О вере и власти

Игорь Александрович Зимин
               
                «Я знаю, что ничего не знаю
                (но другие не знают и этого)»
                Сократ

    В этом году Русская православная церковь отмечает  1025 — летие крещения Руси. В связи с этим будет нелишне, на мой взгляд, напомнить, что к концу X века, древняя Русь была  сильным феодальным государством с довольно высоким уровнем развития духовной и материальной культуры. В 978 году после захвата (узурпации) великокняжеского престола в Киеве Владимир Святославич пришёл к пониманию того, что  никакой общей, сплачивающий страну и народ идеи (идеологии) нет, а прочность государства держится  на  военной силе. Тогда он решил обобщить все славянские языческие верования и придать им общегосударственный, а стало быть и общенациональный характер. Великий князь приказал установить в Киеве на холме идолы шестерых главных, по его мнению, восточнославянских богов. Так, в летописи записано: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились».
      Неизвестно, сколько так бы и продолжалось, но тут к Владимиру за военной помощью обратились правившие тогда Византией императоры Константин и Василий. Князь, имевший к этому времени нескольких жён и 800 наложниц, но обуреваемый тщеславием, согласился помочь им при  условии, что они отдадут ему в жёны свою сестру, царевну Анну. Безвыходное положение, в котором оказались императоры, вынудило их уступить. Но,  получив от Владимира необходимую помощь, они поставили ему  и своё условие: "Не пристало христианам отдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя".
      Владимир принял это условие и вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, а затем, совершив церемонию бракосочетания,  в 988 году вернулся в Киев. Там он  сразу же повелел опрокинуть языческих идолов, а затем приказал собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, в водах которого и было совершено крещение.
     И если в Киеве, если верить летописи,  крещение горожан прошло относительно спокойно, то в других русских городах и весях попытка великокняжеской власти крестить население вызвала стойкое и долговременное сопротивление,  переставшее порой в настоящую гражданскую войну. Но по-другому и быть не могло, так как в  большинстве своём русские люди не хотели менять веру своих предков на иноземную и стремились отстоять и сохранить свою веру любыми доступными для них средствами. (Утверждать другое могут только нерусские люди или люди без национальности, в представлении которых русские того времени - это покорные дикари, которым было всё равно кому и во что верить).  Поэтому в памяти русских людей, знающих историю своей страны, князь Владимир остаётся и навсегда останется подлым убийцей своего собственного брата и невинного Рогволода с сыновьями,  дочь которого, Рогнеду, он прилюдно изнасиловал, человеком, предавшим веру своих предков и за отказ принять новую веру сжёгшим целые города со всем населением,  а также древнерусские  книги и манускрипты, тем самым лишив русский народ исторической памяти и культурно-этнической преемственности поколений.
      
