Лебеди

Петр Кожевников 2
   Было это тогда, когда до города Лабытнанги добирались на машинах высокой проходимости, и на такие поездки уходил весь день. О таком водителе говорили: - О! Он ходит на Лабытнанги!Это было среди шоферов верхом мастерства, удальства и, если хотите, риска. Дорогой была - вся лесотундра! Выбирай на свое усмотрение. Было всякое. Но было и такое.
   Весенним днем возвращались мы с Геной Ярухиным из г.Лабытнанги. Водитель он был - ас! До озера Морошка доехали благополучно. До поселка - рукой подать, значит, скоро будем дома. И на спуске к озеру Ворга увидели двух лебедей.
   Можете себе представить: конец апреля, по колено снега, а они вот, у колеи топчутся.
   Один ослаб настолько, что при нашем приближении не поднялся со снега. Другой отбежал в сторону, но не улетел, остановился.
   - Замерзнут лебедушки. Морозы-то еще крепкие будут, а корма пока нет. Нет, рано прилетели. Замерзнут, - глядя на лебедей рассуждал Геннадий.
   - А давай им хлеба кусочками наломаем  и на снегу оставим, может, от еды и воспрянут, а?
   - Хлеба не жалко. Давай оставим. Помогло бы только...
   Две буханки, которые мы купили для дома, разломанные на кусочки, оставили на снегу возле лебедей...
   А еще запомнилась встреча, которая произошла на весенней подледной рыбалке на реке Лангот-еган. Я был с другом, Геннадием Рудневым. Мороз с поземкой при ярком солнце заставлял нас часто вскакивать с рыболовных ящиков и «бегать друг к другу в гости». Так мы согревались. И вот после очередной такой пробежки мне послышались лебединые крики.
   - Нет. Рано. Такого не может быть, - уговаривал я сам себя. Покрутил по сторонам головой: только горы и сопки, укрытые снегом, да река, от солнца блестевшая сине-зеленым льдом.
   - Чушь какая-то, - проговорил я вслух.
   - Ты с кем там разговариваешь? - отозвался напарник.
   - Слышал голоса лебедей. Слышал отчетливо.
   - Они в шубе и в унтах летели?
   - Шутишь? А я серьезно тебе говорю, что слышал.
   И снова услышал лебединый переклик. Направление, откуда слышался звук, запомнил. Стал внимательней смотреть на железнодорожный мост через реку Лангот-еган и увидел. Пара лебедей летела метра на два от земли, вернее, от снега, укрываясь от пронизывающего холодного северяка за насыпью железной дороги.
   - Вон они! Смотри! Лебеди! - закричал я другу.
   - Да... Зима на улице, а они летят на Север... - растерянно произнес Геннадий.
   Много и часто можно увидеть лебедей на весенней охоте. На Желтом озере, где я охотился долгие годы, сидел как-то с подветренной стороны своего балочка и на солнышке незаметно задремал. Проснулся, открываю глаза, а на озере, прямо передо мной, плавают пять лебедей. А ветрище волну такую гнал...
   К обеду ветер стал затихать. Лебеди спокойно кормились. Самый белый, меньших размеров, спал. Видно, устал больше остальных.
   По противоположному берегу пришел охотник из поселка. Лебеди только ближе ко мне подплыли и продолжали кормиться, чистить оперенье, спать. Часа два просидел этот охотник в скрадочке. За это время возле него собралась приличная стая уток. Слышу, кричит:
   - Слушай, с этими лебедями я останусь без уток и без охоты!
   Лебеди, услышав крик, насторожились.
   - Да брось ты ерунду пороть. Лебеди наедятся и улетят. Я тебе своих уток отдам. Не пугай лебедей.
   Это его успокоило. Но часа через полтора его терпение лопнуло. Утки, как назло, шлепались возле него, как горох!
   - Все! К черту этих лебедей! Я охотиться пришел, а не сидеть.
   И - бах! Бах! Ба-бах!
   От выстрелов лебеди не поднялись с воды, а поплыли в дальний угол озера. Охотник стрелял пролетных и сидячих уток. Ходил доставать их в воду. Лебеди только вытягивали свои длинные белые шеи, но не улетали.
   Настрелявшись, охотник ушел в поселок.
   Лебеди были для меня подарком в этот день, хотя я не сделал ни одного выстрела. А вечером лебеди подплыли ко мне, развернулись, выстроились один за другим, вожак как-то грозно зашипел, и они побежали по воде, громко хлопая крыльями. Оторвавшись от воды, протрубили и, поднимаясь по распадку все выше, в горы, скрылись из виду.
    …Каждый год дарят лебеди своим прилетом радость северянам. И не такая ли лебединая верность удерживает нас жить на Севере.