Долг

Борис Мильштейн
               

     Первая весна после службы в армии. Имеющийся до-армейский гардероб: во-первых, был не больно-то богат, да и мода, какая никакая, немного изменилась, а во-вторых, за три года я маленечко заматерел. Так что первые лучи солнца погнали меня на поиски элементарного плаща.
Хорошо тогда жилось в Москве. На всю первопрестольную был с десяток больших универмагов, где не торговали, а «выкидывали» на прилавки, особенно к концу месяца, вожделенные товары. Когда народу в очереди было больше, чем в мавзолей Ленина, значит, давали что-то дельное. И вот на такую очередь в ГУМе меня после работы занесло. Со второго этажа она, как змея, извиваясь по переходам и лестничным пролётам, терялась где-то на улице. Я сначала посмотрел, что дают, а уж после этого занял очередь, потому что горький опыт уже был.
     Помню, иду как-то по своей родной улице Трофимова, а возле магазина «Весна» длиннющая очередь, значит, что-то выбросили, как тогда говорили. Подхожу, занимаю очередь, задаю естественный вопрос: «Что дают?». Конец очереди не знает, но все стоят. Стал и я. Дождался, когда за мной пристроилось человека три, для гарантии, и решил посмотреть, что же всё-таки дают, а то вдруг денег не хватит? Еле протиснулся к прилавку, и то, благодаря тому, что пришлось присесть, считай, на корточках прополз. Гляжу – бюстгальтеры. Любого цвета.  Спрашивается: мне они нужны? А полчаса потерял.
     Так вот, занять-то я занял место в очереди, но понимал: или товар закончится, или магазин закроется, так что при входе в торговый зал облокотился на перегородку и стал следить, чтобы без очереди никто не проникал. В смысле того, что охраняем, то и воруем.
Плащи были импортные, а этого было уже достаточно, чтобы народ часами выстаивал в очереди, дыша однородной плохо переваренной пищей друг другу в затылок. Я тоже, где-то более часа простоял возле входа, и когда народ ко мне попривык, проник с очередной группой в заветный зал. Понимал, что нехорошо, но голод не тётка. К тому же плащ был не просто импортный, а на отстёгивающейся подстёжке. И модно, и, что самое главное, практично. Выбрал, примерил и заплатил все имеющиеся деньги – 120 рэ, по тем временам немалые.
Не смотря на свойство своей натуры, никогда не запоминать стоимости купленного товара, та цена осталась в памяти. И вот почему.  Деньги выложил все, а жить-то надо, и желательно три раза в день, а следующая зарплата только через месяц. Что делать? Хорошо, что в Москве жили два дяди.
Дядя Яша работал в районе метро «Университет», а дядя Петя жил в районе метро «Первомайская». Поехал к дяде Яши и попросил в займы 120 рэ. Дядя на меня очень внимательно посмотрел, оно и понятно, потому что с подобной просьбой я обращался впервые, но я сразу же предупредил, что через месяц отдам. Прошёл месяц. Смог поднакопить только 10 рэ, а отдавать надо. И тогда поехал я к дяде Пете, и попросил у него 110 рэ, с условием, что через месяц отдам. И так я, попеременно каждый месяц, добавляя свои 10 или 20 рэ, постепенно отдал долг. Всё, совесть была чиста. Я больше никогда у дядей в долг не брал, и вообще старался жить всю жизнь так, чтобы ни у кого не занимать. 
     Времени прошло предостаточно, жизнь шла своим чередом, я успел этот плащ добросовестно износить, а с дядями приходилось встречаться только по праздникам. И вот за очередным застольем рассказываю дяде Яше, как я отдавал долг. А он был человеком ироничным, и, выслушав меня, сказал, что я неверно поступал. Моё удивление было таково, что я даже не уловил насмешки, состояние-то было праздничное, и потому на полном серьёзе спросил у него:
- Почему неправильно поступал?
- Потому что нужно было свести нас вместе, чтобы мы без твоего участия друг другу долг отдавали.