Профессионализм в информатике

Мел Валсинатс
Аннотация: Статья является откликом на дискуссионную публикацию [1]. Трактовка терминов «информация» и «информатика» исправлена по отношению к публикации [1].


1. ВВЕДЕНИЕ

Автор произведения [1] утверждает, что «до сих пор нет общепризнанного понятия информации, имеет место разная трактовка ее в разных научных и учебных дисциплинах», добавляя со ссылкой на авторитет, что  «отсутствие ясности в понятии информации мешает плодотворному развитию междисциплинарных связей и сдерживает развитие ряда научных направлений».
Тем самым объявлена актуальная проблема достижения единства мнения о том, что такое информация.
Утверждение о том, что «в реальной практической человеческой деятельности» превалирует концепция, ставящая цели:   «извлечение пользы, выгоды для себя и нанесение вреда кому-то на основе применения информации», оставим без комментария.
Автор пытается «предложить два из возможных подходов к решению проб¬лемы понимания информации и информатики, выявления их структуры, свойств, показателей количества и качества информации».

2. ШКОЛЬНЫЕ «ПРОБЛЕМНЫЕ» ВОПРОСЫ

Автор приводит 29 «проблемных вопросов», требующих «понимания и толкования». На самом деле в каждом из 29 пунктов содержится несколько вопросов, так что общее количество вопросов около 72. Попытки ответов на все эти вопросы в статье не найдено. Спрашивается: для чего эти вопросы?
Можно предположить, что автор полагает важным саму постановку этих вопросов, он, по-видимому, считает, что этот перечень можно трактовать как задание для некоего круга специалистов. В связи с этим нелишне задуматься, к каким именно специалистам обращается автор, к какой области знаний адресует свои вопросы.
Предлагаю некоторую классификацию.

1. Что такое информация? – терминологический вопрос, адресовать его следует специалистам по информатике. То есть автор, по-видимому, обязан знать ответ на него в силу своей профессиональной (педагогической) деятельности.

2. Это [информация] объект Вселенной или всего лишь только продукт, порожденный мыслящими существами? – Ложная дилемма, то есть логическая ошибка. В такой постановке вопроса заложено ошибочное утверждение, что информация может быть либо объектом Вселенной, либо продуктом мыслительной деятельности. По-видимому, автор исходил из ложной дилеммы материальной и идеальной сущностей.

3. Тогда что это за продукт? – Этот вопрос содержит утверждение, что «информация – это продукт», то есть, по-видимому, результат деятельности человека. 

4. Почему так, а не иначе устроена Вселенная? – этот вопрос явно не относится к информатике. Данный вопрос выходит за рамки науки, этот вопрос задают все религии мира, пытаясь на них отвечать, наука же, как правило, на этот вопрос не отвечает по простой причине: существование чего-либо (включая физические законы) вовсе не обязательно быть почему-либо. Существование может быть без причины. Действительно, «причина» – это инструментарий из способов познавания человеком окружающей действительности. Причиной какого-либо явления может служить совокупность других явлений. Но причины того, что явления и сущности вообще существует, может и не быть. Некоторые факты следует принимать без доказательств, без обоснований, без указаний причин. Это – аксиомы. Например, факт, что счетных предметов может быть лишь целое число – у этого факта нет никаких причин. Просто если это так, то предметы называются счетными, если же их можно исчислять не целым числом, то эти предметы уже не будут счетными. Только и всего.

5. Почему одни частицы обладают массой покоя, а другие нет? – Этот вопрос адресован к одной из физических теорий, которые, строго говоря, следует пока отнести лишь к области гипотез. Поскольку понятие «масса» связано с инерционностью, то есть с определенным свойством, нет ничего принципиально невозможного в том, что не все частицы могут обладать этим свойством. С таким же успехом можно было озвучивать вопрос: «Почему некоторые вещества не электропроводны?» или «Почему не все металлы обладают магнитными свойствами?». Эти вопросы не решает и не может решать информатика. Это – вопросы теоретической физики. 

