3 04 2012 - Встреча с Артуром Митчеллом

Мария Скаржинская
Конференц-зал забит полностью. Лекция уже началась, но в аудиторию вносят всё новые и новые стулья.

3 апреля 2012 года в РГГУ прошла встреча со знаменитым чернокожим танцовщиком Артуром Митчеллом и членами труппы «Гарлем-балет» Лорейн Грейвз и Гомером Брайаном. В рамках своего визита в Москву и Санкт-Петербург они провели танцевальный мастер-класс и приняли участие в нескольких семинарах.

Трудно поверить, что Артуру Митчеллу недавно исполнилось 78 лет. У него тонкие запястья, идеальная улыбка и невероятная харизма. Он держит себя просто, на вопросы отвечает с юмором – но за легкостью общения ощущается внутренний огонь и удивительная сила воли. Это человек, который всю сознательную жизнь преодолевал не только себя, но и стереотипы общества, в котором он жил и работал. “Я всегда был готов бороться”, говорит Митчелл, рассказывая про свою работу в NYC Ballet и далее. Слишком поздний возраст для начала балетной карьеры, “не тот” цвет кожи – чтобы добиться успеха, было мало простого упорства. Мальчик из Гарлема должен был стать лучшим. И ему это удалось.

Митчелл начинал покорять американскую сцену в то самое время, когда в стране разворачивалась борьба за гражданские права. В юности он получил грандиозную поддержку Балланчини, которого Митчелл, росший без отца, называет своим «Godfather» – крестным отцом. Но не все люди, с которыми сталкивался танцовщик, были настолько же приветливы и этичны. Порой случались диалоги вроде “- Да вы негр!” “- Я знаю”. Митчелла было не остановить. “Я сказал себе: “Я делаю это ради моей матери, моего народа и ради самого себя. Я буду танцевать”.

Артур Митчелл стал первым чернокожим танцором, появившимся на телеэкране в паре со светлокожей танцовщицей (Сюзан Фарелл), и это был настоящий бум, настоящий взрыв всех блоков и конструкций, которые десятилетиями воздвигались в сознании людей. Позже он пошел дальше: открыл свою балетную школу, принимавшую афро-американцев, где преподавали не только традиционный балет, но и современный танец.

Митчелл вспоминает первые месяцы существования школы: июль 1968, 2 преподавателя и тридцать юных танцовщиков. Вспоминает Балланчини – как гения и как человека, сложного и интересного. Вспоминает слом культурной блокады между США и Южной Африкой и слезы в глазах Нельсона Манделы, встретившего Митчелла за кулисами спектакля.

Когда лучше узнаёшь эту историю, кажется неудивительной искренняя любовь участников труппы к этому удивительному человеку. “Дело, которое он начал, превратилось в целое культурное движение”, говорит Гомер. ”Если бы не он, нас бы здесь не было” – отзывается Лорейн. ”Они называют меня контролируемым маньяком” – смеётся Митчелл и оставляет студентам напутствие: “Если кто-то скажет вам, что вы на что-то не способны – не слушайте. “Мне это Митчелл сказал” – так им и ответьте”.