Большой Джаз 1

Юрий Петров Джаз
                Большой Джаз.
 Вчера на канале «Культура» закончился конкурс «Большой Джаз» и мне, присвоившему себе столь громкое окончание, было бы неприлично не отметить это замечательное событие хотя бы небольшой статьёй. 
          Сначала о самом шоу.
Всё достойно высшей похвалы. Великолепные декорации, великолепный свет, великолепный оркестр из Нью-Орлеана с его обаятельным и очень интересным дирижёром Ирвином Мейфилдом, сыгравшим несколько прекрасных соло на трубе. Интересное интервью, данное им Дарье Спиридоновой, дополнило его приятный образ.
           Привлекательная Алла Сигалова поразила меня своим мастерством телеведущей и выглядела очень изящно на фоне своего напарника Вадима Эйленкриг, в котором брутальность не сумела вытеснить интеллигентность и мастерство.
           Достойное, доброжелательное и, что очень важно, компетентное жюри во главе с честным и прямым Давидом Голощёкиным, порою попадало в очень сложную ситуацию, но всегда выбиралось из неё иной раз в заметном смущении. 
           Все участники были прекрасно одеты и красиво выглядели.
Не было ни грамма пошлости, расхлябанности, так свойственных отечественным программам.
          Это был настоящий праздник, который привлёк к экранам не только любителей, но и людей совершенно далёких от джаза. Некоторые мои знакомые, которые раньше при слове «джаз» делали унылое лицо, теперь звонили мне и торопливо говорили: «Включайте скорее канал «Культура», там идёт джаз!»
          И действительно, было на что посмотреть. 
Отличный подбор конкурсантов. Красивые молодые люди, великолепно владеющие инструментами, а главное знающие и понимающие джаз.
          Очень приятный заключительный вечер, когда члены жюри, ведущие, конкурсанты, продемонстрировали своё мастерство.
И финал – вручение приза победителю конкурса саксофонисту Дмитрию Мосьпану, руководителем джаз оркестра из Нью-Орлеана Ирвином Мейфилдом -  очень трогательная и достойная сцена.
           Было бы не правильно не  сказать о том, что мне не понравилось и покоробило.
Во-первых, уже избитая и заезженная система выбывания (хорошо ещё, что не было выставления баллов), в которой судьи были поставлены в очень неловкое положение, -  решать, кто из трёх лучших не дотянул до уровня «лучшайший» и сказать ему обидное слово «до свидания» только по тому, что таковы правила. Мне кажется, правила надо менять. Джаз ведь это не забег на стометровку, где выигрывает тот, кто первый пересёк финишную черту. Один музыкант слышит эту пьесу так, другой по-другому. У одного его соло изобилует виртуозными пассажами, другой сдержан в эмоциях. Где критерий?
Я бы предложил не конкурсную систему, а демонстрационную, в которой все участники, тщательно отобранные, играли бы музыку по своему выбору.  Жюри, обязательно такое же компетентное, имело консультативный характер, объясняя зрителям удачные и не удачные стороны выступления. Может быть, доверить голосование зрителям. Решение о вручении приза всё же оставить за судьями.
И ни в коем случае никаких оскорбительных выбываний. Ведь это джаз, который сплачивает, и никогда не разделяет.
Я думаю, другая режиссура дала бы каналу «Культура» возможность более широко использовать идею «Большого Джаза». Здесь могли бы выступать не только молодые исполнители, но и ансамбли, заявившие о себе. Можно было бы рассматривать не только мастерство и изобретательность, но и владение композицией.  Jam-sessions двух-трёх ансамблей могли бы очень разогреть аудиторию. Канал стал бы отличным полем для джазовых баталий.
          Второе, что меня покоробило, это режиссура в угоду картинке, и в ущерб здравому смыслу. Расставить музыкантов по разным концам сцены, это значит убить идею на корню. Джазовый музыкант должен не только видеть, но и слышать товарища, чтобы в любой момент поддержать его, только тогда будет ДЖАЗ.
То же самое касается и звукорежиссёра, он должен быть джазовый человек и хорошо понимать специфику звучания каждого инструмента и джаз ансамбля в целом.   

            «Большой Джаз» на канале Культура не просто замечательное шоу, это прорыв в отечественной культуре.
Впервые на экране субботним вечером красиво в общедоступной форме рассказывали о джазе и демонстрировали мастерство молодых исполнителей. Уверяю Вас, надо было прожить долгую жизнь, чтобы по-настоящему оценить это событие. Я, наконец-то, почувствовал, что живу в другой стране. 
          Поясню. Среди того множества конкурсов хороших и не очень нет ни одного, который бы не имел базы или предыстории, то есть, вокал, балет, танцы на льду, пародии, всё это всегда было в нашей жизни и прочно осело на телевидении.  Один лишь джаз всегда был на нелегальном или полулегальном положении, всё зависело от политической конъюнктуры. Дружны мы с Америкой, «давай, где там эти стиляги с их саксофонами и барабанами, тащи их наверх. Вот и у нас Свобода! Играй, что хошь!» Завтра их президент что-то сказал в наш адрес, и, враз всё американское забыли, а за одно и эту «музыку толстых», загнали в подполье до поры до времени, и всё только по тому, что джаз придумали чёрные ребята в Нью-Орлеане. А так как наши политические отношения с США можно изобразить в виде синусоиды, то и положение джаза всегда было синусоидообразным. 
          Я не помню, такого чтобы запрещали конкретно джаз. Запрещать по тем временам означало молчать и не вякать, а не то враз окажешься там, «где Макар телят не пас».  Постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года было направлено против самых талантливых людей советского общества (об это можно почитать отдельно), но ни как не касалось джаза. Однако всегда же найдутся «старательные доброжелатели» искореняющие скверну. Возникли письма, статьи, в которых Джаз называли «вредным суррогатом», «музыкой духовной нищеты», стоящей «на службе реакции». В результате джаз загнали в такое глубокое подполье, что слово это стало крамольным, его боялись произносить, и вместо него появилось понятия эстрадный оркестр и лёгкая музыка.  Это продлилось три-четыре года, и нанесло серьёзный урон джазовому движению. Но остались джазмены с их невероятными идеями, и зёрна упали на благодатную почву.

22 июня 2013 года.
            Продолжение следует. Может быть!