Три встречи с москвичами. На воде...

Соколов Юрий Михайлович
Конечно, с москвичами я встречался намного больше. Есть и родня, есть(было) много знакомых по совместной работе. Но это обычные встречи. В командировках. И здесь всё нормально. И люди  нормальные.
В 1983 мы большой командой поехали на Китой, пройти маршрут 5 категории с обносом двух проблемных участков. 12 человек - 3 катамарана. Доехали, дошли, собрали суда и стартовали. Народу на Китое было, как на хорошем базаре в выходной день. Первый проблемный участок обнесли без споров, вход в него, по-моему, никто и не пытается пройти. Перед вторым проблемным встали, просмотрели начало участка - и решили идти. Ну, дескать, хотя бы немного, прекрасно зная, что выходов на тропу для обноса мало и они сложные. Можно нарваться. За нами пошли ещё три группы, всего 7 судов, из них - два каркасника. Остальные, около 200 человек разобрали суда и пошли в 25-километровый обнос Моткиных щёк ( название проблемного участка). Подойдя к порогу-водопаду, ключевому препятствию Китоя, мы встали и впали в дискуссию. В то время порог не был ещё пройден, официально, как минимум, да и психологически к его прохождению мы не готовились. Но посмотреть, и в случае вернуться - хотелось. Мы разобрали два катамарана, оставив третий у начала тропы обноса порога-водопада, и ушли. По тем временам даже в голову не приходило, чтобы кто-то протянул руку за чужим. Чувство водного братства и взаимопомощи на маршруте было велико, и соседние группы без колебаний соглашались на подстраховку первого экипажа другой группы. По вечерам, если случалось, ходили в гости друг к другу. Если позволяло место. В каньоне оно не позволяло... Перенесли суда, спустили их по высокому и сложному обрыву и возвращаемся. Навстречу, шатаясь под рюкзаками, идёт группа. - Привет, ребята! Откуда? - Москва! - Хорошей дороги! - Спасибо!. Вам тоже! - Вдруг один из наших видит на рюкзаке москвича смотанную основную верёвку для зачаливания катамарана, украшенную сложным узлом. Это моя верёвка,- кричит он. Тот - отпирается. На поляне перед обрывом 150-200 человек, так как спуск сложен и идёт по очереди. Взываем к окружению. Толпой идём к катамарану. С него срезаны две основные верёвки и нет двух спасжилетов. Общая ненависть к москвичам прорывается. Вываливаем содержимое их рюкзаков на траву и ищем свои вещи. Находим фонарь, топор и фотоаппарат. Те жалко оправдываются, что они думали, что мы прекратили сплав и бросили вещи. Вот так, в солнечную погоду, ни с того, ни с сего... Агрессия толпы велика, но дело ограничивается двумя пинками главному ворюге.- Сука, тебя под своим мешком шатает, а ты чужое хапаешь! Идём смотреть подходы к водопаду по обоим берегам, видим, с налёта не пройти, а настроение испорчено. Обносим водопад и уходим вниз...
Идём по Сисиму, 3-категория. После командировки в Индию у меня море отпусков, я набрал довольно слабую группу, с которой хочу пройти Сисим и, по результатам, связку Чуя - Катунь. Идёт несколько сибирских групп и одна московская - три пары на трёх байдарках. Страхуем их на порогах. По вечерам - общий костёр после ужина и трёп. Кончаем сплав у какой-то деревни, попутка будем через день. У всех опухшие лица, мошка свирепствует. Московская группа распалась на три пары, каждая пара запалила маленький костерок и кушает из маленьких баночек. Вдруг все они исчезают. Через час к нам подходит мужик(водила):" Вообще мне ехать завтра, но ваши уговаривают сегодня." - Ваши - это москвичи. Он считает, что мы - одно целое. - За двойную могу и сегодня. - Давай завтра! - Москвичи возвращаются и запаливают маленькие костерочки. Назавтра уезжаем, а поскольку уровень группы невысок, Катунь отменяю и уезжаем на красноярские Столбы.
Начальник отдела не даёт мне отгулы на май, пока не напишу ему большой отчёт. Группа уезжает 30 апреля на наш башкирский порог Айгир без меня. Уговариваю напарника задержаться на день. Работаю 30 апреля до 10 вечера и 1 Мая - до обеда.. Звоню начальнику. - Я закончил.- Да мне не к спеху. Жаль, не пришёл на демонстрацию! - Я работал!- Молодец,- хвалит он. Кончил дело - гуляй смело! - Еду домой. Дочь садится на хвост:" Я с тобой!"  Собираемся, жена отвозит нас с моим напарником на вокзал. Билетов не продают даже в общий вагон, а предпраздничного бардака уже нет. Сесть можно только на следующей станции. Прыгаем в автобус( жена уже уехала) и едем до поворота на аэропорт. Опаздываем! У дочери огромная сумка. Прихватываю сумку к станку рюкзака, берём с напарником дочь за руки и скачками несёмся к станции. Садимся буквально на бегу. Половина четвёртого ночи приезжаем. Встаю под рюкзак и меня перекашивает. Типа шейный миозит. На автомате дохожу до начала лесной зоны и останавливаемся. Я уже никто. Напарник ставит палатку прямо у тропы, вешает на неё листок с моей фамилией для моих друзей-белебеевцев, которые должны прибыть чуть позже, и мы заползаем. Где-то через час-полтора вопли:"Соколов, наливай!" Шевелится не могу. Меня вытаскивают за ноги, я держу шею двумя руками. Три человека ставят меня на ноги, как деревянного. Поднимаю кружку - и не могу выпить. В состоянии полулёжа выпиваю. Все со смехом уходят вниз. Утром, перекошенный, стою у дерева на конце порога и завистливо наблюдаю. Подходит мужик, весёлый такой... - Чего не катаешься? - Шея! - Давай вылечу! - Да нет, это дня на три.. - Ложись! - Меня раздели и я лёг на бок. Он тихонько втирал мне мазь и  давил всё сильнее. Перевалил на живот. Прошёлся по позвоночнику и резко нажал. Хрустнуло. Через полчаса плясать будешь,- сказал он. Через полчаса я встал. Так, воспоминания... Через час я прокатился на четвёрке, слегка помахивая веслом. А потом мы с другом пошли на двойке. А потом - с дочерью! И - не раз! Вечером я взял коньяк и пошёл с ответным визитом. Мы выпили за здоровье и встречу. Откуда вы, спросил я? - Из Москвы...

28.6.2013