БРАТ МОЙ КАИН

Лев Альтмарк
Вовкин телефонный звонок разбудил меня в три часа ночи. В том, что звонит именно он, я не сомневался. Звонок был международный – долгий и какой-то тревожный.
- Привет, старик, я тебя не разбудил? – спросил Вовка в своей несколько развязной манере, будто звонил регулярно и именно в такое позднее время. – Слушай, у меня к тебе одна маленькая просьба.
- В три-то часа ночи?! – удивился я. – Приличные люди в это время уже, по-моему, спят.
- Так ведь это приличные! – заржал Вовка. – К нам с тобой не относится.
Хоть мы и расстались с ним почти пятнадцать лет назад, но общаемся регулярно. Пару-тройку раз в месяц то я ему названиваю в Питер, то он мне сюда в Беэр-Шеву. Пробовал было я перевести наше общение в Интернет, но Вовка, как человек абсолютно гуманитарный, каждый раз отнекивался и заявлял, что с компьютером не дружит. Даже дешевизна такого вида связи не привлекала его. Вот телефон – это другое дело, с ним он ещё кое-как справляется.
- Скажи, старик, - не давая вставить мне слово, начал Вовка, – ты занят в ближайшие два-три дня?
- Как обычно, - усмехнулся я, - работа, дом, семья…
- А мог бы ты выкроить эти два-три дня, чтобы помочь одному моему приятелю, который намерен посетить ваши палестины? Помочь, естественно, не безвозмездно. Он компенсирует твои расходы.
- Не понял…
- Ну, понимаешь, он приезжает к вам с частным визитом и хочет провернуть какой-то коммер-ческий проект. У него и договорённость есть с вашими ребятами, но нужен помощник, который ориентировался бы в местных реалиях. И потом он иврита не знает…
- Так пускай этим займётся принимающая сторона. Какой из меня помощник в коммерческих делах? Я в них ни бум-бум.
- В том-то и дело, - рассмеялся Вовка, - что ему нужен человек незаинтересованный, как ты, например. А эти местные ребята, ясное дело, будут тянуть одеяло на себя. Теперь понял?
Я попытался сосредоточиться, но голова спросонья работала не в полную силу, и я лишь выдавил:
- А заплатит-то он сколько?
- А сколько ты в день зарабатываешь на своей работе? Будет тебе двойной тариф, да ещё немного на представительские расходы.
- Что за представительские расходы?!
- Ты же на машине? На машине. Прикид тебе приличный купить надо, чтобы не выглядеть лохом? Надо. Питание и проживание в гостиницах – а тебе нужно быть с ним круглосуточно, - всё это он оплатит без проблем. И, само собой разумеется, при удачном завершении дела, полагается некоторый премиальный бонус… Ну, что скажешь? Нехилую я тебе работёнку подогнал?
- Надо подумать, - на всякий случай, стал я ломаться, хотя в глубине души уже решил, что отказываться не стоит. – Это так неожиданно, и потом мне надо отпроситься на работе…
- Вот и замечательно, я знал, что ты не откажешься… Кстати, ты ещё в охране работаешь? – Вовкин голос звучал уверенно, будто он уже стал моим начальником. – Тебе и оружие понадобит-ся.
- Даже так! Значит, я буду по совместительству и телохранителем? Придётся отстреливаться?
- А как же! Прямо в аэропорту и начинай… Ну, не слышу криков восторга?!
- Так и быть… Хрен с тобой, золотая рыбка! Когда ждать гостя?
- Завтра в два часа ночи по вашему времени питерским рейсом. Постарайся в аэропорт подъе-хать заранее. Ну, и одень что-нибудь посолидней, а то ваши израильские майки да шортики…
- Как я узнаю твоего приятеля?
- Ну, во-первых, он не мой приятель, а меня только попросили помочь ему. Во-вторых, я ему опишу тебя подробно, и он к тебе сам подойдёт. Зовут его Лёнчиком. Он парень нормальный, сильно угнетать тебя не станет. Хотя немного странный – любит поиграть в шпионов…
- А от кого его охранять? Что, всё это так серьёзно? Имею в виду шпионские игры.
