Столетие Северной

Ольга Пушкаревич-Бычкова
Что-то в этом Дне рождения изначально было необычным. Лишь вечером стало понятно – действительно отпраздновала СТОЛЕТИЕ первая в Сибири чувашская деревня Северная  Аромашевского района! Серьёзный юбилей, и какой!

       Когда-то пришли сюда осваивать сибирские просторы семь семей Львовых, Екимовых, Красновых, Герасимовых, Ильиных… Образовали они семь хуторов, из которых и выросла деревенька.         
 Подъезжая к Северной, обратила внимание на большое количество белых бабочек, стремительно пикирующих над полем. Между двух раскидистых берёз сооружена сцена, напротив «зрительный зал» из лавок и стульев. Радовали глаз роскошные костюмы, которые специально заказали в Чебоксарах. Обратила внимание и на выставку костюмов, предметов быта, расшитых полотенец, покрывал и ковров ручной работы. Оригинальный чувашский орнамент, разноцветные маки и кружева на полотенцах заставили задержаться у экспонатов
Приближаюсь к трём коренастым мужчинам в белых нарядных рубашках. Одолело любопытство – где же «старейший»?
- Львов Юрий Тимофеевич, восемьдесят один год, - сразу начал рассказ о себе крепкий энергичный мужчина, - всю жизнь живу в этой деревне. Работал механизатором. Ни дня не мог прожить без руля. Люблю технику. Никогда не брал одну смену: работал - не считая времени. Не хотел доверить свою машину другому человеку. Несколько лет руководил местной фермой. Трудно было: на две деревни приходилось «разрываться» - Бусаровку и Северную. Два раза избирался депутатом Сельского совета.
  Грустно вздохнул Юрий Тимофеевич – услышал, как со сцены говорят об ушедших на фронт односельчанах. Тридцать два человека защищали нашу страну.
- Я им памятник сделал. Хотел, чтобы он был из двух частей – с именами тех, кто не вернулся и, чтобы помнили живых, сражавшихся за свободу.
  Обидели в своё время доброго человека подозрением в использовании казённых денег на памятник. А он, памятник, стоит, и все односельчане с гордостью показывают его гостям.
Спрашиваю: а, на какие деньги его создавали?
- На свои, конечно. Какие деньги? Мы их не «шитаем». Это ведь для людей, для памяти. Мы уйдём, а он останется навсегда. Снова загрустил. - Вот и дорогу асфальтную проложили к самой деревне. «Как так?- все удивляются, к соседним деревням нет от трассы дороги, а у вас есть?». А я говорю: «Бог наш сильный! Любит, значит, нас!»!
          

