Семнадцать мгновений или фантазия на тему Штирлица

Рафаэль Басыров
                СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ
                (фантазия на тему Штирлица)


Часть 1. Мюллер в кабинете Кальтенбрунера.

М ю л л е р. (входя и вскидывая руку) Хайль Гитлер!!!
К а л ь т е н б р у н е р. (небрежно) Хайль. Присаживайтесь, Мюллер!

Мюллер присаживается к столу, вытирает платочком лысину.

К а л ь т е н б р у н е р. Как дела в вашем ведомстве?
М ю л л е р. Благодарю Вас… работаем.
К а л ь т е н б р у н е р. То, что вы работаете – это хорошо. Но где результаты? За последние полгода ни одного раскрытого заговора против Третьего рейха! И это при том, что Берлин наводнён агентами вражеских разведок, которые порой ведут себя просто вызывающе! Вчера они под видом дорожного патруля остановили машину оберштурбанфюрера Литке, который вёз секретные донесения в штаб! Сначала потребовали предъявить документы, потом аптечку, потом огнетушитель… А потом нагло перефотографировали секретные донесения, прямо на капоте его автомобиля, надавали Литке «щелбанов» по лбу и скрылись!!!
М ю л л е р. Да, мы уже получили от него заявление.
К а л ь т е н б р у н е р.  И что?
М ю л л е р. Что… Шишка у него на лбу от «щелбанов» - вот что… Работаем… ищем… допрашиваем свидетелей.
К а л ь т е н б р у н е р. Кстати, Мюллер, а почему вы допрашиваете свидетелей в камерах для пыток?
М ю л л е р. Так… кабинетов же не хватает!
К а л ь т е н б р у н е р. Да, но ведь вы их при этом пытаете!
М ю л л е р. (разводя руками) А что делать? Добровольно они ничего не говорят!
К а л ь т е н б р у н е р. Теперь объясните мне: для чего вашему ведомству столько шампанского? Вот смотрите (протягивает Мюллеру документ) - каждый месяц вы выписываете в отделе снабжения по двадцать ящиков шампанского! Что вы с ним делаете?
М ю л л е р. Как что? Шампанское нам нужно для работы со свидетелями.
К а л ь т е н б р у н е р. Вы их что – поите?!
М ю л л е р. Нет, зачем… Бутылка шампанского смазывается вазелином и засовывается свидетелю в…
К а л ь т е н б р у н е р. (резко) Ну ладно, без подробностей! Вы что там - с ума посходили?!
М ю л л е р. Ну… мы же Гестапо!
К а л ь т е н б р у н е р. Ну, а какой нибудь толк от того, что вы Гестапо имеется?
М ю л л е р. (рассеяно) Ну… мы работаем!
К а л ь т е н б р у н е р. Кстати, вы установили, кто написал в туалете рейхсканцелярии «Гитлер - дурак»?
М ю л л е р. Да, восемь сотрудников уже признались. Последнего буквально позавчера расстреляли.
К а л ь т е н б р у н е р. Позавчера расстреляли, а вчера вечером надпись опять появилась!
М ю л л е р. Ну что же, найдём ещё.
К а л ь т е н б р у н е р.  Ищите ещё! А теперь о главном…
М ю л л е р. Слушаю Вас!
К а л ь т е н б р у н е р. У меня тут вчера вырос большой зуб на Штирлица.
М ю л л е р. Понял! А из-за чего?
К а л ь т е н б р у н е р. А из-за того! Шелленберг поручил ему проинспектировать концентрационные лагеря для русских военнопленных с целью вербовки агентов для «СД». Штирлиц посетил несколько концлагерей, а после этого у этих лагерей появились какие-то люди в фуфайках и шапках-ушанках с плакатами, на которых было написано: «Свободу участникам ВОВ»!
М ю л л е р. Я разберусь.
К а л ь т е н б р у н е р. Обязательно разберитесь! Надо же знать: что это такое – «ВОВ»!
М ю л л е р. Может инициалы?
К а л ь т е н б р у н е р. (кричит) Не надо гадать, Мюллер! Вы разберитесь и доложите! Я хочу точно знать, что именно означает это самое «ВОВ»! Всё! Вы свободны!
М ю л л е р. (вставая и вскидывая руку) Хайль Гитлер!
К а л ь т е н б р у н е р. (небрежно) Хайль…


Часть 2. Штирлиц в приёмной Гимлера.