Вовка чуть замялся, но бодро выдал:
- Это, брат, стандартные понты богатеньких буратино, чтобы круче казаться.
- А на самом деле?
- Много спрашиваешь… Давай, старик, решай свои вопросы и подваливай завтра в аэропорт за гостем. Учти, с тебя ещё причитается!.. Кстати, приглядись в аэропорту, чтобы ничего подозри-тельного не было. А то Лёнчику всюду черти мерещатся… Два-три дня с ним покрутишься, отвезёшь в аэропорт, погрузишь в самолёт и топай, конвертируй заработанные баксы в ваши шекели…

Утром я встал с тяжёлой головой, потому что после ночного звонка заснул не сразу, а всё разду-мывал о загадочном госте, который другом Вовке не был, но тот всё равно просил помочь и уговаривал меня с таким пылом-жаром, какового за ним я раньше не замечал. На работе меня отпустили почти без уговоров, жена тоже не возражала отправить супруга на трёхдневные заработки, поэтому я с лёгким сердцем, едва начало смеркаться, сел в свою старенькую «тойоту» и укатил в аэропорт.
В Бен-Гурионе я каждый раз почему-то волнуюсь, вспоминая, как впервые прилетел сюда, сошёл по трапу самолёта и жадно вдохнул немного приторный запах лимонных деревьев, растущих где-то поблизости. Сегодня аэропорт стал совсем другим, нежели пятнадцать лет назад, разросся вширь и вверх, и запахи здесь уже совсем другие. А может, я просто привык и не слышу тонкий лимонный аромат далёких садов?
Кстати, совсем забыл: нужно оглядеться на предмет гипотетической опасности для пока ещё незнакомого Лёнчика, как просил Вовка. Хотя, что ему здесь может угрожать? В здание с оружием не пройдёшь, как ни старайся, более того, даже на подъезде к аэропорту твою машину тщательно осматривают, а если возникли какие-то подозрения, то попросят и документы. Это обычная практика. Таких бизнесменов, как Лёнчик, с каждым рейсом из России прибывает наверняка не меньше дюжины, и я пока не слышал, чтобы кого-то из них здесь обидели. Будем надеяться, что Вовкина просьба – обычная мера предосторожности. Те же стандартные понты.
Припарковавшись на стоянке и спрятав, вопреки всем инструкциям, пистолет под сиденьем, я запер машину и отправился в терминал для встречающих. У входа в здание, как всегда, среди ожидающих такси дремлет могучая кучка машин представительского класса для прилетающих из-за границы боссов. Но в этом нет ничего необычного. Простые смертные, к каковым наверняка относимся мы с Лёнчиком, могут прогуляться и до стоянки, расположенной довольно далеко от входа, а начальство, оно торопится, ему недосуг даже здесь, в международном аэропорту, топать куда-то своими ножками.
Внутри терминала светло и прохладно. В перерывах между объявлениями о прибытии очередного самолёта из невидимых динамиков разносится приятная музыка, но нервозная обстановка ожидания, царящая тут всегда, не даёт ни на чём сосредоточится.
Время до прилёта самолёта из Питера тянулось безумно долго. Я уже успел с любопытством и некоторой завистью понаблюдать за пассажирами, прибывшими из Вены, Гонконга и Нью-Йорка. Их самоуверенные физиономии, а также блестящие тележки с багажом почему-то нагоняли сонливость, и я печально размышлял, что выспаться в эту ночь  не получится, потому что вернуться в Беэр-Шеву удастся только под утро. Неизвестный Лёнчик может вздремнуть в машине час-полтора, пока мы будем добираться, и ещё неизвестно, потребует ли он сразу по приезду заниматься своими делами или захочет отдохнуть с дороги. Но всё это при условии, что он поедет ко мне. А если ему сразу же понадобится куда-то в другое место?.. Впрочем, назвался груздем… будь добр выполнять прихоти богатенького буратино.
