Предтеча

Хачхарджи Константин
               
    Время – это прерогатива Абсолюта, в силу чего мы, естественно, не в силах    доподлинно представить себе всю сложнейшую драматургию  старины глубокой, поэтому нам остаётся одно, - предполагать. Вот  и воспользуемся этой уникальной способностью.

   Вероятнее всего, наш далёкий предок на первых порах путём сравнения, что является первым шагом к постижению  Истины, докумекал, что-де он – один из самых умных среди  всех тварей земных, но в то же время заметил, скорее, ощутил на шкуре своей,  некое сходство со зверём. То было чувство стадности. На Ближнем Востоке, который пестрит прибаутками, как ни в каком другом уголке мира, на сей счёт есть притча, которую я, с вашего позволенья,  приведу: уж больно она к месту.

    Саргал Сингх был очень дорог одному торговцу, и когда Саргал Сингх умер, тот побрил себе голову, и оделся во всё чёрное. Покупатель, зашедший к нему в лавку, поинтересовался, кто умер.

— Умер Саргал Сингх, — ответил торговец.

   Посетитель никогда не слышал о Саргале Сингхе, но решил тоже обрить голову, и также облачить себя во всё чёрное. Другие жители города слепо последовали его примеру, не желая показаться невеждами. Когда их спрашивали, кто умер, они с прискорбием отвечали:

— Умер Саргал Сингх.

    Царский советник тоже оделся в чёрное, когда увидел подданных, носящих траур.  Царь, встретив  своего  советника, спросил его:

— По ком ты носишь траур, кто  умер?

— Саргал Сингх, — ответил советник.

— А кто это? — спросил царь.

    Когда советник не нашёлся, что ответить, царь велел ему всё выяснить. Тогда советник стал всех расспрашивать, пока не дошёл до торговца:

— Кто такой Саргал Сингх?

— Саргал Сингх, — ответил торговец, — это мой ишак, которого я очень любил.

                Примерно так, хотя с некоторым загибом на ишака…

    Но, если серьёзно, древние мудрецы, видать, во время  уразумели,  что чувство стадности к хорошему не приведёт, если не выработать, как говорят сегодня, определённые правила игры, или этические нормы, коль по Аристотелю. Вначале следовало бы с некоторой аргументацией, пусть даже в каком-то смысле робкой, доказать существование Высших сил.  Общине нужна была молитва, чтобы так: «Кесарю - кесарево, а Богу -  Богово»....

          Шло время, и всё  стало на свои места лишь  тогда, когда на свет вышла Книга Книг, или Ветхий Завет, или «Еврейская библия», или «Пятикнижие Моисеево», что одно и то же.  Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I век до нашей эры  на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, вышедших  на арамейском.  Здесь  следует кое-что добавить с тем, чтобы потом плавно перейти к развороту темы.
 
    В древнейшем греческом переводе Ветхого Завета приводится  слово Септуагинта, что  с латинского  означает не что иное, как  "семьдесят".  Так вот, Септуагинта  восходит  к легенде, изложенной  в послании некоего Аристея (около 100 год  до Р.Х.), который, вроде, как сын самого Аполлона,  а также в трудах Иосифа Флавия. Согласно  этой легенде, царь Птолемей II Филадельф (285-246 годах  до Р.Х.) поручил перевести на греческий  язык Книги Моисея семидесяти двум израильским  старейшинам (по шести от каждого колена), и сие занятие  заняло у них, ни много, ни мало,  72 дня.

           Предполагают, что перевод  был сделан в Египте в III веке  до Р. Х.

    Последующие Пророки развивали, хотя каждый по-своему,  мысль о чувстве стадности, мысль о том, что человеку нужны вселенские идеи и Молитвенный Дом, в котором он мог бы самочинно  обратиться к Богу. Из всех, перечисленных в Библии Пророков, мне лично нравится Амос (с иврита – «бремя»), деятельность которого предположительно в 750 году  до нашей эры  совпадает с правлением израильского царя Иеровоама II.  В пророческом движении Амос занимает особое место, ибо ОН  был первым, известным нам, пророком-писателем с натурой суровой и цельной, о чём свидетельствует его величественный и строгий стиль.  Амос  не принадлежал к пророческим братствам («сынам пророческим»), а был простым пастухом в иудейском городке «Фекоя» (Текоя), расположенном вблизи иудейской пустыни. И всё же, будучи человеком незнатного происхождения, Амос  тем не менее обладал широким кругозором и хорошо знал священную письменность, историю и жизнь окружающих этносов.
 
    В своей Книге  Амос спрашивает то ли самого себя, то ли нас самих через тысячелетия:

        «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (глава 3:3).