    Теперь обратимся к современности. Наверно, никто не будет оспаривать того факта, что Ельцин и его приспешники, узурпировав в 1993 году власть в России и будучи не способными выдвинуть какой-либо объединяющей  народ созидательной идеи, решили найти нравственную и идеологическую опору в существующих в стране конфессиях и возникших тогда же новых религиозных учениях  и всячески способствовать обращению народа, основная часть которого при Советской власти исповедовала атеизм, к тому или иному вероисповеданию.   
       Другими словами,  узурпаторы, очевидно, сочли, что «рабами божьими» управлять легче, нежели свободными гражданами. В ответ на это и религиозные конфессии и движения в свойственной им искони торгашеской манере стали требовать от государства финансирования своей деятельности, а также различного рода льгот и привилегий. Известно, что в 90-е годы церковь получала от государства финансовую поддержку в размере 6 млрд долларов в год, в то время как, к примеру, Российская Академия наук на все свои нужды, включая зарплату, – только около 200 млн долларов. Но и этого Церкви показалось мало, и в 1994 году патриарх Алексий II обратился к правительству с просьбой в связи с "бедственным положением"   разрешить Русской православной церкви ввозить в страну подакцизные товары (вино и сигареты) в качестве «гуманитарной помощи» без уплаты таможенных пошлин. Такое разрешение было дано, и государство понесло многомиллионные убытки. Мало того, государство, по сути, демонстративно устранилось от контроля за денежными потоками  в религиозных конфессиях, в то время как они от проводимой ими коммерческой деятельности исчисляются многими сотнями миллионов долларов, оно даже освободило их от уплаты каких-либо налогов вообще.   
      К 2000 году, то есть к году вступления на должность президента РФ Путина В.В., большинству населения страны  было уже очевидно, что контрреволюционный переворот, совершённый в стране во имя демократии, процветания и приобщения к «общечеловеческим ценностям» на основе воинствующего либерализма  привёл страну к всеобщей деградации во всех сферах жизни и деятельности. Однако опять-таки, не будучи способным вывести страну на путь созидания, правды и социальной справедливости, Путин сделал упор на усиление  клерикализации страны, по-видимому, не зная  (не понимая?), что нигде «ни одна из мировых религий не сумела возглавить процесс социальных преобразований» и что именно эта  «неспособность религии способствовать социальной справедливости привела в итоге к безрелигиозности, «безрелигиозного этапа»  и к тому, что миллионы душ в борьбе за справедливое мироустройство, противопоставили себя религии вообще» («Роза мира», Д.Л. Андреев).
     Надо полагать, что именно страх за будущее страны заставил группу академиков написать в  2007 году коллективное письма против роста клерикализма в современной России.  Однако  вероломная власть вновь продемонстрировала своё твердолобое упрямство и продолжило передачу государственной, а по существу - общенародной собственности в распоряжение религиозных организаций и финансирование конфессий и их служителей за счет государства. Более того, она ввела в штат российской армии  воинских священников, а с 1 сентября 2012 года для всех образовательных учреждений Российской Федерации  был введён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Но и на этом государство не остановилось - и в светских ВУЗах позволило открыть кафедры теологии. Самое отвратительное, что сейчас в стране при повсеместной нехватке детских садов, огромном количестве аварийного жилья, нищете  значительной части населения, безработице в малых городах и сельской местности  и высоком уровне преступности за счёт государственного бюджета повсеместно строятся  все новые и новые храмы, мечети и синагоги.
    Но и этим власть  не ограничивается. Несмотря на множество авторитетных  мнений по поводу того, что за  ростом клерикализма рано или поздно последует  межконфессиональная рознь со всеми вытекающими отсюда последствиями, государством поощряется формирование православных дружин и патрулей и только что  принят  закон об оскорблении религиозных чувств верующих.  Хочешь не хочешь, а приходится делать вывод: государственная власть для удержания своей власти, которую она называет  «стабильностью», делает ставку на силу и нацелено на построение клерикально-полицейского государства.
      