Питерский самолёт прибыл почти без опоздания. Машинально глянув на часы, я прикинул, что после объявления о прилёте пройдёт ещё около часа, пока пассажиры пройдут таможню, получат багаж и проследуют на выход. Разглядывать пассажиров с рейса из Барселоны, которые только-только начали выходить в терминал, мне уже не хотелось, и я отправился на улицу покурить.
Моё внимание привлёк разговор двух парней в строгих чёрных костюмах и белых рубашках, которые курили в нескольких шагах от меня.
- Значит, так, - сказал первый, - едва клиент появляется, ты по-прежнему фильтруешь встре-чающую публику, а я его принимаю. Выводим наружу, Сашка подгоняет машину к дверям, джип с охраной будет сзади. Усаживаем клиента, а дальше всё по инструкции…
- Ты его в лицо знаешь? – спросил второй.
- Мы запрашивали его фотографию, - сплюнул первый, - только нам не прислали. Но ничего, не промахнёмся…
Бросив окурок в урну, я вернулся в терминал, где образовалось некоторое затишье. Пассажиры из Барселоны уже прошли, а питерские ещё не появлялись. Оглянувшись назад, я заметил, как парни в чёрных костюмах тоже прошли в зал и, как договаривались, разбежались в разные стороны. Один подошёл почти вплотную к рамке, сквозь которую проходят прилетевшие, а второй остался сзади, где встречающих почти не было. Отсюда удобно наблюдать за происходящим, и если что-то случится… только что может случиться, ведь оружия здесь ни у кого нет, а каждый сантиметр аэропорта охраняется так, как мы себе даже представить не можем!
Клиента парней в чёрном можно было различить издалека. На фоне пёстрой публики, приле-тевшей питерским рейсом, он выделялся таким же, как и у парней, официальным прикидом и телохранителем, не отходящим от него ни на шаг. К тому же, в отличие от других, с ними не было никакого багажа, лишь дипломат в руках хозяина и сумка через плечо у телохранителя. К ним тотчас подскочили парни и, перебросившись парой слов, быстро повели к выходу. Заглядевшись на них, я на мгновенье даже забыл, что сам встречаю неизвестного мне Лёнчика. Впрочем, если верить Вовке, разыскивать его не надо, он сам подойдёт ко мне.
Потом моё внимание привлекла пышная блондинка в сопровождении суетливого толстяка, даже под кондиционерами утирающего лысину мятым носовым платком. Следом шествовал старик в толстых роговых очках и в каком-то полувоенном френче, наглухо застёгнутом на все пуговицы…
- Вы не меня ждёте? – раздался голос за моей спиной, и я от неожиданности вздрогнул. – Я - Леонид…
Человек, окликнувший меня, оказался коренастым крепышом в больших тёмных очках, синей бейсболке с надписью «Зенит» и с живописной рыжей бородкой. Одет он был в джинсовый костюмчик, и на плече у него висел ноутбук в чехле. Я хотел было выдать фразы, заранее заготов-ленные для встречи, но все они куда-то испарились, и я только спросил:
- Вы от Володи?
Незнакомец ухмыльнулся и ответил:
- Скажем так… от Володи.
- Как добрались? – В моей голове стали потихоньку восстанавливаться вылетевшие фразы.
- Расспросы потом, - деловито распорядился Лёнчик, - а сейчас нам надо срочно нестись за машиной вот с этими… - Он ткнул пальцем на выход, через который удалились парни в чёрном со своим подопечным. – Твоя тачка далеко?
- Постараемся успеть, - пожал я плечами, и мы быстро пошли на стоянку за моей машиной.
Увидев, как я извлекаю из-под сиденья кобуру с пистолетом, Лёнчик удовлетворённо кивнул и сел рядом со мной, забросив ноутбук на заднее сидение.
- Давай скорее, а то мы их не догоним, - пробормотал он и вытащил из кармана сигарету.
- А кто они такие? – спросил я, включая зажигание.
