Построение здоровых отношений. Восстанавливаем ува

Васюков Игорь
Построение здоровых отношений. Восстанавливаем уважение к себе и к окружающим

 

К этому моменту вы уже поняли, какие внутренние препятствия мешают вам идти к цели, но помните, что каждый день вы задаете себе три вопроса, один из которых: «Куда я иду?» Этот вопрос касается, в том числе, и построения здоровых отношений. В этом смысле я придерживаюсь здоровой модели построения диалогических отношений, предложенной моими учителями Еленой Николаевной Чесноковой и Андреем Леонидовичем Лихтарниковым и названной развивающим диалогом.

 
Отношения с кем бы то ни было, - с другими людьми, с любыми живыми существами, даже с предметами и, безусловно, с Богом, - это отношения двух сторон, поскольку на каждое свое проявление: чувства, мысли, слова, действия, -   мы получаем довольно определенную обратную связь.

 
Наше отношение к миру проявляется через шесть базовых взаимосвязанных составляющих здоровой зрелой личности:

 

    Уважение, которое выражается через соблюдение и предоставление прав другому человеку.

 

В нашей стране большинство людей до сих пор не знает своих прав: ни юридических, ни личных, и соответственно, не умеют о них заявлять и их отстаивать. Во-первых, исторически складывалось так, что на протяжении множества поколений народ был порабощен и люди оставались беcправными, начиная с монголо-татарского ига которое в Северо-Восточной Руси длилось два с половиной столетия до 1480 года, и заканчивая 74-х летним социалистическим строем с его репрессиями граждан, представляющими опасность для системы подавления народа.


Сегодня под демократическими лозунгами управление государством продолжает осуществляться через подавление народа с помощью разных приемов, направленных на поддержание зависимого бесправного поведения населения России. Один из методов – создание условий для поддержания химической зависимости у миллионов россиян. Сегодня в каждой расширенной семье есть алкоголик.

 Подавление человека начинается еще до его рождения, когда будущая молодая мама стоит перед выбором: оставить ли ей своего ребенка жить в трудных условиях существования или попросту убить. Но и после рождения в нашей стране дети либо частично, либо полностью лишены прав. Если вернуться в начало книги к разговору о потребностях, то права проистекают из наших потребностей. Если у меня есть потребность в принятии, а это жизненно важная потребность, то у меня есть право на принятие и любовь. Если есть потребность в самореализации – то я имею на это право.

 Большинство родителей совершают ошибки в воспитании детей на основе убеждения, что ребенок не может иметь прав. В результате с рождения у него нет своей безопасной территории, которую без его согласие никто не может занимать, права на управление своим временем, когда за него решают, когда, чем и сколько времени ему заниматься, права в выражении чувств, когда то и дело на улице слышишь родителей, запрещающих своим детям плакать, громко смеяться и спонтанно проявлять другие чувства, например, чувство гнева. Ребенок не имеет права выбирать, что он сегодня оденет, иногда ему не дают право дружить с кем он хочет, он не имеет права на свое мнение и права совершать ошибки.

 
Когда дети становятся взрослыми, полученный в детстве негативный опыт жизни без прав, накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь, когда человек не может отстоять своих прав и нарушает права других людей точно так же, как нарушали его права раньше. Как это происходит, четко видно в условиях службы в армии, где это явление называют дедовщиной.

 
Итак, если я начинаю с уважением относитmся к другому человеку, не нарушая его прав, то вскоре получаю от него обратную связь в виде ответного уважения.

 
Теперь, если вы сталкиваетесь с ситуацией, когда нарушаются ваши права, или когда вы нарушили чьи-то права, то отражайте это в вашем Дневнике Реагирования. Для того, чтобы провести более подробное исследование истории нарушения прав в вашей жизни, напишите ответы на вопросы:
 

- Когда впервые вы столкнулись с ситуацией нарушения ваших прав? Кто нарушал ваши права в детстве? Какие права нарушались? Что вы при этом чувствовали? Как реагировали? Что вы сделали? Что в итоге получилось?

 
- Когда вы впервые нарушили права другого человека? Вспомните и опишите  эту ситуацию. Опишите ваши чувства, мысли, поведение. Как реагировал на это другой человек? Чем все закончилось?
 

- Какие из своих прав сегодня вы позволяете нарушать другим людям: близким, родственникам, друзьям, коллегам?

 
- Какие из прав своего ребенка вы нарушаете сегодня?

 
- Какие права своего партнера или других членов семьи вы нарушаете?

 
 

Учимся любить

 
Поскольку проявления любви с точки зрения духовного, психического и социального здоровья человека также могут быть здоровыми и нездоровыми, вторым показателем здорового отношения к миру является здоровая любовь. В предыдущей главе мы говорили о манипуляциях в отношениях, когда транслируется понимание любви, которая содержит некие условия и категории долженствования. Такую любовь иначе еще называют условной: «Если любишь, то должен это…» «А если не делаешь это, - то значит, не любишь».

 
Здоровую любовь мы называем зрелой. Зрелая любовь предполагает честные отношения с предоставлением другому человеку прав и обозначением границы в отношениях, за  которой начинаются мои права, которые, в случае нарушения границы, я отстаиваю. Зрелая любовь означает, что я воспринимаю человека через все доступные каналы восприятия:

- я его вижу;

- я его слышу;

- я его чувствую.

 

Помните, как в фильме «Аватар» жители другой планеты говорили о любви? «Я тебя вижу!» Маленькие дети, тоже четко знают, что такое любовь. Их мозг еще не засорен ложными убеждениями взрослых на эту тему. Когда я увлекаюсь своими делами и не обращаю внимания на свою двухлетнюю дочь, она подходит ко мне и говорит:

- Мама, смотри, что я делаю!

 
А если она не получила от меня достаточного для нее внимания, то спрашивает:

- Ты меня слышишь?

- Мама, ты меня любишь?
 

Итак, я предлагаю вам заняться исследованием того, как проявляете свою любовь миру. Подробно ответьте на следующие вопросы:
 

- Как я узнавал в детстве, что мои родители меня любят? Что они говорили? Что делали? Как они на меня смотрели? Какой был телесный контакт?

 
- Как я проявляете свою любовь к партнеру? Как он узнает о том, что я его люблю? Что я говорю? Что я делаю? Как прикасаюсь?

 
- Как мой ребенок узнает о том, что я его люблю? Сколько времени в сутки я уделяю ему внимание? Чем мы занимаемся? О чем говорим? Какой у нас телесный контакт?

 
Юлия Васюкова