Правда и истина

Тина Гай 2
Правда и истина могут и не встретиться. Правда – от земли, истина от  Неба. Правда слишком человеческое, Истина слишком Божественное, но есть точка, в которой они все-таки пересекаются: когда правда с милостью и любовью, а истина с тишиной и покоем. Но такие пары встречаются скорее редко, чем часто.


Правда резка и жестока, если она без любви и милости. Истина глубока,мягка и необъятна. Да и дается она далеко не каждому, ее ищут всю жизнь, а когда находят, предпочитают о ней молчать, потому что слова  придуманы для правды, для истины есть только паузы между словами.


Правда скорее опасна, чем благодатна и опасна она даже не столько для того, кому говоришь, сколько для того, кто говорит правду, потому что правда всегда не про другого, а про тебя. И чем в правде больше правды, тем она больше ложь.


В правде много личностного и эмоционального, относительного и человеческого, привнесенного от человека и неправды. Сказать только правду, значит, во многом оправдать себя и не услышать другого.


Древнееврейские пророки, говоря правду, обязательно заканчивали обличение обетованием лучшего, они не добивали грешника, а жалели, сколь бы глубоко он не тонул в своих грехах. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю».


Правда без милости похожа на сведение счетов, в ней больше садизма, чем любви. Говорю это с горечью, потому что в детстве меня учили, что за правду-матку и умереть сладко, а обижаются, потому что правда глаза колет. Но с годами прихожу совсем к другому выводу: в правде много лжи, потому что она имеет в виду только одну точку в бесконечном пространстве истины.


Истина не открывается напрямую и не сказывается в словах. Она в тишине и между словами, а в правде слышишь истину про человека говорящего, а не слушающего, про ЕГО духовный настрой, а не того, кого обличает.


Правду говорят, истину ищут; правда проста, истина – сложна; правда жестока, истина милостива; правда одномерна и поверхностна, истина – многослойна и глубока. Правда может доставить блаженство, истина – никогда; правда провоцирует защиту, истина в ней не нуждается. Правда – прозрачная вода в кувшине, истина – глубокое море, в котором не разглядишь дна.


Истина всегда встречается с милостью, а настоящая правда приходит в мире и покое. Если этой встречи нет, истина не возникает, и правда не обличает. Поэтому в Псалтири «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася».


Многие, читавшие историю перехода еврейского народа через пустыню, помнят, что Моисей, когда народ стал просить пить, возмутился духом и погрешил на народ словами обличения. За это Бог не пустил Моисея в землю обетованную, потому что у него не хватило святости и спокойного принятия состояния своего народа, только начавшего свой сорокалетний путь очищения, который Моисей прошел раньше, в своей пустыне.


Один монах спросил старца: «Если кто-то из братьев принесёт мне помышления извне, то позволишь ли ты, отче, сказать ему, чтобы он не передавал мне суетных мыслей?»

Старец ответил:  «Не делай этого».  «Почему?», - спросил монах. «Потому что мы сами не можем исполнить того, что требуем от ближнего. Сказав ближнему: «Не делай этого», может быть, мы сами впоследствии сделаем это». Монах  спросил: «Как же должно поступить?»

Старец ответил: «Если сохраним молчание, не отвечая ничего, то этого по отношению к ближнему достаточно».


Автор публикуется в блоге
http://sotvori-sebia-sam.ru/pravda-i-istina/