Святовит. Улыбка графа Потоцкого

Алексей Ратушный
Самая скандальная версия

Как добросовестный учёный, я обязан обратить внимание на ещё одну, пожалуй самую скандальную версию исследуемого артефакта. Пан Потоцкий был личностью незаурядной. Как говорится, крупно жил и крупно мыслил. И есть одно, совершенно фантастическое объяснение обнаруженным нами пропорциям и метрическим и химическим "фокусам" изучаемой нами скульптуры. Изложу как думаю.
А что, если прекрасно образованный, обладающий широчайшими познаниями и глубоким мышлением граф Потоцкий (титул здесь скорее всего неточный, но уж очень мне нравится ощущение от этой выдающейся личности - Граф!!!) любил пошутить? Вспомним: как раз в этот период отметился шуткой Проспер Мериме, который вознамерившись изучить фольклор Черногории распространил по Европе выдуманный им сборник этого самого фольклора. Среди "попавшихся" на шутку был и наш Александр Сергеевич! Потом на вырученные денежки Мериме отправился-таки изучать любезный его сердцу фольклор. Чуть позже открылась другая группа шутников, известная нам как "Козьма Прутков". Девятнадцатый век оказался богат на разнообразные интеллектуальные забавы. Вот и решил граф отметиться в истории загадочной находкой. Быстро сплелась "легенда", место было выбрано "подходящее".
Никто не хочет обратить внимание на сверх странное обстоятельство: НЕ БЫЛО У ДРЕВНИХ СЛАВЯН такого изображения, и нигде такое изображение у них и не отражено. Отражен четырехликий Свентовит с ОДНИМ ТУЛОВИЩЕМ о четырех головах на четырех шеях. Нет четкой линейки образов среди находок древних изваяний, отражающих последовательное усовершенствование идола.
С другой стороны, что мог знать граф о двойной спирали ДНК или о структурной формуле ниобия (ну пусть колумбита!). Что мог знать граф о корпускулярно-волновой теории вещества. Неужели граф посещал остров Пасхи?
И как он предвосхитил исследования Ле-Корбюзье?
В общем лично мне эта гипотеза кажется гораздо менее вероятной, чем все остальные. Но она, на мой взгляд, не должна выпускаться из виду до тех пор. пока новая волна исследований не поставит окончательный "диагноз" в вопросе о появлении этого изваяния в списке наиболее важных артефактов славянской культуры.

СПРАВКА И ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ ВИКИПЕДИИ

Здесь речь идет о предшественнике графа, "нашедшего" Святовита. Но в его биографии так много всего, что наводит на мысли о вероятном авторе мистификации. Обратите внимание: главный роман графа выходит в 1847(!!!) году. И вскоре "обходя границу княжества пограничные стражи увидели в обмелевшей реке..."

Потоцкий Ян (польск. Jan Nepomucen Potocki, 3 марта 1761, Пиков, под Варшавой — 20 ноября 1815, Уладовка, под Бердичевом) — польский писатель-романтик, учёный-археолог, путешественник.
Принадлежал к старинному шляхетскому роду Потоцких. Отцом его был коронный кравчий граф Юзеф Потоцкий, мать — Тереза Оссолиньская. С семилетнего возраста с младшим братом Северином жил в Швейцарии и Франции. Именно в Женеве и Лозанне получил он разностороннее образование. «С юных лет Ян Потоцкий стал поклонником „музы дальних странствий“. Но путешествия свои он предпринимал не для развлечения (в чём упрекал „польских парижан“ Чарторыский), а для широко задуманных исторических, географических и этнографических исследований и обобщений». Юношей он вступил в ряды армии Священной римской империи. Побывал в Италии, Сицилии и на Мальте, откуда направился в Тунис. Ко времени этого путешествия относятся и первые контакты автора «Рукописи» с орденом мальтийских рыцарей. Вскоре после возвращения из средиземноморского путешествия Потоцкий отправился в Турцию и Египет, а затем некоторое время пробыл в Голландии.
В 1784—1788 годах жил в основном в Париже. В собственной типографии с 1788 по 1791 год он осуществил свыше 200 публикаций почти исключительно патриотической тематики: обращения к общественности, политические памфлеты и стихи. Маршруты путешествий его легко прослеживаются по библиографии: Марокко, Астрахань, Кавказ… В 1805 году Я. Потоцкий отправляется на Дальний Восток в качестве научного руководителя дипломатической миссии графа Головкина. Официальный рапорт он предоставил министру иностранных дел Российской империи князю Адаму Чарторыскому. К этому времени Я. Потоцкий был уже в чине тайного советника и кавалером ордена Святого Владимира I степени, звезда которого видна на его портрете [см.иллюстрацию].
Избран почётным членом Императорской Академии Наук (1806). Был близок к масонству. Брат Яна Потоцкого, Северин (1762—1829), при Александре I действительный камергер (1806), член Государственного совета (1822), действительный тайный советник (2.10.1827), в масонство посвящён около 1780 г. Другие ближайшего родства Потоцкие состояли в нескольких российских ложах. Вскоре после появления «Десяти дней жизни Альфонса ван Вердена» Потоцкий опубликовал напечатанное в кременецкой лицейской типографии две части составленных им «Основ хронологии».
Покончил жизнь самоубийством. Находясь в своём имении, Потоцкий призвал своего капеллана и велел ему благословить серебрянный шарик, предварительно снятый с крышки сахарницы, после чего, удалившись в кабинет своей библиотеки, он вложил шарик в ствол пистолета и выстрелил себе в висок.
Главное произведение
Ян Потоцкий известен прежде всего как автор лабиринтоподобного романа в новеллах «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804) Это произведение относят к т. н. «шкатулочному» стилю, происхождение которого кроется на Востоке («Шукасаптати», «Тысяча и одна ночь», «Тути-наме»), в Европе Мигеля Сервантеса считают одним из первых авторов, писавших в этом стиле, одноко признаками такового обладает и «Декамерон» Д. Боккаччо. Обстоятельства первой, неполной публикации романа довольно запутаны, на польском языке он был напечатан в 1847, с тех пор многократно переиздавался, переведён на многие языки, экранизирован Войцеком Хасом. По мотивам романа написана комедия известного испанского драматурга Франсиско Ньевы (2003)