8 Вуковар

Александр Кениг
Нигде не понимаешь так явственно хрупкость нашего мира и не осознаёшь шаткость нынешних политических и экономических отношений, как в Вуковаре. Этот маленький хорватский городок - символ мужества и стойкости свободолюбивого народа, ставшего заложником распада послевоенных империй.

Двадцатый век, прошедший под грохот канонад двух мировых войн, по глубокому убеждению народов Европы, должен был положить конец кровопролитиям. Политики с обоих политических полюсов уверяли друг друга в незыблемости и нерушимости европейских границ, их неприкосновенности и надёжной защите. Однако мареву этих заверений суждено было враз растаять, когда один за другим стали разваливаться два послевоенных колосса – оплота социалистической стабильности и мира. Советский Союз и, созданный по его образу и подобию, «блудный сын» соцлагеря – Югославия в одночасье разложились на составляющие элементы. И как то так получилось, что некогда братские  народы, «сидевшие» в одном лагере и зоне за железным занавесом, на свободе оказались не такими уж родственниками, а порой даже и не друзьями. Как то сами по себе вдруг возникли претензии и упрёки, притязания и требования, встал вопрос об ответственности и долгах. Жившие десятилетиями бок обок народы вдруг захотели иметь собственный дом и огород, язык и религию, политику и валюту. Да и смотреть стали в разные стороны: одни, по привычке, на Восток, другие же – на более привлекательный в экономическом отношении Запад. Всё чаще стали раздаваться грозные высказывания и призывы, где-то что-то забряцало, в воздухе запахло гарью. В этот момент политикам и остудить бы некоторые горячие головы, поднявшиеся над толпой. Увы!..

В условиях гражданской войны тщетное и неблагодарное дело искать зачинщиков, виноватых, как нет здесь, впрочем, и победителей. Это общая беда, общее горе. Я бы назвал это и коллективным безумием, отягчающим национальную совесть на многие поколения.

Сербскохорватское братство закончилось в одночасье, когда из-за Дуная полетели снаряды. Вуковар защищался три месяца…

Мне довелось попасть сюда года через два после окончания боевых действий. О сильно покалеченном человеке говорят, что «на нём не осталось живого места». Это выражение в полной мере подходит к увиденному мной: весь, абсолютно ВЕСЬ город лежал в руинах. Если каким-то зданиям чудом и удалось выстоять, они всё равно были инвалидами: изрешеченные пулями и осколками снарядов как оспой войны, они ещё долгие годы напоминали заезжим туристам о том, что война это не что-то давнее, историческое, а вполне ощутимая реалия нашей сегодняшней действительности.

Сегодня, двадцать лет спустя, Вуковар всё ещё залечивает раны. Конечно, в последние годы, с помощью Объединённой Европы, этот процесс идёт скорее. Сильно повреждённые здания, не представляющие исторической ценности, до сих пор стоявшие немым укором, сравняли с землёй. Другие, особенно графский дворец и гостиный двор в центре, восстанавливают, начиная с фасадов. Жилые дома, которые ещё можно использовать, ремонтируют изнутри, оставляя внешний вид на потом. Бывший культурный центр перестроили и снаружи и внутри, превратив, на потребу дня, в торговый комплекс.

Сегодняшний Вуковар, расположившийся на обоих берегах реки Вука в месте её впадения в Дунай на 1333 километре, утопает в цветах. Мостики, перекинутые с берега на берег мелководной Вуки, украшены клумбами. Клумбы и вазоны скрывают оставшиеся ещё местами руины, свисают с балконов повреждённых зданий. Плющ и трава зализывают шрамы недавней войны, не в силах, однако пока совладать с некогда живым, а теперь обгоревшим стволом векового дуба в графском парке…

О возвращении жизни в эти края говорит гнездо аиста, свитое на одиноко торчащей печной трубе сгоревшего дома, да витрина магазина, «торгующего невестами». На потребу туристам – лавки с сувенирами на военную тематику: тут и разноформатные скульптурки повреждённой водонапорной башни, ставшей символом города и видимой всем судам, проходящим по Дунаю, военные пилотки, магнитные нашлёпки с национальной символикой. Мне особенно приглянулось прозрачное сидение для унитаза с вмонтированной в него колючей проволокой. Однако купить себе что-то в Хорватии может позволить не каждый – местная валюта, куна, хоть и держится стабильно, тем не менее, цены в магазинах зашкаливают. Для нас, моряков, посещающих все страны региона и ориентирующихся по большей части в ценах на предметы хотя бы первой необходимости, напрашивается вопрос, а не миллионеры ли живут в этих местах?

Сразу хочу поделиться одним наблюдением: чем беднее и отсталее страна, тем выше в ней цены на аналогичные товары. Я не думаю, что владельцы супермаркетов хотят нажиться на безденежном населении. Логика бизнеса требует от них как раз противоположных действий. А вот то, что родное правительство пытается «подтянуть штаны» и «залатать дыры» бюджета за счёт своего народа, вводя завышенные тарифы, пошлины, налоги, ставки и проценты НДС – это кажется мне вполне реальным объяснением «космическим» ценам, порой в два-три раза превышающим цены на те же самые товары в магазинах, скажем, Германии.

Тем не менее, жизнь продолжается и в этом пограничном районе. Вуковар, наверное, единственный город, где вместо центральной площади – центральный затон. Большой залив, забитый под завязку частными лодками, катерами, катамаранами и небольшими судёнышками в нашем понимании людей, проживших всю жизнь на границе с «дружественной» Румынией, где даже владение надувным матрацем считалось чуть ли не попыткой нарушить границу и приравнивалось к измене Родине, никак не вписывается в представление о «прифронтовой зоне».

И всё же война нет, да и напомнит о себе. Едем на экскурсию в Осиек, гид не замолкает, рассказывая об истории и достопримечательностях этих мест. Слева и справа мелькают небольшие посадки и поля. Экскурсовод, мимоходом, бросает: «Останавливаться на этой трассе строжайше запрещено. Так что терпеть, если кого-то поджимает, приходится до ближайшего населённого пункта». Законно возникает вопрос о причинах такого «драконовского» запрета, и следует неожиданный ответ: «Это опасно, так как поля ещё не успели полностью разминировать.»

Что же привлекает в эти опасные места, возможно, спросите вы. Не знаю как кого, меня в этом море негатива манит только одно – мороженое. Поверьте ценителю на слово, на всём Дунае самое вкусное и НАТУРАЛЬНОЕ мороженое именно в Вуковаре. С ним даже рядом не стоял продукт знаменитых итальянских «желатерий». Убедитесь в этом сами – ради этого, возможно, и стоит посетить маленький, но гордый придунайский хорватский город на Вуке.