваю,  чувствуя какую-то необузданную, яростную силу во всем теле.  Передо мной стоял старый обидчик, превратившийся в плюгавого парня  лет  восемнадцати - двадцати.
-Здорово, Барабан,- радостно  «лыбясь»  хохотнул  он,- узнаешь, мы с тобой здесь в детстве дурили.. Куришь?  Пошли у меня «БТ»* есть.
- Пошли, пошли,- каким-то странно хриплым  голосом ответил я.
     Парень был ниже меня на голову, вид имел чахотчный…  Ах, сколько раз, занимаясь боксом ,  я представлял, как после полученного подзатыльника, обидчику  прилетает мой дробящий прямой правой  в переносицу или апперкот  в солнечное сплетение…
-А у меня мать здесь работает, приехал с ночевьём.  А ты,  чо здесь делаешь?  Меня, кстати, Женька зовут. А тебя как? Тогда все Барабаном звали - продолжал частить  Женька, протягивая мне раскрытую пачку дорогих сигарет.
Я смотрел ему в переносицу и понимал, что не смогу  вот так просто его  ударить,  хилого и,  в общем-то,  беззащитного  против моих тренированных кулаков.  Ни злости, ни желания  избить  у меня не было….
     Этот эпизод мне вспомнился в Шаолине.  Когда я наблюдал  тренировки сотен  китайских  разновозрастных  мальчишек.  Подумалось:  «Интересно, обижают  ли у них сильные слабых»?
-Слушай, а зачем ты меня лупил по голове?- спросил я парня, выходя из задумчивости.
-Да ты чо?   Я ж тихонько. У нас игра была, кто больше подзатыльников пацанам даст в тихую…  Вы что ли потом так не играли?
-Нет,  не играли. Но у нас в секции у некоторых гадов  другая забава была. Удар  отрабатывали.  Выбирает на пустынной улице здорового мужика, обычно пьяного, и сбивает одним ударом. Когда удар точный,  человек падает не согнувшись, как столб. Я этого никогда не делал, но  на тебе хотел попробовать…
-Да ты чо?  Чо сравнивать? Мы ж дети были? А ты ж вон,  лось какой вымахал,- в глазах  у парня был не страх, а что-то похожее на тоску… Ему бы мою силу… Но сильные никогда не  бьют просто так.   Голова у меня больше не болела. Я  вернулся в столовую и съел четыре тарелки пшенной каши. Благо на нее в пионерлагере никаких ограничений.
     Вот нечто подобное  подзатыльнику я подсознательно  ждал от московской сферы услуг. Безрезультатно. Хороший сервис, ломая стереотипы,  грозил мне головной болью. Нужен был подзатыльник…




                ***
      
      На Белорусский приехали рановато. Посадка еще не началась. Пошли бродить по вокзалу. Наткнулись на магазинчик с ретро названием «Красный октябрь». Там продавали  знаменитые  московские конфеты. Когда-то,  они являли собой  вершину советского кондитерского искусства. У  меня и сегодня, самые любимые конфеты «Столичные»,   у жены - «Шоколадный крем».  Купили  и тех и других, чтобы на чужбине было чем напомнить о родине.  Жена, попробовав, сказала, что «Шоколадный крем» стал хуже, его сделали более сладким, в угоду массовому вкусу, и в ущерб тонкой горчинке, которой конфета и славилась у ценителей. А вот Столичные были хороши. Свежие, с полужидкой начинкой. У этих конфет маленький срок хранения. И я не в  первый раз уже рассказываю жене, а она терпеливо слушает, утверждая, что рассказа не помнит:
«Много лет назад, живя в Москве я как-то купил гостинец матери.  Редкие и дорогие конфеты «Столичные».  Послав  конфеты   и зная манеру матушки, все припрятывать на всякий  случай, строго – настрого приказал съесть конфеты быстро, т.к. начинка у них засыхает. Та обещала. Потом даже сказала, что конфеты ей понравились, только больно дорогие. А где-то, через полгода или даже больше я приехал к ней в Магнитогорск.  Как-то вечером сели пить чай.
-Ой, у меня же твои конфеты есть!- радостно воскликнула мама.
-Какие мои?- удивился я.
-Ну эти редкие. Дорогие. 
И она высыпала на тарелку изрядное количество конфет в оранжевых фантиках  с изображением сталинской высотки.  Конфеты покрылись белым налетом,  отдавали пылью, и хрустели на зубах засахарившейся начинкой. Но мама лакомилась ими с видимым удовольствием.
-Мам, что же ты не съела их свежими? Старые они не хороши!- посетовал я.
Матушка ничего не ответила. Но чуть позже,  положив в рот последний кусочек конфеты  и  запив его чаем, сказала:
-Всё равно вкусно…»
    