Г о л о с   з а   к а д р о м : Штирлиц решил попасть на приём к Гимлеру и лично посмотреть в глаза этому палачу, на совести которого были не только тысячи, а миллионы загубленных жизней.

В приёмную входит Шелленберг. Штирлиц встаёт, вскидывает руку.

Ш е л л е н б е р г . (удивлённо) А… Штирлиц!? И что Вы здесь делаете?
Ш т и р л и ц . Да вот, с жалобой. Ветерану первой мировой, уважаемому человеку, не выдают квартиру. У них видите ли фондов нет!
Ш е л л е н б е р г . Ай-яй-яй! Какое бессердечие по отношению к нашим ветеранам! А что же Вы сразу не пришли ко мне?
Ш т и р л и ц . Я пришёл, но Вас не было на месте!
Ш е л л е н б е р г . Ну и ладно! Перешлите Ваш рапорт мне лично, я разберусь. У меня к Вам вот какое срочное дело. Пройдёмте ко мне.

Оба выходят в коридор, идут по коридору, навстречу им Мюллер.

М  ю л л е р . Приветствую вас, друзья!
Ш е л л е н б е р г . А! Это Вы! Давно Вас не было видно!
М  ю л л е р . Дела, дружище, дела! Штирлиц, а Вы отлично выглядите!
Ш т и р л и ц . (вставая по стойке «смирно») Как всегда, группенфюрер!
М  ю л л е р . Послушайте, Штирлиц! Вы когда заберёте от нас Вашего пастора Шлага? Извините, но он уже начинает нам надоедать! Мало того, что всех сокамерников покрестил в христианство, так он ещё и мешает работать нашим сотрудникам – лезет со своими советами! (передразнивая) «А вот во времена инквизиции это делалось не так, это делалось эдак, дайте покажу, как надо…»! Куда это годится?! Я, конечно понимаю, что у святой инквизиции многовековой опыт, но… (начинает кричать) В КОНЦЕ КОНЦОВ, МОИ РЕБЯТА ТОЖЕ УМЕЮТ ПЫТАТЬ!
Ш т и р л и ц . Мы готовим его для одной очень важной операции.
М  ю л л е р . Я понимаю, что вы готовите его для дела, но почему именно в моём ведомстве?! Ладно. (достаёт платочек, вытирает лысину) Я смогу потерпеть его у себя ещё пару дней, но не больше! Вы слышите, Штирлиц?! (кричит) Не более двух дней!
Ш т и р л и ц . Да, группенфюрнр, после завтра я отправлю его в Швейцарию.
М  ю л л е р . (Шелленбергу)  А Вы, дружище, проследите, чтобы этот ваш пастор не сошёл с ума, оказавшись в Швейцарии после наших подвалов! Х-х-х-х!

Мюллер уходит


Часть 3. Штирлиц в кабинете Шелленберга.

Ш е л л е н б е р г . (занимая свой рабочий стол) И кто теперь будет утверждать, что мы все не под колпаком у Мюллера? А? Да ладно, ладно… садитесь, Штирлиц!
Ш т и р л и ц . (садясь в кресло) Благодарю!
Ш е л л е н б е р г . Поговорим о деле. Вы же знаете, что недавно прошёл саммит тройственного союза – Германии, Италии и Японии?
Ш т и р л и ц . Да, бригаденфюрер!
Ш е л л е н б е р г . Так вот! Рейсхканцелярия не может найти два миллиарда рейсхмарок, которые были выделены на строительство дороги, ведущей к месту проведения саммита.

Г о л о с   з а   к а д р о м . Штирлиц неожиданно вспомнил, что ещё не положил на свой счёт в Швейцарском банке эти деньги, реквизированные им у управляющего делами рейсхканцелярии и ответственного за строительство дороги обергруппенфюрера Фридриха Вальца, известного своей фанатичной преданностью фюреру. «Надо будет придумать повод, чтобы съездить в Берн» - подумал Штирлиц.

