Протестантизм в России

Юрий Лазин
ПРОТЕСТАНТИЗМ, КАТОЛИЦИЗМ И ПРАВОСЛАВИЕ.

Протестантизм можно назвать порождением католицизма. Он появился на территориях, где процветало католичество и исключительно в знак протеста против католических устоев, которые существовали ещё в средние века. Что же это за устои и обстоятельства?
1. Одним из главных обстоятельств было то, что слово Божье у католиков проповедовалось исключительно на латинском языке. Этот язык уже в средние века считался мёртвым, то есть не используемым ни в одной стране мира, как государственный язык. Даже Италия, родина латыни, не могла похвастать тем, что католические богослужения, проводимые на латыни, понятны гражданам Италии. Для справки, греческий перевод Библии считается более ранним и более точным, чем латинский. Греки переводили Библию  используя одновременно 72 переводчика, которые сопоставляли свои переводы каждой главы и сравнивали их, чтобы сделать один совершенный перевод.

 Многие люди в разных частях Европы  стали изучать Библию и нашли в ней не только смысл Слова Божия, но и то, что католицизм зачастую этому Слову не соответствует. Многие стали требовать перевода богослужений на родной для них язык. Папа римский категорически этому противится до сих пор.

К слову сказать, в православии такой проблемы никогда не было. Святые Кирилл и Мефодий  сразу сделали перевод Библии и всех богослужений на старославянский язык, усовершенствовав  для этого существовавший дотоле старославянский алфавит "буквицу". Всем славянам всё было понятно. Православные люди понимали Святое писание и никаких препятствий к его изучению у них не было. Более того. Когда православные миссионеры приносили Слово Божье другим народам, то они не занимались простым навязыванием веры. Они жили с этими народами, изучали их языки и переводили Библию на языки других народов. Зачастую, православные святые, посвящали   этому свои жизни. Для появления протестантизма из-за непонимания смысла Библии, в среде православия,  не было причин. Нет их и сейчас.

2. Второй причиной появления протестантизма было то, что католические монахи активно торговали индульгенциями.

Здесь следует обратить внимание на то, что же это за документ - индульгенция. В ранней христианской церкви, куда входила и римская патриархия, считалось, что христианская церковь имеет множество святых, которые при жизни просияли перед Богом своей праведностью. Церковь сохранила память о них и поэтому может позволить купить крупицу святости многочисленных праведников тем, кто к поаведности стремится. Странная ситуация. Но католическая церковь её усугубила тем, что индульгенции стали продаваться за отпущение совершенных грехов. То есть, ради денег они готовы были продавать прощение грехов от имени Бога за счёт праведности святых угодников. Доходило до того, что индульгенции стали продавать на прощение ещё не совершённых грехов. Такое обстоятельство можно расценивать, как поощрение греха, а Иисус Христос призвал бороться с грехом. К покаянию призвал.

В русском православии никогда такого не было. То есть, индульгенции в РПЦ никогда не продавались. Православные священники никогда индульгенциями не торговали. Для появления протестантизма из-за торговли индульгенциями, в России так же не было причин.


3. Наконец, католическая церковь породила такое явление, как святая инквизиция, которая уничтожала ересь самыми жестокими способами. По утверждениям  протестантов, за 1000 лет святая инквизиция сожгла на кострах 52 миллиона человек. Думаю, что эти цифры неимоверно сильно завышены. Дело в том, что сведения о казнях инквизиции строго документировались и отправлялись не куда-нибудь, а в папскую библиотеку, куда у простых смертных доступа долгое время не было. Недавно доступ в папскую библиотеку (ну, или в её часть) был открыт и все желающие смогли получить сведения о репрессиях и казнях. Оказалось, что речь не идёт даже об одном миллионе человек. Более того, на сомнения наводит тот факт, что святая инквизиция, которая существует даже и сегодня ( не в том виде, конечно), насчитывает менее 1000 лет. Значит в средние века, пик казней приходится не на 1000 лет, а на 300-400, а то и менее. Но, что было, то было. Сжигание на кострах, охота на ведьм, виселицы, всё это было. В Амстердаме, к примеру, в одном из музеев, хранятся весы с гирей в 46 кг. Если женщина, которую взвешивали на другом конце весов не перевешивала. То есть была легче 46 кг, то  считалось, что она может летать на метле. Это становилось основанием для обвинения в колдовстве.

