…"Музыка подсознания" проявляет себя неожиданно, всплывающими в голове звучаниями...
«Музыка сфер»
Пифагор Самосский
(570 – 490 гг. до н.э.)
Гений есть выражение абсолютной свободы творящего Духа. Создатель произведения, которым он обязан своему гению, сам не ведает, как к нему пришли эти идеи. Такое случилось с автором знаменитого марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ, Василием Ивановичем Агапкиным. По свидетельству дочери, Азы Васильевны Свердловой, однажды , придя домой со службы, он уединился в комнате за инструментом и за пару часов создал свой бессметный марш.
Но только ли гению дано порождать шедевры? Случайно ли появление всенародно любимого музыкального произведения? На эти вопросы отвечает поток времени и история социума.
Несомненно, что одним из заметных событий в мире батальной музыки накануне столетия русского военного марша «Прощание славянки» явилось трехсотлетие Отечественной военно-оркестровой службы. И хотя были и есть иные мнения, датой отсчета истории батальных мелодий России волевым решением Главного военного дирижера Российской армии был определен именно 1711 год. Причина тому –Указ императора Петра 1 «О штатах кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям». Исследователям известны и более ранние документы, но об этом чуть ниже.
Праздновали с размахом, во всех гарнизонах, и даже тиражировали наградной почетный знак "Военной музыке России 300 лет". В Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга состоялось грандиозное музыкально-историческое шоу «Триста лет фанфарам Петра», за дирижерским пультом которого стоял все тот же энергичный и волевой генерал-лейтенант Валерий Халилов.
Об этом событии много писалось и говорилось с разных трибун, приводились сухие ученые цитаты и яркие эмоциональные высказывания и «за», и «против», но бесспорным оставалось одно: в этот исторический период военная музыка непрерывно эволюционировала и прошла славный путь от личного барабанного перебоя императора Петра 1 на плацу Преображенских казарм до тысячетрубного звучания сводного оркестра церемониальной музыки на Красной Площади. И этот факт позволяет с большой долей оптимизма взирать на нынешнюю перспективу золотой лиры на погонах.
А теперь об альтернативах.
Не менее интересными для исследователя истоков военно-оркестровой службы мне показались и знаменитые петровские СТОЛБЦЫ, прообразы нынешних приказов с содержанием штатного расписания полков. За одиннадцать лет до Указа Петра 1 № 2319 они вводили в структуру тысячных боевых полков элемент военно-оркестровой службы - сиповщиков и барабанщиков общим количеством 48 человек вместе с положенными им музыкальными инструментам
Конечно, для трехсотлетней истории русской военно-оркестровой службы срок в одиннадцать лет практически ничего не значит, и им можно было бы пренебречь, если бы не один интересный факт.
Сравнительный анализ СТОЛБЦА № 18686 и Указа № 2319 наглядно показывает, что в 1711 году произошло не формирование штата военного оркестра русской армии, а его сокращение с 48 до 25 музыкантов, т. е. почти в два раза.
И сегодня колесо истории военно-оркестровой службы сделало полный оборот. Штат полкового оркестра сократился до 12 исполнителей.
Однако цель данной статьи всерьез поговорить не только о штатах оркестров, сигналах и маршах в войсках русской армии, но и о проявлении гениальности в истории военной музыки на Руси в целом.
Многие исследователи полагают, что предвестниками военной музыки были сигналы, подаваемые на трубах, рогах, горнах и барабанах. На мой взгляд, это глубочайшее заблуждение. Спору нет- сигналы и марши появились и развивались самостоятельно, но можно ли разделить два истока могучей реки?
Сигналы применялись в первую очередь для управления войсками, марши же служили для упорядочения движения войск и как отдельные произведения для обеспечения ритуалов. Это основополагающие прикладные функции, но нельзя забывать и о духовной составляющей, которая с первых дней накрепко связывает эти самые сигналы и марши.
«Сопутствуя солдату от его поступления в ряды защитников отечества, в течение всего его поприща, зов трубы, бой барабана служит для сохранения порядка и стройности в военных упражнениях, для одушевления войск в бою, для отдания чести начальнику, и для прощания с товарищем, сопровождаемым до могилы. Слово начальника и венная музыка имеют привычные солдатскому уху значения, по которым целые тысячи идут в огонь и в воду» .
Эту цитату из военной энциклопедии составляли далеко не музыковеды, но люди, понимающие толк в самой сути воинской жизни.
Следует вспомнить, что только в русской армии существовал такой вид нематериальной награды, как право исполнять ту или иную музыку. Всего этой наградой отмечено 10 полков до Отечественной войны и 30 полков после.
Символично, что первое пожалование состоялось 16 июня 1799 года Тамбовскому мушкетерскому (позднее пехотному) полку за подвиги в Швейцарии под командованием А.В. Суворова.
И вот здесь начало легендарного, всенародно любимого, истинно боевого марша.
Имея такие традиции в военной музыке, тамбовский гарнизон более ста лет славился своими оркестрами и зачастую привлекался к мероприятиям с участием коронованных особ. Но время летело, и когда шумно грянуло столетие Бородинской битвы, произошло то, что должно было произойти неминуемо. Количество перешло в качество и тамбовская венная музыка, возросшая на традициях русских побед Суворова и Кутузова, породила один из символов Отечественной военно-оркестровой службы -марш ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ.
Плоть от плоти народа, написанный на подсознательном уровне
простым военным трубачом, этот марш с момента рождения находится под покровительством Божьих Сил. Он быстро нашел дорогу к сердцам слушателей и за короткое время молниеносно распространился по военным оркестрам всей России. Через год состоялся тираж грамзаписи, а через сто лет у марша будет уже своя радиостанция. Ему будут ставить памятники, художники будут писать о нем картины, и слава его достигнет всех уголков Земли.
Многоязычный сайт с миллионной аудиторией* полностью посвятит ему свой контент и марш станет подлинной визитной карточкой Отечественной оркестровой службы во всем мире. И это вполне объяснимо. Музыка не имеет языкового барьера и потому не имеет территориальных границ, свободно перелетая из страны в страну, от одного народа к другому, от сердца к сердцу.
Липецк
2013 г
*Идея создания сайта, посвященного столетию русского военного марша ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ, принадлежт военному капельмейстеру Николаю Иннокентьевичу Губину и его земляку математику Сергею Аркадьевичу Соколову (уроженцы города Колпашево). Позже идея увлекла еще одного офицера запаса, Вадима Юрьевича Аниканова (уроженец города Москвы), и он разработал и осуществил дизайновую структуру сайта. Сайт имеет достаточно солидный контент, широкую географию и пользуется большой популярностью.С сайтом плодотворно сотрудничают ученые, литераторы, яркие представители творческой интеллигенции, крупные общественные и политические деятели.
Вот адрес сайта
http://www.slavyanka2012.ru/
(выделить и щеклуть)