Ш т и р л и ц . Ну… насколько я знаю, дорога всё же была построена.
Ш е л л е н б е р г . Да, дорога-то была построена и даже функционировала, пока шёл саммит. Но сразу после того, как делегации разъехались – прошёл дождь, и дорогу смыло!
Ш т и р л и ц . Какой ужас.
Ш е л л е н б е р г . Рейсхфюрер Гимлер уже поручил нам, используя свои каналы, выяснить – какая из иностранных разведок стоит за этой диверсией.
Ш т и р л и ц . А почему именно нам? Мы – разведка, а не контрразведка!
Ш е л л е н б е р г . Тот же вопрос я задал рейсхфюреру и знаете что он мне ответил? Вы не поверите, Штирлиц, но он сослался именно на ваш опыт и сказал: «Ведомство, в которой работает штандартенфюрер Штирлиц, справится с этой задачей лучше любого другого, даже лучше самого господа бога»!
Ш т и р л и ц . Что ж… Польщён.
Ш е л л е н б е р г . Так что, езжайте-ка в Ваш домик на окраине Берлина, и хорошенько подумайте, как справиться с этой задачей. А о результатах ваших раздумий доложите завтра, часиков эдак… э-э-э-э… в семь вечера.
Ш т и р л и ц . (вставая) Ясно. Я могу идти?
Ш е л л е н б е р г . Да, конечно.

Штирлиц вскидывает руку, Шелленберг в ответ и Штирлиц уходит.


Часть 4. Айсман в кабинете Мюллера.

А й с м а н . (входя вскидывает руку) Хайль Гитлер!
М ю л л е р . (вскидывая руку в ответ) Хайль! Проходите, Айсман.

Мюллер выходит из-за стола и подходит к Айсману.

М ю л л е р . Послушайте, дружище. Что Вы мне можете сказать о Штирлице?
А й с м а н . Это верный товарищ и преданный друг! Я знаю его уже много лет! В Смоленске он тащил меня под бомбёжками! Я говорил ему: «оставь меня, мы вдвоём не дойдём», но он не бросил меня! Это настоящий герой!
М ю л л е р . И куда это он Вас… «тащил»?
А й с м а н . В гостиницу.
М ю л л е р . А откуда?
А й с м а н . Ну… из ресторана!
М ю л л е р . Понятно! (ходит взад-вперёд) Вот что, дружище! Представьте-ка мне то, что Вы сейчас о нём сказали письменно!
А й с м а н . Как Вам  будет угодно!
М ю л л е р . Я Вас больше не задерживаю.
А й с м а н . (вскидывая руку) Хайль Гитлер!
М ю л л е р . Хайль…
 

Часть 5

Гимлер у себя в кабинете, сидит за столом. Входит Гитлер
 
Г и м л е р . (встаёт и поднимает руку). Хайль, мой фюрер!
Г и т л е р . Хайль! (возмущённо) Послушайте, Гимлер! Что творится в моём бункере?! Это безобразие! Совершенно невозможно работать!!!
Г и м л е р . Что случилось, мой фюрер?
Г и т л е р . (кричит) Что случилось?! Полчаса назад ко мне в кабинет вбежал какой-то сопляк в форме гаупштурмфюрера, наорал на меня, сказал, что в уборной нет туалетной бумаги… отсчитал меня, как мальчишку! Потом выхватил прямо из моих рук секретные документы, скомкал их и убежал!!!
Г и м л е р . Я сейчас же с этим разберусь, мой фюрер!
Г и т л е р . (кричит и стучит кулаком по столу) Разберитесь! Сейчас же! Немедленно! (быстро уходит).
Г и м л е р . (снимая трубку телефона) Начальника снабжения рейсхканцелярии Шнитте ко мне. Срочно!
Ш н и т т е . (входит и вскидывает руку) Хайль Гитлер!
Г и м л е р . Хайль. Что у Вас со снабжением бункера нашего фюрера хозяйственными товарами?
Ш н и т т е . Да… вроде всё в порядке. Уже давно разместили заказ на новые тряпки для мытья полов…
Г и м л е р . (кричит) Меня не интересуют ваши тряпки! Почему в уборных нет туалетной бумаги?!
Ш н и т т е . Ну… Туалетную бумагу мы получаем от фирмы «Зева-Штрауфф», которая принадлежит жене гауляйтера Берлина, фрау…
Г и м л е р . Меня не интересует, кто Вам её поставляет! Чтобы через пять минут во всех уборных бункера была туалетная бумага, иначе через шесть минут Вы будете в подвале Гестапо, и из Вас самого сделают туалетную бумагу! Вы всё поняли?! Идите!