    Разумеется, не пойдут, потому что для объединения людей в самостоятельные (самобытные) группы (общины) много чего требуется: в первую очередь необходим  единый язык общения,  чтобы совпадали  интересы, род занятия, менталитет, отношение к духовным ценностям и многое другое, - всего не счесть.  И в этой цепочке религия, пожалуй,  занимала  первое место, и на том будет стоять она, как мне думается,  в  веки вечные!
 
    В период  второго Храма Иерусалимского (с самого начала)  еврейские законоучители постановили, что  следует молиться  общинно и усердно по Веленью Божьему.  Каждая община должна построить «дом собрания», или «Бейт-Кнессет», где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни. Молитвенный Дом евреев имеет и другую, греческую транскрипцию, - Синагога, что обычно переводят, как «собрание», но это в корне неверно. Чтобы излишне не растекаться, возьмём другое слово, - ПЕДАГОГ.  В Древней Греции так называли раба, в обязанности которого входило  сопровождать своего воспитанника (мальчика  шестилетнего возраста) в школу,  и быть неотлучно при нём всё время, потому слово ПЕДАГОГ переводится, буквально, как «ведущий ребёнка».  Коль так, тогда, по логике, под словом  СИНАГОГА следует подразумевать, - «ведущий к Синаю», то есть к священному месту, где Бог вручил Моисею Тору, чем, собственно, молитвенно занимается упомянутый «Бейт-Кнессет».
 
    Древние греки – на  той же орбите. Представьте, на  древнееврейском языке под словом «kegila» («кегила») значится «община», или «общество», что древние греки при переводе Священных Книг озвучили по-своему, как  «ekklesia» («экклезия»). Я помню, так называли деды мои церковь, правда, несколько по-другому не «экклезия», а покороче, - «клесия».

  Кстати, о церкви, коль речь завели.
 
    Главный раввин Киевской Еврейской Мессианской Общины, Борис  Грисенко настаивает на том, что, цитирую:  «русское слово «церковь» произошло от немецкого  «кirche» («кирхе»). «Кirche» («кирхе») – значит здание, где собирается церковь»

    Могу сказать: «Борис, ты не прав» Дело в том, что  славяне для решения жгучих вопросов дня, или для обращения к Богу, обычно собирались в КРУГ. В греческом тексте Нового Завета вкраплено множество латинских слов, которые вошли в обиход при переводе Библии на русский язык. На латинском круг (окружность)  будет Циркуль  (circulus), что легло в основу  русского слова – церковь, то есть здание округлой формы, сюда же слово «цирк» согласно  той же аналогии.
 
    Человек давно понял, что есть проблемы, которые самому не решить, даже если у тебя семь пядей во лбу. В таких случаях коллективный разум предпочтительнее: «Одна голова – хорошо, а две – лучше». Столь ёмкое для слуха русского слово, как  «собор» происходит  от действа «собраться», то есть  «сбиться в кучу»  ради разрешения жгучих управленческих вопросов, слово «собрание» из того же корня. Короче говоря, Собор  - понятие многофункциональное, к примеру: Земский  собор всея Руси, если исходить из истории, или, скажем, соборы церковные, поместные, Вселенские, аль Кафедральные и прочее и прочее.

    Итак, из всего сказанного, как мне думается, вывод  напрашивается сам:
 
            Община есть концентрированное выражение чувства стадности.
 
     Именно потенциальная сила, заложенная в чувстве стадности, выручало евреев, когда они вынуждены были покинуть свои Обетованные края  после  разрушения  Второго Храма Иерусалимского римлянами 7 августа  70 года новой эры, и  не потому, что они  самые умные, хотя по этой части Бог их не обидел,  а главным образом потому, что, заложенные в Торе обычаи, традиции и молитвы были первым священнодействием  на Земле.  Откровенно, скрупулёзно и стойко, соблюдая каноны и принципы иудаизма,  они сумели на чужбине создать свои  общины, местечки и островки, что их реально спасло от бесследного исчезновения средь прочих этносов. Так стоит ли удивляться тому, что   евреи - единственный пример древнего народа, который сохранил  верность своей идентичности? Как говорится: «против правды – не попрёшь!»

    Однако, сие всё, вроде, как мимоходом. Тут мною движет сокровенное желание показать уникальный опыт, который дали миру евреи. Это они, опять-таки единственные во всём мировом сообществе, кто сумел построить подлинную коммуну, о чём мечталось приснопамятному Владимиру Ильичу Ленину (1870-1924) в свои «ревущие» двадцатые годы, о чём ниже я ещё скажу пару слов вдогонку.
 