6. Что такое темная материя, темная энергия? – Ответ на этот  вопрос, по-видимому, следует искать в литературе, где эти термины вводятся. Эти термины означают гипотетические сущности современной теоретической физики, не подтвержденные (пока) экспериментально. Поэтому с данным вопросом автор явно поспешил. Он может принять эти гипотезы или отвергнуть, в любом случае они не входят в компетенцию дисциплины с названием «Информатика».

7. Почему физические константы имеют именно такие значения? – Вопрос беспредметный. Любая константа должна иметь какое-то значение. Если автора интересует какая-то конкретная константа, вопрос следует уточнять. Существуют константы, которые можно свести к единичному значению выбором единиц измерения. Другие константы не зависят от выбранных единиц, как, например, число «пи».

8. Какова природа пространства, времени, света? – Тут три вопроса. Природы пространства нет никакой вообще. Пространство – это то, что вне природы. Природа времени иная. Время – это искусственно введенное понятие для измерения длительности событий. События происходят не одновременно. Это – способ существования Вселенной. Если бы они происходили одновременно, Вселенная была бы неподвижна, застыла бы. Это не так, и причины для этого не нужны. Природа света – электромагнитные колебания, возникающие вследствие движения заряженных частиц со скоростью, превышающую скорость света в данной среде. Есть и другие определения того, что такое свет. Все они лежат в области компетенции физиков-теоретиков. 

9. Являются ли время и пространство объективной реальностью  и если да, то материальные ли они, к какой форме материи относятся? – Время и пространство объективны. Так отвечают на этот вопрос все, кроме солипсистов. Не понятно, почему из признания объективности времени и пространства автор выводит утверждение, что они материальны. Объективно существовать и быть материальным объектом – не одно и то же. Время существует объективно. Пространство – тоже. Ни то, ни другое не является материальным объектом. Для примера можно автору посоветовать поразмышлять, например, над романом Льва Толстого «Война и мир». Количество глав в этом романе объективно, то есть не зависит от нашего сознания. Однако невозможно предложить какой-либо материальный объект, который бы являл собой материальную сущность этой объективной данности, то есть такой предмет, который единственно был бы этой данностью. Докажем от противного. Например, пусть какая-то конкретно книга является этой данностью. В этом случае, например, владелец этой книги был бы владельцем всего того, что мы понимаем под этим романом. Например, он мог бы изъять пару глав или дописать несколько глав по-своему. Например, можно сказать, сколько конкретно весит какая-то конкретная книга, сколько в ней иллюстраций, какого цвета обложка. Но ничего этого нельзя сказать в отношении этого романа как такового. Так что объективно существовать и принадлежать к материальному миру – это далеко не одно и то же.

10. Участвовала и учас¬твует ли в становлении Вселенной информация? – Наивный вопрос. Ничто не доказывает, что Вселенная возникала. Указанная новомодная теория отнюдь не доказана. Если представить Вселенную вечной и бесконечной для кого-либо трудно, то следует признать, что предположить Вселенную не вечной и не бесконечной в пространстве просто невозможно, ведь за любой «границей», хоть временной, хоть пространственной, все равно существует что-то иное, и даже «ничто» является продолжением пространства, и любая форма существования, хаотичная или  упорядоченная, все же является одной из форм существования материи.

11. Одна ли Вселенная или их много? – Вопрос философии и астрофизики. Это вопрос терминологии. Если «Вселенной» называть часть пространства, то их много, но, как правило, историческое понимание этого термина соответствовало смыслу «Все, что есть вообще как таковое». Поэтому данный вопрос можно перевести в область математической логики: «Единственно ли множество, которое включает все остальные множества и самое себя?». Этот вопрос казуистический. Если же автор полагает, что существуют пресловутые старшие измерения (пятое, шестое и так далее), и что наша «Вселенная» вкладывается в эти измерения как частный случай, как плоскость вкладывается в объем, что ж, в этом случае, у автора имеется свой ответ, ничем, впрочем, не подтвержденный и не обоснованный.

12. Почему? – Нет комментариев. 

13. Корректен ли здесь вопрос «Зачем?»? – Нет комментариев, полная схоластика.