Шнитте бледнеет, вскидывает руку и уходит.

Часть 6

Геббельс в кабинете Гитлера.

Г и т л е р . (выходит из-за стола, подходит к Геббельсу) Послушайте, Йозеф! Вы, как министр пропаганды, должны следить не только за нашим имиджем, но и создавать отрицательный образ наших врагов! Так?
Г е б б е л ь с . Так, мой фюрер!
Г и т л е р . Доложите, что Вы сделали, чтобы показать всей Германии, всему Третьему рейху, что наши враги – это ублюдки и свиньи!
Г е б б е л ь с . Мой фюрер! Мы сняли новый фильм «Анатомия сопротивления-2». В нём мы документально показываем, что все наши враги – и Россия, и Англия, и Америка, и Французское сопротивление – это агенты сатанинских сил, и вся их деятельность направлена на разрушение порядков Великой Германии!
Г и т л е р . Так… интересно…
Г е б б е л ь с . В фильме будут документальные кадры, запечатлевшие лидеров России, Англии и Америки на Ялтинской конференции, на которой они всерьёз обсуждают планы по уничтожению Третьего рейха и Вас, мой фюрер!
Г и т л е р . Отлично! Надеюсь, что после этого фильма народ Германии не будет сомневаться в том, что все силы, воюющие против нас – это наши враги?!
Г е б б е л ь с . Абсолютно! Этот фильм сплотит наших граждан вокруг нас, нашей Национал-социалистской Партии «Единая Германия», и вокруг Вас, мой фюрер!
Г и т л е р . (в экстазе) Да здравствует Великая Германия! Да здравствует Третий Рейх! Да здравствую я!!!
Г е б б е л ь с . (вскидывая руку) Хайль!
 
Часть 7

Штирлиц в кабинете Шелленберга.

Ш е л л е н б е р г . Ну что, Штирлиц? Есть какие-нибудь соображения?
Ш т и р л и ц . Насчёт чего?
Ш е л л е н б е р г . Ну я Вам вчера говорил о хищении средств, выделенных на строительство дороги к месту проведения саммита Тройственного союза.
Ш т и р л и ц . Какого союза?
Ш е л л е н б е р г . Тройственного. Германии, Италии и Японии. Были выделены средства на строительство дороги…
Ш т и р л и ц . Какой дороги?
Ш е л л е н б е р г . Дороги к месту проведения саммита.
Ш т и р л и ц . Какого саммита?
Ш е л л е н б е р г . Саммита Тройственного союза!
Ш т и р л и ц . Это… Германия, Италия и Япония?
Ш е л л е н б е р г . Да! Ну вот и вспомнили! Я Вас просил подумать о том, куда могли деться деньги, направленные на строительство дороги.
Ш т и р л и ц . Какой дороги?
Ш е л л е н б е р г . К месту проведения саммита!
Ш т и р л и ц . Не пойму! Какого саммита?
Ш е л л е н б е р г . Тройственного союза! Германии, Италии и Японии.
Ш т и р л и ц . Нет, ну… из Германии в Италию – это я ещё понимаю, но в Японию-то дорога зачем?
Ш е л л е н б е р г . Да не в Японию, а к месту проведения саммита.
Ш т и р л и ц . Вон оно что. И что?
Ш е л л е н б е р г . Были выделены деньги!
Ш т и р л и ц . Так.
Ш е л л е н б е р г .Деньги куда-то исчезли.
Ш т и р л и ц . Я помню.
Ш е л л е н б е р г . Я просил Вас подумать, куда могли исчезнуть эти деньги. Вспомнили?
Ш т и р л и ц . Да, бригаденфюрер, пока не забыл: мне срочно нужна командировка в Берн.
Ш е л л е н б е р г . А по какому вопросу?
Ш т и р л и ц . Как по какому? Искать следы этих денег. Я более чем уверен, что они в Швейцарском банке.
Ш е л л е н б е р г . Логично…

Входит Гитлер. Останавливается и ждёт.