    В начале 20-го столетия чуток начинает «рассветать», и у евреев, проживающих заграницей, рождается надежда вновь очутиться на своей родной земле. И вот,  мало-помалу, со всех концов Света стали съезжаться  молодые люди, которые, истосковавшись по совместному (артельному) земледелию, задумали создать в Израиле, средь враждебного арабского окружения, своё сельское товарищество,  с разрисованными  на то время в Европе, признаками коммунистического общежития. Своё новшество они назвали  Киббуц, видоизменив слово «квуца», что с иврита - группа.

  Однако, как это всегда бывает с введением в жизнь новых моделей, реализация  идеи коллективизма, натолкнулась на ряд сложных проблем, как то: отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, сложные  климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов, а так же недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда.  Чтобы преодолеть эти, прямо скажем, невыносимые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наемного труда был ответом, как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат.

      Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, Кибуц  Дгания, было основано  в 1909 году. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек. С установлением британской власти в подмандатной Палестине (1920) и началом третьей репатриации в Израиль кибуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные активисты заселения, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых была Гдуд ха-авода.  В начале 1920-тых годов наряду с малыми были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны, такие как: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и некоторые  другие. За годы британского правления в Земле Израильской число сельхозкоммун и коллективно купленного жилья, возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тысяч  коммунаров).

   Вот некоторые данные о  динамике  кибуцного   движения на Святой земле.

Год Суммарное население кибуцев                Количество кибуцев
1910              10                1
1920             805                12
1940          26 554                82
1950          66 708                214
1970          85 110                229
1989          129 000       (пиковое количество)      270
1990          125 100                270
2001          115 500                267               
   

    Вроде, неплохо, не так ли? Тем не менее, статистика, увы, не имеет души, ибо она говорит языком факта, в то время, как жизнь бурлит чувствами, желаниями, устремлениями, предвидением собственного «Я», она в трепетном ритме  даже тогда, «когда для смертного умолкнет шумный день». Коль скоро всё так, то приведём несколько зарисовок из жизни еврейской коммуны:

        *В управлении кибуцем господствует принцип прямой демократии. Каждый член кибуца участвует или, во всяком случае, имеет право участвовать в решении всех вопросов. Высший орган власти кибуца — общее собрание. Оно формирует социальную и экономическую политику кибуца, утверждает бюджет, принимает в кибуц новых членов. На собраниях выбирают комиссии (жилищную, финансовую, планово-экономическую и другие). Председатели основных комиссий вместе с главой кибуца (он именуется «секретарем») образуют орган исполнительной власти — «правительство» кибуца.

      * Кибуцникам не надо заботиться о стирке, химчистке. Утром в кибуцную прачечную люди приносят, а точнее, подвозят в хозяйственной сумке с колесиками белье. Вечером узел с выстиранным бельем можно забрать. Работницы прачечной развешивают мешки с выстиранным бельем на веранде прачечной (у каждой семьи свой именной крючок): постельное неглаженное бельё, в Израиле гладить  не принято. Кибуц берет на себя и заботу о здоровье своих членов: на простые случаи есть здравпункты, если же пациент нуждается в серьезном осмотре врача-специалиста, кибуц предоставит микроавтобус, или автомашину с водителем для поездки в город.

       * Ключевую роль в кибуцной жизни играет система образования. На начальных этапах становления кибуцев молодежь почти с рождения и до конца учебы в школе (то есть до 18-летнего возраста) всю неделю жила и воспитывалась отдельно от семей. Тогда считалось, что в интернате под наблюдением профессионалов дети получат более правильное образование и воспитание, нежели дома. Матери же должны быть освобождены от семейных забот, поскольку на них и так ложилась нелегкая работа в кибуце (равенство полов — непререкаемое требование). Однако подобного рода семейные  установки не прошли проверки временем, и от них отказались. Кстати, первыми против педагогического новаторства взбунтовались сами мамаши. Теперь дети после обеда могут возвратиться домой и ночевать с родителями.

        *В кибуце обязательно есть начальная или восьмилетняя школа. Полной же средней школы может и не быть:  в этом случае на школьном автобусе детей везут в соседний кибуц в  межкибуцную школу. Отношение к высшему образованию в кибуцах с момента их основания изменилось кардинально. Вначале  общинная  идеология не одобряла стремление его членов поступать в университеты, получать высшее образование.  Сторонники такого порядка руководствовались идеалами физического труда, к тому же  особые специалисты в сельской местности не требовались, но, как известно, всё течёт и изменяется, сейчас кибуцы уже направляют способную молодежь в университеты и охотно оплачивают их учёбу, поскольку высшее образование в Израиле платное.

