Святовит. Как проходят мимо Святовита

Алексей Ратушный
 Как проходят МИМО Святовита

Уже давно разработаны квалифицирующие признаки индивида, мыслящего тоталитарно, то есть индивида, приспособленного жить в тоталитарном обществе. Здесь мы не станем приводить исчерпывающий перечень качеств, которыми обладает такая личность, укажем лишь на те, которые наиболее ярко проявляются при анализе поступающей извне информации о Свитовиде.
Тоталитарно-мыслящий индивид не знает, пока ему не скажут.
Так весь советский народ не знал ничего о репрессиях, пока ему с трибуны двадцатого съезда партии об этом не сказал товарищ Н.С. Хрущев. Люди впервые видящие Свитовида обычно сортируют его в своих внутренних картотеках как нечто малозначительное, древнее, занятное, любопытное, но не важное, и не знают о нём ничего, пока им не скажут об этом экскурсоводы или другие «знающие» люди. Находясь на пути между двумя грандиозными православными постройками в центре великого и древнего города Киева туристы, располагая на весь тур несколькими днями в лучшем случае должны успеть осмотреть такие «раскрученные бренды» как Киево-Печерская лавра, Софийский собор, Золотые Ворота, чудный при тихой погоде Днепр, посетить Крещатик, Андреевский Узвиз, дом-музей писателя М.А. Булгакова. Ошалевшие от обилия великих имён, разнообразнейших концепций, массы сувенирной продукции, бесконечного ряда фотографий (я у Леси Украинки, мы у памятника Т.Г. Шевченко, нас на теплоходе на Днепре, все на мосту Патона, они в аллее памяти освободителей Киева, все над Бабьим Яром и так далее и тому подобное) и мучимые зверским желанием успеть побывать на всех 365-ти исторических точках тысячелетнего города они наконец оказываются около неприметной статуи высотой два с половиной метра. Здесь их поджидает еще один разящий наповал информационный удар: «Обратите внимание вот на это дерево», - говорит экскурсовод, - указывая на скромный ряд пирамидальных дубов, заполнивший аллею напротив Свитовида. До подлинного чуда света пять метров. Но турист уже перегретый от всего увиденного и услышанного ранее послушен воле своего кукловода. Он отдается во власть потока слов о том, как срезали гордость Киева – каштаны, которые мешали четкому восприятию двух гигантских архитектурных ансамблей и вывели специально для этого места особую породу деревьев. То, что это место заслуживает отдельной особой специальной породы деревьев лично у меня не вызывает сомнений. Вот только мотивировка тут на самом деле должна быть совершенно иная. И вот наконец экскурсовод, всё понимающий и всё видящий обращается к «идолу» «древних славян».
Поскольку речь идёт об «идоле» периода многобожия и язычества, наше воцерковлённое сознание уже воспринимает этот объект с изрядной долей отторжения и неприятия. В лучшем случае некоторого снисхождения. С высот современной цивилизации образованный человек готов на пару минут спуститься к освоенному еще в пятом классе общеобразовательной школы миру «древних» (а значит не таких развитых, как мы, то есть примитивных и ничего не знавших) заблуждающихся славян. Какие-никакие, а прародители. Дальнейшая демонстрация Свитовида развивается по одному из трёх основных сценариев. Первый и основной сценарий – блиц. Почти не замедляя шага экскурсовод делает рукой характерный жест в сторону Свитовида – как бы зачерпнув ладонью воды из ручья внизу поднимает ладонь обращенную к небу высоко над головой. Сопровождая это движение скороговоркой вот такого содержания: «Перед вами копия Збручского идола, найденного в середине позапрошлого века в реке Збруч. На ней изображены все три мира мифологии древних славян: мир мёртвых (ладонь напротив головы «Велеса»), мир живых (ладонь напротив фигурки «человечка») и мир богов (ладонь плывёт вверх вдоль «тела Свитовида»), а нам с вами дальше! Перед вами раскрывается грандиозный ансамбль Михайловской площади….» Два-три наиболее оборудованных фотоаппаратами туриста успевают при этом щёлкнуть мимолётный кадр. Второй сценарий «миди». Экскурсовод целую минуту повторяет основные тезисы академика Б.А. Рыбакова. Перечисляет имена славянских богов и даже указывает перстом на наиболее очевидные места на статуе. Получается славно. При словах «женщина с рогом» туристы ясно различают «рог», в «руках» у «женщины». «Рог» плотно состыкован с идиомой «рог изобилия» и поэтому конструкция «богиня плодородия» проходит легко, как нож в масло, в утомленные киевским солнцем мозги праздного путешественника. На пятом – седьмом боге турист пресыщается (буфер памяти забит до отказа, а впереди «самое главное», кстати, надо будет переснять Богдана Хмельницкого, что-то не очень удачный я выбрал ракурс). Третий сценарий – макси. Я только раз видел его в действии. Но такое случается. Экскурсовод целых четыре минуты водила туристов (небольшую группу – человек семь-восемь) вокруг Свитовида и назвала десять имён Славянских богов, четыре раза отчётливо прозвучало «река Збруч» и (я в этом месте чуть не упал со скамеечки, на которой сидел) назвала имена самого Николая Рериха и академика Б.А. Рыбакова. Разумеется, речь шла о «пантеоне славянских богов», про Навь, Правь, Явь и Славь не было сказано ничего. Но это было уже за всеми мыслимыми пределами.
Не претендуя на полноту, я обязан добавить, что некоторые коренные киевляне, сиживавшие рядом со мной на скамеечке «у Свитовида» указывали мне на фаллическую форму статуи, а также проявляли недюжинные познания в области славянской мифологии, источниковедения, оккультных наук и Трипольского периода развития украинской нации.
Сами же экскурсоводы повторяют основные элементы официальной версии, которую «узнающие» черпают из таких солидных источников, как труды академика Б.А. Рыбакова. Именно ему и принадлежит тезис о пантеоне славянских богов в одной статуе «идола». К анализу этой концепции мы вскоре перейдём. Но сначала о тоталитарно-мыслящем индивиде.
Тоталитарно-мыслящий индивид не верит, пока не увидит собственными глазами. Эта особенность нашего сознания проявляется при появлении любой новой информации. Я уже предвижу, как толпы «исследователей» ринутся перемерять Свитовида после того, как прочтут некоторые места в этой книге. Но, увидев информацию опубликованной в нескольких по разному устроенных источниках (трёх – пяти книгах, по телевидению, в Интернете), успокоятся. Ибо такой способ подачи информации обеспечивает эффект «лично увиденного». Хорошим опровержением такого способа мышления является предложение поверить в существование собственных мозгов. «Подержать в руках» собственные мозги мало кому доводилось, но это не мешает нам признавать факт их наличия.
Тоталитарно-мыслящий индивид доверяет исключительно задокументированному и официальными авторитетами подкрепленному материалу. Если авторитет ему лично неизвестен, то сильное впечатление производят такие «эпитеты» как «академик», «доктор наук», «заслуженный деятель», «начальник главного управления», «генерал-лейтенант». Если вы сообщите тоталитарно-мыслящему индивиду, что «сержант Пупкин предложил рассмотреть концепцию…» ваши собеседники, скорее всего, начнут смеяться. Даже если сержант трижды прав.
Тоталитарно-мыслящий индивид четко держится своей «стаи» и своего «вожака». Для него быть в своей группе важнее всего остального. Инстинкт ребенка, который боится потеряться без мамы в большом и шумном магазине. Где толчея и откуда не знаешь, как выбираться.