Ш т и р л и ц . Тут, вроде, кто-то вошёл?
Ш е л л е н б е р г . Это фюрер. Извините, Штирлиц, но мне сейчас, по-видимому, будет не до Вас. (встаёт, вскидывает руку) Хайдь Гитлер!
Ш т и р л и ц . (Делает тоже самое) Хайль Гитлер!
Г и т л е р . Очень хорошо, Штирлиц, что Вы здесь. Вот Вы-то мне и нужны!
Ш т и р л и ц . Всегда к Вашим услугам, мой фюрер!
Г и т л е р . Послушайте, Штирлиц! Вы зачем на прошлой неделе летали на мотодельтоплане?!
Ш т и р л и ц . Я летал на разведку! На Восточный фронт, мой фюрер!
Г и т л е р . Да? Но обратно Вы прилетели с двумя журавлями-стерхами!
Ш т и р л и ц . (растерянно) Да вот… увязались…
Ш е л л е н б е р г . Мой фюрер! Возможно, что они приняли штандартенфюрера за альфа-самца…
Г и т л е р . Возможно. (начинает кричать) Тогда почему у них к лапкам были привязаны какие-то шифровки?! А?! Я Вас спрашиваю!

Г о л о с   з а   к а д р о м . Штирлиц не знал что ответить. Он действительно получил таким образом две шифровки из центра. «Но откуда об этом мог узнать Гитлер?» - подумал он.

Ш т и р л и ц . Мой фюрер! Поймите меня правильно – у меня не было времени осматривать их лапки! Думаю, что этим следует заняться группенфюреру СС Мюллеру!
Г и т л е р . Вы  считаете?
Ш т и р л и ц . Да, мой фюрер! Именно Мюллер, как шеф Берлинского Гестапо, и должен заняться этими стервами!
Г и т л е р . (не поняв) Кем?
Ш т и р л и ц . Простите, мой фюрер! Я хотел сказать – стерхами!
Г и т л е р . Что ж… так и сделаем!

Гитлер собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает и возвращается.

Г и т л е р . Да! И вот ещё что, Штирлиц! Это Вы занимались формированием партийного списка на выборах в рейхстаг?
Ш т и р л и ц . Да, мой фюрер!
Г и т л е р . Нет… ну то, что в депутаты прошла Ваша русская пианистка, это я ещё как-то могу понять! Возможно, это действительно нужно для радиоигры с Русскими! Но по Вашим спискам в парламент прошла эта певичка… как её… Эндерборг, кажется!
Ш т и р л и ц . Мой фюрер! Во всём парламенте она единственная, кто может правильно спеть гимн Третьего рейха! Согласитесь, что это не маловажно!
Г и т л е р . Хорошо! Допустим! А чемпион Германии по боксу?!
Ш т и р л и ц . Это прекрасный человек…
Г и т л е р . Я понимаю, что это прекрасный человек! Я не понимаю, что он делает в парламенте! Тем более – с такой фотогеничностью! Вы знаете, что заявил Черчиль, увидев его фотографию за депутатским пультом? Он сказал, что видел эту… «лицо»… в Лондонском зоопарке, в отделе приматов!
Ш т и р л и ц .Это же Черчиль! Его слова ничего не стоят для истинных арийцев!
Г и т л е р . Вы так считате?
Ш т и р л и ц . И не только я! Вся Великая Германия так считает! Посмотрите на результаты выборов в Рейхстаг – Национал-Социалистская партия «Единая Германия» набрала 100% голосов!
Г и т л е р . М-да! В самом деле… поддержка населения – стопроцентная… (вздыхает) С этим надо считаться…(уходит).


Часть 8.

Мюллер сидит за столом в своём рабочем кабинете, рассматривает отпечатки пальцев. За его спиной стоит его секретарь Шольц. Входит Штирлиц.

Ш т и р л и ц . (вскидывая руку) Хайль Гитлер!
М ю л л е р . А! Штирлиц! Очень хорошо, что вы зашли! Я всегда ценил вашу проницательность. Как Вы догадались зайти ко мне?
Ш т и р л и ц . Ну… Вы же сами меня вызвали!
М ю л л е р . Я?! (удивлённо смотрит на Шольца - тот отводит глаза в сторону). Хорошо. (собирает карточки с отпечатками пальцев, суёт их в карман и встаёт из-за стола) Пройдёмте-ка со мной – я Вам кое-что покажу.

Мюллер и Штирлиц выходят из кабинета, долго идут по коридорам, спускаются в подвал и заходят в камеру.