      * Кибуцники в своём распоряжении имеют богатые археологические и краеведческие музеи, танцевальные и драматические ансамбли, хоры, спортивные клубы и даже собственный, прославленный на всю страну, филармонический оркестр, поэтому, несмотря  на свою малочисленность, они с  успехом правят бал в сфере культуры Израиля.
 
      * Свой столетний юбилей кибуцники встретили в иной ипостаси, ибо им приходилось  на ходу адаптироваться к новым условиям, диктуемым  рыночной экономикой. Нынче панорама жизни иная, во всяком случае, не такая аскетическая, какой была полвека назад, но  кибуцники – народ стойкий. Почти все современные кибуцы – это уже  многоотраслевые экономические единицы, имеющие в своём арсенале не одни лишь земельные угодья, но и отраслевые заводы, на долю которых приходится до 40 процентов сельхозпродукции и до  9 процентов  израильского промышленного производства и промышленного экспорта.

      Таким образом, не став островками счастья и полного равенства, о чём мечталось в златые годы, кибуцы, к счастью, не исчезли, хотя такая участь могла бы настигнуть их вполне,  а совсем-совсем наоборот, поэтому, как раньше, так и сегодня тысячи израильтян не променяют свой кибуц на шумные и загазованные улицы мегаполисов. Почему так?

             Да всё потому, что ДУХ еврейской коммуны непоколебим и вечен!

     И к ассоциациям.

     Мы, дети солнца, непрестанно  меняемся, перемещаясь в русле своего времени, вместе с тем,   в том неведомом потоке, как мне темяшится,  есть нечто, имеющее постоянную функцию - это наша память, то, что я называю «частным информационным полем».   Так вот, в  прошлом, то бишь двадцатом  веке, 70 лет из 100 – мои, поэтому у меня нет необходимости вчитываться в трактовке тех, или иных, событий со стороны, ибо я  сам по себе история. Тогда, придерживаясь сюжетной канвы, от себя скажу следующее. Большевики во главе с Владимиром Ильичом, который Ленин, а затем - под непосредственным руководством «вождя всех народов» Иосифа Сталина, тоже ведь изо всех сил старались создать «всеобщее благо» с названьем колхоз, но пошло не так, как хотелось бы, потому что начинали не с созидания, а с разрушения, чтобы всё было бы  по-революционному: «до основанья, а потом…». Когда у крестьян отобрали не одну лишь землю, но и всё, что было на земле и под землёй, когда у них остался, изо всего, что было, - один инвентарь, вот тогда все они с граблями и вилами дружно побежали в колхоз, с пламенным, нерушимым,  гимном:
 
                Отречемся от старого мира!
                Отряхнем его прах с наших ног!
               
        В 70-тых годах (я говорю о том же 20 веке) житьё в колхозах, можно сказать, стабилизировалось. Крестьяне, наконец, каким-то седьмым чувством, поняли, что надо придумать такой фокус,   чтобы, в конце  концов, получить удовольствие от жизни, и не спешить умирать. Сама "хытрость" заключалась в следующем. Каждый год перед уборкой нового урожая с районной, аль с областной, администрации «спускалось ответственное Лицо», верхи называли его уполномоченный, а низы, по-своему, - упалнамоченный, что было гораздо ближе к сути. Эта Рersona  grata должна была зорко, недремлющим оком,  следить, за тем, чтобы первый куш был бы отправлен государству СССР, а потом, что останется на току, -  колхозникам на прожиточный минимум. В таком разе, что  оставалось делать главе колхоза? По прибытию сего Лица, он  давал ему для постоянного любезного  сопровождения и интима  местную красавицу, отказаться от которой с его стороны, по меньшей мере, было бы чрезвычайно глупо. В результате, этот Гусь  на весь сезон был сыт, пьян и нос в табаке, что устраивало всех, в том числе и «самого лапчатого». При таком сценарии всё шло наоборот: сперва солидную долю урожая по всем видам продукции колхозники делили меж собою, согласно трудодням (был и такой хитроумный учёт), а остаток с песнями и транспарантами на подводах  отправляли государству. Словом, жизнь сложилась, как говорит  народ: "и волки были сыты, и овцы целы." Но очередная беда грянула с другой стороны, когда к власти пришёл Михаил Горбачев со своей непредсказуемой перестройкой, а за ним – Борис Ельцин со своим «оркестром», в итоге СССР развалился.  И опять по песне, но уже с другим текстом  и с новым хормейстером.

        Это же надо, точь-в-точь, как по моему афоризму 30-летней давности:

                "С умом, где угодно, а без ума
                и на родной земле пропадёшь "