14. Если жизнь зародилась без информации, то какого рода химические реакции и почему подтолкнули атомы к образованию живых существ? – В предположении, что жизнь зародилась с информацией (или из нее) – автор впадает в религиозные представления. То предположение, что жизнь как таковая зародилась когда-либо, не является единственно возможным. В этом случае зарождение жизни на любой конкретной планете могло идти путем «зарождения». Во второй части вопроса содержится ложная посылка. Живые существа образовались не из атомов, а из молекул. Опять-таки этот вопрос не относится к области информатики.

15. Известно, что клетка живет, пока она может копировать свой генетический материал и переводить закодированную в нем информацию на язык белков. Откуда же взялась информация? – Первое утверждение не является научным фактом, это лишь предположение автора. На вопрос «Откуда взялась [генетическая] информация?» не корректен. То, что можно назвать «генетической информацией», не является собственно информацией. Под этим термином можно понимать лишь конкретные цепочки аминокислот, то есть в данном конкретном случае это – материальная сущность. Нет принципиального запрета нарушения с помощью каких-либо технических средства целостности генетических цепочек. Нарушенная целостность будет или не будет воспроизводиться, но в данной цепочке уже не будет той информации, которая содержалась ранее. Информация как таковая не может развиваться сама по себе, эволюционировать. Генетический код может это делать. Следовательно, глубоко ошибочно трактовать генетический код как информацию и ставить его на одну доску с другими понятиями информации.

16. … Что находится в клетке и передается другому биологическому существу при клонировании? Что такое генетическая информация? Как она создается, хранится и передается? Что же представляет собой эта информация? – см. комментарии выше.

17. Известно, что человеческий ребенок, рожденный суррогатной матерью, наследует гены (Генную информацию или генные коды, как ее носители?) своих биологических родителей, но характер и поведение может «взять» у суррогатной матери. Что же лежит в основе характера и поведения и как при этом передается другому существу? – Вопрос из области психологии. Естественно, что, развиваясь в кругу семьи, ребенок ощущает ее влияние. При чем тут информатика?

18. Что заставляет родителей различных высокоразвитых живых существ жертвовать в критических ситуациях собой ради спасения своих, а зачастую, чужих детей? – Ответ дан термином «Инстинкт». Что есть инстинкт – это вопрос из области «Психология животных».

19. Геномы несут информацию об общих белках, или протеоме, живых организмов [ссылка]. Каково же строение и предназначение протеома, роль информации о нем? – Вопрос о строении изучает морфология. Если современные ученые не обладают инструментарием для изучения строения, это не исключает изучения этих вопросов впоследствии. Будущие поколения ответят на те загадки морфологии, которые в настоящее время не решены.

20. Что такое человеческое мышление, мысль, сознание, подсознание, мечта? Что лежит в их основе? – Бессмысленно надеяться решить этот вопрос в рамках статьи по информатике. Как говорится, «спасибо за вопрос», но в статье, поставившей вопрос отличий терминов «информатика» и «информация», он не уместен.

21. Если мысль и мечта могут материализовываться, то какие необходимые и достаточные условия должны удовлетворяться для этого и какие функции при этом выполняют мысль и мечта в реальных физико-биологических и социальных процессах их материализации: информационно-управленческие, рабочие, катализатора, спускового крючка? - Вопрос из области мистики. Я бы посоветовал редакционной коллегии более осторожно относиться к статьям авторов, допускающих, что «мысль и мечта могут материализовываться».

22. Одиноки ли мы во Вселенной? Есть ли внеземная жизнь? Если да, то что для нее есть информация? – Нелепейший вопрос. Если Вселенную мы признаем бесконечной, самоочевидно, что существование других мыслящих существе не только возможно, но и предопределено, поскольку условия ее возникновения имеют все основания повториться на бесконечных просторах и в бесконечном времени. Естественно, что на вопрос «что есть информация» следует отвечать в универсальном смысле, то есть дать термин, справедливый не в каких-то географических рамках, а всецело. Поэтому постановка этих вопросов вызывает удивление.