- Какая тебе разница? – покосился на меня Лёнчик. – Гони, а то мы их упустим.
Меня немного покоробило, что этот джинсовый Лёнчик, не успев со мной даже познакомиться, уже изображает из себя крутого перца, по первому требованию которого я должен молча повиноваться и не задавать лишних вопросов. Хрен с ним, решил я про себя, мне с ним не детей крестить, три дня пройдут быстро, отбарабаню их, получу причитающиеся за труды купюры, закину его в самолёт – и до свиданья, вернее, прощай навеки, дорогой товарищ. А Вовке при случае сообщу, какие у него хамы в приятелях…
В три часа ночи на территории Бен-Гуриона машин немного. Мы ещё издали заметили, как около будки с охранниками на выезде из аэропорта притормозили наши преследуемые.
- Особенно не приближайся к ним, - скомандовал Лёнчик, - держи дистанцию.
Я хотел было выдать что-нибудь про шпионские игры, в которых и мне теперь довелось поуча-ствовать, но решил пока не дразнить крутого перца. Отсчёт моих денег пошёл, поэтому буду делать всё, что попросят, и ни во что не вмешиваться.
- Куда они так торопятся? – не удержался я, выруливая к будке охранников.
- Куда надо, туда и торопятся, - скрипнул Лёнчик, почёсывая свою рыжую растительность, и прибавил расхожую банальность: - Меньше знаешь - крепче спишь…
Больше я решил с ним не общаться, лишь вглядывался в мелькающие во мраке задние подфар-ники джипа с охраной. На пустой ночной трассе автомобили развили довольно приличную скорость, и мне на моей старенькой «тойоте» было нелегко поспевать за ними.
Но вот уже на горизонте показались огни Тель-Авива, и я облегчённо вздохнул: теперь машины скорость наверняка сбросят, и я от них не отстану. Только бы не засветиться, чтобы ребята в чёрном не заметили преследование.
Краем глаза я поглядывал на своего попутчика и видел, как он с интересом поглядывает по сторонам. Мне хотелось расспросить о Питере и о Вовке, но не хотелось нарываться на новые грубости. Наконец, Лёнчик не выдержал:
- Включил бы музыку, а то едем в гробовой тишине… Чего замолк? Обиделся, что ли? Не дуйся, мы сейчас с тобой в одной упряжке. Эти ребята едут в отель «Краун-Плаза», мы их довезём до места, убедимся, что они там поселились, и сами поедем отдыхать. И ещё поужинаем, а то я голодный, как волк. Оттого и злой… У вас тут есть ночные заведения, в которых кормят?
- Найдём, - ответил я, подкатывая к очередному светофору. Впереди притормозили машины с нашими подопечными, и между нами было две легковушки.
Неожиданно откуда-то сзади с рёвом выскочил мотоцикл с двумя юнцами в закрытых пёстрых шлемах и, едва не чиркнув мою «тойоту», протиснулся к первой из машин наших преследуемых. Словно в замедленном кино, я видел, как тот, который сидел на мотоцикле сзади, постучал в закрытое стекло автомобиля, но ему не открыли. Тогда он вытащил из-за пазухи куртки небольшой пакет и бросил его на крышу машины. После этого мотоцикл взревел и, чуть не встав на дыбы, рванул на красный свет. А ещё спустя мгновенье раздался взрыв и на том месте, где находился автомобиль, полыхнуло яркое пламя. Оно было таким ослепительным, что некоторое время вообще не было видно ничего вокруг.
- Гони вперёд! – пронзительно закричал Лёнчик, не отрывая взгляда от взорванной машины.
- Догоняем мотоцикл? – зачем-то спросил я.
- Какой, к чёрту, мотоцикл?! Скорее отсюда! В той машине должен был ехать я!..

В Тель-Авиве мы не остались, а развернулись и поехали ко мне в Беэр-Шеву. Хоть это и дальше, зато надёжней. Если те, кто взорвал машину, узнают, что цели своей не добились, то вряд ли на первых порах догадаются, куда подался чудом избежавший гибели Лёнчик.
