Крупным планом

Марк Агабальянц
     ТИТР  — эскалатор, от английского слова escalator, составлено по образу слова elevator, от французского escalade штурмовая лестница, — подъёмно-транспортная машина в виде наклонённой на 30-35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через редуктор. Эскалаторы более всего распространены на станциях метрополитена. Пропускная способность одной нитки эскалатора при скорости 0,75 м/с (или 45 метров в минуту) составляет обычно от 6000 до 7000 человек в час.

     КРУПНЫЙ ПЛАН — на весь экран мерцающие красные огоньки.
     КАМЕРОЙ ОТЪЕЗД — точки из бесформенной массы превращаются в букву «М» над входом на станцию. Метро практически пусто. На круглых часах фойе уже поздно.
     КАМЕРА НИЖЕ — на ступеньках, срывающихся в бездну, двое — Он и Она. Она — стоит впереди, ниже, спиной к нему. Он — гладит глазами её волосы не касаясь руками. Между ними дистанция, но они близки: несколько часов подряд они бродили по городу, болтали ниочём и молчали вместе. А уж это, поверьте мне, могут позволить себе только очень близкие люди.
     КРУПНЫЙ ПЛАН — Её глаза. Они того же цвета, что и волосы. Да, именно так! Ибо, сначала мы видим волосы, а потом только глаза. Вернее, их цвет. Из-за этого эффекта глаза и волосы становятся чем-то одним, общим, а всё остальное, как бы, и не очень важно — оно обрамляется главным. И сами глаза... Разве можно сказать словами то, что может выразить взгляд?! Тем более, если это не мысли, а состояние! И я не буду даже пробовать это сделать. Лучше ещё раз повторим этот кадр. Итак...
     КРУПНЫЙ ПЛАН — глаза.
     КАМЕРОЙ ОТЪЕЗД — далеко внизу платформа. Но она приближается и там, как только ступят они на каменный пол, их пути разойдутся — Ей идти вправо, Ему — влево. Не навсегда, конечно, нет, до завтра, или на пару дней.
Но это уже будет потом, а между «сейчас» и «потом» — дыра, неизвестность. А значит его, этого «потом», может и не быть. Как знать, как сложится... Они ведь так и стоят — Она впереди, потому что знает, что Он здесь, рядом, за нею и оттого Ей спокойно. А Он — сзади, потому что Он всё время как бы на один шаг ближе к той Встрече, которая уже произошла.
     ОБЩИЙ ПЛАН — руки. Он немного подался вперёд и протянул к Ней руки.
     КРУПНЫЙ ПЛАН — руки мягко берут её плечи, осторожно, чтобы не потянуть за волосы, которые того же цвета, что и глаза. Его губы приближаются к Её уху   (КАМЕРА НАЕЗД), максимально близко, но так, чтобы не смутить Её нечаянным прикосновением. Тих, но отчётливо он произносит:
     ТИТР — «Не оставляй меня».
     КРУПНЫЙ ПЛАН — Она напрягается, но Он чуть сильнее сжимает пальцы на Её плече, предупреждая порыв, и добавляет так же чётко:
     ТИТР — «Пожалуйста».
Теперь в КАДРЕ Она. Лицо выразительное, мысли во взгляде, чувства, смятение, переживание, спокойствие — всё едино. Во взгляде всё, что окружает Её: прошлое, будущее, то, что происходит сейчас и то, что не происходит.
Она прекрасна, как Чистота, честна, как Природа, возвышенна, как только может быть возвышенна Женщина, созданная Вселенной. Но — это Женщина, земная, живая, настоящая и в Её глазах...
     КРУПНЫЙ ПЛАН — глаза. Они того же цвета, что и волосы, но волос сейчас не видно, только сами глаза.
     ТИТР — «...и по коже мороз, как само откровенье...».
Разве можно выразить словами то, о чём может поведать взгляд, когда в глазах...
В глазах Её тревога. Потому, что впереди уже приближается платформа, на которой они расстанутся, потому что Её — вправо, а Ему — влево. Платформа, на которой чужие, ненужные люди, и лестница, ныряющая под неё, под платформу, несёт их туда. Куда?, зачем??
Но рядом — Он, и необходимо, чтобы что-то случилось, потому, что что-то должно быть иначе!
Она оборачивается и видит, что Он уже далеко — Он идёт вверх по лестнице, которая проваливается вниз, а Он возвращается к Встрече, которая уже произошла.
     КАМЕРОЙ НАЕЗД — камера пытается приблизить Его уходящую спину. И нам становится ясно, что Он не уходит, а просто медленно поднимается по ползущему вниз эскалатору и оттого остаётся на том же месте.
Но вот Она — как всё в мире относительно — вот она, как раз, хоть и стоит на месте, но всё же отдаляется от него с каждой ступенькой пропадающей в подпол. Не двигаясь Она отступает от Него и от той Встречи, которая произошла.
Ведь так часто бывает, что мы стоим, а поезд медленно уплывает от перрона, увозя с собой наше Счастье. И тогда секунды раздумья и сомнений превращаются в дни, месяцы, годы, жизнь бессмысленного стремительного бега.
Нужно что-то сделать! Нужно, хотя бы, повторить этот КАДР, чтобы как-то задержать время. Нельзя быть таким жестоким, когда всё решают секунды.

     ОБЩИЙ ПЛАН — на весь экран многоцветье реклам под нависшим потолком. Буквы размыты, изображение нечётко, всё пестрит, поражая богатством своей никчемности. Медленно проплывающие фонари, пустые ленты перил, без рук, без людей.
     КАМЕРА НИЖЕ, НАЕЗД — рифлёные ступеньки эскалатора заглатываются полом.
     КАМЕРА чуть ВЫШЕ — в кадре двое, Он и Она.
Он поднимается по спускающимся вниз ступенькам настолько медленно, что почти не продвигается вперёд.
Она идёт за ним немного быстрее. И расстояние между ними становится всё меньше и меньше.

     ТИТР — «...Эскалаторы более всего распространены на станциях метрополитена. Пропускная способность одной нитки эскалатора при скорости 0,75 м/с (или 45 метров в минуту) составляет обычно от 6000 до 7000 человек в час...»
...

Вот, пожалуй, и всё.
Нет, это всё же не сценарий, конечно — так снять нельзя.
Но так можно жить! Не верите?
Тогда попробуйте прочитать ещё раз.