Построение здоровых отношений. Проявляем интерес

Васюков Игорь
Почему в разделе о достижении целостного здоровья я так много пишу про здоровое отношение к миру? Дело в том, что в этом взаимодействии мы развиваем свой самый важный, духовный аспект здоровья. Без прочного духовного стержня личности человека достижение им любой цели попросту лишено смысла. В конце жизни, самые успешные и состоятельные люди планеты сожалели только об одном: что они слишком мало уделяли внимания своим любимым, родным, близким. И что на самом деле в жизни имеют смысл только любящие отношения.
 

Следующий компонент в системе здоровых отношений с миром – это проявление интереса к тому,  с кем вступаешь в диалог. Как проявляется интерес к другому? Вспомните, что вы делали, когда вам был интересен какой-либо человек? Как вы понимали, что интересны кому-то? Понаблюдайте, как проявляют интерес друг к другу маленькие дети.


Первое, что мы делаем – вступаем в контакт с собеседником. Способы вступления в контакт могут быть самыми разными. Но вступление в контакт как проявление интереса к человеку отличается от формальных взаимодействий, который Берн назвал ритуалами, например: «Привет, как дела?» Отличие состоит в том, что при формальном приветствии от человека вовсе не ждут развернутого ответа на вопрос: «Как дела?» Помните, как в фильме «Брат» главный герой, Данил Багров, оказавшись в другой стране, с другим менталитетом, спрашивает:

- Им что, на самом деле интересно, как у меня дела?

- Нет, не интересно.

- Если не интересно, то зачем тогда спрашивают?

 

 Такое взаимодействие не является проявлением интереса к личности другого.

 

Как большинство родителей проявляют сегодня интерес к ребенку?

- Как дела в школе?

- Хорошо. (Мысленно: «Тебе что ли самом деле интересно, как у меня дела в школе?»)

- Не забудь сделать уроки.

 

Все. Разговор закончен. Иногда до следующего возвращения ребенка из школы.

 

Вернемся к детям в песочнице. Поскольку сейчас лето, а моей дочке 2,5 года, то в песочнице я провожу каждый день. Как они знакомятся? Начнем с того, что у них еще нет разделения на формальные и искренние отношения. Они могут желать вступить в контакт, но при этом чего-то опасаться. Но вступать в контакт, что называется, из вежливости, без интереса, не будут. Например, первый вопрос, который задает моя дочь после представления, звучит так: «Что ты делаешь?» Вариации могут быть такие:

- Что ты любишь? А я люблю это!

- А тебе нравиться то-то? А мне нравится!

- А хочешь делать это?

- А что ты хочешь?

 

Для меня это было большим открытием, что дети при знакомстве первым делом выясняют потребности друг друга! Для них такое поведение является естественным. Итак, Интерес означает вступление в личный контакт и выяснение потребностей партнера. Вспомните вопросы, на которые вы отвечали при исследовании своих личных потребностей. Чтобы выполнить следующее задание, вам нужно будет исследовать потребности своих ближних. Полагаю, вы тоже сделаете для себя множество открытий.

Вот перечень возможных вопросов:

1. Если бы ты мог все, что бы ты хотел (иметь, сделать, поехать, осуществить)?

2. Что значит для тебя иметь это? Что будет, когда у тебя будет это?

3. Что главное в этом? Какова действительная потребность?

4. Это единственный способ получить главное (удовлетворить потребность)?

5. Что нужно, чтобы получить это? Какой твой первый шаг? Когда ты его сделаешь?

 

 

Укрепляем Веру

 

Понятие Веры в контексте здоровых отношений к миру  используется в светском, а не в религиозном понимании веры. В данном случае вера предлагается в качестве альтернативы любым ожиданиям по отношению к миру и трактуется как отказ от ожиданий. Это вера в то, что у партнера по диалогу все получится без всяких на то оснований и без видимых для этого причин.

