Взгляд сквозь осколок цветного стёклышка 1 класс

Ирина Батюк-Белковская
1. Люди заблуждаются, и это проза жизни.
Меня не покидало в детстве чувство, что вокруг обман или заблуждение (тогда, конечно, я не знала этого слова «заблуждение», но смысл понимала). Об этом говорили логические противоречия ( «логика» - слово мне не известное, но понимание, что если В не А, и В также не Б, то А еще не значит тоже самое, что и Б, а те, кто доказывает их безусловное равенство –  это, честное слово – дураки). Также о том, что взрослые почти всегда не правы говорило не полное соответствие, не совпадение сказанному вне дома людьми, папой, бабушкой, дедушкой соседями тому что в книгах, радио, телевизоре, учебниках… Если не совпадает, значит, правда где-то скрывается, и она, между прочим рядом, только нужно долго рыться в книгах и долго думать.  Мудрецы же прошлого перечитывали ужасно много книг, значит это же следует делать и мне. Но… детство проходило, отрочество затемнило немного мою страсть к истине, поскольку больше нравилось действовать импульсивно и под воздействием чувств, тем более училась я не очень хорошо – до 9 класса, по крайней мере.
Уже много позже я познакомилась с обозначенными Бэконом заблуждений, как призраками 1) рода, 2) пещеры, 3) площади, 4) театра.
И, тем не менее, люди в книгах, пусть и не полностью, в телевизоре, радио были намного более убедительны, красиво высказывались, и их речь для меня была наслаждением.

2. Что я слышала с детства об СССР в философском смысле.
Помню рассказы папы где-то с возраста 7 лет о нашей Стране, впервые в истории построившейся совершенно по иным законам, чем до этого все тысячи лет, что того ужаса эксплуатации и деления людей на господ и рабов нет, что есть стремление остановить все кровопролитные войны на земле. Но самое главное, что такая задача очень сложная, что должны пройти поколения людей, чтобы измениться всем в лучшую сторону, ведь веками не было условий для развития, массового развития хороших людей…
Рассказы папы, инженера-электронщика, ездившего в командировки по всей стране, а также его восхищение, передавшееся мне, книгами Ивана Ефремова, создали в моём разуме определённый настрой, отталкиваясь от которого я рассуждала об окружающем мире и формировала своё мировоззрение и с помощью книг. Несколько раз перечитываемая  книга «Лезвие бритвы» красочно отражало приблизительную ситуацию противоборства сил добра и зла в обычной жизни людей, сложность изживания дремучих инстинктов в человеке, заложенных миллионами лет. И там была не фантастика, а философия.

3. Подарки к торжественным событиям для детей.
Помню на 1 сентября  в 1 классе папа в честь начинания пути познания, как он сказал тогда, подарил мне роскошную иллюстрированную энциклопедию животных, привезённую из Москвы за ужасно большую цену – 10 рублей. На глянцевой обложке в левом уголке маленькая цифра - 10 руб. Я смотрела на эту цифру несколько раз, убеждаясь, что цена и красота невероятного множества больших изображений несравнима со всеми книгами, которые я знала до этого. Теперь, когда социальный идеал знаний и развития остался где-то далеко позади, особенно удручают огромные плюшевые зайцы в виде подарков. Понимаю, что «зайцы» были всегда, что книги дарят и теперь, благо их немыслимые цены не препятствие , например, для среднего класса, но мои блестящие глянцевые странички в голубенькой книжечке со стихами Сосюры, как пионерский сувенир-подарочек за представительское участие на Съезде ВЛКСМ Украины, проходящем во дворце «Украина», грели душу и сеяли ростки добра. А теперь мой сын за победу на конкурсе юных талантов по виолончели получил огромные китайские настенные часы с гербом-трезубцем на циферблате, несущие только голый, ему уже, как выросшему не в СССР, понятный смысл…
Идеал разума и высокой культуры насильно заменён на идеал успешности, подкреплённой деньгами вне зависимости от «чистоты» дохода. Это вызывает во мне возмущение и порой мерзкое чувство грязи… Вот последнее событие, вчерашнее, например. Сытый толстый обыватель, имеющий БМВ, орал на весь двор, что он платит, видите ли, налоги, чтобы работало электричество, кидается на дворника и сгорбленного электрика, что, мол, они лентяи и гады последние. И не задумается гражданин  малюсенький буржуй, что коммунальные системы давно устарели, что в любом месте может быть разрыв, авария, и его жалкие подачки в виде т.н. «налогов» - ничто с ограблением советского наследия и категорического нежелания грабителей что-либо подправить. Что все такие проекты требую слишком больших средств, как для теперь страны периферийного капитализма, колонии Запада…
Единицы, включившись в сферу этого высокого не рационально-растратного потребления, осознают в каком унылом и преступном, опасном конфликте истории они принимают участие.