    Общеизвестно, что сегодня в мире существует множество различных религий. Некоторые религии давно канули в Лету или отмирают, другие — превращаются в анахронизм. Но их  число продолжает увеличиваться (наиболее известные из новых вероучений: движение Харе Кришна, Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых Последнего дня и пр. Сюда же надо отнести и российские «новые религиозные движения», возникшие после свержения Советской власти, — Богородичный центр, Белое Братство, Церковь Третьего Завета (виссариониты), Радастея и др.).  И это естественно, потому как религия не есть наука, исключая, возможно, буддизм, который, по словам Ф. Ницше, «ближе всего к науке».  Что же касается науки как таковой, то здесь следует заметить, что чем больше в мире совершается научных открытий,  и, следовательно, больше становится объём научных знаний, тем  больше становится и область (объём) незнания. А отсюда следует, что познание бесконечно, как бесконечно и само знание. Но это отнюдь не означает, что homo sapiens, постигая тайны окружающего мира (мироздания), занимается Сизифовым трудом — наоборот,  именно это и только это позволяет ему оставаться homo sapiens. По поводу сказанного здесь будет уместно, на мой взгляд, процитировать  академика П.Л. Капицу:
 «Как хорошо известно, религия свободно может пренебрегать законами причинности и потому отвечает на такие вопросы, которые не могут иметь научного решения, как, например, о сотворении мира, свободе воли, присутствии божественной силы и др. Вот почему религий может существовать множество, а наука только одна, как таблица умножения». 
    Вопреки этому приверженцы (адепты) как  старых, так и новых религий  утверждают об истинности своих вероучений. При этом нельзя не заметить, что почти все религиозные учения  при всех своих различиях имеют нечто общее:  все они говорят о наличии  выходящей за пределы существующей реальности реальности сверхъестественной, рассматривают общие для всех людей проблемы жизни и смерти и путь (пути) человека (людей) в постижении (достижении) высших целей (Высшей Реальности), ведущих после смерти в рай (царство небесное) или к слиянию (воссоединению) с богом. Другими словами, все религии учат и требуют от человека верить в существование скрытого (тайного) надчеловеческого духовного мира, в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которым должно поклонятся и соответствующим образом направлять  свою жизнь. Но если любое вероучение начать рассматривать со строго научных или даже просто рациональных позиций, то в нём обнаруживается множество противоречий и нелепиц, которые в своё время получили сатирическое отображение в произведениях Вольтера, А.С. Пушкина, М. Твена, Лео Таксиля и др.  То есть религия предлагает нам верить в то, что она сама достоверно не знает, и говорит о существовании того, что доказать не может. Или иначе, она предлагает нам верить в то, что ей самой доподлинно неведомо. Разумеется, в неведомом все возможно, в том числе и то, о чём говорят те или иные вероучения, однако  всё это, надо честно признать, совершенно недостоверно. Любой преподаватель (учитель) знает, что если он не сумел убедительно, путем последовательного раскрытия научных фактов, явлений, процессов обосновать (доказать) истинность (правдивость) учебного материала, то обучающимися этот учебный материал  усвоен не будет. 
    Именно поэтому священнослужители (в частности православные) часто заявляют, что  вероучение нельзя рассматривать на рациональном (основанном на разуме) уровне, а нужно просто уверовать в его истинность. Другими словами, нужно, как в своё время за Ельцина,  «голосовать  сердцем», а не головой. Именно такой слепой, неразумной веры от своей паствы добивается религия, именно этого хочет от неё и нынешняя власть, которая наряду с усиленной клерикализацией общества  проводит и политику его быдлоизации.
     Таким образом, цели и интересы служителей культов и нынешнего государства полностью совпадают, как совпадали и ранее, исключая Советский период истории. Но по-другому и быть не может, так как, не вдаваясь в подробности об истоков и закономерностях появления религиозного мировоззрения, замечу, что религия только на  ранних этапах развития человеческого общества сыграла положительную роль и способствовала  накоплению знаний, распространению грамотности, формированию единого понимания явлений, правил поведения в обществе и т. д. Но с последующим разделением общества на классы и их развитием всякая религия становилась служанкой  имущих, а значит - правящих классов и совместно с ними занималась - а там, где она ещё сохранила своё влияние на общество,- продолжает заниматься оболваниванием и грабежом классов неимущих.
    Здесь надо также заметить: РПЦ в частности совершает ту же ошибку, что и советские идеологи, которые усвоив истинный, а главное - актуальный на определённом этапе развития ленинский постулат «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (ПСС, 5-е изд, т. 23, с. 43),  не сумели подхватить у Ленина эстафету и  по мере становления и укрепления социалистического государства  продолжить развитие уже марксистско-ленинского учения. Время же, особенно после Второй мировой войны, выдвинуло как перед нашей страной, так и перед всем человечеством новые требования, на которые, увы, советская (коммунистическая) идеология не смогла ни ответить, ни предложить какие-либо новые идеи (знания) и подходы к управлению  и развитию социалистического государства и общества. В результате, как сейчас понятно, эта идейная (идеологическая) застойность (неподвижность) дорого обошлась и обходится нашей стране и народу.
       Возникает вопрос: а чему или во что тогда верить?
       Ответ, как ни странно, прост:
верить надо, во-первых,  в добро, которое русский философ Вл.Соловьев определял  как «действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому», а во-вторых, по Л.Н. Толстому, надо спешить его делать.
 
P.S. И ещё. У римского поэта Овидия на такой случай тоже был ответ:
Dum spiro, spero! («Пока дышу, надеюсь»)