Мы ехали по совсем уже опустевшему в это позднее время приморскому шоссе, и мой попутчик был мрачнее тучи.
- Не хочешь ничего рассказать мне? – спросил я, нервно прикуривая очередную сигарету.
- Тебе-то зачем знать? – хрипло выдавил Лёнчик. – Это за мной хвосты из Питера тянутся. Конкуренты, мать их…
- А что за маскарад с двойником во взорванной машине? Кто это был?
Лёнчик некоторое время молчал, потом вздохнул и заговорил:
- В том-то и дело, я подозревал, что может быть такой расклад, и решил подстраховаться. Меня-то ваши здешние в лицо не знают, вот я и отправил своего помощника вместо себя…
- А кто это наши? – насторожился я. – Наркота? Оружие?
Лёнчик вздрогнул и пристально посмотрел на меня:
- Зачем тебе это знать? Ты кто – мент? И пистолет у тебя на боку взрослый…
- Я простой охранник. Не хочешь говорить, не говори. За язык не тяну… А чтобы покатать тебя, взял три дня на работе за свой счёт. И ваши бандитские разборки мне, извини, по барабану.
- Ладно, проехали. – Лёнчик отвернулся и уставился в окно. – Скоро будем на месте? А то у меня голова раскалывается, да и устал я, спать хочу!..
К моему дому мы подъехали, когда уже начало светать. Лёнчик сидел рядом со мной, откинув-шись в кресле, и, кажется, дремал. Но едва мы притормозили на стоянке, он встрепенулся и спросил:
- Ты уверен, что за нами хвоста не было?
- Уверен, - кивнул я головой, хотя, если честно признаться, не обращал никакого внимания на дорогу. В голове у меня всё ещё прокручивались картины взрыва, потом отматывалось назад на мотоциклистов, потом ещё дальше – на аэропорт и парней в чёрных костюмах. На моих глазах ещё ни разу никто не погибал, особенно те люди, за которыми я вольно или невольно наблюдал за несколько минут до их гибели. Хотя как раз те двое, на которых я положил глаз, остались в джипе невредимыми.
Мы поднялись по лестнице, и у дверей моей квартиры Лёнчик притормозил:
- Проверь, всё ли у тебя спокойно.
- Ну, ты даёшь! – удивился я. – Всюду тебе черти мерещатся!
- Проверь!
Дома было всё спокойно, жена уже ушла на работу, и я провёл Лёнчика в комнату сына, кото-рый сейчас был в армии. Чувствовалось, что мой гость, наконец, немного расслабился и даже отказался от завтрака, который я собирался приготовить.
- Душ, туалет – всё в твоём распоряжении, - напутствовал я его перед тем, как самому отпра-виться спать. – Если что-то понадобится, зови меня, не стесняйся.
- Хорошо, - ответил Лёнчик и прикрыл за собой дверь.
Сквозь сон я слышал, что он не сразу улёгся спать, а с кем-то разговаривает по скайпу. В голосе его были слышны гневные нотки, но он себя сдерживал, видимо, не хотел, чтобы я слышал. Я усмехнулся и зарылся головой в подушку. Мне и так не нравилось, что я оказался втянутым в какие-то непонятные игры, а тут ещё подслушивать чужие секреты… И в самом-то деле, сказал я себе, меньше знаешь – крепче спишь. И – заснул.

В тот день я абсолютно не выспался. Когда раздался тихий стук в дверь, я скосил глаз на часы и прикинул, что спал почти четыре часа, и в другое время этого вполне хватило бы, чтобы придти в себя, но сегодня был не тот случай. Хоть я и спал крепко, мне снились какие-то кошмары – взрывающиеся машины, люди, погибающие в огне, а я стоял в стороне и ничем не мог помочь.
- Слушай, - сказал Лёнчик, когда мы сели завтракать йогуртами, приготовленной на скорую руку яичницей и кофе, - я не люблю неопределённостей. Если ты работаешь на меня, пусть даже три дня, то я должен доверять тебе полностью. Ты же, в свою очередь, обязан выполнять всё, что прикажу, и не задавать вопросов. Я понятно выражаюсь?