М ю л л е р . Присаживайтесь на койку Штирлиц. Разговор у нас будет долгим.
Ш т и р л и ц . (садится на койку) Надеюсь, ничего серьёзного?
М ю л л е р . Да нет, что Вы! Пустяк. Несколько вопросов. Мне бы хотелось, чтобы Вы на них как можно подробнее ответили, и мы уйдём отсюда.
Ш т и р л и ц . Задавайте. Я всегда готов помочь Вашему ведомству.
М ю л л е р . (достаёт из кармана карточки с отпечатками пальцев) Тут у меня интересная коллекция собралась. И всё – из Ваших отпечатков пальцев. Вот посмотрите. (показывает одну карточку). Эти Ваши пальчики были сняты со стакана, из которого Вы пили воду, когда притащили ко мне в кабинет беднягу Холтоффа, с оторванной рукой и вырванным глазом.
Ш т и р л и ц . Группенфюрер! Я уже объяснял, что этот Холтофф сам предложил: «Давай на глаз поспорим, что ты мне руку не оторвёшь»!
М ю л л е р . Хорошо (кладёт карточку на стол, достаёт другую, показывает). Вот эти пальчики мы сняли с телефонной трубки в отделе спецсвязи. Это телефон прямой линии с Борманом, между прочим!
Ш т и р л и ц . А вот про это я расскажу только в присутствии портагеноссе Бормана! Мой разговор с ним связан с секретами, которые не могут быть оглашены.
М ю л л е р . Да мне по фиг! (кладёт карточку на стол, показывает следующую) Вот эти пальчики сняты с чемодана русской радистки.
Ш т и р л и ц . Я уже сто раз объяснял: ехал на работу, улица была отцеплена полицией, я вышел посмотреть на взорванный дом…
М ю л л е р . Да и хрен с ним. (кладёт карточку на стол, показывает следующую) Вот эти Ваши пальчики наши Японские друзья сняли с ошейника уссурийской тигрицы, пойманной в Маньжурии.
Ш т и р л и ц . (молчит)
М ю л л е р . (кладёт карточку на стол, показывает следующую). Вот эти – норвежцы сняли с ошейника белого медведя, пойманного в районе Шпицбергена.
Ш т и р л и ц . (молчит)
М ю л л е р . (кладёт карточку на стол, показывает следующую) Вот эти – со штурвала сверхсекретного самолёта, который ещё только поступит на вооружение Люфтваффе…
Ш т и р л и ц . (молчит).
М ю л л е р . (кладёт карточку на стол, показывает следующую). Вот эти – с гаек, которые диверсанты открутили у ракет «ФАУ-2» в прошлом году… из-за чего они и не долетела до Лондона…
Ш т и р л и ц . (молчит)
М ю л л е р . (кладёт карточку на стол, показывает следующую) Вот эти - с двух древнегреческих амфор, которые нашли в Средиземном море…
Ш т и р л и ц . (молчит)
М ю л л е р .  А теперь, Штирлиц, посмотрите-ка вот на это (показывает ему последнюю карточку). Эти Ваши пальчики мы сняли с клавиш пианино русской радистки. Причём, эксперты установили, по каким именно клавишам и сколько раз Вы ударяли. И знаете, к какому выводу они пришли? Вы одним пальцем наигрывали Русскую мелодию «С чего начинается Родина»!

Г о л о с   з а   к а д р о м . «А вот это провал!» – подумал Штирлиц.

М ю л л е р . Вы тут пока подумайте. А когда вернусь – надеюсь, что Вы мне дадите внятный ответ…
                (уходит)


Часть 9

Ш т и р л и ц один в камере. Раскладывает на столе из спичек фигуру двуглавого орла.
 
Ш т и р л и ц . (размышляет про себя). Так. Что у них против меня есть? Отпечатки пальцев… ну это, положим, объяснить не сложно – шёл мимо магазина музыкальных инструментов на Александр Штрассе, Кэт ведь там его покупала, зашёл посмотреть, ну и… потыкал пальцем по клавишам. Так, отлично. Теперь – отпечатки остались только на некоторых клавишах. Интересно, как эксперты могли установить, что именно я играл. Ах да – на некоторых клавишах по два и более отпечатка. Тут сложней. Тут надо подумать. Тут надо основательно подумать.
(ложится на койку, закидывает руки за голову, смотрит в потолок)
Для начала надо вспомнить на какие клавиши надо нажимать, чтобы получилось «С чего начинается Родина». Значит так: «си», потом опять «си», но на октаву выше, потом… «ля», «соль», «фа», «ми»… стоп! Должны быть какие-то чёрные клавиши! Ага – не «фа» и «ми», а «фа-диез» и просто «фа»! Отлично – вспомнил! Потом «си» и «до», но на октаву выше и два раза «си» рядом. Ай да Штирлиц! Ай да сукин сын!