В православной России такое явление, как сжигание на костре еретика тоже встречалось, но это было крайне редко и насчитывает всего несколько  десятков случаев. Например: в конце 15 века были наказаны сожжением на костре последователи ереси жидовствующих,  которую возглавлял тогда Схария. Эти люди выступали против православия, всячески критиковали его, пользуясь спекулятивными аргументами. В наши дни им бы ничего не сделали. Тогда около 10 человек сожгли в специально сооружённых срубах. Чтобы люди не могли видеть мучения человека. Этот случай не единственный в истории России. Были сожжения в срубах старообрядцев. Так были сожжены протопоп Авакум с двумя другими старообрядцами. Нет, не за ересь. За раскол. За нежелание принять новые обряды. Всё это привело к многочисленным случаям, когда старообрядцы раскольники, не желая сдаваться войскам, которые должны были их примерно наказать, запирались в домах и сами поджигали себя. Такие случаи самосожжения отрезвили власть и заставили остеречься от суровых наказаний. Отсутствие у православных святой, безжалостной инквизиции  говорит об отсутствии  этой причины для появления протестантизма в России.


Эти три основные причины появления протестантизма в среде католических христиан, практически отсутствовали у православных христиан. А собственно православных протестантов практически не существует. Все существующие сегодня в России и других православных странах,  протестантские церкви, выходцы из католических протестантских церквей. Православных протестантов нет. Причин протеста у православных христиан  не существует. Да и те причины, что были во времена раскола на новый и старый обряд, прямо противоположны тем, которые были у западных протестантов. В Европе протестанты требовали , если можно так выразиться, реформировать католическую церковь. Обновить её. В России, наоборот. Раскольники-старообрядцы требовали отменить нововведения никоновской реформы. Оставить всё по старому. Никониане же старались внести необходимые изменения в богослужебные книги на основании старых же греческих книг, при переводе которых были допущены некоторые неточности. Разве можно назвать протестом стремление к усовершенствованию веры как старообрядцами, так и никонианами?

И всё же, даже если назвать православными протестантами старообрядцев, то далеко не сегодня. Да, был в истории России момент, когда часть православных христиан, во время  церковной реформы патриарха Никона, осталась в старом обряде. Решили сохранить богослужение по старому, дореформенному образцу. Их тогда назвали раскольниками. Ведь реально они раскололи церковь. Понятно, что старообрядцы в этом обвиняют христиан нового обряда. Они даже были преследуемыми законом, но свои убеждения сохранили.  Доходило даже, как я писал, до актов самосожжения целых общин староверов. Спустя более 250 лет, в 1905 году,  специальным  царским манифестом, раскольников решено было считать старообрядцами и полноправными православными христианами. То есть, когда-то был протест против церковной реформы, но не против церкви. Этот протест закончился. Раскольники-староверы перестали быть раскольниками. Старообрядческие церкви считаются такими же православными, как и все остальные.  Их история, это часть истории РПЦ. Она довольно интересна и  во многих случаях трагична. Старообрядцы, даже в период гонений, оставались ответственными гражданами России. Платили налоги, служили в армии, сохраняли национальные обычаи и традиции, причём даже более ревностно, чем никониане. 

Интересно то, что все старообрядцы разделились в самом начале на два толка-направления. Их назвали: поповщина и беспоповщина.  Об этом нельзя не упомянуть из-за важности данного факта.  Дело в том, что наличие священников в православной церкви, это очень важное обстоятельство. Без них невозможно богослужение, как и в католической церкви. А во время церковной реформы патриарха Никона, практически все священники приняли новый обряд. Те немногие, которые оказались в числе старообрядцев, не могли полностью обеспечить богослужение в старообрядческих местах по всей России. Вы скажете, да что там особенного? Изучи Библию и служи Богу. Приблизительно так рассуждают протестанты, но если бы всё было так просто.

Каждый православный священник обязательно рукополагается  на служение Богу вышестоящими церковными иерархами. Кто-то скажет: и что с того? А вот что. Эти иерархи в своё время, так же были рукоположены другими, когда были ещё начинающими, но уже подготовленными священниками. Это рукоположение ( я бы назвал его посвящение служению Богу, хотя на самом деле смысл рукоположения священника гораздо глубже) идёт от самого Иисуса Христа.  Он рукоположил своих апостолов, а они продолжили эту традицию до наших дней. Если можно было бы проследить рукоположение любого из священников православной (как и католической) церкви, то окажется, что каждый священник рукоположен от самого Иисуса Христа.

