Жорж Санд. Из цикла- судьбы необыкновенных женщин

Нина Лесина
          1 июля 1804 г. в семье Мориса  Дюпена, дворянина и офицера, родилась дочь.  Ей было дано имя: Амандина Аврора Люсиль Дюпен. Её бабушка- Мария Аврора была внебрачной дочерью маршала Франции Марица Саксонского и актрисы. От мужа Клода Дюпена она родила сына Мориса. Он избрал карьеру военного. В 1800 г. он познакомился с Антуанеттой Делаборд, любовницей своего начальника, дочерью птицелова, бывшей танцовщицей. Мать Мориса не приняла неравный брак своего сына и после его внезапной смерти, предложила невестке покинуть её имение Ноан. Оставив, тем самым внучку под свою опеку.
      Бабушка обучала Аврору чтению, письму, истории, учила её игре на клавесине и пению. Любовь к литературе девочка переняла от неё. Но Аврора очень тяжело переживала разлуку с матерью и даже решилась сбежать к ней в Париж.Поэтому бабушка решила отправить её на воспитание в монастырь в 1818 г. В монастыре Аврора решила стать монахиней, но в 17 лет она вернулась в имение бабушки, которая тяжело заболела. К этому времени она уже всерьёз увлеклась философией, литературой, читала Аристотеля, Паскаля, Руссо. Юная девушка была предоставлена сама себе. С детства, любившая езду на лошадях, она стала совершать конные прогулки в мужском костюме, так ей было удобней.
      После смерти бабушки она становится богатой наследницей, её опекуном становится мать, но с которой теперь она не находит взаимопонимания. И в 1822 г. выходит замуж за Казимира  Дюдевана. В 1823 г. у них рождается сын Морис. В в 1828 г.-дочь Соланж. Были слухи, что отцом являлся их сосед по имению Грансаль. Отношения с мужем полностью разладились.Казимир стал выпивать и имел любовниц среди прислуги. В конце концов они пришли  к соглашению, что полгода Аврора будет жить в Париже,полгода в имение, сохраняя тем самым видимость семьи.
    В Париже Аврора начала писать.Сначала в одной из газет, затем совместно со своим любовником Жюлем Сандо роман "Комиссионер" и "Роз и Бланш". Они вышли под его подписью, имели у читателя большой успех. Аврора выбрала для себя псевдоним Жорж Санд и стала самостоятельной писательницей. Её первый роман "Индиана" имел успех. О нём хвалебно отозвался Бальзак. Жорж Санд заключила договор с известным издательством и обрела финансовую независимость. Ей удалось добиться развода с мужем и обрести свободу. Она носила мужской костюм, курила сигары и открыто вела разговоры на любую тему и заводила бурные романы. Странности характера Жорж Санд становятся понятными при рассмотрении её генеалогического древа. Страсти, обуревавшие всех её предков различных сословий породили женщину-вамп, женщину-амазонку, феминистку. Она всю жизнь боролась за равноправие женщин и называла себя "Спартаком среди рабынь". Героиням её романов почти всегда удавалось побеждать в трудных жизненных ситуациях.
    Её нельзя было назвать красавицей. Она была невысокого роста, коренаста, с крупными чертами лица. Движения её были резки и порывисты. Но к ней стремились, её желали. Мужчин к ней притягивали её интеллект в сочетание с сексуальной неутомимостью. Все её любовники были на несколько лет моложе её.Фредерик Шопен был моложе Жорж Санд  на 6 лет. Гравёр Александр Мансо, ему было 32 года, её-45 лет. Художник Шарль Маршал, когда они познакомились, ему было 39, ей уже 60. Её любовниками были: Ференц Лист и Проспер Мориме. Художники и музыканты, писатели и поэты- мужчины утончённые и ранимые, находившие нечто притягательное для себя в этой грубоватой, высокомерной даме, ведущий свободный образ жизни, независимой и жизнелюбивой.
    Когда её увидел Фредерик Шопен, он был очарован. Эту женщину не портили ни мужской костюм, ни низкий голос с хрипотцой. Наоборот, это делало её загадочной и манящей. Их роман вызвал бурю в обществе. Студентки консерватории горячо обсуждали новый роман своего маэстро, у некой баронессы случился нервный припадок, а один известный литератор три дня не вылезал из кабака. Современники по разному отзывались об их романе, который длился почти десять лет. Некоторые из друзей Жорж Санд называли Шопена "злым гением" и "крестом" для писательницы. Она постоянно и преданно заботилась о его здоровье, когда его приступы чахотки усиливались, она ночи проводила около него. Другие называли её ведьмой. Все, кто так или иначе оказывался в поле действия её сексуальности, заканчивали жизнь в бедности и одиночестве, или забвении. Одиночество, и нищета стали уделом писателя Проспера Мориме, художника Эжана Делакруа, музыканта Ференца Листа, который умер от рака. Умер от рака Мюссе- французский поэт. писатель эротических новелл. Он писал, что он как бы переродился под влиянием этой женщины, что ни до неё, ни после, он никогда не испытывал такого восторженного состояния, таких приступов любви и счастья, как в дни близкого знакомства с ней. Но, когда он заболел, она выставила его за дверь, больного, одинокого и опустошённого.
   Но более всех, тяжелее пришлось Фредерику Шопену. Годы проведённые с Жорж Санд, оказались самыми плодотворными: он написал множество музыкальных произведений. По воспоминаниям современников, после их разрыва Жорж Санд была по прежнему энергичной и работоспособной. А Шопен, как бы лишился воздуха, он больше не смог сочинять музыку, только исполнял её.Он умер через полтора года, после их разрыва, окончательно потеряв здоровье. За несколько дней до смерти, он сказал своему другу:"Она говорила, что не даст мне умереть без неё, что я умру у неё на руках....
    2004 год во Франции был объявлен годом Жорж Санд. Юбилею было посвящено множество торжественных мероприятий. К 200-летию специально пересчитали все её произведения: множество романов. повестей, пьес, сказок, написанная автобиография,критические статьи, политические памфлеты- всего 244 наименования. Каждый год она писала по несколько романов. Самые известные из них:"Индиана", "Консуэло", "Мопра", "Валентина". Все её романы были о любви.Её последний роман "Даниелла" содержал нападки на католическую религию и вызвал в обществе большой резонанс.
      Прожив бурную жизнь, Жорж Санд, скончалась 8 июля 1876 года в своём родном имение. Узнав о её кончине знаменитый писатель Виктор Гюго написал:"Оплакиваю умершую, приветствую  бессмертную".