Автокамикадзе

Владимир Сергеевич Андрианов
 
                Автокамикадзе

Как-то раз так сложились обстоятельства, что я попал в составе группы строителей на черноморское побережье России. Но хочу рассказать о другом – о смертельной опасности, которой мы подверглись после окончания работ в процессе доставки автобусом группы с Черноморского побережья в Подмосковье...
За последнее время по телевидению были показаны несколько ДТП с подобными ситуациями и со смертельными исходами, в том числе автокатастрофа во Франции в районе города Санлис, где автобус с туристами из европейских стран, в том числе из России, заехав на встречную полосу движения, врезался во встречный грузовик. В той автокатастрофе погибла экскурсовод из России Галина Швец и ещё трое туристов, а сорок человек оказались изуродованными, в том числе 10 россиян, и они лежали в госпиталях Франции. Как показали по ЦТВ, от передней половины автобуса остались только дымящиеся останки…
Я в последнее время уже несколько раз бывал в ситуациях, когда в лоб машине, в которой ехал я, выходила автомашина с очередным спешащим в рай идиотом, но пока везло.
Итак…
В середине августа большой междугородний автобус повёз нашу группу строителей к тёплому морю на работы, на следующий день мы туда прибыли, и к водителям – двум братьям-близнецам особых претензий не было, изредка нарушали, но не создавали опасных ситуаций на дорогах, доехали удачно.
Быстро прошли несколько дней командировки у моря…
В конце августа в полдень мы отъехали от южного места пребывания и взяли курс на Подмосковье. Отъехали тоже на междугороднем автобусе, которым управляла бригада из двух водителей. Один небольшого роста (видимо второй номер в бригаде) вёл автобус не очень уверенно (видимо в первый раз и ещё до конца не привык к рычагам управления, неуверенно разворачивался на перекрёстках и сначала поехал даже не по той дороге, и совершенно не умел управлять телевидеотехникой автобуса), но нарушений, создававших опасные ситуации на дорогах почти не делал (нарушал, когда на трассе не было поблизости других машин). Другой же, как он представился – Александр (тоже не освоивший управление телевиотехникой своего автобуса и за всё время пути так и не сумевший включить для  пассажиров телевизор, хотя делал несколько попыток) – ехал по трассе «Дон» и другим, постоянно нарушая Правила дорожного движения, практически всё время с заездом на встречную полосу на 0,5- 0,7 метра. Я сначала обратил внимание на это странное обстоятельство моего коллеги по нашему первому левому по ходу движения сидению, которого тоже, как и того лихого водителя нашего автобуса, звали Александром.  Он мне сначала не поверил, так как с его места (я сидел у окна, а он у прохода) это нарушение было не так видно. Когда автобус перед Ростовом-на-Дону остановился для короткого отдыха, я подошёл к водителю Александру и спросил его в присутствии его напарника, в присутствии своего коллеги по командировке и по сиденью, в присутствии других моих коллег – почему он всё время едет по встречной полосе, заступая на неё на 0,5-0,7 метра. Он, надменно усмехнувшись, признал этот факт и объяснил это так: «А ты видел, когда мы только отъезжали, как раскачало впереди нас идущую «фуру», которая попала в колею? Так вот я не хочу попасть в колею, поэтому и выезжаю малость на «встречку»…». На что я ответил: «Да, я видел, как раскачало «фуру», но колея попалась только раз, на то вы оба и водители, чтобы смотреть за дорогой, а вот по встречной полосе Вы, Александр, ведёте наш автобус постоянно, и при каждой встречной машине создаёте крайне опасную ситуацию. Вы же должны уважать других участников движения, которые в самую последнюю секунду, чтобы избежать лобового столкновения, шарахаются от нашего автобуса. Вы постоянно рискуете автобусом, собой, Вашим напарником, мной и ещё сорока пассажирами, сидящими за Вашей спиной, среди которых, кстати, есть и дети.  Ведь стоит попасться за рулём из этих тысяч едущих навстречу машин одному такому же идиоту, как Вы, который тоже едет, что-то выгадывая, с заездом на «встречку», и столкновение неизбежно!» На что он опять иронично усмехнулся, сказал всем «Поехали!», сел за руль и, дождавшись, когда мы заняли свои места, тронул автобус и поехал. И что же думаете, поехал опять по «встречке», заступая на неё на 0,5-0,7 метра, хладнокровно вырабатывая адреналин у встречных водителей, у нас – его подопытных на жизнь или смерть, и, видимо, всё же у себя, так как некоторые водители встречных таких же больших автобусов и большегрузных машин до последней секунды надеялись, что наш водитель освободит им их полосу движения и отворачивали только в последний момент. И он, надо отдать должное его выдержке и твёрдости характера, почти никому не уступал. Таким макаром проехали по трассе «Дон» г. Ростов-на Дону и, каждый раз на коротких остановках ведя беседы с водителем Александром на эту тему, уже ночью добрались до Воронежской области. Проехали  г.Павловск и на небольшой площадке в одном из небольших населённых пунктов (Александровка Донская) в 3 часа 33 минуты ночи (на часах в салоне автобуса), когда, судя по дорожным указателям до Москвы оставалось около 666 км, увидели аварию: на противоположной обочине (по направлению из Москвы) стоял такой же, как наш, автобус с развороченной  передней частью – левой стороной кабины водителя вплоть до первого (моего) сидения включительно и выбитыми на этой стороне стёклами. На нашей полосе валялись останки мотоцикла и мотоциклиста, а метрах в пятидесяти –  останки легковой иномарки, у которой левая передняя часть полностью отсутствовала, а оставшаяся часть салона была смята в лепёшку, откуда пытались извлечь останки человека. Кругом валялись различные части от этой машины, работники ГИБДД жезлами руководили замедленным движением транспорта на этом участке дороги. В это время за рулём нашего автобуса был камикадзе Александр, к которому я обратился: «Видите? (Он ответил: «Вижу.»)  Видимо такой же крутой водитель того автобуса, как и Вы, и видимо также ехал с заездом на «встречку». И вот результат… Царство небесное всем погибшим!.. И выздоровления искалеченным!..»
Водитель Александр глубоко вздохнул и больше ничего не ответил.
И что Вы думаете? – Даже увидев эту аварию и согласившись, что она явилась результатом выезда того автобуса своей левой частью на встречную полосу движения (и подтвердив нам, пассажирам, свой вывод на следующей нашей остановке) он (в своё сменное время) упрямо продолжал ехать с заездом левой частью автобуса на встречную полосу вплоть до конечного пункта. А скорость автобуса на прямых участках дороги была довольно приличная, от 100 до 120 км/час.
Свидетелем этому был я все сто процентов времени движения автобуса. Дело в том, что там, на первом за водителем сидении, где некуда девать ноги, приходилось всю дорогу вертеться волчком, и это являлось настоящей пыткой, от которой не уснёшь в дальней дороге, поэтому волей-неволей пришлось наблюдать за дорогой и за белой сплошной полосой (и двойной белой сплошной полосой) дорожной разметки, проекция которой пролетала то слева от меня, то справа, но, в основном, вертикальной линией проходила через середину меня и сидевших за мной у окон автобуса моих коллег, и я почти всё время видел не только прямоугольник задней части впереди идущих машин, но и их левую сторону, так как ось движения нашего автобуса была левее их оси движения на 0.5-1.0 м. (У меня даже пришло в голову предложение господину Никому – неплохо было бы в автобусах, предназначенных для таких дальних рейсов, предусмотреть в перегородках, отделяющих водителя от пассажиров первого за водителем сидения, небольшие карманы на уровне ступней пассажиров, обделанные со стороны водителя мягкой обивкой, чтобы уменьшить дорожные страдания этих пассажиров.)  И я почти от каждой встречной машины, пролетающей пулей мимо в нескольких сантиметрах от меня, и только каким-то чудом не цеплявшей за зеркало заднего вида и за обшивку автобуса, хватал, каждый раз задерживая дыхание, очередную дозу адреналина.
Молчаливая бравада водителя Александра (не только перед нами, но, видимо, и перед своим напарником) и упрямство в грубейшем несоблюдении Правил дорожного движения могли привести эту нашу поездку к трагическому завершению, и это чудо, что трагедии не случилось и мы всё же на следующий день прибыли на то место, откуда столь недавно отъезжали в южном направлении. Но уверен на сто процентов, что рано или поздно при таком способе вождения водителем Александром своего автобуса трагедия всё равно произойдёт, рано или поздно. Здесь только вопрос времени.
Я очень долгое время с тех пор от этой обратной дороги с черноморского побережья испытывал шоковое состояние и до конца не мог прийти в себя от всего пережитого и от такого вопиющего пренебрежения моей жизнью. В память об этом событии у меня сочинилось  небольшое стихотворение, несколько строф из которого у меня возникло ещё в автобусе, остальные дописались по приезде. Вот оно…