      Объявили посадку. Конфеты и воспоминания  не улучшили моего настроения, начинала болеть голова.  Сунув билеты в турникет,  мы вышли на перрон. И тут я получил подзатыльник….
       Весь наш  багаж жена складывает в одну большую сумку фирмы Samsonite. Сумка выходит тяжеленной, но она на колесиках, да и носить нынче в поездках мне ее почти не приходится. Гладкие полы, провожающие,  таксисты и коридорные облегчают дело.       На перроне мы обнаружили, что электричка стоит  не там, куда нас выпустили.  И чтобы до нее добраться нужно дойти до высоченного мостового перехода, и по нему перебраться на соседний перрон. Пассажиров было много, причем иностранцев, они,  как и я,  не могли понять, зачем нас выпустили на одну платформу, а вагоны поставили у  другой.  Но разбираться было некогда,  щербатый, как после минометного обстрела асфальт привел толпу к лестнице. Я наивно полагал, что в центре Москвы такого уже нет, или где-то сохранено только в качестве артобъектов.  На высоту трехэтажного дома, сваренная из мощного горячекатаного уголка,  высоченными  ступенями   вела в небо лестница.  Железобетонные ступени потрескались от старости, светили сквозными дырами и держались  только за счет уголка.  Подъем по такой требует,  если не мужества, то  специальных усилий.  Впереди меня шла   молодка в миниюбке и кислотно-зеленых туфлях на шпильках с платформами.  Стандартный подъем  по лестнице у нее сразу не заладился, не хватало амплитуды выноса бедра. Тогда она  резко поддернула юбку и заковыляла вверх, демонстрируя всем кто ниже стринги под  цвет туфель.  Рядом  под бременем непосильной ноши медленно ползла молодая немецкая мать, у которой в одной руке была складная детская коляска, за другую - цеплялся четырехлетний малец, а на спине висела объемистая сумка - рюкзак. Забавно, что на лестнице был съезд  для колясок, но ни одно колёсное устройство, что было у пассажиров туда не подходило, да и  съезд  был настолько крут, что и на инвалидной коляске по нему не то что подняться, но и спуститься можно было бы,  только  серьезно  рискуя  раскроить череп.  Ко всему прочему внезапно пошел довольно сильный дождь…
     В общем,  с двухпудовой сумкой я двинулся на лестницу,   ощущая себя солдатом,  поднимающимся  на бруствер окопа для штыковой контратаки. А это вам не   подзатыльник, а даже нечто    более грубое и зримое…
      В электричке, утирая пот и капли дождя с разгоряченного лица, я почувствовал, что голова моя прошла, хочется выпить и закусить.  Но выпивки у меня с собой не было.  Тогда, я попросил жену дать мне еще одну «Столичную», там,  в  начинке есть  алкоголь. Его я и  принял на посошок,  мурлыча из Утесова:
 «До свидания, москвичи, до свиданья…»

                (продолжение следует)

*БТ – Болгарский Табак, популярные, дорогие и дефицитные   сигареты советского времени.