Аркадий Иванович едет в Америку...

Лариса Ермолаева
Герой романа Ф.М. Достоевского Аркадий Иванович Свидригайлов смутил мою душу еще в юношеском возрасте. Чем смутил, спросите вы, и будете правы, поскольку человек он, по общему мнению, нехороший, распутный и асоциальный. Он не принимал участия в борьбе за процветание любимой Отчизны, не занимался общественно-полезным трудом и даже на старушек с топором не ходил он ни разу, весело и разрушительно прожигая свою непутевую в общем-то жизнь.
Мне же вообразилось, что Аркадий Иванович - самый умный из всех героев романа и отъезд его в Америку в заключительных главах повествования вызван именно наличием недюжинного ума и трезвым взглядом на происходящие в романе (а стало быть, и в России) безобразия и общее положение дел. Поэтому, когда пришло время сочинять сочинение о любимом герое бессмертного произведения, я не задумываясь густо исписала школьную тетрадку адвокатскими речами, суть которых сводилась к тому, что все герои романа дураки, а Аркадий Иванович - хороший!
Советская школа в лице учительницы-словесницы и директора учебного заведения отреагировала на эту эскападу бурно и недвусмысленно - меня едва не выкинули из комсомола и сам директор лично и старательно проветривал мои молодые мозги заунывными речами про то, что Свидригайлова советской школьнице защищать возмутительно, это неслыханная дерзость, заблуждение и политическая диверсия!
Особенно раздражало директора непозволительное желание Свидригайлова свалить в Америку, он просто кипел негодованием и грозно вопрошал: "Это что же такое - в Америку ехать? Это как же понимать? Это ж диссиденство самое настоящее, ты эту дурь из головы выбрось и думать даже забудь, ты - комсомолка, спортсменка и... вообще... и не по-нашему это, не по-советски!"
С прискорбием обнаружив в директоре школы тотальное незнание сюжета знаменитого романа, я загрустила, поняв, что разговор наш бесполезен, как пение дуэтом с глухим от рождения человеком. Переписав сочинение по заданному шаблону, в котором любимым героем был дурковатый Разумихин, заветную тетрадочку я не уничтожила и к Свидригайлову прониклась еще большим интересом, поскольку сладок запретный плод и тянет к нему неудержимо, как в погибельную пропасть без дна и покрышки!
Кто, например, знает и может объяснить значение странного имени моего героя? Что за имя такое причудливое - Аркадий Иванович Свидригайлов?
Во первых, Аркадий. Аркадия, как известно, скотоводческая область в Пелопоннесе, символически означающая счастливую страну, в которой благоденствуют и наслаждаются жизнью беззаботные пастушкИ и пастУшки. Странно, не правда ли? Свидригайлов такой же благостный пастушок, как я, например, римская папа. Хорош пастушок, которому банька с пауками в виде вечности примерещилась! Но приехал-то он в Петербург из деревни, где жилось ему отнюдь неплохо и даже очень хорошо, когда б он сам не устроил там черт знает что, вовлекшись в преступную страсть к гувернантке и уморив ни в чем неповинную чувствительную свою супругу. И безмятежную Аркадию разрушил он своими собственными шаловливыми ручёнками. Вот такой беззаботный пастушок!
Во вторых, отчество - Иванович. Подтекст понятен, перед нами натурально русский человек, типично русский и даже характерно русский. Это типаж, человек каких много, мужчина вообще, и при этом, русский мужчина. В той же Америке подобный герой мог бы носить имя Джон и фамилию Смит.
Далее, фамилия. Непонятная фамилия, не говорящая, но звучащая при этом как-то очень неприятно, невкусно и даже отталкивающе. Оказывается, у фамилии этой - своя история и весьма любопытная.
Фамилия имеет литовские корни и образована от имени литовского князя Свидригайло Ольгердовича. Свидригайло родился около 1370 года в семье знаменитого Ольгерда Гедиминовича и жены его, тверской княжны Ульяны.
Вокруг малолетнего Свидригайло, который потерял отца будучи семилетним отроком, вели бесконечную борьбу за власть старшие братья и дядя Кейстут, что было весьма похоже на пресловутую баньку (или банку) с пауками. Подрощённый Свидригайло получил от старшего брата Ягайло в удел Витебское княжество и успешно правил там некоторое время.
В 1385 году было заключено соглашение о союзе Великого княжества Литовского с Польским королевством, известное как Кревская уния. Вскоре Ягайло стал польским королем, а в 1392 году власть в городе Вильно, столице Великого княжества Литовского, перешла к его двоюродному брату Витовту. Именно Витовт Кейстутович беспардонно лишил в 1393 году Свидригайло Ольгердовича его Витебского удела. Свидригайло натурально озверел от обиды и начал ожесточенную долгую борьбу за власть. Так и пластался, бедняга, до самой смерти, не зная покоя и отдыха.
Противоборство феодальных ОПГ в Великом княжестве Литовском завершилось фактическим разделением территории государства в 1432 году на две части – Великое княжество Литовское и Великое княжество Русское. До этого передела Свидригайло короткое время (с 1430 по 1432 год) был великим князем.
