О неподвижности времени

Гюбнер Елена
Когда мы говорим: «прошли времена», «настали времена» или «придёт время», меня берёт дрожь. Я не верю! Не верю в движение Времени...
Для меня оно, как Вечность – незыблемо. Это мы, мелкие, мельтешащие микроорганизмы или частицы Вселенной имеем свойство изменяться, двигаться и эволюционировать. Мы – в движении, а никак не Время.
Мы нашли способ (часы) его измерения потому, что это было нужно нам, чтобы объять сознанием необъятное и не сойти с ума. Нам нужны все эти этапы, периоды, века, столетия, годы, месяцы, дни, часы, минуты, секунды – нам, потомучто мы думаем и задумываемся: о том, откуда мы, о том, куда исчезаем, отчего на короткий миг существуем в данном состоянии, все наши дела, которые мы себе придумали и считаем важными – оказывается для Вечности всё это абсолютно не важно.
Время, Вечность, Бытие, Небытие? Реально ли охватить это человеческим сознанием, измерить, вставить в рамки понимания, упорядочить? Все эти вопросы уже давно написаны и осмысленны в разных философских и научных трактатах разных людей, возведённых нами, за их нестандартное мышление, в великие и желающим им беспрекословно верить.
Я – всего лишь одна из многих, одна из миллионов равных мне по интеллекту, живущих параллельно со мной. И мои мысли стандартны для окружающих, потому, что они, эти многие, думают так же или похоже или не так, а наоборот... Сколько людей, столько же и мнений. Но какое это имеет значение? А никакое.
Я мыслю, значит я существую – пришёл к выводу Декарт. Но и он не уточнил насчёт Времени существования.
Время было, есть и будет – это неизменно, а значит оно само-по-себе, оно некая неизменная и неизмеримая субстанция. Измеряем мы, нам так удобно. И сами мы измеряемы: возрастом, национальностью, физическими данными, социальными факторами, чем угодно, только не Временем. Мы движемся на своих двоих, техническим прогрессом, по социальной лестнице, где и как угодно, но вне Времени, обособленно от него, независимо, сами-по-себе, благодаря нашим физическим, химическим, биологическим, социальным и проч. функциям.
Визуальный тому пример: когда мы едем в поезде и смотрим в окно, нам думается – вот мы сидим себе в тёплом вагоне, а мимо нас проносятся ландшафты, станции... Неет! Это мы движемся, хоть и благодаря машинисту, механике, электро-магнитным силам – не в этом суть, а в том, что мы находимся в движении. А луга, пастбища, леса и прочее, что за окном – всё это неподвижно. Или взять за пример солнечную систему, движущиеся вокруг солнца планеты, конечно не сами-по-себе, а благодаря тем же физико-химическим процессам, давно разгаданными людьми и их науками. А при чём тут Время?
Нипричём. Оно само-по-себе. Оно – некая Абсолютность. Это мы решились его измерять, наделили свойством движения – не подозревая о его незыблемости и неизмеримости, потому, что оно «бесконечное» и «неизвестное». Нельзя измерить ни Бесконечность, ни Неизвестность, а тем более осознать в нем движение.
Время – самодостаточно, оно – Абсолют, недвижимая Величина, неизмеряемо, неохватно, бессознательно. А мы – преходящи, независимо от Времени.
Возможно, всё то, что я написала, не ново. Но к этому я пришла сама, вероятно под влиянием возрастных изменений. Стала искать подтверждения и единомышленников в литературе и нашла: польская поэтесса в Берлине, 20-ые годы прошлого века, Маша Калеко:

Die Zeit steht still.Wir sind es, die vergehen.
Und doch, wenn wir im Zug vor;berwehen,
scheint Haus und Feld und Herden, die da grasen,
wie ein Phantom an uns vorbeizurasen.
Da winkt uns wer und schwindet wie im Traum,
mit Haus und Feld, Laternenpfahl und Baum.

So weht wohl auch die Landschaft unsres Lebens
an uns vorbei zu einem andern Stern
und ist im Nahekommen uns schon fern.
Sie anzuhalten suchen wir vergebens
und wissen wohl, dies alles ist nur Trug.

Die Landschaft bleibt, indessen unser Zug
zur;cklegt die ihm zugemessnen Meilen.

Die Zeit steht still.Wir sind es, die enteilen.


Примерно то же самое и у меня:


Нам кажется – идут часы, года
И мимо нас проносятся ландшафты...
Но Время – исполинская гора –
Недвижимо оно, стоит на месте,
О скоротечности его слагают сказки.
Мы те, кто изменяется всегда:
Растём, взрослеем, старимся, уходим.
Нам кажется, что мчатся поезда
И мы синхронно с ними едем вместе,
В окно любуемся – картинно тают годы...

Нам невдомёк, что это мы летим!
Обречены, всепреходящи, бренны!
Над нами Время – вечный исполин,
Всеотстранён, небытием стреножен,
Возвышенный над круговертью тленной...

Оно стоит, а мы, увы, проходим.

(03.01.2010)