23. Почти все формы жизни на Земле используют один и тот же генетический код, ключом к которому служат кодоны. Почему? Какие еще генетические коды могут быть и почему так? Какие еще формы жизни возможны? Почему? Зачем? – Данная серия «Почему?» и «Зачем?» может продолжаться бесконечно. Можно взять любой научно-популярный журнал, или журнал о природе, выписать из него какие-либо сведения и обрамить их нескончаемыми вопросами: «Почему?» и «Зачем?». Количество вопросов в данном случае не приведет к высокому качеству познаний: лучше прояснить один вопрос, нежели затуманить сущность многих проблем нескончаемыми вопросами «Почему?» и «Зачем?».  В отношении вопроса «Зачем?» следует особо подчеркнуть: этот вопрос в себе содержит утверждение, что все должно быть зачем-то, то есть указывает на сознательного Творца. Существование сущностей может иметь причину, но может и не иметь, но вот цель иметь, скорее всего, не может и не должно. Вопрос о цели существования – религиозный, а не научный.

24. Является ли широкое применение идей и методов генной инженерии, генетических технологий подтверждением того, что мы начинаем использовать «генную» информацию, не понимая, что это такое и к чему это может привести? – Очень странный вопрос. Широкого применения пока еще нет, и до него далеко. Предположение, что кто-либо (гипотетические «мы») применяет передовые знания, «не понимая, что это такое» - попытка психологически «пристроиться сверху» к специалистам, стоящим по своим знаниям намного выше вопрошающего. Бессмысленно и необоснованно.

25. Если информация есть нечто физическое (например, структура, состояние, значения параметров, … поля, описываемого ;-функциями …), то что будет представлять собой физическая мера количества информации? – Автор «приплыл». Если автор считает, что информация – это что-то физическое, остается лишь удивляться, как такой некомпетентный в области информатики специалист так долго работал и продолжает работать преподавателем в области информатики (от портала google.ru не скроешься!)?

26. Можно ли будет использовать ее как средство измерения знаний в обучении, определения критического (порогового) объема знаний или всегда надо будет ориентироваться на косвенные опосредованные измерители знаний: компетенции, действия, умения, навыки? – Нет комментариев. См. выше.

27. Существует ли действительность, реальность, отличная от физической,  материальной, например, идеальная? Каковы ее структура, свойства, законы? – Можно лишь порекомендовать автору обратиться к психотерапевту. Если это не поможет, рекомендую ему принять какую-нибудь веру: в этом случае он получит исчерпывающие ответы из источников, не заслуживающих никакого научного доверия.

28. Действительно ли вода взаимодействует с информацией? – Данный вопрос окончательно убеждает читателя в неадекватности автора. Из этого вопроса следует, что автор уже принял как истину, что информация – это физическая субстанция. К психотерапевту однозначно.

29. Известно, что человек не может долго прожить без воды и без пищи. А сколько он может прожить, имея кров, воду и пищу, без информации, без волнового фона? – Так все-таки, без информации или без «волнового фона»? О каком «волновом фоне» речь?

30. Биологи выяснили, что ответственным за конструкцию молекулы РНК, основы белковой жизни, является белок-фермент Q;-репликаза. Он способен самостоятельно выстраивать «осмысленные» последовательности, являю¬щиеся кодами состава белков, ориентируясь на «подсказки» из воздуха. Что же это за подсказки? Что они собой представляют? Как их получает фермент? Почему? Зачем? – В этом вопросе используются посылки на сведения, не имеющие достоверного источника, литературных ссылок нет. Комментарии не требуются.

31. Биоклетки проявляют тенденцию к их делению лишь определенное число (30–50) раз (предел Леонарда Хейфлика /Leonard Hayflick/, 1964). Деление прекращается, когда концевые участки хромосом – теломеры – становятся слишком короткими. Действительно ли укорачивание с возрастом теломер и редумер приводит к потере информации, регулирующей работу генов, что является причиной старения клеток? Где же тогда хранится генная информация в нашем организме? – Вопрос биологии, а не информатики.

32. Сможет ли машина превзойти человека в мышлении? Может ли машина (искусственный интеллект) творить, создавать нечто принципиально новое, не выводимое из известного, иметь ценностные ориентации, мораль, собственные, врожденные или приобретенные, а не заданные извне, этические и эстетические принципы поведения, действия? – Вопрос в том, что считать «превзойти»? Уже сейчас компьютер превосходит человеческое мышление по многим параметрам. И все же до создания искусственного интеллекта весьма далеко.

