Севастопольское лито

Анатолий Косенко
Я редко выступаю со стихами со сцены.

Другое дело в компании, когда можно приготовить что-то - казан плова там, носорога на меду или крокодила в сметане, достать несколько бутылок «Бургундского», посидеть с друзьями, наговориться вволю и только потом - по просьбам дам – прочесть что-нибудь из своего нового, вспомнить старое… А в одиночку, когда весь концерт стоишь перед залом, я выступал лишь раз... И вдруг об этом попросили земляки-севастопольцы – мои друзья  баснописец Леонид Дьяченко и поэтесса, художница Любовь Матвеева, которая руководит Севастопольским литобъединением. Более того, дали полчаса на выступление!

Не всякий стих читаешь даже минуту! А тут тридцать минут! Бесконечное время, за которое можно столько стихов прочесть и получить за каждый аплодисменты! А можно и быть освистанным уже на третьем-пятом стихе, когда люди увидят, какую муть читаешь! 

Ситуация еще та! Отказать - нельзя, выступать, читать – тем более! Город-герой ведь! Там и поэты – герои! Могут запросто прогнать оккупанта их сцены, что, говорят, бывало уже! И зачем это мне?! Потерять сон… Переживать, что во мне не увидели «молодого талантливого поэта»… Но тут случился форс-мажор. Один человек, который был со мной и любые желания которого я выполнял, посмотрел на меня голубыми глазами и ехидно так, но очень мило произнес: «Конечно, выступит! Он любит выступать! Правда, Толя?!».

Перчатка была брошена, и я поднял ее. Спросил лишь, сколько будет слушателей? Ответили, что человек тридцать-пятьдесят… Ничего себе, сказал я себе! Полста поэтов и писателей?! Тех, кто и сам пишет!

В общем, до творческого вечера я жил как на иголках. В уме было одно: «С чего начать?», «Что за чем читать?», «Где и как поставить ударения при чтении?".

Наконец, 19 июня наступило, и я направился в Севастополь. Прибыв туда, перебрался на катере с Северной бухты на Графскую пристань, прошел мимо Памятника затопленным в 1854 г. кораблям «Варне», «Селафаилу», «Сизополю», «Силистрии», «Трем Святителям», «Уриилу», «Флоре», отыскал Морскую библиотеку им.Адмирала М.П.Лазарева, в зале которой и должно было состояться мое выступление, и принялся ждать.

Зал заполнялся и, наблюдая за этим, я размышлял о том, что стихи перестают быть тем, чем когда-то были.

Среди пришедших почти не было молодых. Основная масса писателей и поэтов была пенсионного возраста.

Литературный труд времен А.Пушкина и Ю.Лермонтова был «всем». Талантливо пишущий стихи становился популярнейшей личностью! Ценилось Слово! Мысль! За поэтами гонялись! Сколько их четверостиший оставлено в альбомах барышень! А как читались романы и повести! Книга была всем! И телевизором, и интернетом!

Не думаю, что стихи вымрут. Они перейдут в какую-то новую форму искусства. Все больше стихов становятся словами к песням. Из них начали делать  плейкасты. Все это будет требовать упрощения текстов - до примитивного смыслового «бум-цык-цык». Но когда дойдет все «до ручки», маятник пойдет в обратную сторону, людям захочется настоящих, талантливых, красивых слов, и стихи снова войдут в моду в аудио-видео или каком-то ином варианте. Археологи откопают Стихирь и, расчищая графоманские завалы, будут отыскивать гениальные стихотворные раритеты, осторожно сдувать с них пыль! И те будут, наконец, стоить многие миллионы!   

Впрочем, я даже обрадовался тому, что публика будет опытная уже, много повидавшая на своем веку, много написавшая всего. Кто как ни она должна прочувствовать мои стихи, подумал я. И не ошибся. С первых же стихотворений, которые начал читать, публика приняла меня.

Я начал с двух самых читаемых у меня на сайте стихов «Цените друг друга» и «Предают только близкие».

До этого в разных компаниях я начинал с другого стиха – «Белая пыль».

      На колени встаю, разгребаю песок...
      Пить хочу - не могу! Мне б один лишь глоток!
      Полглотка!
      Капли б две!
      Только...

      Белая пыль…
      Солнца сгусток вверху…
      И миражный ковыль...
                http://www.stihi.ru/2010/09/01/3620


Это мой любимый стих. Он и писан с меня. В конце его есть фраза «Зубы сжал и чрез силу пустыней пошел! И от этого стало вдруг так хорошо!». Это мой портрет! Так жил и живу!

Его всегда хорошо принимала аудитория, тем более что я читал всегда, даже в дружеских компаниях, как и должны читать – с актерскими акцентами, паузами, усилением и уменьшением звука: как учили в школьном драмкружке и как заставляли петь со сцены в училище, где я после школы продолжал музыкальное образование…    

Но в этот раз я начал не с него, оптимистичного, а с трагического.

      Цените друг друга пока вы есть.
      Пока вы рядом, пока вы вместе.
      Может случиться, вы будете здесь,
      А рядом пусто будет и мерзко…

      Все то же будет:
         Стол...
         Стул...
         Плита...
         Диван...
         Два кресла...
         Все окна...
         Двери...

