Часть 1. 12 Богданов

Кора Крылова
Фото с сайта www.rumvi.com (Автомобили Советской Армии 1946-1991) - Радиолокационная станция «Мост-2» кругового обзора на шасси ГАЗ-63Э. 1955 год.*

ХВЕДАР ЖЫЧКА "ДЕНЬ БУДЕТ ЯСНЫМ"


Повесть


Перевод на русский язык, сделанный по украинскому переводу с белорусского языка


ЧАСТЬ 1
МЫС УГОРЬ


12.  БОГДАНОВ

    Мы так и не знаем, чем Остап Потап не угодил тогда Богданову. У Богданова не спросишь, а Потап говорит, что и по сей день не понимает сам. Его ещё не списали, но, вероятно, скоро назначат на другую должность. Теперь Остап — постоянный часовой. А на моториста учусь я.
    В первый день, когда я пришёл в силовую, Богданов велел стать на колени и искать на двигателях пылинки. Машины были выдраены до блеска.
    - Нету? — спросил Богданов и довольно усмехнулся. — То-то же. А теперь встань и посмотри на робу. На коленях ни одного пятна. Такой порядок должен быть всегда. Понял? Сможешь — оставайся, а нет — убирайся куда подальше.
    Я остался.
    Каждый день после завтрака бегу в силовую, протираю механизмы, драю "палубу" — железный пол. Приходит Богданов, придирчиво осматривает "самовары", хмурится, но молчит. Не хвалит и не ругается. Изредка проверит:
    - Заведи правый!
    Спокойно нажимаю кнопку пускателя. Всё отрегулировано. Ведь сам Богданов научил: мелочей не должно быть.
    И за это не хвалит Богданов. Вообще, может ли он про кого-то сказать доброе слово? Разве только в том случае, чтобы унизить другого. Ни один на один, ни на людях не сказал в мой адрес доброго слова. Всё бурчит:
    - Конечно, на такой ухоженной технике и дурень будет работать.
    Это значит — всё ухожено им. Хотя вот уже месяц я буквально вылизываю каждую деталь. Сам снимал магнето, вычистил форсунки, ставил новые фильтры. Научился регулировать режим подачи горючего.
    Богданов улыбается:
    - Ты ещё в середину не заглядывал, не представляешь, что такое шатуны, клапаны. Вот будем скоро левый "самовар" перебирать, разберём до винтика.
    Метод его обучения такой: он разбирает, а ты смотришь. Потом он моет руки, идёт в кубрик. Как хочешь, так и складывай. Не запомнил — думай, своим умом доходи. Сломал что-то — сделай новое. Дважды показывать он не станет. Может, поэтому и невзлюбил Остапа?
    Я никогда не думал, что этот сорвиголова так разбирается в технике, так её любит. И что удивительно — в силовой он даже не матерится. Самое большее, что позволяет себе, когда что-то не ладится, это протяжное "а  ё-о-о-лочки-метёлочки".
    И мне не разрешает разговаривать на посторонние темы, рассказывать анекдоты или даже высказывать неудовольствие. Говорит:
    - Возле механизма думают только про механизм. Лучше, если будешь думать вслух.
    Странно как-то выходит: самый недисциплинированный в кубрике старшина требует в силовой безупречного подчинения своего подчинённого. Вообще характер у Богданова — сплошные противоречия. Он может до слёз обидеть человека и через минуту целовать собаку, сутки веселиться и сутки лежать на койке в задумчивости. С ним страшновато оставаться вдвоём в кубрике на минуту и приятно работать в силовой весь день — даже не заметишь, как проходит время. К тому же ни в первом, ни во втором случае не скажет за день ни единого слова. В кубрике Богданов так вылупит на тебя глаза, что кажется, вот-вот накинется и задушит. Или заорёт такую блатную песню, аж мурашки по спине забегают. В силовой же будет нежно разговаривать с двигателем, называть его миленьким, просить, чтобы не капризничал, не подводил.


___________
С сайта "Автомобили Советской Армии 1946-1991" www.rumvi.com:
* На первых порах для монтажа различных военных радиотехнических средств связи и управления на шасси ГАЗ-63Э или ГАЗ-63АЭ использовались весьма простые полностью деревянные или деревометаллические кузова-фургоны, собиравшиеся местными армейскими ремонтными предприятиями и мастерскими. Первая унификация таких кузовов началась в первой половине 1950-х годов, когда советская промышленность приступила к выпуску специальных более удобных и вместительных обитаемых кузовов КУНГ и АВС разных модификаций.
    «Мост-2» – первая советская легкая радиолокационная станция дальнего обнаружения кругового обзора на шасси ГАЗ-63Э. Работала в метровом диапазоне и служила для воздушной разведки, обнаружения и указания цели для зенитной артиллерии на дальности до 140 км и высотах в пределах 1 – 8 км. Ее разработка началась еще в марте 1944 года. В 1946 году она успешно прошла испытания и с 1948 года монтировалась в простом прямоугольном деревянном кузове-фургоне (аппаратной кабине) на шасси ГАЗ-63 первого выпуска. Ее антенный блок состоял из четырех решетчатых антенн, располагавшихся на крыше фургона попарно в двух горизонтальных плоскостях. Автономный блок питания размещался в одноосном прицепе. В конце 1940-х годов на шасси ГАЗ-63 с таким же деревянным кузовом монтировался обзорный радиолокатор ОРЛ-4 для обнаружения и индивидуального распознавания самолетов, идентичный стационарному варианту ОРЛ-1.