33. Можно ли с помощью искусственных средств (в частности машинных) клонировать не только биологическую, но и духовную сущность человека, его ценностные установки, эмоции и прочее, т. е. создавать аватары, продлевать духовную жизнь человека, например, в электронном виртуальном мире, обеспечивая тем самым цифровое (нефизическое) бессмертие реальной личности? Можно ли электронное существование таких «клонов» считать жизнью? Будут ли аватары репродуктивны? – Вопрос клонирования духовной сущности и вопрос «продления духовной жизни» - принципиально разные вопросы. Первый вопрос – вопрос технологии. Второй – скорее философии и веры.

34. Описано много случаев синхронного наблюдения одним человеком за процессами, происходящими с другим, как правило, близким, находящимся за сотни и тысячи километров. Как это происходит? При каких условиях это может быть? – Автор начитался (или насмотрелся по телевизору) недостоверных мистических сообщений. Не уместно в научном журнале строить какие-либо вопросы на таком материале.

35. Известно, что дети человека способны к обучению и самообучению. Детям высших позвоночных животных свойственен импринтинг – обучение «раз и навсегда», причем в строго определенный, как правило, ранний период жизни. Они способны учиться у родителей, но, и оставшись без родителей, проявляют без всяких проб и ошибок инстинкт. У подавляющего числа насекомых дети никогда не встречаются с родителями. Значит, они должны от рождения знать и уметь (так оно и есть!) все, что им понадобится в жизни, т. е. они работают по строгой, раз и навсегда определенной программе. Отсутствие родителей не позволяет им обучаться. Что же собой представляет инстинкт? Как записывается и наследуется эта программа, инстинктивное поведение? – В вопросе номер 18 автор уже интересовался, что такое «инстинкт».

36. Не только как, но и за счет чего птицы и животные ориентируются в пространстве? Что им в этом помогает: генетическая программа, итоги обучения или собственный опыт? Какую роль в этом играет информация и что она собой представляет в этом контексте? Каков механизм определения местоположения, сравнения его с желаемым (Как и кем (чем) оно определяется?) и корректировки траектории и скорости движения? – Биологи понемногу приоткрывают тайны ориентирования различных животных. Разные животные используют разные механизмы. Какой смысл смешивать эти сущности в одном вопросе?

37. Согласно современной нейронауке, человеческая память – это способность (свойство) человека кодировать информацию об окружающем мире, ее хранить и воспроизводить. Иными словами, с точки зрения физики и физиологии, память – материальный приемник, кодировщик, хранитель, воспроизводитель и, по-видимому, источник или соисточник (сны, творчество, …) информации. Так что же такое информация (об окружающем мире, хранимая в памяти, получаемая из нее или благодаря ей)? – Браво, автор! В статье, которая, судя по названию, должна прояснить вопрос, что же такое «информация», автор задает вопрос, «Так что же такое информация?» По-видимому, тяга написать хотя бы какую-то статью не убывает при отсутствии хотя бы каких-либо сведений, необходимых для написания этой самой статьи. Это называется «графоманство».

38. Развитие систем искусственного Интеллекта, с одной стороны, и резкое ежегодное возрастание объемов данных и знаний, получаемых человеком, с другой, требуют перехода от их запоминания к извлечению из них семантики (информации), ее понимания, осмысленного селектирования, новых форм представления данных, знаний и информации, т. е. перехода от памяти к разуму (естественных и/или искусственных). Какая в этом роль самой информации, какие технологии ее извлечения, представления и оперирования с ней являются наиболее эффективными, перспективными? – Вот именно в этом вопросе неплохо был бы автору постараться начать понемногу разбираться. Ведь это – область его профессиональной компетенции (во всяком случае, так должно быть).