4. Дети циники.
Вот в том же 1977 году на спортивной площадке во время переменки перед уроком физкультуры какие-то девочки, я даже не помню кто, смеются с меня, говорят, что у меня «розовые» очки! И это то у 7-летнего ребёнка! И всё потому что я верю, что наша страна не обыкновенная, прекрасная. Мне говорят, что коммунизма не бывает, что это глупости, никто из нормальных людей не верит в это, что Брежнев – пьёт водку. Понятно, что подобные разговоры исходили от немногих, от единиц, хотя острота восприятия и резкое отличие от общепринятой точки зрения была не сравнима с маленьким количеством таких разговаривающих.
Меня такие разговоры угнетали и вызывали протест. Почему-то моя жизнь и наблюдения за окружающим не говорили о том, что у нас нет предпосылок к коммунизму, что несмотря на трудности всё получиться. И, по крайней мере, в 7 лет никакой пропаганды, которая меня бы так запрограммировала, всё же считаю, не было, я знаю точно. Это внутренняя уверенность в правильности и справедливости, в красивую трудную дорогу к лучшему обществу. Ну и конечно, зачем сохранять кукол до моего взрослого возраста, жалеть их, как учила меня бабушка, если, когда я вырасту, этих кукол будет просто  завались…
Правда о героях, революционерах, бойцах, мучениках, впрочем, вызывало внутренний трепет и напряжения, а как жеж нет. Слишком недоступными и высокопарящими они были, они, ушедшие из рядов живых, оставшиеся в огненных годах Революции, Великой Отечественной...
С самого детства мы были приучены к периодике, новостям, были причастны к огромному духовному пространству, в котором отсутствовала война, то, что веками считалось неизбежным спутником человеческого общества. Нет, войны то конечно были, и это было плохо: в других странах, маленьких, погибали под бомбами дети, взрывались химзаводы, сажали в тюрьмы вожаков народных движений. И, если я, например, недополучала информацию о красоте западной жизни (о, боже! там такие холодильники и магнитофоны и пр), то на фоне главного вопроса самой Жизни, разве имело значение, какое платье я могу себе позволить… И кстати, шить и вязать можно было женщинам и самим, что, между прочим развивает мышление.
Очень боялась атомной войны. Мне снились даже больше взрывы и огромные металлические планетки, кружащиеся над домами.