      Лишь... жить хотеться не будет тогда…
      Лишь... выть захочется тихо зверем...
                http://www.stihi.ru/2011/04/17/7837

Публика взорвалась аплодисментами, которые были искренними, настоящими! Теперь нужно было не опустить планку, и я перешел к следующему – неоптимистичному - стихотворению.

Тут сделаю отступление.

Это какой-то непонятный феномен. У меня несколько сот хороших стихов, среди которых сотня - и я это прекрасно понимаю – отличных, красивых, полных оптимизма. О любви, дружбе, добре, лучших человеческих чувствах и качествах. Я вообще по жизни романтик-оптимист! А неизвестные читатели приходят больше всего на эти два грустных стиха...

Почему так? Не знаю. Но каждый утро вижу, что на моей странице в интернете побывали уже 25-30 неизвестных читателей, половина из которых читала именно эти нерадостные стихи.

Вот и сегодня к концу дня самыми посещаемыми были три стиха: «Предают только близкие» - на нем побывало 18 читателей, «Цените друг друга» - 13 читателей, «Линии женского тела» - 13 читателей... И так каждый день…
 
 
      Предают только близкие…

         Только близкие очень 
         Могут боль причинить просто так, между прочим...
         Из желанья поспорить, сказать вам в отместку...
         Из садистской потребности жить с вами вместе...
         Из обиды на правду, на просьбу, сравненье…
         Из непрИязни к вам…
         Из-за вредности мнения…
         
         Я всего повидал: видел даже такое,
         От чего стынет кровь и сжимается воля...
         Но ничто не сжимало мне сердце cильней,
         Как малейшая подлость моих же друзей...
         Как бессовестность близких...
         Как хамство родного…
         Как ни к месту, ни к часу, ни к деньгам обнова…

      Обижают лишь близкие…

         Близкие только
         Могут боль причинить своим словом, размолвкой!
         Лишь они позабудут про ваш день рожденья!
         Лишь они не звонят в будни ли, в воскресенье ль!
         А потом, позвонив, только близкие очень
         Могут врать, что искали тебя дни и ночи...
         Что хотят пригласить тебя как-нибудь в гости...
         То ли этой зимой, то ли осенью прошлой…
         А затем битый час только близкие люди
         Могут красть ваше время своим словоблудьем...
               
         http://www.stihi.ru/2011/08/25/27

И этот стих был принят под аплодисменты. Но я уже думал о третьем стихе «Заверните ее в бумагу – эту женщину предо мною!». В нем надо было прокричать первую фразу! Как восклицают в кино герои, пораженные чьей-то красотой: «Mamma miа! Grande! Bellezza! Dea!» («Мамочки! Великолепно! Красавица! Богиня!»).

За день до этого я пытался выкрикивать строки этого стиха на пляже, где ветер гудел так, что не было ничего слышно. Не получалось! А тут вдруг получилось, когда я восторженно прокричал сидевшим слева от меня милым дамам-поэтессам!

      Заверните ее в бумагу -
      Эту женщину предо мною!    
      И бантом обвяжите алым!
      Забираю ее с собою!   

      Принесу домой спозаранок,
      Развяжу алый бант осторожно…
      И - вручу себе, как подарок,
      Если это, конечно, возможно!
                http://www.stihi.ru/2011/11/16/8

Дамы весело ответили аплодисментами, после чего читать было уже легче.



Я прочел еще:

      Любовь – это     http://www.stihi.ru/2011/08/29/25
      Обрывки мыслей о любви      http://www.stihi.ru/2012/02/22/462
      Линии женского тела      http://www.stihi.ru/2012/03/09/7581
      Мы из разного теста сделаны     http://www.stihi.ru/2010/09/02/3280 
      Я как вол напрягался в ярме перед плугом      http://www.stihi.ru/2011/12/06/158
      Я доплыл      http://www.stihi.ru/2013/05/16/468
      Жуть      http://www.stihi.ru/2011/05/31/138
      Последняя просьба      http://www.stihi.ru/2011/04/23/167 
      Золотое вино      http://www.stihi.ru/2010/12/24/91
      Руки над музыкой      http://www.stihi.ru/2012/06/29/573
      У реки   http://www.stihi.ru/2011/07/02/116
      Шмель      http://www.stihi.ru/2011/06/09/164
      О любви к украинской кухне      http://www.stihi.ru/2010/11/16/9458


Что интересно – они слушали… И хлопали до самого конца. А когда я закончил, подарили первые в моей жизни цветы! Один из поэтов, хлопавший больше других, выпросил даже мою пачку распечатанных на листах стихов, которые читал…

Не ожидал, что прием будет таким - теплым!

Теперь севастопольцы – мои братья и сестры. Я с ними сроднился. Нас соединили эти стихи!
 
И мое огромное СПАСИБО за все это Любови Матвеевой и Леониду Дьяченко! Если б не они, этого б не было…


                На фото: Ирина Тютина, Любовь Матвеева, я и Леонид Дьяченко

                Полные тексты цитированных стихов на указанных интернет-адресах