39. Информация, воспринятая и переработанная человеком, способствует формированию, развитию и изменению его здоровья, личности, характера, повадок, поведения, ментальности и прочее, а «овладевая» массами, «становится движущей силой» социальных процессов, преобразований. При каких условиях это происходит? Каков механизм и какие информационные процессы, законы и закономерности имеют место при этом? – Повадками называют поведенческие особенности животных, а не человека. Механизм, закономерности и процессы воздействия информации на социальные процессы не является «не познаваемым». Некоторые моменты вполне поддаются исследованиям. Попытка отыскания какого-то универсального ключа, панацеи, по-видимому, бесперспективна.

40. Какие универсальные биологические и информационные механизмы, процессы, законы и закономерности определяют здоровье человека, его болезни и самоисцеление? Насколько эффективной (с точки зрения здоровья, а не конкретной болезни) является система диагностики и лечения, ставящая во главу угла болезнь, а не здоровье? Ведь человек, как живое существо, появляется на свет сразу как саморе-ферентное единое целое, т. е. не как кусочно создаваемое по частям, а как единое саморазвиваемое путем самообразования самого себя, своих тканей, органов, души и так далее. – Вопрос информационных процессах в исцелении и некоем «самоисцелении» в отрыве от функционирования биологических существ не имеет смысла.

41. Совокупность высокоразвитых личностей при одних информационных условиях становится созидательным, конструктивным коллективом, при других – деструктивной силой, а порою разрушительной толпой. И там, и там происходит перестройка множества лиц в систему. При каких условиях эта система: появляется, может стать кибернетической, синергетической, самореферентной или автопоэтической [ссылка]? Каков механизм, информационные (а также физическо-химические, биологические, социальные или иные) процессы, законы и закономерности такого становления? – Вопрос психологии социальных сообществ. Эти знания извлекаются, пополняются. Единого ответа нет, и не ожидается, что он когда-либо будет дан.

42. Существенный технический и технологический прогресс в развитии человечества обусловлен в определяющей степени достижениями физики, химии и математики, познаниями и применениями с их помощью основных материальных процессов, законов, закономерностей и включением этих дисциплин в школьные и технические вузовские планы и программы. Что касается гуманитарных специальностей и дисциплин, а также становления и развития будущего информационного общества, то для них, как представляется, основой познания и практического применения должно быть исследование, изучение и использование информационных процессов, законов и закономерностей. Не пора ли поэтому ввести в школьные и вузовские планы и программы всех направлений подготовки (в разной, конечно, мере) информатику как фундаментальную учебную дисциплину в представленном далее или расширенном ее понимании с поэтапным (как в математике) ее изучением? – Вопрос явно выпадает из общего списка «проблемных вопросов». Вопрос «не пора ли…?» - не вопрос о природе, это предложение о действиях чиновников. На него можно дать два простых и очевидных ответа: А. «Информатика давно преподается в школах». Б. «Если информатику в вузах будут преподавать такие «специалисты», то вводить ее не пора, такое «преподавание» даже в школьной программе не желательно».

43. Исследуя историю развития науки, можно придти к выводу о том, что человечество в большей степени озабочено судьбой Вселенной и строением материи, в частности атома, чем учением о жизни [ссылка], ее основах, будущего, связи с природой и космосом, о роли и месте информации, информационных процессов, определении сути законов и закономерностей в них. Не настала ли пора человечеству повернуться в сторону озабоченности познанием того, что такое информация, какова ее роль в становлении и развитии человека и будущего человечества, особенно в современных условиях? – Вопрос о том, чем больше озабочено человечество, а чем меньше, не решается изучением одной книжки или статьи. Вопрос о  том, куда повернуться человечеству, также не «проблемный», а организационный. Человечество вряд ли прислушается к советам авторов подобных статей. Вопрос о том, что такое информация, какова ее роль, явно не может конкурировать с вопросом о строении материи и о судьбе Вселенной.
Далее автор пишет: «Перечисленные вопросы лишний раз подчеркивают многогранность понимания и проявления информации и нацеливают на то предложение, которое будет изложено далее для ее определения и изучения».
Автору удалось продемонстрировать многогранность собственного непонимания многих вопросов во многих науках.