 

Вера проявляется тогда, когда ребенок берет в руки скрипку, проводит впервые смычком по струнам и независимо от качества созданного им звука слышит от родителей и педагога, что из него получится великолепный скрипач. Что сегодня говорят родители детям, когда они впервые берутся за какое-то дело?

- У тебя все равно ничего не получится!

- Из тебя вообще ничего путного не выйдет!

- Ты не умеешь это делать!

- У тебя плохо получается!

- Ты все рвано не будешь этим заниматься!

 

Родители заведомо ожидают и прогнозируют неудачу ребенка в выбранном им деле.

 

Или другая картина: ребенок еще не успел родиться, а супруги между собой уже спорят, какое дополнительное образование он будет получать. Мама собралась вести его в музыкальную школу, папа – в хоккейную команду, а тут еще в спор вмешивается бабушка и настаивает на том, чтобы ребенок занимался бальными танцами. Маленький человечек еще плавает в животе у мамы, а по отношению к нему уже столько ожиданий! Ну и, конечно, в школе он будет учиться на «четыре» и «пять», потом поступит в университет и получит высшее образование, а лучше два.

 

За последние пять месяцев ко мне на консультацию в состоянии депрессии пришло трое молодых людей и две девушки! Один человек в месяц! У нас город относительно небольшой, а я далеко не единственный в городе консультирующий психолог. Представляете масштабы явления в целом? Все они, вынужденно поступили в институт не потому, что хотели там учиться, а потому что на них в свое время надавили родители, манипулируя своей «любовью»:

- Мы, чтобы из тебя человека сделать, жертвовали тем и этим, а ты такой неблагодарный, не хочешь становиться этим человеком (программистом, менеджером, юристом, экономистом и пр.)

 

Кто-то бросил учебу, а кто-то продолжает учиться и работать по специальности, которая не нравится, не приносит удовлетворения. И нет смысла в жизни, и нет любящих отношений, и они не знают, чего хотят и что им нужно. Потому что до сих пор жили не своей жизнью, а выполняли то, чего от них ждут родители, учителя, друзья…

 

Кто продолжает попадать в ожидания родителей, на свои жалобы о плохом настроении, апатии, слышит от них:

- Чего тебе еще надо? Не валяй дурака! Мы дали тебе все, что нужно: обучение, хорошую работу, квартиру, машину? Выбрось всю эту дребедень из головы!

А жить-то не хочется…И хорошо, что эти молодые люди дошли до специалиста. А кто-то принимает решение шагнуть из окна…

 

Если бы ребенок имел право выбора, чем ему заниматься, и умел отвечать за свой выбор, зная, что в любом случае получит поддержку от взрослых, у нас в стране было бы гораздо больше талантливых, свободных и счастливых людей!

 

А теперь вспомните:

- Какие ожидания по отношению к вам были у ваших родителей? Кем они вас видели? Что при этом говорили? Что вы делали? Попадали ли вы в ожидания?

- Как ваши родители проявляли веру по отношению к вам? Что при этом говорили? Вспомните случаи, когда в вас верили, и у вас что-то хорошо получилось. Вспомните ваши победы в жизни. Что вам помогло добиться успеха?

- Как вы сегодня проявляете веру по отношению к своему ребенку? К партнеру по браку? Что при этом говорите?

- Есть ли у вас ожидания по отношению к ребенку? К партнеру по браку? Что вы от них ожидаете? Что при этом говорите? Что происходит, если они не попадают в ваши ожидания?

- Какие ожидания еще мешают вам жить? Ожидания к домашним животным, соседям, к родителям, к друзьям, к коллегам, к Богу?

 

А теперь, с этого момента, откажитесь от ВСЕХ своих ожиданий по отношению к миру и просите помощи Высшей Силы обрести Веру! Можете обратиться к молитве о Душевном Покое:

 

«Боже, дай мне разум и душевный покой

Принять то, что я не в силах изменить,

Мужество изменить то, что могу

И мудрость отличить одно от другого!»