У протестантов пасторы не рукополагаются. У них этого нет, и они об этом долго не беспокоились.  Не могут они ценить   то, чего у них нет. В последнее время многие протестантские церкви приступили к тому, чтобы рукополагать своих служителей, но это у них исключительно для того, чтобы показать всем, что они не хуже православных и католиков. Понятно, что рукоположения от Иисуса Христа у них нет и быть не может. Протестантизм появился через полторы тысячи лет после Рождества Христова.

 А вот старообрядцы этим были сильно обеспокоены, потому что оставались православными христианами. В итоге те из них, кто искал возможности  организовать законное богослужение по старому обряду, положили начало направлению под названием «поповщина». Их было большинство. Те же, которые решили отправлять богослужения без священников, их было меньшинство, стали называться «безпоповщина». Вот последних можно было бы назвать скорее сектантами, чем протестантами.  Но только тех из них, кто не вернулся в православную церковь хоть старого, хоть нового обряда. Часть из них могла уйти к западным протестантам. Их история теряется в истории русского народа. О них мало что слышно. Какие же были секты?  Известна, например, секта скопцов. Это люди, считающие, что оскопление мужчины есть необходимый атрибут, способный заменить служение Богу. Известна была секта «безденежников». Эти люди, ни при каких обстоятельствах, не брали в руки деньги. Оплату за свой труд получали продуктами или товарами. Они считали, что такое поведение есть важный факт, заменяющий служение Богу в храме. Более важный, чем само богослужение, которое они своими силами организовать не могли в силу отсутствия рукоположенных священников. И таких толков в среде «безпоповщины» был десятки. Это и есть русские православные протестанты. Но, повторюсь, большинство из них, после признания правительством старообрядческой православной церкви, вернулось в церковь. Иными словами, «поповщина» с 1905 года стала официальной старообрядческой церковью, а «безпоповщина», в большинстве своём, либо вернулась в православие, либо сохранилась в каких-то малых сообществах, возможно сектах.

Что касается "поповщины", то здесь возникла реальная опасность остаться без священства вообще. В новом обряде старообрядческих священников не обучали и не рукополагали. Для того, чтобы не лишиться рукоположения, старообрядцы сумели заручиться  расположением митрополита Амвросия. 28 октября 1846 г. в Белокриницком монастыре произошло торжественное присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви. Грек по национальности он не просто принял старообрядческую веру, но и успел рукоположить необходимое количество старообрядческих священников. Так старообрядцы сохранили  рукоположение от Иисуса Христа независимо от русской православной церкви. Известно, что реформатор церкви, патриарх Никон, в конце своей жизни утверждал, что и старый и новый обряды правильные.
 
Что же протестанты в России? Откуда пришли и что тут делают, если нет причин для их исторического протеста?

Временем самого масштабного поселения протестантов в России было время правления Петра 1го. До этого протестанты появлялись на Руси и безуспешно  пытались вести свою пропаганду. Поскольку у православия не было недостатков имеющихся у католической церкви, то протестантские эмиссары представили свою деятельность, как борьбу против поклонения иконам. Они и до сих пор утверждают, что православные поклоняются не Богу, а идолам в виде икон. Конечно же, это клевета, о которой прекрасно осведомлён каждый православный христианин, посещающий церковь. 
Во-первых, на каждой иконе изображение реально существовавшего святого, просиявшего в служении Богу. Или  изображение Спасителя, архангелов и всех тех, кто описан в Библии. Нет ни одного вымышленного, о ком можно было бы сказать, что это идол. Изображения, почти всегда, не документальные. Не точные. Скорее символические.   Но что интересно, православные всегда угадывают,  кто именно изображён на той, или иной иконе, хотя писались они разными иконописцами и в разное время и отличаются визуально.

Каждый христианин знает, что совершая крестное знамение (когда человек крестится),  говорится: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Пресвятую Троицу поминают. Бога.
Перед иконой любого святого, крестятся в первую очередь, а значит,  в первую очередь поминют Бога. К святому же обращаются за заступничеством перед Богом. Святой заступник ведь он уже рядом с Богом. Это не индульгенция. Это покаяние и признание Силы Божьей и страх за нашу ответственность перед Богом. А протестанты  пытаются всё это представить,  как идолопоклонство.

Протестанты паталогически избегают изучения истории всего человечества. Иначе они давно бы знали, что православие в своей истории имело около 200 лет иконоборческого времени и в конце концов на 8 вселенском соборе было принято решение иконы сохранить. Святые отцы тогда обосновали наличие икон тем, что это образы святых и самого Иисуса Христа. И было сказано, что мы, православные почитаем иконы, но не служим им. Служим мы Богу.