Вот они появились - искорки в глазах. За их блеск так люблю пожилых людей! В них и мудрость, и юмор, и какая-то народная «лукавинка». Заметила: долго живут, в основном, хорошие, добрые люди. Они делаю добро, и получают в ответ благодарность, или сами просто радуются за близких. Ведь это редкий дар – уметь искренне порадоваться счастью и удаче другого.
        И дружить Юрий Тимофеевич умеет по-настоящему. Когда-то, в детстве они с Кириллом Фёдоровым дали друг другу клятву, что никогда не уедут из родной деревни.  Даже, если они останутся одни, всё равно будут жить на два хутора, но сохранят верность малой Родине! Вот это настоящий Патриотизм, без пафоса и лживой патетики!
      А со сцены в то время говорят об Анне Константиновне Фёдоровой. В следующем году ей исполнится девяносто лет!
     Продолжаю разговор с Юрием Тимофеевичем:
- Отец мой пришёл сюда из Чувашии в девятнадцать лет. Мать была русская. Родила двоих детей – нас с сестрой. А, знаете, как я женился? Понравилась мне девушка из бедной семьи. А было ей всего пятнадцать, мне – двадцать тогда, в 1953 году. Вон она, моя Александра Павловна, на первом ряду сидит. А детей у нас пятеро. Я детей люблю. И своих растил и сестры двоих ребятишек. Она в город работать уехала. И внуки все у нас выросли.
    В это момент на сцену вышла молодая женщина.
- А это моя дочь – Валентина, а вот идёт другая дочь с внучкой.
   Опять улыбается мой собеседник, с нежностью глядя на миловидную девочку с длинной косой.
- Она у нас уголь из печки ела, мы ведь работали, а они одни дома. Придём, а она чумазая.
Да, люблю я их, детей.
-А, жену?- спрашиваю.
- Мы ведь с ней шестьдесят лет прожили. А почему выбрал именно её? Так, ведь, любовь - есть любовь. Вот как! Мать у неё умерла рано, в сорок пять. Отец не понимал меня. Я строил дом для семьи. А он кричит: «Львов – БУРЖУЙ! Львов – БУРЖУЙ!». Это – я, значит, буржуй-то. Берёзы эти две, когда я строился, были ещё маленькие. Вон, какие теперь!
А  у меня не один дом, а три! Два построил, а этот – старая школа. Я её спас – выкупил, когда хотели сносить. Это же тоже наша память! Как же так? Теперь у меня в ней мастерская.
   Зашел у нас разговор про «ранешную» жизнь и «нонешнюю».
- Родители жили наши как? Тихо, без шума в деревне, без ругани. А в 90-е годы приехали чужие с цепями. Молодёжь. Поговорили с ними, что надо мирно решать вопросы. Вроде бы, поняли. Уехали.
     На сцене зазвучал гимн Чувашской Республики. Мы замолчали. Я огляделась вокруг. Рядом стояли люди с одухотворёнными лицами, держа руку на сердце, искренне любящие свою Большую и Малую Родины.
    Потрясающие люди! Потрясающий праздник! Настоящий, искренний, добрый.      
А ведь его идея родилась … на автовокзале год назад, когда встретились два неравнодушных человека -  Владимир Баранов - профессор ТюмГНГУ и Александр Ярков – профессор ТюмГУ. Позже их идею поддержал Президент областной ассоциации чувашей «Т;ван» Анатолий Архипов, который и руководил всем процессом подготовки праздника. Он сумел предусмотреть до мельчайших деталей. И так  всегда, со всем, что бы он ни начинал делать. Редкой доброты и порядочности руководитель, друг и семьянин.
Наступил финал, когда в воскресенье рано утром молодые ребята -  Алексей и Алик Кармацких начали готовить костры, а мясом для национального блюда занимался Ринат Абуталинов.
Торжественную же часть праздника провёл уроженец деревни, офицер в отставке Николай Герасимов. Чуть позже он подвел к старинному колодцу с журавлем: «Заболел как-то, и увидел сон, что пью воду из этого колодца. Сел  наутро в машину и приехал в деревню. Попил я воды и выздоровел».
  И мы попили волшебной водички: вкусная, сладковатая, живая какая-то, пьёшь и пить хочется.
    Долго со сцены жители не отпускали Игоря Алексеева – капитана полиции, участника боевых действий, имеющего ранения и многочисленные награды, любящего мужа и отца двух дочерей. Он исполнял песни на чувашском языке, среди них и собственного сочинения. Попросила рассказать, о чём поётся в «Телексем» («Мои сны»).
- О любимой жене. Находился в командировке в Чечне. И однажды ночью увидел сон. Во сне всё видишь ярче, легко преодолеваешь любые преграды. Я бежал на встречу к своей любимой по утреннему росистому полю. Я слышал её голос, видел её улыбку. Добавляет: «Чувашский язык самый нежный, мягкий по звучанию. Невозможно перевести на русский всю гамму чувств, в чувашском языке она богаче».
Выступал со стихами и песнями собственного сочинения потомок первооснователя села Григория Ильича Ильина - Владимир Дерябкин, специально приехавший на юбилей из Ставрополья.
Люди, с которыми познакомилась в тот день, являются основой общества и государства, в целом. На них держалась, и будет держаться наша Великая (не побоюсь этого слова) Родина!
    
       О многом хочется мне ещё рассказать: про вкусный обед, про знаменитое Чувашское пиво, изготовленное по настоящему старинному рецепту. Про талантливых артистов из ансамбля Татарской песни. Про Вокалистку Аромашевского Дома Культуры Кутявину Галину Юрьевну. Она исполняла песни Глории Гейнор, Амель Бент и других любимых нами звёзд на английском и французском языках. Казалось, что мы попали на столичный концерт, а не на День рождения маленькой сибирской чувашской деревни Северная.              Но возможно, это будет в другой раз.

PS: А над поляной весь день кружили белые бабочки. Или ангелы?

               
Pushkarevich Olga
ollyrussy@yandex.ru