5. Резинки.
Милые девочки 70-х… Мои наблюдения, возможно, слишком субъективные, ну и ладно.
Одна из тем, которые про «женщин». В более скрытом виде подобное имеется во взрослом возрасте.
Резинки. Это так круто. Перевороты, подъёмы, пропала, зацепка. Но была одна деталь, не знаю, происходило ли так в каждой группке маленьких девочек или мне не повезло просто. Та, назовём её Алина, которая всегда становится главной, командиром так сказать среди девочек в компании, в одностороннем порядке игнорирует, прощает, уменьшает значимость своих ошибок, судит и навязывает правила суждения себя – по одному закону, а всех остальных – по другому, со всей строгостью и внимательностью. На один её «пропала» приходится «пять» у остальных: «здесь не считается», «это случайно», «тут мне мешали», «зачем громко смеялись, сбили потому что» и.т. д. – немыслимая изворотливость себе на пользу. Но самым плохим было не это, а полное соглашательство девочек с таким несправедливым положением вещей в игре. Или они это просто не понимали?! Понятно – пока действуют инстинкты, пока маленький человечек только учится, входит в социум, только познаёт впервые проблемы в коллективе. Но всё же… Подчиняться таким для меня явно не справедливым играм, мне было противно. Уходила. И так повторялось почти каждый день. С утра мне казалось, что вот сегодня, так точно, будет иначе. И…  после нескольких очередных наглых ущемлений других (и меня в том числе), уходила. Ещё можно добавить сюда природное для маленьких девочек, не обязательно у всех (это же я наблюдала в работе детском саду) умение ловко спекулировать тем, что мячик принадлежит только одной «ЕЙ», значит правила «ОНА» назначает, она может быть и резко забрать вообще предмет коллективной игры, общего источника радости (мяч, резинку, шашки…)  и уйти. По своему капризу. Философия…
Я поняла в детстве важную истину: ум и справедливость могут не являться главным в решениях группы ( в том случае девочек). Харизма. Так называется это слово, когда принимают человека целиком, минуя и игнорируя его недостатки. Он, харизматик, может быть и капризным, и импульсивным, не справедливым, но группа принимает его.
***
Это повезёт, если харизму дополняет самодисциплина, высокий уровень ума, нравственности. Если иначе – пользоваться харизмой в целях популярности, тщеславия, корысти…- могут быть плохие последствия. Ложь и зло.
Харизмой меня не очаруешь, правилам несправедливости и ублажения чьего-то индивидуализма для прихоти, игры – ни в коей мере. Работа, какое-то важное дело – стоит выше личных моментов – тогда вынужден мириться, но прыгать под диктовку в резиночки или проведения досуга – нет. Если бы наши досуги были подчинены той же строгости и подчинении общей цели – было бы здорово и помогало всем в общении, а не становилось сообществом отдельных атомизированных не доверяющих друг другу индивидуумов.

6. Перебивачки.
У Алины появились удивительные картинки: герои сказок, фрукты, бантики, принцессы; их можно было с помощью вымачивания в  воде переносить на любые поверхности. У неё одной в классе. Такая красота мне не давала покоя, пока я не вернулась со школы и не рассказала бабушке о чуде. Она строго велела мне выбросить из головы всякие дурныци и думать об уроках и книгах. С чем я, честно говоря, согласилась, и мне стало спокойно.
Через день на моём столе оказались пару листочков с перебивачками: красивые девушки и овощи. Я обрадовалась, наклеила на свой ранец с раскраской как мухомор изображение грибочков. В школу шла гордая, стараясь так нести портфель, чтобы наклейка была заметна. На большой переменке ко мне подошла Алинка, и так как она умела с вызовом сказала, что моя бабушка приходила к ним домой и попросила несколько перебивачек. (Стоит сказать, что бабушка ранимо реагировала на мои некоторые переживания, связанные с, как ей казалось, отсутствием мамы и отдалённости вечно ездящего по командировках и жившего с другой семьёй отца).
Меня бросило в краску. Как? Не может быть! Не было такого! - Отпиралась я.- Алина с насмешкой отошла. Мне стало гадко и обидно. Мне было стыдно за бабушку. И унизительно за себя. Картинка потеряла свою привлекательность. Несколько были потом наклеены на холодильник, остальные спрятаны в книгах. Позже, конечно, папа привёз мне эти злосчастные перебивачки с лучшими изображениями: сказки, дворцы, пейзажи природы. И они мне очень нравились.

© Солька*, 29 июня 2013 г.