Наталья Баранская. Странствия бездомных

Галина Магницкая
Наталья Баранская. Странствия бездомных. Серия: Женский портрет эпохи

Издательство: АСТ; Астрель
Год издания: 2011
Язык текста: русский
Иллюстрации: Черно-белые
Тип обложки: Твердый переплет
Формат: 130x200 мм (84х108 1/32)
Страниц: 637

***

Аннотация от издателя. "Странствие бездомных" - история нескольких поколений большой семьи Баранских-Радченко-Розановых.
Любовь Радченко, мать автора этой книги, бесшабашная, пылкая революционерка, умела располагать к себе людей, но была не приспособлена к семейной жизни. Отца, Владимира Розанова, его дядя, известный философ Василий Розанов, называл "эсдек в странствиях". Родители Натальи Баранской и люди их круга - не застывшие портреты, а реальные люди - образованные, горячие, неуживчивые, порой одержимые.
На долю героев книги выпало немало испытаний: вольные и невольные расставания, частое одиночество, чужие дома и бездомье, сменяющиеся радостью встречи...

***

Об авторе. Наталья Баранская (1908-2004) начала публиковаться как историк русской литературы (автор повестей и очерков о Пушкине, Радищеве), была заместителем директора нового Музея Пушкина в Москве. Как прозаик, она получила известность после повести «Неделя как неделя». Мать Любовь Баранская (в первом браке Радченко) — пылкая революционерка, соратница Мартова, стоявшая у истоков журнала «Искра». Бесшабашная, всегда готовая рисковать ради Идеи, он умела располагать к себе людей, но была совершенно не приспособлена к дому, к семье, выбор между детьми и Революцией делающая в пользу последней. Постоянные переезды, вольные типографии, переписка с Лениным — с одной стороны, маленькие дети, муж — с другой. Отец, Владимир Розанов — не менее увлеченный революционер; дядя, философ Василий Розанов, называл его «эсдек в странствиях». Родители Натальи Баранской не сумели создать дом и сохранить семью, но она не осуждает, а напротив — восхищается ими, хоть и не разделяет их взглядов. Первые революционеры конца 19 века Родители Баранской и их круг — молодые увлеченные люди, это не скучные архивные портреты, а живые люди — образованные, горячие, неуживчивые, переживающие.

***

Впечатления. Много в последнее время прочитано мной мемуаров, воспоминаний и семейных хроник. Не всегда написаны они искренне и доброжелательно. Каждый автор по-своему воспринимал происходящие события и различно относился к описываемым личностям. Именно поэтому многажды приходилось встречаться с несостыковками фактов. Особенно остро это чувствуется, если оставили книги лица одного поколения, принадлежащие к одному кругу. И все же читается литература такого рода с большим интересом.

В заключение хочу привести основную мысль, высказанную Н.В.Баранской в самом начале повествования: «…В детстве это было желание иметь дом с мамой и папой (вместе), в зрелые годы – сознание ущербности жизни, низведенной до «стадного содержания», и, наконец, в возрасте подведения итогов – осознание всей значимости Дома. Пишу это слово с большой буквы, потому что разумею под ним не только жилище, стены и крышу, а нечто гораздо большее и значительное. Прочный и чистый Дом, скрепленный любовью, - основа основ в каждой стране, на всей Земле».

Заставила эта книга задуматься - создала ли я свой дом? Ответить однозначно на столь сложный вопрос довольно затруднительно. Понимаю так – дом есть понятие относительное. Не просто место жительства (хотя это очень важный момент), а скорее его духовно-душевное наполнительство. Главное заключается в том, что ведомый образ жизни семьи, ее традиции и увлечения, несомненно, должны унаследовать дети и пропитать ими уже свои жилища. Только тогда можно считать, что настоящий родительский дом был создан. Удастся ли им сделать это? Захотят ли они следовать по моим стопам? Покажет время.