Штирлиц встаёт, подходит к двери и стучит. В окошке появляется конвойный.

К о н в о й н ы й . Что?
Ш т и р л и ц . Передайте Мюллеру, что я всё вспомнил. Я всё вспомнил.

                (окошко закрывается)


Часть 10

Мюллер сидит в своём кабинете. Входит Айсман.

А й с м а н . (вскидывая руку) Хайль Гитлер!
М ю л л е р . Хайль! Вы что-то хотели, Айсман?
А й с м а н . Да, группенфюрер! Я узнал, что Штирллиц оказался предателем, а потому мой долг перед Родиной и партией сказать правду. В прошлый раз я неосторожно выдал ему положительную характеристику, но поймите – я тогда не знал, что он враг!
М ю л л е р . (искренне удивляясь) Вот как?
А й с м а н . Да, группенфюрер! Теперь мне открылось его истинное лицо!
М ю л л е р . То есть он Вас в Смоленске не тащил пьяного под бомбёжками?
А й с м а н . Я вообще не пью!
М ю л л е р . Ясно. Так что же вы хотите?
А й с м а н . Я хочу забрать назад мой прошлый рапорт о нём и представить новый!
М ю л л е р . Ну что ж… это можно! (достаёт из ящика стола папку и бросает на стол). Вот Ваш прошлый рапорт, можете забирать. Только пожалуйста – представьте мне взамен новый рапорт!
А й с м а н . Непременно, группенфюрер! (брезгливо берёт папку двумя пальцами левой руки, правую вскидывает) Хайль Гитлер!
М ю л л е р . (небрежно) Хайль!

Айсман уходит


Часть 11

М ю л л е р . (входя в камеру) Ну что, Штирлиц? Вспомнили?
Ш т и р л и ц . Да, группенфюрер! Вспомнил!
М ю л л е р . Интересно послушать. (садится на край койки)
Ш т и р л и ц . Значит шёл я по Александр Штрассе, зашёл в магазин музыкальных инструментов, смотрю – пианино! Дай, думаю, сыграю что-нибудь! А то – никогда не играл! Попробовал – не получилось!
М ю л л е р .  Та-а-ак… понятно. И это всё, что вы вспомнили?!
Ш т и р л и ц . Я вспомнил, на какие клавиши я нажимал.
М ю л л е р . И на какие же?
Ш т и р л и ц . Два раза «си» первой октавы, три раза «си» второй октавы, по одному разу «ля», «соль», «фа-диез» и «ми» первой октавы.

Мюллер достаёт бумажку и сверяется.


М ю л л е р .  Хм… правильно!
Ш т и р л и ц . Надеюсь, я развеял Ваши сомнения?
М ю л л е р . (ещё раз заглядывая в бумажку) М-да! Действительно, всё сходится… прямо – нота в ноту…
Ш т и р л и ц . Надеюсь, больше вопросов ко мне нет?
М ю л л е р .  Вопросов нет, но есть беседа. Только, естественно, не здесь. Зайдите в мой кабинет через полчасика. А пока… пойдёмте отсюда

Штирлиц и Мюллер покидают камеру.