 Но протестанты не хотят знать о том, что православные это уже прошли. На этой почве возникли протестантские акции иконоборческого характера. Были случаи, когда  иконоборцы занимались вандализмом и уничтожали иконы в храмах. Впрочем, как было сказано, первые иконоборцы появились за многие сотни лет до появления протестантов.

К слову сказать, протестанты в Европе далеко не такие миролюбивые, как они пытаются казаться в России. Да это и понятно. Ведь католики, во главе с папой римским, устроили им необъявленную войну, которая, в конце концов, перешла в официальную 30 летнюю войну. Протестантский принцип неприятия в свои руки оружия был забыт ими, когда встал вопрос защиты собственных жизней. Именно с оружием в руках протестанты отвоевали себе право на жизнь и свободу совести и вероисповедания.  Но это там. В Европе. У нас в России они не подвергались истреблению за веру. Были случаи переселения протестантов в другие края Российской империи, но истребления их не допускалось. В России они вполне имели возможность в руки оружие не брать. И не брали. И не берут. Жили обособленно, и если случалась война, то православное воинство защищало  и их тоже.  И православные  старообрядцы не пренебрегали службой в армии для защиты отечества. Уважали власть.  Протестанты в России этого избегали. Впрочем, это им удавалось не всегда.

Ни для кого не секрет, что протестанты активно воевали за свои идеалы с католиками. Наиболее крупной войной между ними стала 30 летняя война (1618-1648гг). Она не завершилась чьим-то поражением, но протестанты завоевали для себя авторитет церквей  умеющих защитить себя. Но на этом история не закончилась. Сегодня протестанты активно проповедуют о себе, как о миролюбивых церквях. Когда речь заходит о войне, к которой они причастны, об организаторах войны как о протестантах стараются молчать. Будто организаторы войны и не протестанты вовсе. Но их участие не замолчать.

Например, во время Великой Отечественной войны, часть адвентистов пошла сражаться за родину. Другая часть предпочла сталинские лагеря. Этот пример до сегодняшнего дня разделил адвентистов России на два лагеря. Тех, кто запятнали себя службой в армии и убийством людей на войне (а с ними и их потомков), и тех, кто  предпочёл пострадать за веру, но родину не защищать. А завоевания Германией СССР  они не боялись. Немцы ведь в большинстве своём лютеране. Тоже протестанты. А ворон ворону глаз не выклюет. И до сих пор адвентисты в России  в состоянии раскола. Кто прав из них, кто не прав,  Бог уже Рассудил.

Но был и такой случай, когда протестанты взялись за оружие поголовно. Это случилось в Азербайджане, в местах компактного проживания молокан. Во время войны в Нагорном Карабахе молокане вынуждены были защищать свои деревни от карабахских  войск, которые, пытаясь развить свой стратегический успех, должны были эти сёла захватить. Убедившись в том, что захватчики (а иначе эти мародёрствующие войска назвать было невозможно), не щадят мирное население, молокане организовали такую оборону, оставшихся свободными, сёл, что противник больше не смог занять ни одного населённого пункта.

Говоря о протестантах в Европе нельзя не сказать, что есть большие протестантские церкви, организованные  на национальном уровне. К таким церквям можно отнести, например,  лютеранскую и англиканскую церкви. Я не пишу об остальных протестантских церквях потому, что это темы отдельных статей. Эти две протестантские церкви интересны мне тем, что их появление  было связанно не только с перечисленными мною в начале статьи тремя причинами.  В Германии, например, назревало недовольство богатой части населения тем, что огромные земельные угодья ежегодно отходили папе римскому. Его владения в Германии увеличивались, а экономика Германии разваливалась. Богачи заговорили о секуляризации земель, то есть отъёме их у папы в пользу богатых людей Германии. Оформил данный протест в идеологическую форму хорошо известный  Мартин Лютер. Это случилось  31 октября 1517 года в  его 95 тезисах. По имени Лютера и церковь назвали лютеранской. Важно не забывать, что одной из причин появления лютеранской церкви в Германии было противоречие между папским престолом и немецкими феодалами за немецкую землю. Мартин Лютер, между тем, является ключевой фигурой для очень многих протестантов и сейчас, и тех которые появились впоследствии описанных здесь событий. Он был очень известным и при жизни. Настолько известным, что на его идеях немецкие крестьяне подняли восстание под руководством Томаса Мюнцера. Восстание было протестантским и антипапским, но жестоко подавили его не католики. Его подавили немецкие феодалы, тоже протестанты и  сторонники Мартина Лютера. Мартин Лютер данное восстание осудил и не поддержал. Видимо бедные протестанты в Германии в то время были непозволительной роскошью. Тем не менее, именно из лютеранской церкви берут своё начало целый ряд более поздних протестантских церквей. А почем бы и нет? Если Мартину Лютеру можно утверждать своё видение веры, то почему это нельзя делать другим? Так появились баптисты, адвентисты, евангелисты, пресвитериане и многие другие. Протестантское общество всё состоит из расколовшихся на различные церкви людей, но эти расколы не делают никого их них справедливее или объективнее. Или чем-то отличнее от остальных. Те протестантские  церкви, которые называются христианскими, но для того чтобы отличаться от других, отвергающие Святую Троицу, или другие основы христианской веры, (например, признанная в России тоталитарной сектой церковь свидетелей Иеговы) я в пример не беру. Но и эти церкви корнями выходят из лютеранства.