Во время феодальной войны 1432–1439 годов Свидригайло заподозрил митрополита Великого княжества Литовского Герасима в тайных связях со своим политическим противником – Жигимонтом Кейстутовичем и приказал сжечь высшее духовное лицо на костре в Витебске при всем честном народе. Случилось это в 1437 году. Жестокая расправа с митрополитом оттолкнула от Свидригайло его православных сторонников, а последующие военные неудачи довершили политический закат. Ему не суждено было вновь взойти на политический Олимп. После 1440 года престарелый князь владел до самой смерти Волынской землей, получив после 1447 года в придачу еще Гомель и Гомельскую волость. В 1452 году он умер в возрасте около 82 лет.
Вот такие мрачные бездны обнаруживаются в фамилии моего героя. Безмятежный шаловливый пастушок с русской душою и нравственным нигилизмом в умной голове, веселый циник, черный человек Родиона Романовича, креста на нем нет! Чего он вообще делает в романе и зачем он там нужен?
В сущности, Аркадий Иванович ни шиша не делает, он просто болтается в романном пространстве, как цветок в проруби, бесконечно предлагает всем денег, ехидничает, кривляется, провоцирует... Он видит всех насквозь, понимает больше, чем говорит, и именно поэтому мучает его какая-то древнерусская тёмная тоска. Он, кажется, уже давно понял, что будет, что случится, чем дело кончится. И даже то, что сердце его никогда не успокоится, он тоже замечательно понял.
По общему мнению, Свидригайлов - последняя степень расчеловечивания, конечная станция Родиона Романовича, ежели он, поддавшись на уговоры, согласится бежать в Америку, в мир чистогана и буржуазной безнравственности. Но не странно ли это? Раскольников, у которого руки в кровище по локоть, оказывается еще не финал расчеловечивания, а Свидригайлов, представьте себе, финал!
И вот что любопытно - есть ряд фактических совпадений между Аркадием Ивановичем и автором романа. Предки Достоевского были родом из тех самых мест, где бесчинствовал уже известный нам князь Свидригайло. Свидригайлов - игрок. Азартный, безудержный, аховый, доходящий в игре до безрассудства и потери себя. Про отчаянную карточную игру Достоевского, я думаю, напоминать не нужно. Свидригайлов - человек психически нездоровый, Достоевский страдал эпилепсией.
Свидригайлов - единственный из всех героев романа понимает суть происходящего и смотрит на события отстраненно, он "над схваткой". И исчезает он очень своевременно, когда участь Раскольникова решена и роман фактически завершен. Потому и кажется мне, что это сам автор, надевши маску, бродит подобно ученому коту по собственному роману, играя в прятки с героями и с читателем. И становится в этом случае понятна его неизбывная бесконечная тоска - он все знает...
Страну знобит, а омский каторжанин
Все понял и на всем поставил крест.
Вот он сейчас перемешает все
И сам над первозданным беспорядком,
Как некий дух, взнесется. Полночь бьет.
Перо скрипит, и многие страницы
Семеновским припахивают плацем...
Провидческому духу доподлинно известна бесконечная череда событий, в которых по большему счету нет никакого смысла. Он отлично знает, что лондонские призывы "К топору зовите Русь!" воспламеняют самые честные, самые горячие головы, а обрушиваются эти топоры на головы самые незначительные, самые безвинные, что и превращает борьбу за идеалы добра и справедливости в кровавую расправу, от которой страдают сами борцы вслед за своим жертвами. И события многовековой давности понятны автору, и недоброе будущее он предчувствует, и подлинный, сожженный на костре, митрополит оказывается рядом с выдуманной невинно убиенной блаженной Лизаветой...
И в наши дни "русские мальчики" все так же мучительно ищут ответы на вечные вопросы, пристально всматриваясь в петербургскую стылую ночь, где отъезжающий в Америку странный герой совершает свой последний выбор...
Одна из знаковых личностей русской контр-культуры 90-х, поэт, рок-музыкант, рано ушедший из жизни Александр Непомнящий, так и назвал свой первый альбом - "Новые похождения А.И. Свидригайлова".
В конце двадцатого века еще один реальный герой русского андеграунда обнародует жесткий и даже жестокий вывод:
Всего два выхода у честных ребят,
взять автомат и расстрелять всех подряд
или покончив с собой уничтожить весь мир.
И мрачная тень Родиона Романыча промелькнет в этих строчках так отчетливо, что поневоле захочется сказать - а не пошел бы ты в лесорубы, умник, раз уж так неймется мир переделывать...
Очередной Раскольников нашего времени, юрист (закончил, все-таки, юридический факультет!), холодным осенним утром деловито перестрелял коллег по работе, оставив в сети итог размышлений звучно поименованный манифестом. Идейный убийца, которому, видите ли, мучительно противно быть частью человечества, решил избавить мир от мусора, случайно возникшего в процессе эволюции, но начал опять-таки не с самого себя...
Достоевский бессмертен. "Я не старушонку убил, я себя убил..." Что это у них одно только бесконечное "я" на уме? Вот только себя, любимых, никогда они на самом-то деле и не убивают, то ли слабО, то ли несподручно с самих себя начинать, опять же славы хочется, шума, мышиной возни вокруг собственной бесценной персоны.
Может быть, именно поэтому у меня по прежнему вызывает уважение и симпатию Аркадий Иванович Свидригайлов, неположительный антигерой, которому хватило и мужества, и самоиронии на достойный уход из опостылевшего мира. Поскольку он совсем не тварь дрожащая и право безусловно имеет.