Часть 12

В кабинете Мюллера входит Штирлиц.
Ш т и р л и ц . (вскидывая руку) Хайль Гитлер!
М ю л л е р . (с отвращением) Да ладно Вам! Уже в ушах звенит…
Ш т и р л и ц . (растерянно) Вы…отдаёте себе отчёт…
М ю л л е р . (кричит) Да, да, да, да! Я отдаю себе отчёт в том, что говорю! (немного успокоившись) Да Вы садитесь.
Ш т и р л и ц . Благодарю (садится в кресло).
М ю л л е р . Интересно было бы узнать, что было после того, как Вы оказались в комнате спецсвязи?
Ш т и р л и ц . После того, как я оказался в кабинете спецсвязи, связистов следует отдать под суд за трусость и халатность.
М ю л л е р . Ну, насчёт простых связистов – это у нас быстро, не беспокойтесь. О чём Вы говорили с Борманом?
Ш т и р л и ц .Надеюсь, Вы понимаете, группенфюрер, что то, о чём я говорил с портагеноссе Борманом составляет Государственную тайну и говорить на эту тему…
М ю л л е р . (жёстко) Никакая Государственная тайна не является секретом для Гестапо! Тем более сейчас, когда война идёт к концу. Да Вы успокойтесь, успокойтесь… (переведя дух) Война действительно подходит к концу. И надо быть тупым идиотом, чтобы не видеть, что фюрер её проиграл.
Ш т и р л и ц . Я…
М ю л л е р . Да Вы не беспокойтесь, Штирлиц! В моём кабинете подслушивающих устройств нет. Гитлер – это вчерашний день нации. Он обречён! Нам нужен новый фюрер! Вы можете со мной не соглашаться, я Вас пойму – слишком много вокруг доносчиков и слишком сурово карается сама мысль о другом фюрере. Выражать своё мнение стало слишком опасно, особенно сейчас, когда мы терпим поражение за поражением. Но я догадываюсь, что Вы задумали.
Ш т и р л и ц . Не понимаю Вас, группенфюрер!
М ю л л е р . Да бросьте! Вы же здравомыслящий человек! Вы, как никто другой должны понимать, что Гитлер – это вчерашний день. Нации нужен новый лидер. Лидер, который сможет удержать народ Германии в повиновении. Кто будет править народом после Гитлера, дни которого сочтены? «Оппозиция», которая сейчас в концлагерях?! А они смогут? Кричать на площадях, обсуждать ситуацию – это они умеют, но не более. Дайте им власть, и они перегрызутся, прежде всего, между собой. Иностранные оккупанты? Народ их не терпит. Гимлер? Во всём мире понятия «Гимлер» и «палач» слились воедино. Геринг? Генринг погряз в роскоши. А этот скандал с его «заместительницами»?! А его махинации с «Оборонсервисом»?! Германии нужен новый нацлидер, способный удержать народ в узде. И таким лидером может быть только Борман!
Ш т и р л и ц . Вы думаете?
М ю л л е р . Нет, я не думаю. Я ЗНАЮ!!! А кого другого Вы можете предложить? Нет таких людей. Нет! Все эти партийные выскочки, которые кричат с трибуны Рейхстага… они ничего не значат. Их хватает только на скандалы и самоПиаР. А Борман… Борман - молчун! Я люблю молчунов. И народ Германии любит. Он молча делает своё дело, без высоких слов и пафоса. Тушит пожары в Восточной Померании, спасает детей из разрушенного дома… А главное – за ним нет «грехов»: он не замешан в коррупционных скандалах, не покупает виллы в Швейцарии, яхты и замки. Борман – как нельзя лучше подходит для операции «преемник». Запомните, Штирлиц – если мы хотим уничтожить русских, нам надо сохранить режим, пока эти русские не сломили ему хребет. А для этого нужен новый нацлидер! Нынешним нацлидером придётся пожертвовать. Это необходимо для сохранения существующего порядка, а главное – для уничтожения русских, как нации. Когда у вас встреча с Борманом?
Ш т и р л и ц . (смотрит на часы) Через… два часа.
М ю л л е р . Какие у Вас часы! Если не ошибаюсь – «Луч»? Трофейные?
Ш т и р л и ц . Да, с восточного фронта.

Г о л о с  з а  к а д р о м . Штирлиц действительно носил на руке часы «Луч», скрывая выгравированную на обратной стороне надпись: «М,М, Исаеву от Верховного Главнокомандующего».

М ю л л е р . Поговорите с Борманом обо мне. После того, как он станет рейхсканцлером, ему понадобятся верные и профессиональные соратники. Надеяться  на тех, кто переметнётся к нему после того, как судьба фюрера будет решена, вряд ли стоит – у них просто не будет другого выбора. А я уже сейчас могу быть полезен.
Ш т и р л и ц . Что ж. Я поговорю с ним о Вас.
М ю л л е р . Вот что. Вы поедете на встречу с Борманом в моей машине. С собой возьмёте диктофон. После встречи – сразу ко мне.
Ш т и р л и ц . (встаёт) Я могу идти?
М ю л л е р . Да. (вскидывает руку) Хайль Борман!