Англиканская церковь такого разнообразия, как лютеранская, не породила. Тут всё до банальности просто. Королю Генриху 6му  захотелось развестись с женой, которая не родила ему сына наследника, и жениться на другой женщине, которая  пообещала ему сына родить. За разрешением на развод Генрих 6 обратился  к папе римскому, но тот разрешения не дал. Дело в том, что отец жены Генриха 6 был не кто иной, как император Испании, и по совместительству император Германии. Очень заслуженный католик. Тогда Генрих 6 заявил об отделении английской церкви от католической и создании англиканской протестантской  церкви.  Курьёз ситуации заключается в том, что в Англии протест против католицизма пошёл не снизу, а сверху и причиной его появления стали изменения в личной жизни короля.  Как однако всё просто в туманном Альбионе. Кстати, Генрих 6й женился ещё 5 раз и ни одна из его жён не родила ему сына.

В мире проживает более 700 миллионов протестантов, и более миллиарда католиков. Православных христиан чуть более 200 миллионов. Поневоле возникает вопрос: почему православная церковь не так многочисленна, как католическая и протестантская? Ответ очевиден. Во первых, католичество и протестантизм сильно пополнились населением двух Америк и не только. Во-вторых, слишком много испытаний свалилось на православных христиан и почти все они были инициированы католиками, протестантами и мусульманами. Если заглянуть только в недавнюю историю, то мы увидим, что и 1 мировая и 2 мировая войны были инициированы  католическими и протестантскими странами против православных стран. Гитлеру удалось направить православную румынскую армию против СССР, в основе которого была православная Россия. Православных заставляли убивать своих единоверцев. И все эти войны были организованы протестантскими Германией, Англией, США, Францией, католическими Италией, Польшей и другими странами. Если вспомнить более давнюю историю, то там фактов вооружённого давления на православие не меньше. В 1453 году пала Византийская империя под ударами турок. Это стало возможным благодаря тому, что католики решили не помогать православным. 400 лет под турецким игом находились православные страны, Греция, Болгария, Сербия, Черногория и многие другие. На другие страны, такие как Грузия, Армения, Украина, Россия,  турки постоянно совершали походы. Турки постоянно уничтожали на этих территориях православных людей, или насильно навязывали им ислам под страхом смерти. Восстания жестоко подавлялись. Молодых людей увозили в рабство. В конце 19 века турки стали объявлять в православных сёлах и городах мобилизацию мужчин от 16 до 50 лет, которых впоследствии просто уничтожали безоружными. Потом уничтожалось население сёл и городов, откуда были мобилизованы все мужчины.  В начале 20 века в Армении так было вырезано более 1 миллиона православных армян. И таких фактов великое множество. Турки зачастую пользовались поддержкой протестантской и католической Европы.   И протестантам, и католикам хочется  прекратить существование православия и захватить  земли нашего проживания. Для этого даже зазывают нас, православных христиан, в различные протестантские церкви. Но везде на западе нас называют не православными христианами, а ортодоксальными. Слово «ортодоксальный» понимается как, последовательный, фундаментальный, принципиальный. То есть везде в мире нас считают именно ортодоксальными христианами, последовательными и принципиальными в вере.  Что мешает брать с нас пример, непонятно.