Адреналин от автокамикадзе
   (Дорожная зарисовка)

Пассажирам автобуса АВ 350 50 RUS
рейса «Анапа – Егорьевск»
и водителю Александру…

Напряжены до боли лица,
Глаза у каждого, как глобусы…
Он камикадзе и убийца –
Водитель нашего автобуса…

Пиратская лихая метка,
А мы – подопытные живчики…
Здесь авторусская рулетка,
И здесь везёт одним счастливчикам…

Автомобили, словно ветры,
Поют, мелькая, «память вечную»…
Мы высунулись на полметра
На полосу чужую встречную…

Проехали, не уступая,
Мы километров, аж, сверх тысячи!..
Видать у нас Судьба такая –
Нам памятник ещё не высечен…

У Проведения во власти
Гостили Мы и Смерть летучая…
Мы уповали в наше Счастье
И убедились – мы везучие…

Лежало рваное железо
На всех дорогах, где мы двигались…
Водителю бы надо врезать!.. –
Да… Чтоб мозги на место вдвинулись!..

Пока он жив, наш камикадзе,
Но вряд ли жизнь его ждёт долгая…
Хотелось, чтоб ни в коем разе
Не отзвонил по ком-то колокол…

Да, жить всем хочется красиво,
И жизнь была чтоб интересная…
И скольких унесёт в могилы
Тот камикадзе – неизвестно нам!..

25-26 августа 2006
Рейс «Анапа – Егорьевск»

Примечание... Теперь - это историческая зарисовка, и, слаба Богу, со счастливым концом. Рассказ и стихотворение входят в сборник коротких рассказов "Ковчег БИМИЛО" (Ковчег Больших и Малых Идиотов Любимой Отчизны).