Не знаю, ожидал ли он бурного протеста с моей стороны, но на восторг, ясное дело, не рассчи-тывал.
- Так вот, за те деньги, что тебе обещаны, я хочу получить то, на что рассчитываю. Некоторые мои поступки могут быть тебе непонятны, но я никому ничего не обязан объяснять. Если о чём-то прошу, то должен быть уверен, что всё будет выполнено на сто процентов.
Он отпил кофе из чашки и вопросительно посмотрел на меня.
- Те, которые погибли в машине, - спросил я, - они тоже выполнили твои поручения на сто процентов? И вариантов у них не было?
- Естественно, - Лёнчик нахмурился и отставил чашку в сторону. – А почему ты это спросил? Боишься разделить их судьбу?
- Лишь полные идиоты ничего не боятся…
Лёнчик щёлкнул зажигалкой, прикуривая первую утреннюю сигарету, и усмехнулся:
- Мне плевать на то, кто у меня в исполнителях – полный идиот или не очень. Я за него всё продумываю, а он должен сделать… Я, может, и резко выразился, зато так оно и есть. Все мы исполнители чьих-то приказов…
- Нет, ты скажи, тебе этих погибших в машине не жалко? Ведь они, по сути дела, прикрыли тебя и погибли…
- Какая разница, жалко мне или не жалко?! Они знали, на что шли… - Лёнчик встал из-за стола и потянулся. – Что теперь изменишь?.. Всё, хватит, закрыли тему! Надоело…
- Нет, ты ответь, - не отвязывался я от него, - у тебя даже сердечко не дрогнуло, когда ты смот-рел, как они горят?
- Слушай, отстань!.. - Он повернулся и пошёл к себе в комнату.
Некоторое время я молча сидел за столом, потом помыл посуду и включил телевизор, потому что в новостях обязательно расскажут о ночном происшествии на дороге. Как себя вести с Лёнчиком я уже не знал. Я сидел перед телевизором и, хоть о сгоревшей машине пока ничего не передавали, в глазах у меня по-прежнему стояла картина взрыва.
Наконец, из комнаты вышел Лёнчик, уже полностью одетый в свой джинсовый костюм и в синей зенитовской бейсболке, надвинутой на глаза.
- Поступим так. Ты меня сейчас отвезёшь в Тель-Авив, и потом свободен. Дальше я разберусь во всём сам. Вот твои деньги… - Он положил на журнальный столик несколько купюр и отвернулся.
- Забери деньги, - мрачно пробурчал я, - не нужны они мне!
- Вот как! – Лёнчик ухмыльнулся и сел в кресло напротив меня. – Ты думаешь, что я какая-то нелюдь, которая шагает по трупам, лишь бы достичь своей цели? Каин, убивший Авеля, да? Ошибаешься… А ты никогда не задумывался, что есть такие цели, ради которых не жалко жизнь отдать?
- Свою или чужую?
- И чужую!
- Что же это за цель такая? Просвети меня, Каин…
Лёнчик встал и ушёл в свою комнату. Через минуту он вернулся с ноутбуком и посмотрел на часы:
- Ты готов? Поехали!

Всю дорогу до Тель-Авива мы молчали. Даже музыка, которую я включил почти сразу после начала движения, не рассеивала гнетущей тишины в салоне.
- Так и будем дуться? – уже перед самым въездом в город спросил Лёнчик. – Если я тебе мало денег оставил, скажи, дам ещё…
- Не надо.
На одной из улиц Лёнчик тронул меня за рукав:
- Останови, здесь выйду. Дальше я сам…
Я остановил машину и, не выключая двигатель, принялся ждать, пока Лёнчик выйдет.
- Между прочим, - сказал он мне на прощанье, - если помнишь библейскую историю, то у убиенного Авеля наследников так и не осталось. Все мы – потомки ненавидимого тобой Каина. Вот так-то, брат мой Авель…