2. ДАЛЬНЕЙШИЙ НАБОР НЕСУСВЕТНОСТЕЙ

Далее автор еще раз утверждает об отсутствии достоверной терминологии. При этом утверждается существование фундаментальной и прикладной информатики. Информатика - система дисциплин.
«Объектами информатики являются собственно информация, модели …, процессы, технологии, средства, структуры, ресурсы, услуги, отношения с другими информационными и «неинформационными» объектами (включая субъекты) Вселенной».
«Предметами информатики как фундаментальной научной дисциплины являются сущность, состав, свойства, правила, законы и закономерности строения, функционирования, поведения, рождения, развития и т.п. объектов; их познание, изучение, описание, исследование происхождения, объяснение и предсказание их строения, свойств, особенностей».
«Предметами информатики как прикладной научной дисциплины являются теоретические основы создания и эффективного применения объектов информатики, их становление, исследование».

Иными словами, объектом информатики является все. Предметом информатики является все, а также теоретические основы создания и использования ее самое.

«Наконец, предметами информатики как области практической деятельности являются разработка, изготовление, выпуск и разностороннее эффективное использование ее объектов, а также сбор, обработка, анализ, передача, интерпретация, применение информации и ее носителей в нужном объеме, заданного качества, в требуемые сроки при минимальной себестоимости».

Поскольку предметом информатики является все (см. выше) – поскольку понятие «объекты и субъекты Вселенной» включает именно все, то предметом информатики как области практической деятельности является всякая деятельность с этим всем.

«Теперь можно дать определение информатики как научной дисциплины, охватывающей совокупность фундаментальных и прикладных направлений и области практической деятельности, занимающихся исследованием сущности, свойств, закономерностей информации и информационных процессов, а также решением проблем создания, исследования и применения информации, технологий, процессов, ресурсов, структур, средств сбора (включая передачи, защиты), обработки, анализа, интерпретации и использования информации и ее носителей в естественных и искусственных живых и неживых организмах, и сообществах».

Не вполне понятно, что понимается под неживыми организмами…

Далее идет скучное и невнятное перечисление действий и методов информатики. 

3. ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ИНФОРМАЦИЯ»

Далее даются крайне странные формулировки.
1. «Информация есть часть материи» … «информация есть объект Вселенной, не сводимый по своей сути к «физической» материи, но связанный с ней, скорее всего не существующий без нее, имеющий свойства, резко отличающие ее от «физической» материи».

2. «Необходимо четко отличать информацию от ее носителей» - с этим не поспоришь.

Далее без каких-либо оснований автор утверждает, что «С точки зрения синтактических операций термин знания … лучше заменить, используя инверсию первой и третьей букв, на  анзния, чтобы не путать синанды «знания» с семандами «знания», как составными частями информации».
«Развивая эту идею, можно сигналы, данные и анзния, как операнды синтактических операций, объединить единым термином надные».

Далее здравый смысл отдыхает.
Почему бы вместо фамилии «Губарев» не использовать «Бугарев», чтобы не путать этого автора с другим сказочником, более талантливым, тоже Губаревым, но написавшим хорошую (добрую и умную) сказку «Королевство кривых зеркал»?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении автор пишет: «В статье констатировано отсутствие общепринятого понятия информации и информатики»…

Итак, если вы хотели расширить свои знания, уяснить кратко отличия терминов «Информатика» и «Информация», то вам едва ли удастся это сделать с помощью упомянутой статьи. Мне, во всяком случае, не удалось извлечь ничего полезного, кроме сомнений в адекватности этого автора. То есть польза состоит, видимо, в том, что другие статьи этого автора я уж точно читать не буду.
Собственно, вокруг чего спор?

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомлённость) — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления [2].

Информатика (от информация и автоматика) — наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценивания информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений. Она включает дисциплины, относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и конкретные, например разработка языков программирования и протоколов передачи данных.[3]

Хотя я лично не считаю Википедию научным ресурсом, на фоне разбираемой статьи это – сверх-супер-экстра-научный ресурс.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Губарев В.В. Проблемные вопросы понимания терминов «информация» и «информатика». Автоматика и программная инженерия. 2013. № 2 (2). С. 137 – 145.
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Информация
[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/Информатика