Протестанты проживающие в России, в основном выходцы из лютеран и баптистов.  И что же привлекает в их ряды  россиян? Я думаю несколько факторов.
1. Обычная лень. Да, это так. Нежелание взять Библию и почитать самому, а если непонятно, обратиться к священнику. Поэтому когда к лентяю приходят люди, называющие себя христианами и предлагают всё доходчиво рассказать, лодырь на это может купиться. А дальше идёт изучение  основ протестантизма незаметно для слушателя. Но об этих основах позднее.
2. Сила привычки. В советское время многие были отвращены от православной церкви. Когда РПЦ официально разрешили, то многие отвернувшиеся от церкви в советское время люди не смогли покаяться в своей душе и придти в церковь. В них продолжали жить пропагандистская критика церкви. Но отрицать Бога уже не получается и тогда такие люди стали обращаться в любую протестантскую церковь, которая критикует РПЦ.
3. Принципиальный атеизм. Очень хочется верить в то, что Земля существует миллиарды лет и просуществует ещё миллиарды лет. Поэтому хочется верить в возможность обретения людьми бессмертия. Жить, не боясь ответственности перед Богом. Позволять себе всё. Отсюда и пропаганда безбожия, и попытки всячески очернить Создателя.
4. Безграмотность. Незнание основ православия. Зачастую эти обстоятельства мешают людям  просто зайти в храм и поставить свечи. Я уже не говорю о том, чтобы грамотно рассуждать и уметь объяснять несостоятельность критики православия. Такие люди готовы принять любую критику за правду, а приняв её,  начинают защищать, как свою собственную.
5. Гордыня.  Зачастую люди  пытаются сравнивать себя со священниками, совершенно не зная их жизни. Всё это приводит к зависти, если оказывается, что священнослужитель обеспечен лучше, чем простой рабочий, или крестьянин. Обычным становится рассуждение, что простой человек не менее порядочен чем священник, а обеспечен хуже. При этом принято считать, что священник вообще не работает и ничего не производит. Если  появляется пример того, что кто-то из священников недостойно себя вёл, то принято говорить не о конкретном священнике, а о священстве в целом.  О том, что личное время священника, ему, по сути, не принадлежит, такие спорщики не предполагают.  Они не знают, что служба у священнослужителей не нормированая и служат они не до пенсии, а до смерти, или до сохранения дееспособности. Что в случае смерти жены, священник должен постричься в монахи. Как и его жена, в случае смерти мужа. Даже развод священника с женой, обязывает его постричься в монахи.
6. Заблуждения. Когда человек принимает на веру чуждые логике утверждения и начинает им следовать.

И список этот можно продолжить. В нём те пути, по которым люди приходят не только в протестантизм, но и в секты. Злоупотреблений, которые позволила себе в своё время католическая церковь, и которые стали причинами появления протестантизма уже нет. Папа римский принёс протестантам свои извинения за то, что было в прошлом. Единственно, богослужения у католиков до сих пор на латыни, но Библия печатается на всех языках мира. Всё таки  протестантские церкви от этого не возвращаются в католическую церковь. Они уже живут самостоятельной жизнью и  успешно борются за власть. Чаще всего внутри себя.    Может быть, состояние протеста для них важнее, чем вера?

Для привлечения в свои ряды православных христиан, протестанты зачастую придумывают  аргументы, на которые легко могут подаваться формальные христиане. То есть те, кто крещены в православии, но в церковь не ходят. Формальным христианам, например, зачастую говорят, что православная церковь просто соборная, а не апостольская. Мол, зачем с ней связывать свою судьбу? Но любой православный христианин, знающий молитву "Символ веры", составленной на одном из вселенских соборов, знает, что православная церковь и соборная, и апостольская, и святая, потому что так написано в молитве. Подобных ухищрений очень много.

В начале 21 века на ТВЦ прошла информация о том, что в Голландии на продажу выставлено 1300 католических и протестантских  храмов. Такие же тенденции присутствуют и в других европейских странах. Дело в том, что эти храмы  потеряли прихожан и у их священства не стало средств для содержания храмов. Нет, население Голландии не уменьшилось. Просто люди стали другими. Правительство разрешило лёгкие наркотики, однополые браки и многое другое. Молодёжь забыла о вере и о почитании Бога.  В храмы стало некому ходить. Храмы стали передаваться в муниципалитеты, а там взялись за голову. Где взять деньги на содержание стольких зданий? Выход, как всегда,  нашли самый простой. Храмы выставили на продажу. Здания, которые строились и освящались как дома Божии, стали приобретаться под магазины, приюты, клубы, детские садики. Некоторые были куплены мусульманами под мечети и православными под православные храмы. Иными словами, те, кто всю свою историю критиковал и отвергал православие, сегодня приближается  к безбожию и безверию.  Грустно. Христиане всё таки.